Творческий отчет
Учителя Ибрагимовой Людмилы Васильевны
(2015-2016 учебный год)
Ибрагимова Людмила Васильевна,
специалист высшего уровня первой квалификационной категории.
Образование высшее (Актюбинский педагогический институт; 1990 г.)
Специальность учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 25 лет
Стаж в данной школе 20 лет
Тема самообразования: развитие речемыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Актуальность выбора данной методической темы бесспорна, так как развитие речи школьников есть и будет наиболее значимой проблемой в решении образовательных задач. Учить говорить значит учить мыслить, а мыслить значит иметь индивидуальный личностный образ, иметь возможность осуществить жизненное самоопределение, иметь всестороннее развитие с акцентом на культуру речи и общение.
Используемые технологии: развитие критического мышления, личностно ориентированное обучение, игровые и информационные технологии.
Актуальность выбора инновационных технологий также не вызывает сомнения, так как этот выбор следует из цели моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего идти в ногу с НТП, сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Технология «Развитие критического мышления через чтение письмо» ориентируется на внутреннюю мотивацию учащегося и понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основанная на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом. Технология личностно ориентированного обучения направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося у них опыта жизнедеятельности и требует признать главной действующей фигурой всего образовательного процесса ученика, его самобытность, познавательные возможности, потребности и интересы. Игровые технологии имеют в своей основе игровое обучение (эдьютейнмент) как первичную школу воспроизводства реальных практических ситуаций с целью освоения, выработки необходимых человеческих качеств, навыков, развития способностей. Информационные технологии предполагают стимулирование познавательной деятельности школьников (создание презентаций по новому материалу, подготовка докладов и др.); глубокое понимание изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализацию учебного материала; повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для развития творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Важнейшими методами и приемами активизации на уроках русского языка и литературы являются нестандартные уроки: урок- исследование, урок- дискуссия, урок- суд, круглый стол урок- конкурс, урок- посвящение урок - КВН. Уроки различных жанров устраняют однообразие стиля уроков, дети на них работают с удовольствием, проявляют активность. Также используются пересказ прочитанного, устное рисование, реклама прочитанной книги, нарисовать обложку книги, написать плакат, проведение вернисажа иллюстраций изучаемого произведения, интервью у писателя, подбор эпиграфа к тому или иному произведению.
Активизация мыслительной деятельности не может быть решена без включения в обучение заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность ребят.
В последнее время применяются нетрадиционные формы обучения и на уроках русского языка, т.к. они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает. Применяется такое выполнение заданий:
1)выполнение их без непосредственного участия учителя (проблемные задачи ) или с частичной «подсказкой» с его стороны (задания частично- поискового характера);
2)открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых знаний, или новых способов добывания новых знаний.
В повседневной практике используются различные методы: словесный, словесно-наглядный (заочные экскурсии), словарный (при формировании новых понятий), наглядный (альбомы, иллюстрации, электронные наглядности).Чтобы возбудить интерес к предмету необходим мотив для действий, потребность получить новые знания на данном уроке, т. е. необходимо создать положительные эмоции. Это может быть игра, прослушивание отрывка из произведения или стихотворения в целом в исполнении мастеров художественного слова, привлечение музыкальных произведений; дискуссия, интрига (стихи, афиша, афоризмы, письмо или телеграмма, страница газеты, интервью, лингвоанализ), для которого подбираются тексты с интересной для детей информацией или содержащие проблемный вопрос.
Активировать речь и мыслительную деятельность учащихся помогают упражнения, в которых нужно переставить части переписываемого текста или другая их группировка, дописывание фраз, постановка вопросов, сокращение текста; ответы на вопросы, пересказ лингвистического текста, определение роли языковых средств в передаче содержания, в композиционном членении текста и т.п.
Для организации процесса, активизирующего речь и мыслительную деятельность учащихся, используются различные методы:
обучающие - объяснение, рассказ, беседа, лекция, чтение текста;
инструктивно – репродуктивные - упражнения, вопросы, различного вида диктанты, кроссворды;
методы проблемного обучения - эвристическая беседа, лекция, конкурс эрудитов.
В качестве способов измерения результатов обучения применяется метод письменного контроля : реферат, доклад, кроссворд, ответы на вопросы, тестирование, сочинение, диктант, срезовые контрольные работы, устный опрос, викторина, побуждающая к повторению пройденного материала, чтению дополнительной литературы, закреплению знаний учащихся.
Из опыта работы знаю, что учащиеся лучше воспринимают и запоминают те уроки, где они непосредственно включаются в активную деятельность, доступную им, приносящую радость познания, чувство удовлетворения успехом.
Что учителю из запланированного удалось выполнить согласно теме самообразования за учебный год? Что не удалось?
Вся работа, запланированная в данном учебном году по методической теме, была выполнена в полном объеме в соответствии с разделами плана самообразования: повышение педагогической квалификации и совершенствование профессиональной и теоретической подготовки. В данном учебном году с учащейся было традиционно запланировано участие в дистанционных олимпиадах республиканского и международного уровня. Однако участие было невозможным по финансовым причинам. Это единственное, что не удалось выполнить согласно намеченному по теме самообразования.
Какие недостатки учитель увидел в своей работе?
На сегодняшний день такая проблема как мотивация в обучении стоит перед каждым учителем. Невозможность создать ее я считаю недостатком работы. В своем случае я имею в виду мотивацию в изучении литературы. Современные учащиеся не испытывают особого желания читать, и мне как учителю словесности несмотря на все мои усилия и старания не удается в той мере, какой хотелось бы, вызвать потребность читать, пробудить интерес к книге, к художественному слову.
С какими трудностями учитель столкнулся в этом учебном году?
Одной из существенных трудностей в работе можно считать очень слабый контингент учащихся. В классах очень много слабоуспевающих детей, есть дети с отставанием в интеллектуальном развитии, дети из неблагополучных семей, где нет качественного воспитания и контроля. Трудностью также можно считать ведение непомерного количества документов, что отнимает драгоценное время, предназначенное для обучения и воспитания.
Над какой инновационной технологией планируете работать в следующем учебном году?
В данном учебном году было намечено изучение и внедрение стратегий новых педагогических технологий: развитие критического мышления, личностно ориентированного обучения, игровых и информационных технологий. В следующем учебном году работа над стратегиями данных технологий остается актуальной. Планируется дальнейшее их изучение с целью более широкого применения, а также изучение и применение стратегий технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, технологии проведения учебных дискуссий, проектной технологии.