16
Творческий проект по технологии
«Кукла из ткани»

2011-2012 учебный год
Введение
Тема работы «Кукла из ткани». Недавно смотрела по телевизору старый фильм и увидела маленькую девочку, которая играла куклой из ткани. Мне стало интересно узнать все об этих куклах, как их делали, из чего, и что они обозначали. Также я хочу научиться делать такую куклу своими руками.
Перед выполнение проекта я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: научиться технике изготовления куклы из ткани и изготовить какую-нибудь из кукол.
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения куклы из ткани.
Изучить технику изготовления кукол из ткани.
Изготовить самостоятельно куклу из ткани.
Проекты классифицируются:
-по количеству
-по времени
-по направленности.
Данный проект индивидуальный, кратковременный, практический.
Для выполнения этого проекта я использовала следующие методы: изучение и практическая часть.
В работе над проектом я использовала книги, в которых содержится богатый иллюстрированный материал по истории возникновения и технике изготовления различных кукол из ткани. Особенно мне помогла книга «Русская тряпичная кукла» Галина и Мария Дайн. Культура. Традиция. Технология, а также «Русские обряды и традиции. Народная кукла» И.Н. Котова, А.С. Котова.
Материал можно использовать на уроках технологии, МХК, на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества.
Из истории
В
се девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - ж
енское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Тряпичные куклы, выполнены в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
она была участницей многих праздников и обрядов;
являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
была оберегом;
в
игре ребенок приобщался к культуре своего народа, в нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
Кукол преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут: «Чтобы дети были у вас хорошие да много». Ею играли дети в каждой семье, особенно деревенской; в их избах их было до сотни. Таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой – и вот простейшая кукла готова. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани – выглядели они как настоящая одежда. Часто кукольные наряды и головные уборы были этнографически точны. Кукле обязательно пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Но почему же, однако, при всем тщательном исполнении одежды, куклы оставались безликими?
«Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более.
С
читалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала 20-го века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках и берегли на игрушки. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из новых лоскутов, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. Игрушки дарили родным и близким, скрепляя родовые узы.
Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.
В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой, из туго набитой прямоугольной подушечки с пришитыми к ней трубочками – ручками и ножками. Наряжали ее исключительно в клетчатые одежды: поневу, передник, платок.
В Смоленском уезде можно было встретить тряпичную куклу, голова и туловище которой были набиты песком или опилками.
В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы. В них выдерживались пропорции фигур человека (с руками, ногами, а позже – лицом). Это были куклы-образы: парень, барыня, царица.
Т
радиционно по назначению такие куклы делятся на три группы:
игровые
обрядовые
обереги.
С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.
По технологии изготовления куклы делятся на:
Подробнее рассмотрим несколько разновидностей кукол, их, на самом деле, десятки, если даже не сотни.
В
епсская кукла и кукла Бессонница похожи по изготовлению. Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «Вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не рвалась, портилась - это «Вепсская кукла». Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой.
Рождественский ангел - традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу, батист и другие нарядные ткани. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.
К
укла Дева-баба. В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой. Эта оригинальная кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. В народе ее называют «вертушка», «перевертыш», «девка-баба», «девушка-женщина». Прежде дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской, а современным детям это надо объяснять и показывать. Кукла «перевертыш» может послужить хорошим пособием для этого, так как не требует тщательной проработки деталей, а нуждается в самой общей характеристике: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).
К
укла – Куватка. Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался «Куватку» вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки. Для изготовления куклы используют лоскуты яркой разноцветной ткани и надёрганные из них нити. Вот такой простой способ изготовления куклы можно использовать для шитья множества простых куколок для игры ребенка. Это могут быть и женщины и мужчины и дети разного пола. Основа делается из белой ткани и сверху оформляется «одеждой» - тканью другого цвета. По этому принципу можно изготавливать различные подарки – ангелы и просто маленькие куколки и куколки как символ весны – сворачиваете вместе с ребенком маленькую куколку из цветной ткани и дарите всем детишкам, приш
едшим на праздник.
К
укла «День-Ночь». «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию. Этих кукол очень легко сделать своими руками. Для этого понадобятся только два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, ветошь, синие и белые нитки. Обязательное замечание: этим куклам, как и всем традиционным, не рисуют лиц.
Кукла Кубышка-Травница. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному. В основе куклы - закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется травой. К рукам куклы тоже привязываются два небольших мешочка с травой. Куклу наряжают, и она долго радует жителей дома запахом луговых трав и красивым нарядом.
Кукла Свадебная (одноручка). Символ единения мужчины и женщины после свадьбы. Дарится молодожёнам на свадьбу. Общая рука куклы является символом того, что отныне супружеской паре предстоит вместе идти по жизни, все дела у них становятся общими. Такие куклы бытовали в Тульской губернии, их дарили на свадьбу. Ситец должен быть однотонного цвета (можно белого), а нитки – контрастирующего с тканью (к белой ткани лучше взять красные нитки). Также пригодятся тюль или кружево.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.
«
Купавки» с ленточками на руках – те «жили» всего один день. Делали их в дни начала купания на праздники Аграфены Купальницы и Ивана Купалы (6 и 7 июля по новому стилю), чтобы сплавить по воде. Считалось, что вместе с куклой уплывут от людей и недуги, и несчастья.
Так много разных кукол! Сложно выбрать ту, которую хотелось бы изготовить – все интересные, каждая по своему, да, и, значение у каждой свое. Кубышка-травница – шикарная кукла, но проблема с травами (нет сухих трав), попробую изготовить ее летом. Кукла дева-баба – ну, наверное, сложно с нее начинать учиться. Пожалуй, попробую с ангелочка – такая нежная куколка. Вепсская кукла тоже шикарная барышня, попробую и ее изготовить.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.
Для изготовления кукол я использую хлопчатобумажную ткань белую, различных расцветок, вату, тесьму, нитки.
Итак, приступим. Начнем с Вепсской куклы.
В
епсская кукла (кукла капустка, или рванка)
Техника изготовления:
Лоскут отбелённой ткани размером 15х15см. перегибаю по диагонали.
В центре лоскута закладываю вату. Вату обтягиваю в центре лоскута и закрепляю нитью. Длинный конец нити несколько раз обтягиваю по ткани лоскута вплотную вокруг ваты. Концы связываю двойным узлом.

Диагональ лоскута накладываю друг на друга. На одном из концов диагонали делаю подгиб ткани. Кончик лоскута примерно 1-1,5см. длинной подгибаю внутрь диагональ. Края ткани скручиваю внутри под диагональ, и в 0,5-1см от края конца платка закрепляю несколькими плотными витками нити (ручка).
Концы нити связываю двойным стежком. Второй конец диагонали оформляю так же, расправив связанные концы в стороны. Лоскут перетягиваю нитью.
Второй лоскут цветного ситца размером 10х10см складываю по диагонали. В сложенный лоскут на диагональ вкладываю вату. Вату обтягиваю и закрепляю нитью (получаю грудь). Этой же нитью грудь прикрепляю к первой детали, чуть сместив его от середины. Из другого лоскута такого же размера изготавливаю такую же деталь и закрепляю нитью на кукле симметрично предыдущей.

Лоскут размером 5х10см (фартук) прикрепляю под грудью ниткой, отгибаю.
Работу над куклой завершаю подвязыванием косынки и платка. Сначала полоской кружева обтягиваю верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест-накрест вывожу на затылок и закрепляю. Лоскут цветной ткани размером 10х10см складываю пополам по диагонали. Платок повязываю на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка закрепляю двойным узлом сзади.
Кукла готова! Приступаю к изготовлению следующей куклы.
Рождественский ангел.
Д
ля изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер где-то 20смх20см. Но в принципе можно использовать размер больше или меньше. Так как квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.
Замечательна эта кукла простотой, быстротой, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична.


Техника изготовления:
В центр квадрата ткани выкладываю вату для набивки головы. Квадрат ткани складываю по диагонали, формируется голова.
Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками. Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья», а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» на груди и спине.
На голове куклы крепится нитка — повязка.
Куклы готовы! Такие хорошенькие! Я получила бурю положительных эмоций, какое - то душевное спокойствие. Считаю, что и сейчас было бы полезно играть детям в такие куклы, ну, и, конечно же, делать их своими руками.
Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Решившись попробовать смастерить куклу из ткани, нужно помнить об одном: очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении, и не только закрутку, но и любую куколку. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.
Используемая литература
Русская тряпичная кукла. Галина и Мария Дайн. Культура. Традиция. Технология. Издательство «Культура и традиция». 2007
Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова. Издательство «Парк-тет», 2003
ru/wikipedia.org
http://www.library.ru