СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий подход к организации урочной и внеурочной деятельности преподавателя – эффективное средство повышения мотивации студентов к изучению литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье автор рассматриваетэффективные инструменты воздействия на позитивные эстетическме чувства будущих специалистов и повышение их мотивации к изучению предмета в процессе организации уроков литературы и внеурочной деятельности по предмету

Просмотр содержимого документа
«Творческий подход к организации урочной и внеурочной деятельности преподавателя – эффективное средство повышения мотивации студентов к изучению литературы»

Цыбульник Л.М.,

преподаватель русского языка и литературы

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические чувства будущих специалистов и повышение их мотивации к изучению предмета в процессе организации уроков литературы и внеурочной деятельности по предмету в Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий.

Не один десяток лет преподаватели-словесники учреждений среднего профессионального образования работают над проблемой, как вернуть вчерашнего школьника, нынешнего студента, будущего специалиста, в мир высоких идеалов, которые и утверждает литература, за непродолжительный период обучения. Поэтому, приступая к планированию вводных уроков по литературе, приходится обращаться к разным источникам информации: иллюстрациям, портретной галерее писателей, видеофильмам, заочным путешествиям по местам литературных героев. Но это, пожалуй, только незначительный фон к позитивному восприятию словесного материала. Оказывать положительные воздействия на эстетические чувства студентов и прививать им нравственные качества стоит, прежде всего, на произведениях классической литературы. Неслучайно автор учебника литературы Ю. В. Лебедев полагает, что «классика – это не развлечение, а напряженный труд, она зовет человека вперед». [4; С.3].

В раннем возрасте произведения классиков привлекают юного читателя запоминающимся сюжетом, заставляющим неустанно следить за событиями, портретной характеристикой героев, их поступками, давать им оценку, переживать за судьбу героя, выражать свои эмоции.

Однако аудитория современных подростков, мало читающих, проводящих многие часы свободного времени в интернете, требует от преподавателя-словесника поиска других инструментов воздействия на сознание молодых людей. И таковыми являются произведения, в которых явно прослеживается писательское обращение к читателю, неважно, в какое время написанное. Этот прием сближает писателя с читателем, словно стирает временные рамки. И в первом ряду будет уже ранее известный студентам сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». В ряде рассказов писатель, словно ведет за собой читателя, неоднократно уважительно обращаясь: «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной… Я имел честь представить вам, благосклонные читатели, …Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия». Такие моменты, как правило, запоминаются

Следует обращать внимание и на календарные даты, связанные с жизнью и творчеством писателей. Умелое вплетение их в канву современного урока, требуют серьезной подготовки и тщательной разработки. Несомненно, одной из самых значимых дат в истории русской литературы является день открытия Царскосельского лицея – 19 октября. Эта дата связана с именем великого русского поэта А. С. Пушкина, и говорить о ней обыденно, когда многое воспитанникам уже известно, нельзя. Поэтому преподавателю приходится продумывать цель многоэтапной совместной деятельности, которая имеет следующую структуру:

  • Предподготовительный (эмоциональный) этап, когда преподаватель, используя богатый опыт и знания, рассказывает малоизвестные страницы биографии будущего поэта и его сверстников блистательного первого набора и видит отклик в глазах и душах воспитанников узнать ранее неизвестное и поделиться этим с другими;

  • Организационный этап, когда (по желанию участников или по просьбе преподавателя) определяется творческая группа, и разрабатываются шаги творческого взаимодействия, форма проведения мероприятия (может быть подсказана преподавателем);

  • Подготовительный этап, когда совместно подбирается материал, определяется степень участия воспитанников, распределяются роли;

  • Репетиционный этап, когда расставляются акценты в подготовленном материале (стихотворении, эпизоде театрального действа, прозаическом монологе (рассказе о жизни лицеистов, их блистательных учителях и воспитателях), подбор необходимого реквизита;

  • Завершающий этап – день проведения мероприятия (оформление тематической выставки и места проведения, мультимедийного сопровождения);

  • Мониторинговый этап – когда преподаватель вместе с воспитанниками и приглашенными дает общую оценку итогового взаимодействия.



Преподавателю, работающему в нескольких группах по одной и той же программе, целесообразно провести такой урок или внеурочное мероприятие одновременно, (в данном случае в трех группах). Подобного рода прием способствует сближению еще не знакомых друг с другом студентов, возможности расширить поле деятельности (не все студенты одной группы в силу неоднородности уровня подготовки склонны быть участниками, привлечь к себе внимание сидящих рядом). Необходимо на первых порах продумывать меры стимулирования интереса студентов к подобного рода формам совместной деятельности: одобрение и похвала участника преподавателем в присутствии однокурсников за преодоление собственной психологического барьера, высокая оценка по теме.

Проведение урока литературы или внеурочного мероприятия в формате «Литературной гостиной», рассматриваемого в данной статье, в нестандартной обстановке, с использованием элементов костюмов для воссоздания эпохи, импровизированной, иллюстрированной выставки, мультимедийного сопровождения, в атмосфере преодоления себя каждым из его участников позволяет преподавателю не только достичь заявленной цели, но и вселить уверенность и в тех, кто в силу индивидуальных особенностей не рискнул прочитать стихотворение или поделиться новыми знаниями, толерантно относиться к сокурсникам, тем самым повысить мотивацию всех обучающихся к изучению предмета.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 544 с. (Серия «Психологи отечества»)

  2. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.

  3. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / Андреев В. И. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.

  4. Лебедев, Ю. В. Литература: 10 кл.: Метод. Советы: пособие для учителя / Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 153 с.