Тема выступления: «Творческий подход при изучении словарных слов в начальной школе.»
«Лучше усваиваются те знания,
которые поглощаются с аппетитом».
Анатоль Франс
Цель творческих упражнений – создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала. При помощи творческих упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством творческих упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
К творческим видам работы на уроках русского языка традиционно относятся изложения, устные и письменные сочинения, творческие диктанты, работа с деформированным текстом и т.д. Творческие задания можно использовать на разных этапах урока, в том числе и при работе со словарными словами. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Приведу примеры некоторых творческих заданий.
Игра «Догадайся, что за слово».
Ворона, облако, машина, сорока, солома, горох, корова, урожай, соловей.
- Прочитайте слова. Догадайтесь, какие из них живут в домике.
- Весь ли домик заселили? Какое ещё слово может жить в домике? (молоко)
Игра «Поиск общего».
- Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Составьте предложение.
карандаш и тетрадь
молоко и компот
газета и календарь
самолёт и машина
Большой интерес вызывает у детей игра «Придумай мультфильм».
Детям даны 2 словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова к последнему, а затем попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.
Со словами «ворона» и «молоко» учащиеся придумали такие варианты:
1)Ворона - учитель – пальто – вдруг – ученик – воробей – молоко.
Жила-была в лесу ворона. Она была учителем в лесной школе. Как-то раз стала ворона надевать своё пальто. Вдруг из кармана выпорхнул её ученик воробей. Он замёрз и грелся в кармане. Напоила его ворона горячим молоком.
2)Ворона – берёза – корова - молоко.
Сидит ворона на берёзе. Рядом пасётся корова. Сидит ворона и думает: «А вкусное даёт корова молоко?»
3)Ворона - берёза - девочка – комната - тетрадь – собака – молоко.
Сидела ворона на берёзе около дома. Девочка открыла форточку и вышла из комнаты. Влетела любопытная ворона в комнату и села на стол. На столе стоял стакан, и лежала тетрадь. Тут залаяла собака. Ворона испугалась и опрокинула стакан. Стала тетрадь плавать в молоке.
Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Материал для проведения творческих диктантов усложняется постепенно. Сначала учащимся даются слова для составления отдельных предложений:
Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело.
Урок, язык, начинается, русского.
Дети восстанавливают предложения и записывают их в тетрадь. Предложения зачитываются, разбирается правильность их построения. Учащиеся самостоятельно выбирают лучшие варианты, обосновывая свой выбор. Далее предлагается составить и записать своё предложение со словарными словами. В результате получится такой текст:
Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского языка. Все ученики пишут в тетрадях.
На следующем этапе даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединённых общим сюжетом. Работа строится по такому же принципу.
Творческий диктант по данному началу – это интересный для учащихся вид работы. Учитель диктует начало текста, далее дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова:
Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили её водой. Ночью был сильный мороз.
Дети продолжили текст следующим образом:
1 вариант: …К утру вода превратилась в лёд. Вечером девочки и мальчики взяли коньки и пошли кататься. Весело на катке!
2 вариант: …Вода замёрзла. Хороший каток получился. Мальчики взяли коньки, клюшки и шайбу и стали играть в хоккей.
Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения правописания словарных слов.
Выполняя предложенные упражнения творческого характера, дети неоднократно читают и проговаривают словарные слова орфографически, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую и речедвигательную память. Это происходит непроизвольно на положительном эмоциональном фоне.
Можно привести ещё много примеров творческих заданий со словарными словами. Это очень интересная тема для поиска и фантазии учителя.