Любая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно, если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно, ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Кроме наблюдений происходит актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала.
Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему? (Пригорки, т.к. они более обдуваемы теплым весенним воздухом, чем ровное место)
Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину. (Вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла).
На весенний тающий снег положите два куска материи – темного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните, почему именно так. (Тела с темной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые. И так же излучают энергию. Поэтому под темным куском проталинка больше).
Положите на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. От чего зависит скорость плавления? (Скорость плавления зависит от температуры ладони и массы льдинки).
Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Под действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивается вниз, пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, образуются кристаллики льда).
Положите на снег два одинаковых бруска – деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? ( Удельная теплоемкость у металла меньше, чем у дерева, поэтому деревянный брусок будет нагреваться медленнее металлического. Теплопроводность брусков тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным).
Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на нее. Что образовалось в том месте, куда вы подули? Почему? ( Отверстие. Когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают ).
Наведите с помощью увеличительного стекла « лучик» Солнца на кончик термометра со ртутью. Что наблюдаете? Почему? (Температура быстро возрастает, т.к. с помощью увеличительного стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькой поверхности ртутного баллончика).
Измерьте температуру снега. На снег посыпьте соли. Перемешайте и снова измерьте температуру. Что наблюдаете? Почему? (Температура понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега уменьшается, т.к. часть ее идет на разрушение кристаллов соли).
Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью зеркальца направьте лучик в темное место и через некоторое время измерьте температуру этого освещенного лучиком места. Что наблюдаете? Почему? ( Наблюдаем, что температура поднялась, т.к. энергия « в тень » передалась от Солнца с помощью излучения).
Щепотку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы наблюдаете? Почему? (Крупицы марганцовки растворяются в воде, которая содержится в мокром снеге. Снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается).