СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий подход при изучении словарных слов в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполняя  упражнения творческого характера,  дети неоднократно читают и проговаривают словарные слова орфографически, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую и речедвигательную память

Просмотр содержимого документа
«Творческий подход при изучении словарных слов в начальной школе.»

Тема выступления: «Творческий подход при изучении словарных слов в начальной школе.»

«Лучше усваиваются те знания,

которые поглощаются с аппетитом».

Анатоль Франс

Цель творческих упражнений – создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала. При помощи творческих упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством творческих упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

К творческим видам работы на уроках русского языка традиционно относятся изложения, устные и письменные сочинения, творческие диктанты, работа с деформированным текстом и т.д. Творческие задания можно использовать на разных этапах урока, в том числе и при работе со словарными словами. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Приведу примеры некоторых творческих заданий.

Игра «Догадайся, что за слово».




о


о



о


о




о


о




о


о




о


о



Ворона, облако, машина, сорока, солома, горох,

корова, урожай, соловей.





- Прочитайте слова. Догадайтесь, какие из них живут в домике.

- Весь ли домик заселили? Какое ещё слово может жить в домике? (молоко)

Игра «Поиск общего».
-
Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Составьте предложение.

карандаш и тетрадь

молоко и компот

газета и календарь

самолёт и машина

Большой интерес вызывает у детей игра «Придумай мультфильм».

Детям даны 2 словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова к последнему, а затем попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.

Со словами «ворона» и «молоко» учащиеся придумали такие варианты:

1)Ворона - учитель – пальто – вдруг – ученик – воробей – молоко.

Жила-была в лесу ворона. Она была учителем в лесной школе. Как-то раз стала ворона надевать своё пальто. Вдруг из кармана выпорхнул её ученик воробей. Он замёрз и грелся в кармане. Напоила его ворона горячим молоком.

2)Ворона – берёза – корова - молоко.

Сидит ворона на берёзе. Рядом пасётся корова. Сидит ворона и думает: «А вкусное даёт корова молоко?»

3)Ворона - берёза - девочка комната - тетрадь – собака – молоко.

Сидела ворона на берёзе около дома. Девочка открыла форточку и вышла из комнаты. Влетела любопытная ворона в комнату и села на стол. На столе стоял стакан, и лежала тетрадь. Тут залаяла собака. Ворона испугалась и опрокинула стакан. Стала тетрадь плавать в молоке.

Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Материал для проведения творческих диктантов усложняется постепенно. Сначала учащимся даются слова для составления отдельных предложений:

Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело.

Урок, язык, начинается, русского.

Дети восстанавливают предложения и записывают их в тетрадь. Предложения зачитываются, разбирается правильность их построения. Учащиеся самостоятельно выбирают лучшие варианты, обосновывая свой выбор. Далее предлагается составить и записать своё предложение со словарными словами. В результате получится такой текст:

Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского языка. Все ученики пишут в тетрадях.

На следующем этапе даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединённых общим сюжетом. Работа строится по такому же принципу.

Творческий диктант по данному началу – это интересный для учащихся вид работы. Учитель диктует начало текста, далее дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова:

Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили её водой. Ночью был сильный мороз.

Дети продолжили текст следующим образом:

1 вариант: …К утру вода превратилась в лёд. Вечером девочки и мальчики взяли коньки и пошли кататься. Весело на катке!

2 вариант: …Вода замёрзла. Хороший каток получился. Мальчики взяли коньки, клюшки и шайбу и стали играть в хоккей.

Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения правописания словарных слов.

Выполняя предложенные упражнения творческого характера, дети неоднократно читают и проговаривают словарные слова орфографически, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую и речедвигательную память. Это происходит непроизвольно на положительном эмоциональном фоне.

Можно привести ещё много примеров творческих заданий со словарными словами. Это очень интересная тема для поиска и фантазии учителя.