СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческо-исследовательский проект «Золотая осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

 

Просмотр содержимого документа
«Творческо-исследовательский проект «Золотая осень»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Партизанская, д. 5 «а», тел. (87934)7-30-70, Е-mail: [email protected].















Творческо-исследовательский проект

«Золотая осень»

































2017 год



Введение


В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения.

Паспорт проекта



Название проекта «Золотая осень»

Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный.

Время реализации: октябрь

Руководитель проекта:

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

заинтересовать проблемой;

провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

поддержать естественный интерес ребенка к природе;

сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей.

Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

  1. Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.


Содержание и этапы реализации проекта




Понедельник

НОД по формированию целостной картины мира

«Осень золото роняет»

Чтение художественной литературы «Опенки» Н.Павлова

Подвижная игра «Овощи».

Вторник

НОД по художественному творчеству

Рисование «Осень в лесу»

Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Осень»

Хороводная игра «Листопад».

Среда

Работа кружка по дополнительному образованию «Очумелые ручки». Картинка из семян «Листопад»

Чтение художественной литературы М.Пришвин «Листопад»

Дидактическая игра «Грибная поляна».

Четверг

НОД по художественному творчеству. Аппликация «Осенний ковер»

Чтение художественной литературы О.Иваненко «Спокойной ночи».

Дидактическая игра «Да или нет?».

Пятница

Осенний утренник.

Дидактическая игра «Узнай листок по описанию».












Дидактические игры:

«Грибная полянка»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Задание. Собрать не меньше трех грибов (грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила.

  1. количество играющих 6-7 человек.

  2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.

  3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.

  4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

«Найди самый красивый листок»

Цель: закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения (Дети выбирают из предложенных наиболее понравившиеся).

«Узнай дерево по листочку»

Цель: закрепить названия деревьев (Детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево).

«Слово об осени»

Цель: Систематизировать и закреплять знание сезонных изменений в природе; упражнять в словотворчестве.

Педагог спрашивает детей. Осень какая? (Указывает на иллюстрации.)

В сентябре: ба… (багряная), же… (желтая), зо… (золотая), наряд… (нарядная), пого… (погожая), су… (сухая), теп… (теплая), разно… (разноцветная), яр… (яркая), ры… (рыжая).

В октябре: об… (облачная), яс… (ясная), зяб… (зябкая), дожд… (дождливая), влаж… (влажная), сы… (сырая).

В ноябре: безлист… (безлистная), вет… (ветреная), гряз… (грязная), ненаст… (ненастная), се… (серая), сля… (слякотная), тем… (темная), туман… (туманная), хо… (холодная), глу… (глубокая), дол… (долгая), тоскли… (тоскливая), уны… (унылая), хму… (хмурая).

Да или нет?

Цель: закрепить знания детьми осенних примет.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаем ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнезда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

Цикл наблюдений за листопадом

  1. Предложить детям сорвать листья – зеленый и желтый, сравнить, какой из них прочнее держится на ветке.

  2. Рассмотреть место отрыва, дети убеждаются, что у зеленого листа есть ранка, у желтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет.

  3. Дети часто спрашивают, не больно ли растениям терять листья. Педагог предлагает им самим ответить на этот вопрос: если бы дерево страдало, оно приспособилось бы сохранять свои листочки и зимой. Нам же не больно, когда мы обрезаем волосы и ногти. Потеря листьев – очень полезный процесс.

  4. Рассматривая листья знакомых растений, дети устанавливают, у каких деревьев и кустарников листья в основном желтеют, а у каких становятся красными и пурпурными.

  5. Педагог разбивает группу на несколько звеньев и объявляет соревнование: сколько оттенков листьев найдет каждое звено. Дети собирают листья и выкладывают их на картон в порядке увеличения интенсивности желтого, красного, пурпурного и оранжевого цветов.

  6. В дневнике наблюдений дети отмечают время появления осенней раскраски у разных деревьев и кустарников, а также листопада. Работу можно усложнить, отмечая три периода: первые признаки процесса, его максимум и окончание.

  7. Опираясь на элементарные математические представления детей, педагог предлагает оценить, какая часть листьев дерева изменила свою окраску. Летом все листья были зелеными. В начале осени появляется несколько желтых (красных) листьев. Позже желтеют примерно половина всех листьев, затем почти все и, наконец, все. Аналогичную работу можно провести и при наблюдении за листопадом.

  8. Во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. В тихую безветренную погоду листья падают поодиночке, при этом они долго кружатся, прежде чем достигнут земли. Это – очень красивое явление, особенно если для наблюдения выбрать высокое дерево, лучше всего его наблюдать на дубе. В ветреную погоду деревья теряют листья очень быстро: практически за 1-2 часа деревья могут оголиться полностью.

  9. По окончании листопада дети устанавливают длительные наблюдения за отдельными сохранившимися сухими листьями, особенно если они видны из окна групповой комнаты, выясняют, как долго они смогут удерживаться на ветке, проверяют их наличие после каждого сильного ветра, дождя и снегопада. Интересуются, удержится ли хоть один лист до весны.

  10. Когда на земле будет лежать много опавших листьев, педагог предлагает в сухую погоду походить по ним, послушать, как они шуршат. После прогулки дети обсуждают, почему листья шуршат. Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. Это можно тут же проверить, смочив листья из ведра или лейки.




Список используемой литературы


  1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Алямова «Здравствуй, мир!» Издательство «Баласс»

  2. Т.Г.Кобзева, Г.С.Александрова, И.А.Холодова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство «Учитель»

  3. Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» Издательство «Мозаика-Синтез»

  4. Е.А.Каменская «Мозаика из семян и крупы» Издательство РИПОЛ-классик

  5. Э.Ф.Курманова «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет» Издательство «Учитель»

  6. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС