«Творческие возможности детей с ОВЗ
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и
актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.
В Концепции модернизации российской системы образования были
определены важность и значимость системы дополнительного образования,
способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни
общества. Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества. Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная и разнохарактерная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ-это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладения простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания.
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д. у детей инвалидов, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки всех возрастов. Вот почему эти занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить максимальное количество человек, овладевая коммуникативными навыками, такими как: взаимопомощь, взаимовыручка, постановка и решение общих задач и целей, толерантность, этикет, поведение в коллективе.
Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью специальной ручки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.
Обучение у детей происходит более эффективно при условии:
Систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ. В результате этого на своих уроках по профильному труду я ставлю задачи:
Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, глаз) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных).
Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.
Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинг способствует формированию у детей с ОВЗ, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
Техника «квиллинг» даёт большую возможность для самовыражения детей с ограниченными возможностями. Занятия квиллингом развивают чувство прекрасного. Ребенок творит, создает свою поделку, которая уникальна в своем роде. Таким образом, занятие ручным трудом является эффективной технологией в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями, она способствует развитию мелкой моторики рук и показывает положительные результаты в развитии и реабилитации детей, повышает коммуникативные способности, социализирует и готовит их к дальнейшей интеграции в современное общество