Цель нашего творческого проекта создать русский народный костюм с использованием на одежде аппликации из соломки и дать подробную, пошаговую информацию в области технической подготовки соломки к работе.
Соломкой называется природный материал для художественных поделок, а также сами такие изделия (по С.И.Ожегову).
Актуальность и выбор темы проекта определены следующими факторами:
Во-первых, соломка имеет удивительно приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск. Это выразительный и теплый материал. Если соломка выполнена на темном фоне, она становится золотой.
Во-вторых, золотая соломка природный и экологически чистый материал. Издревле на Руси популярность соломки была велика, и нам необходимо сохранять культурное наследие славянского народа.
В-третьих, соломка – дешёвый материал и в работе с соломкой не требуется больших финансовых расходов.
И в - четвёртых, это наша авторская находка.
Идея проекта началась с того, что мы увидели в новостях, как в Белоруссии проходил фестиваль соломенного творчества. На этом фестивале мастера соломенного искусства представили плетение из соломки современной одежды: платья, куртки, сумки и головные уборы. Нам так понравились соломенные модели одежды, что решили создать свою модель костюма. Мы живем в России, любим Россию и поэтому за основу взяли русский народный сарафан и девичий головной убор кокошник. Сшили сарафан, кокошник, а способом аппликации из соломки украсили костюм растительными узорами: цветами, бутонами и листьями.
В ходе проведения проекта нами получены следующие новые теоретические и практические результаты:
- Получены новые знания. Мы освоили поэтапную технологию подготовки соломки к работе над аппликацией. Научились её чистить, выпаривать, проглаживать и наклеивать способами «долевое наклеивание» и «ёлочкой». Нами подготовлено методическое пособие декоративно-прикладного творчества для школьников 5-7 классов «Технология подготовки соломки для выполнения аппликации на ткани».
- Выдвинуты новые гипотезы и идеи. С соломкой работать гораздо интереснее, чем с уже знакомыми нам по школьной программе материалами, такими, как бумага, картон, ткань. Аппликация – один из видов развития детского творчества. В современной школе забыты уроки и занятия по аппликации соломкой. Это связано с определенными хлопотами в заготовке соломки и отсутствии методических рекомендаций по организации аппликационных работ.
- Нами созданы новые творения в виде сарафана и кокошника, что является новизной в современном моделировании одежды.
На основании проведенной работы над проектом и полученных результатов можно сделать следующие выводы:
- Золотая соломка является уникальным природным материалом, интерес к которому не должен исчезать, а наоборот, возрождаться и преумножаться.
- На Руси популярность соломки была велика и сегодня именно нам необходимо сохранять культурное наследие славянского народа. Соломка согревала, одевала и кормила наших предков. А игрушки из соломки радовали наших бабушек и дедушек.
- Это экологически чистый и дешевый материал, который не требуется больших финансовых расходов.
- Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу людей и играют большую роль в эстетическом воспитании и взрослых, и детей.
Практическое применение нашей работы: В наш школьный историко-краеведческий музей как костюм экскурсовода. Как экспонат музея. Как наглядное пособие в урочное и внеурочное время на уроках чтения, литературы и истории. Как концертный костюм на школьных мероприятиях.