ГКОУ РО «Ростовская специальная школа – интернат №42»
Творческий проект по технологии
Тема: Новогодние игрушки своими руками.
«Символ года – собака».
Выполнили учащиеся 9 класса.
Учитель Погорелова С. С.
2017 г.
Творческий проект по технологии
Тема: Новогодние игрушки своими руками. «Символ года – собака».
Вид проекта: информационно - творческий
Цель проекта:
- Приобщение обучающихся к пониманию культурных традиций новогоднего праздника через проведение исследования жизни новогодней игрушки и создания игрушки своими руками.
Задачи проекта:
- Познакомить учащихся с историей возникновения новогодних игрушек.
- Изготовить из доступных материалов игрушку – сувенир «Собака».
- Формировать и развивать трудовые умения и навыки при выполнении ручных стежков и швов.
- Развивать интерес к декоративно – прикладному искусству, изготовлению новогодних украшений своими руками.
- Развивать мышление и творческое воображение на основе практической деятельности.
- Развивать информационно – коммуникативную компетентность обучающихся.
- Воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир, любовь к труду.
Этапы работы над проектом:
Введение
«Наступает Новый год,
Что же он нам принесет?..»
Это нам поможет узнать Восточный календарь.
Восточный календарь основан и разработан в Китае. Его символизм – животные, где каждое отличается определенным характером, темпераментом, а некоторые – умом и хитростью, а кто – то простодушностью. Календарь определяет каждый год, как год одного из животных: Тигра, Кролика (Кота), Дракона, Змеи, Лошади, Козы (Овцы), Обезьяны, Петуха, Собаки, Свиньи, Крысы (Мыши), Быка. Эти периоды цикличны, по 12 лет. 2018 год - это год Желтой Земляной Собаки.
Собаки - животные одаренные добротой, проявляют заботу и чуткость, чувствуют справедливость. Надеюсь, что предстоящий год станет для вас спокойным, стабильным, а «Собака» поможет во всех начинаниях, достичь невиданных высот. В России сложилась традиция, что помимо основных подарков, которые вручают родственникам, друзьям и коллегам, принято дарить сувенир, символизирующий животное, покровительствующее предстоящему году. Предлагаю и нам с вами изготовить игрушку - сувенир «Собака» своими руками.
Я выбрала для вас изделие, исходя из ваших возможностей, материалов, которые есть в мастерской и дома. Я надеюсь, что ваши знания и умения, воображение и творческие способности помогут вам изготовить интересную новогоднюю игрушку – сувенир.
Требования к изделию
1. Оригинальность формы.
2. Простота в изготовлении.
3. Привлекательный внешний вид.
4. Наличие доступных материалов, инструментов и приспособлений.
5. Экономичность.
2. Исследовательская работа
История игрушки.
История новогодней игрушки в России началась с 1700 года, когда Великий реформатор и первопроходец Петр Первый привез в страну из Европы обычай украшать елку. В каждом доме или во дворе в зимний период теперь должно было стоять хвойное дерево. «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», – гласил указ, подписанный рукой первого всероссийского императора. Постепенно традиция прижилась, и история новогодней игрушки в России получила уже свое собственное развитие.Мода на новогодние украшения в России появилась в 19 веке при императрице Александре Федоровне. Она впервые нарядила рождественскую елку яркими украшениями, изготовленными специально для этой цели, как это делалось в Европе. Стеклянные игрушки были доступны в то время только состоятельным гражданам. Простые люди украшали елку подручными средствами – орехами, поделками из дерева. В дореволюционной России популярны были и новогодние игрушки из плотной бумаги – так называемый дрезденский картонаж. Они представляли собой объемные изделия, склеенные из двух половинок окрашенного картона. Для украшения использовались также игрушки из ваты: фигурки ангелов, детей, моряков - с металлическим каркасом внутри.Стеклянные и фарфоровые шары завозились в то время в Россию в основном из Германии. Они были непохожи на современные – изготавливались из толстого стекла и весили гораздо больше привычных для нас украшений.Самыми популярными вариантами игрушек советского периода были разноцветные сосульки, пластиковые и стеклянные овощи и фрукты, початки кукурузы. После революции и на протяжении длительного периода наряжать елку было запрещено. Это считалось данью западным традициям, религиозности и строго возбранялось. Производство елочных игрушек в промышленном масштабе началось после 1935года, когда указом Президиума новогоднее дерево было официально возвращено в дома граждан Советского Союза в качестве праздничного аксессуара.Нередко в это время в качестве украшений использовали самодельные игрушки из бумаги, картона, папье-маше. Однако уже в конце 1930 – начале 1940-х годов их промышленное производство начало развиваться и даже в сложные годы Второй мировой войны не остановилось. Изготавливали новогодние игрушки из различных отходов: проволоки, медицинских бинтов, ваты.После распада СССР история новогодней игрушки получила новый виток своего развития. Импортные товары стали вытеснять с рынка отечественные изделия. Теперь все чаще на новогодних елках можно было увидеть цветные шары и шишки зарубежного производства. Стеклянные игрушки стали терять свою актуальность в связи с высокой ценой. Им на смену пришли более практичные и дешевые изделия из пластика и акрила.В 1990-е годы тематических игрушек отечественного производства стало ощутимо меньше.В начале 2000-х годов приходит мода на минимализм, и все чаще в елочных игрушках просматриваются европейские тенденции. Сегодня как таковой моды на новогодние аксессуары не существует. При украшении елки в большинстве случаев руководствуются в первую очередь общей стилистикой в интерьере, а также собственными вкусовыми предпочтениями.
Одним из самых актуальных современных трендов являются новогодние игрушки, изготовленные своими руками.Такие игрушки украсят любую елку и станут бесспорной гордостью их владельца!
Разработка идей.
Рисунок 1  | Рисунок 2  | Рисунок 3 |
Описание Мягкая объемная игрушка из ткани разных цветов (ткань выбираем не осыпающуюся, достаточно плотную). Лучше всего подойдет драп или обивочная ткань. Глаза, нос из пуговиц, язык тоже из ткани. Петелька для того, чтобы повесить игрушку на елку, выполнена из тесьмы или шнура. | Описание Плоскостная игрушка из ниток и картона (плотные картон разных цветов, нитки вязальные). На шаблоне из картона наклеены вязальные нитки. Глаза и нос выполнены из пайеток. Шарфик из тесьмы или кружева.Петелька для того, чтобы повесить игрушку на елку, выполнена из шнура. | Описание Плоскостная игрушка, выполнена в технике «нетканый гобелен» (нитки ирис разных цветов), наклеена на основу – картон. Петелька для того, чтобы повесить игрушку на елку, выполнена из шнура. |
Анализ идей и выбор наилучшего варианта.
Для развития практических умений и навыков работы и закрепления технологии выполнения ручных стежков и швов выбираем 1 вариант – игрушка – сувенир из ткани.
3. Обдумывание плана работы над проектом
- По выбранному эскизу сделать шаблон.
- Подобрать необходимые материалы и фурнитуру.
- Выкроить необходимые детали.
- Пришить пуговицы (глаза, нос) и драп (язык).
- Соединить детали ручными стежками, набить синтепоном, вставить петельку.
Технологическая карта изготовления изделия.
№ | Выполняемая технологическая операция | Изображение операции | Оборудование, материалы. |
1 | Подобрать ткань для изготовления игрушки – сувенира. Вырезать шаблон из картона. |  | Ткань обивочная или драп, картон, ножницы |
2 | Обвести шаблон на ткани. |  | Шаблон, ткань обивочная, ручка |
3 | Вырезать детали из ткани. |  | Ткань, ножницы |
4 | Пришить пуговицы (глаза и нос). |  | Игла, нитки, пуговицы, ножницы, деталь игрушки |
5 | Пришить язык мелкими косыми стежками. |  | Игла, нитки, ножницы, деталь игрушки, ткань для языка |
6 | Вложить во внутрь игрушки кусочки поролона или синтепона (для придания объема). |  | Синтепон, поролон, детали игрушки |
7 | Соединить детали петельными или косыми стежками, вкладывая петельку из тесьмы. |  | Детали игрушки, игла, нитки, тесьма |
Готовое изделие
4. Реализация проекта
Изготовление игрушки – сувенира на уроках профессионально – трудового обучения.
5. Экономическое обоснование
№ | Наименование материала | Цена за единицу | Количество | Сумма |
1 | Ткань обивочная | 10 руб (10 см ткани) | 2 | 20 руб |
2 | Пуговицы | 1 руб (1 пуговица) | 3 | 3 руб |
3 | Тесьма | 1 руб (1 см) | 6 см | 6 руб |
4 | Ткань драп | 1 руб (1 см) | 1 см | 1 руб |
| Итого: | | | 30 рублей |
Игрушка выполнена из доступных материалов и не требует больших экономических затрат.
6. Экологическое обоснование
Свою работу учащиеся выполнили из синтетической ткани мягкой на ощупь, не осыпающейся, не наносящей вреда окружающей среде и здоровью человека. Процесс обработки изделия связан с развитием мелкой моторики обучающихся и знанием технологии выполнения ручных стежков и швов, правила пришивания пуговиц. Отходы производства изделия можно использовать как материал для набивки.
7. Защита проекта
Простые игрушки сквозь щелку
Однажды увидели елку:
«Давайте – ка елку нарядим,
Залезем на ветки и сядем!»
Полезли на елку игрушки,
Собака уже на верхушке:
Два глаза и влажный носик
И алый язык снега просит.
Забавная милая морда,
Ждет Новый год покорно!
«Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,
Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы пылились на полке,
Дружок очутился на елке!»
8. Самооценка
Результатом работы является игрушка – сувенир «Собака», изготовленная по рисунку, выбранному в сети Интернет, из плотной обивочной ткани, украшенная пуговицами и тесьмой. Игрушка получилась оригинальной, красивой, из экологически чистых материалов. Удобна и безопасна в использовании, имеет небольшую себестоимость. Эксклюзивный экземпляр!
9. Итоги работы
При выборе изделия я опиралась на интерес учащихся. Мне хотелось выявить их творческие способности, проверить трудовые навыки, возможности реализации идеи проекта. Изготовленное изделие получились удачным и соответствует всем требованиям задуманного дизайна. Поставленная задача успешно выполнена. В процессе проектной деятельности дети получили моральное удовлетворение от результатов проделанной работы.
10. Источники информации
http://fb.ru/article/232783/istoriya-novogodney-igrushki-v-rossii-istoriya-vozniknoveniya-novogodney-igrushki-dlya-detey
http://ljubimyj-novogodnij.ru/stikhi/248-elochnye-igrushki-detyam.html
1. Анисонян М. Елочные игрушки - счастливый талисман // Наука и религия. – 2004. - N 12. - С. 48-49.
2. Антоновская Ю. Много на елочке шариков цветных... // Чудеса и приключения – детям. - 2009. - N 12. - С. 24-26.
3. Дубинская М. Главные по игрушкам // Эхо планеты. - 2009. - N 48. - С. 26.
4. Ляукина М. Елочные игрушки // Семья и школа. – 2001. - N 11 / 12. - С. 70-73.
5. Мокроусова И. Н. Мастерская Деда Мороза // Школа и производство. – 2004. - N 7. - С. 30-33.
6. О елочных украшениях // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 6. - С. 2.
7. Федотов Г. Елочные игрушки и сувениры // Наука и жизнь. – 2002. - N 12. - С. 106-108.
8. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М: Рольф, 2001.
9. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. – М., Просвещение, 1978.
10. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителя кружков. - М.: Просвещение, 1983.