Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Кошелихинская основная школа»
городского округа город Первомайск
Нижегородской области
Муниципальный этап областного конкурса проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней»
Номинация: «Авторское изделие»
«Котофей Иванович»
Работу выполнила ученица 8 класса Селеверстова Мария, 3 возрастная группа.
Руководитель проекта:
Костина Ольга Александровна
с.Кошелиха
2017 г.
Оглавление
1. Введение
1.1. Актуальность выбранной темы...........................................................3
1.2. Цели и задачи проекта..........................................................................4
1.3. Историческая справка...........................................................................5
2. Основная часть
2.1. План организации проектной деятельности.......................................8
2.2. Анализ и синтез идей............................................................................9
2.3. Выбор материалов, инструментов и оборудования...........................10
2.4. Технология изготовления изделия.......................................................12
2.5. Внешний вид изделия............................................................................14
2.6. Охрана труда...........................................................................................15
3. Заключение
3.1. Экономическое обоснование.................................................................16
3. 2. Экологическое обоснование.................................................................17
3.3. Проект рекламы......................................................................................18
3. 4. Оценка и самооценка проделанной работы........................................19
4. Используемая литература.............................................................................21
1.1. Актуальность выбранной темы.
У меня есть старшая сестра Анечка, которая недавно купила квартиру и передо мной встала проблема: «Что подарить ей на новоселье?» В жизни и в своих делах я стараюсь придерживаться творческого подхода ко всему, чем бы ни занималась. Поэтому для решения проблемы подарка я должна сделать что – то своими руками! Сестре будет приятно! Я долго думала, что именно сделать. Смотрела в интернете, в книгах и журналах по рукоделию, а мама всё говорила, что время идёт, и я ничего не успею. Надо было срочно решить, на чём остановить свой выбор. Из чего делать, как делать и как это будет выглядеть. И тут мне на глаза в сети internet попались поделки, выполненные в чулочной технике. Внимательно просмотрев множество мастер-классов, я решила, что подарок я сделаю в этой технике. Мы с сестрой всегда были очень дружны. Когда я была совсем маленькой, сестра сшила мне смешную тряпичную куклу, с которой я очень любила играть. Мне в голову пришла идея – я тоже сошью своей сестре мягкую игрушку в чулочной технике с использованием джинсовой ткани – это будет тёплым напоминанием ей о нашем детстве.
1.2. Цели и задачи проекта.
Цель:
Задачи:
Собрать информацию об истории мягких игрушек;
Систематизировать знания по технологии приготовления игрушек;
Совершенствовать навыки работы с иглой;
Разработать порядок приготовления изделия;
Качественное и аккуратное приготовление изделия;
Соблюдение техники безопасности;
Выполнить проектную документацию;
Оценить проделанную работу;
Защитить проект.
1.3. Историческая справка.
Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные археологами.
Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до н.э. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть.
Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек – трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики.
В Древней Греции и Древнем Риме новорождённым дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов.
Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35 – 12 тыс. лет до н.э.. поражает мастерство скульпторов каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.
Куклы тоже ведут своё летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.
Девушки Древней Греции и Рима хранили кукол до замужества, а после приносили их в дар богине Афродите и Венере. Но присутствовали и игровые куклы. В основном, их делали подвижными из глины и дерева. В то время уже существовали куклы – марионетки.
Жизненный путь игрушек в средневековье не известен. Первые сведения уже относятся к эпохе возрождения. Даже современное название «игрушки» возникло только после 1523 года во Франции.
В XVI веке возникло ремесло по изготовлению кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, так как эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери – забавлялись. Аристократическая игрушка до конца XIX века сохраняет декоративно-прикладной характер.
Только в XIX веке образовался "Синдикат французских фабрикантов игрушек". С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности.
Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов, а соответственно и прибыль. Производство игрушек становится наиболее разнообразным при использовании теста из дешевой ржаной муки.
Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье – маше.
Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки - это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке.
В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки и возник бум на плюшевых медведей.
Мягкая игрушка популярна и в XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются «покемонами», «барби», черепашками-ниндзя и другими кумирами детства.
Тяга к куклам, изготовленным вручную, осталась у людей и в XXI веке. Собственную авторскую куклу может изготовить любой желающий, и не только из ткани. Модной тенденцией сегодня является изготовление кукол из капроновых колготок, чулок или носков. Капрон по своим свойствам оказался более податливым, эластичным и прочным материалом для шитья кукол, чем другие ткани. Его можно подвергать многократным изгибам, сложной деформации - он не потеряет своей формы. Несколько десятилетий назад появилась техника изготовления самодельных цветов из капрона и проволоки. А вслед за этим народные умельцы освоили технику изготовления чулочных кукол. Во многом этому способствовало появление на рынке легкого, объемного (напоминающего вату), но в то же время упругого искусственного материала – синтепона. Он стал недорогой основой для всех частей тельца будущей куклы. Остальная работа основана на личной фантазии мастера: при помощи закладывания складок и изгибов на синтепоне он может сделать кукле нос любой формы, маленькие или большие губы, высокий или низкий лоб, оформить ямочки на щечках либо заложить носогубные морщины, чтобы придать игрушке возраста. Синтепон и капрон оказались настолько благодарными в работе материалами, что освоить технику изготовления кукол и создавать неповторимые и оригинальные игрушки может любой человек.
2. 1. План организации проектной деятельности.

2.2. Анализ и синтез идей.
Критерии выбора:
Игрушка должна быть оригинальной;
Изделие должно быть выполнено качественно;
Технология изготовления не должна быть сложной;
Себестоимость изделия должна быть невысокой;
Небольшой расход материалов;
Гармоничное сочетание цветов;
Игрушка должна получиться эстетически привлекательной;
Экологическая безопасность;
Игрушка должна содействовать созданию уюта в квартире.
Вариативность идей:
Сначала я хотела сделать домового. Он очень милый. Его можно поставить куда – нибудь: на диван или же повесить на шторы / гардины.
Потом я подумала о декоративной мышке. Которая также станет хорошим украшением интерьера.
3. Но потом я решила сделать кота
2.3. Выбор материалов, инструментов и оборудования.
Наименование | Изображение |
Нитки |  |
Иголки |  |
Ткань джинсовая |  |
Калготки капроновые |  |
Шерстяные нитки |  |
Клеевой пистолет и клей |  |
Румяна |  |
Гелиевая ручка(чёрная) |  |
Ножницы |  |
Синтепон |  |
2.4. Технология изготовления изделия.
№ | Выполняемая операция | Графическое изображение | Инструменты и материалы |
1. | На ткани выкраиваем детали (туловище и ноги), а затем сшиваем заготовки | | Ткань, карандаш, ткань джинсовая, нитки |
2. | Выворачиваем заготовки и набиваем синтепоном | | синтепон |
3. | К тельцу мальчика и девочки пришиваем ножки и ручки | | Набитые синтепоном заготовки, нитки, игла |
4. | изготавливаем голову: капрон набиваем синтепоном, выполняем утяжку лица | | капроновая ткань, синтепон, нитки, иголка, |
5. | приклеиваем глазки | | глаза, клеевой пистолет |
6. | Чтобы не было видно погрешностей на голове выполняем волосы | | шерстяные нитки, крючок, клеевой пистолет |
7. | Сшиваем голову и туловище | | голова, туловище, иголка, нитки, ножницы |
8 | Цветочки выполняем из витражных красок. | | Витражные краски, медная проволока. |
9 | Приклеиваем глазки и оформляем лицо. Чтобы лицо не размазывалось, брызгаем на лицо лаком для волос | | Глазки, румяна, лак для волос |
2.5. Внешний вид изделия.

2.6. Охрана труда.
До начала работы приготовьте всё необходимое и аккуратно разложите на рабочем месте, чтобы потом не отвлекаться на поиски забытых инструментов;
Иголки и булавки должны находиться в игольнице;
Ножницы должны лежать справа от работающего с сомкнутыми лезвиями и колечками к себе. Передавать ножницы нужно колечками вперёд с сомкнутыми лезвиями;
Нитку отмеряют «по локотку», обмотав один раз руку от ладошки до локтя: она не должна быть слишком длинной или слишком короткой. От катушки нитку отрезают ножницами наискосок – так легче вдеть её в иголку;
Если материал жёсткий или многослойный, используй для проталкивания иглы напёрсток;
Работая, держите спину прямо, изделие и рабочий инструмент не подносите близко к глазам;
Не забывайте отдыхать во время работы, не утомляйтесь. Не старайтесь сделать всю работу за один раз – это не получается даже у мастериц. Учитесь правильно планировать своё рабочее время.
3.1. Экономическое обоснование.
Экономическая оценка
Наименование | Количество | Цена в рублях |
Колготки | 1 пара | 40 |
Синтепон | 1,5-2 метра | 50 |
Косметика | Что имеется в косметичке у мамы | |
Нитки | | 5 |
Глазки, | | 15 |
Пряжу для волос | 20грамм | 10 |
Ткань для туловища (джинсовая) | Старые джинсы | |
Клей ПВА | 1 бутылочка | 20 |
Клеевой пистолет, | 1 клеевой стержень | 70 |
ИТОГО: 210 рублей |
3. 2. Экологическое обоснование.
Изготовление мягких игрушек – это экологически чистое производство:
Рациональное использование природных ресурсов – при раскрое ткани выпады ткани были минимальны.
Правильное использование инструментов во время работы не принесли вреда ни моему здоровью, ни окружающим меня людям.
Использованные для шитья тела, одежды и причёски куклы экологически безопасные натуральные хлопчатобумажные ткани обладают хорошими санитарно – гигиеническими свойствами, не выделяют в атмосферу вредных веществ.
Дальнейшее использование игрушки также не повлечёт за собой опасных изменений в окружающей среде и жизнедеятельности человека.
Вывод: моя кукла экологически чище пластикового ширпотреба магазинных предложений.
3. 3. Проект рекламы.
Магазин
«Волшебный мир»

Мягкие игрушки»;
Топиарии;
Вышивки;
Авторские блокноты;
Открытки «Скраббукинг»;
Сердечки «Шебби – шик».
Вам надоело бегать по магазинам в поисках подарков?
Не беда! Есть решение! Открылся магазин «Волшебный мир»!
Проводятся мастер – классы! Приходите! Не пожалеете!
3. 4. Оценка и самооценка проделанной работы.
Экспертная оценка
Вся семья узнала о возникновении у меня интереса к изготовлению куклы в текстильной технике, и все с нетерпением ждали появления на свет моего кота. Кот всем понравились. Мама высоко оценила мой труд и похвалила за аккуратность, а сестра - в восторге, долго не выпускала его из рук, пока не подобрала для милого котика уютное место на изголовье своей кровати.
Соответствие предъявленным требованиям
Технологичность: работа выполнена по рациональной технологии, из доступных материалов, имеющихся инструментов.
Экономичность: при самостоятельном изготовлении подарка я сэкономила значительную сумму денег.
Безопасность: изготовление кукы проводилось в полном соответствии с требованиями безопасности.
Посильность: работа соответствует уровню моей подготовки.
Эстетичность: гармоничные сочетания цветов, соответствует стилю.
Значимость: сделана собственными руками, с любовью.
Соответствие целевому назначению: мой котик прекрасно дополняет интерьер, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу человека.
Вывод: мой кот полностью отвечает требованиям, предъявленным на этапе проектирования. С задачей изготовления подарочной куклы я справилась.
Дополнение: при соблюдении условия качественной работы в данной технике получается конкурентноспособное изделие. В случае, если захотеть заниматься предпринимательством.
Перспектива моей увлечённости: передача своего опыта подругам и всем желающим.
4. Используемая литература.
Интернет-ресурсы:
http://www.happy-giraffe.ru/community/
http://masterclassy.ru/shite/shite-dlya-doma/2098
http://viki.rdf.ru/item/3387/
http://stranamasterov.ru/node/18914
http://www.limada.ru/rubric/3225800/
http://masterclassy.ru/rukodelie/rukodelie-dlya-doma/
http://www.andrianova.ru/inside/learn/
http://www.by-hand.ru/item/view/3124
http://kisson.ru/Stati/Kuklyi-iz-kolgotok-master-klass.html