МКОУ «СОШ №1 п. Пристень»
Пристенский район Курской области
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Деревенская тряпичная кукла»
Выполнила: У. Марина
обучающаяся 9А класса
Руководитель: Шаталова Наталья Юрьевна
2016
Цель проекта:
1. Оценить свои возможности в проектной деятельности;
2. Изучить историю возникновения тряпичной куклы;
3. Разработать и выполнить проект;
4. Изготовить по проекту тряпичную куклу;
5. Оценить проделанную работу.
Последовательность выполнения проекта:
1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
2. Изучить историю возникновения тряпичной куклы.
3. Набор первоначальных идей.
4. Проработка одной лучшей идеи:
- Требования к изделию;
- Описать ее внешний вид;
- Выбор материалов;
- Выбор инструментов и приспособлений.
5. Изготовление изделия:
- Составить технологическую последовательность изготовления изделия и выполнить его;
- Экономическое обоснование;
6. Заключение:
- Самооценка изделия, соответствует ли оно критериям;
- Оценка своей деятельности во время проектирования.
7. Защита проекта.
8. Библиографический список.
Опорная схема
Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить опорную схему размышлений, в которой отразить основные его составляющие.
Технология изготовления
Оценка
Потребность, проблема
Модель
Экономическое обоснование
Изделие
Материалы и инструменты, приспособления
Экологическое обоснование
История возникновения
1. Определение потребности и обоснование выбора темы
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом.
На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами.
В последнее время увеличился интерес к народной тряпичной игрушке. Мне тоже стало очень интересно узнать историю возникновения куклы и как ее можно изготовить. Ведь сколько радости близким и знакомым может принести кукла, выполненная своими руками.
Скоро будет самый любимый праздник Новый год. Всем своим родным хочется сделать такой подарок, который бы заинтересовал и долго радовал их, мне захотелось сделать его своими руками.
Мне предстоит сделать деревенскую тряпичную куклу.
2. История возникновения тряпичной куклы
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.
Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда
обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно
хороши, и она делала их на заказ. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в неё злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин.
Кукла – берегиня охраняла от темных сил, ссор и болезней. Кукла – берегиня с младенцем является символом продолжения рода.
Кукла – барыня символизирует женскую судьбу. Чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Кукла «Параскева» - покровительница женских ремесел, так как женщина в русских селениях умела ткать, прясть, вышивать и шить. Поэтому она изображалась многорукой.
Обрядовая кукла (ритуальная) - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки.Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.
Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Эта кукла выполнялась дочерью для матери во время сенокоса. Руки куклы обматывались нитями, чтобы защитить руки матери от повреждений. Эту куклу закладывали под стог при метании сена. Зимой, когда разбирали стог, тот, кто первым находил куклу – был счастливым.
Простая на внешний вид куколка - Зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
Игровые куклы Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
3.Набор первоначальных идей
Кукла- колокольчик
Зернушка (Крупенечка)


Тряпичная кукла


«Покосница»
Кукла - барыня
4. Проработка одной лучшей идеи
1.Для подарка я выбрала модель № 3 . Эта кукла под названием Зернушка или Крупенечка;
2. По моему мнению, этот вариант лучше подходит в качестве подарка для моей семьи;
3.Наиболее интересна по своему исполнению и у нее интересная история;
4.Расход материалов минимальный;
5. Не представляет опасности для окружающих;
6.Экологически чистый материал.
7. Вызывает положительные эмоции.
Просмотрев различные картинки и схемы, я остановилась на своем решении.
Выбор материала
В качестве материала для изготовления этой модели нам понадобится ткань х/б (белого цвета, с рисунком), льняная ткань, капрон, синтепон.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений
1.Нитки и игла;
2. Ножницы;
Нитки должны быть прочными.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость.
Соблюдать технику безопасности.
По окончании работы все инструменты следует убирать.
5. Изготовление изделия.
Технологическая последовательность изготовления тряпичной куклы
1. Сшить мешочек из капроновой ткани;
2. Наполнить мешочек синтепоном;
3. Верхнюю часть мешочка стянуть ниткой;
4. Перевязать столбик, образуя шейку;
5. Формируем юбку: привязываем лоскуток изнаночной стороной наружу по линии шеи;
6. Выворачиваем на лицевую сторону;
7.Вышиваем на лоскутке узор крестообразным швом;
8.Пришиваем юбку;
9. Подвязываем на голову платок из вышитой ткани.
Экономический расчет
Подарок получился недорогим. Его стоимость 20 руб.
№ | Материалы | Кол-во | Цена |
1. | Ткань х/б белого цвета | 200 х 200 мм | - |
2. | Ткань капрон | 100 х 100 мм | - |
3. | Нитки вышивальные | | 50руб |
4. | Синтепон | 100 г | - |
| Итого | | 50 руб. |
Затраты: 50 рублей
Затраченное время: 6 часов
6. Заключение.
Оценка проделанной работы
Я записала положительные и отрицательные моменты выполнения творческого проекта в виде таблицы. Для этого я ответила на следующие вопросы:
1. Насколько трудно мне было работать над проектом, что мешало мне в работе и что помогало?
2. Качественно ли изготовлено изделие, то есть, правильно ли выполнены все элементы тряпичной куклы.
3. Понравилось ли мне выполнять творческий проект и почему?
4. Хочется ли мне разработать и изготовить более сложную куклу?
Положительные оценки | Отрицательные оценки |
Легко работать над этим проектом | |
Узнала много нового о тряпичных куклах |
Изделие изготовлено правильно, аккуратно | |
Очень понравилось работать над проектом | |
Хочется выполнить тряпичную куклу более сложную | |
Я считаю, что мое изделия полностью соответствует по всем разработанным критериям и очень легко в изготовлении.
Защита проекта
Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, варианты, эскиз самого изделия и готовое изделие.
7. Библиографический список
1.Л.М. Широкова «Народные игрушки»,- М «Рассвет»,2004 г.
2. Интернет-ресурсы