Государственное учреждение «Луганский учебно – воспитательный комплекс специализированная школа I ступени - коллегиум № 36 имени маршала Г.К.Жукова» учитель начальных классов Горбатова Ирина Викторовна специалист высшей категории, старший учитель
Творческое развитие учащихся начальных классов на предметах гуманитарного цикла
Цель обучения и воспитания - формирование конкурентно спо-собной , творческой личности, способной к самоопределению, к самореализации и саморазвитию.
«Может, маленький ребенок повторяет то, что было уже сделано, созда-но другими людьми, но если это деяние - плод его собственных усилий, - он творец; его умственная деятельность - творчество." В. А. Сухомлинский
В основе приемов развития творческих способностей учащихся могут быть следующие процессы :
Агглютинация склеивание образа из разных частей (кентавр)
аналогия – отражение: образ похож на реально-существующий предмет в природе;
типизация – процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ
Развитие творческих способностей - это умение использовать знания в нестандартных ситуациях, развитие психических процессов .
.
- Развитие творческих способностей включает
- и развитие мышления - умение обобщать ,
- превращать знания в гибкие системы ,
- творчески анализировать ситуацию.
МОИ ЗАДАЧИ
*зажечь в детском сердце огонек любознательности * обогащать знания учеников о природе, общественной жизни, трудовой деятельности людей *развивать различные виды памяти * развивать воображение и фантазию *развивать внимание, наблюдательность * формировать речевые умения, коммуникативно - творческие способности * пробуждать интерес к учебе, делать его интересным, познавательным, развивающим * научить работать с учебной и детской книгой * воспитывать национальное самосознание, духовность
Основные направления развития творческих способностей
* игровая деятельность * творческое сочинительство * сюжетные и тематические циклы уроков * уроки – панорамы * интеллектуальные игры
* словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала или окончания стиха * составление сказки по рисунку * создание продолжения сказки, рассказа * составление чистоговорок *использование анаграмм, метаграмм * словесное рисование * творческое списывание текста * изъятие лишнего * скороговорки
Виды художественной деятельности: Изобразительная (рисование , лепка, аппликация) * Музыкальная (восприятие музыки, игры, хороводы) * Художественно - речевая (слушание сказок, рассказов, чтение стихов, создание собственных произведений) * Театрализованная (инсценировка сказок)
Метод игры
- «Игра ребенка - это творческое переосмысление пережитых
- впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, которая
- отвечает запросам и интересам самого ребенка»
Тренировка и развитие психических механизмов , лежащих в основе творческих способностей – памяти , внимания , воображения. На доске написано семь слов : Буратино , Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон, Тортилла, Пятачок Ребята читают три раза , затем письменно отвечают на вопросы
- Есть ли среди персонажей один и тот же герой ? Каких имен больше : женских или мужских? Какие персонажи являются героями сказки “Золотой ключик” ? Кто автор сказки , героиня которой была второй по счету ? В написании каких имен есть удвоенные буквы ?
Игра мимики и жестов Необходимо произнести слово или фразу с эмоциональной окраской: “Я восхищаюсь” С удовольствием : вам подарили подарок, о котором вы мечтали. С чувством нежности : вы видите котенка очень маленького, миленького, беспомощного
Метаграмма загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово мышка –мошка –кошка сом- дом-ком- лом- том
МЕТАГРАММЫ
- мак майка Маня
- рак гайка Таня
- бак зайка Ваня
- дом гора ветка
- сом пора сетка
- ком кора детка
Анаграмма слова, получившиеся из слов при обратном чтении или при перестановке слогов и букв
- кот – ток
- топор – ропот куб – бук
- рост – сорт – торс – трос
Чтение слогов и слов с наращиванием согласных
- а – ан – бан – бант
- о – то – сто – стон
ЧИСТОГОВОРКИ Ду-ду-ду-дети бегают в …………… Но-но-но- в нашей комнате…….. Ко-ко-ко- кошка любит…………….. Ча-ча-ча- сидит зайка у ……………. Жа-жа-жа- убежали два …………..
.
«Я начну , а ты закончи»
- Учитель предлагает начало поэтической строчки , ребята должны ее закончить
- Шла лесной тропинкой
- Бабушка с корзинкой…
- А в корзине той грибы,
- Ягоды и фрукты
- Ягоды и грибы собирала
- И песенку напевала…
Игра на внимание «Мальчики или девочки» Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только ……… Болты, шурупы, шестерёнки Найдёшь в кармане у ……… . Коньки на льду чертили стрелочки, Весь день в хоккей играли ……… Болтали час без передышки В цветастых платьицах ……… При всех померяться силёнкой Не прочь всегда одни ……………. Боятся темноты трусишки- Все как один – одни…………
“ Загадай желание” Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы… Если бы я стал птицей, я бы … Если бы я был деревом, я бы… Если бы я был машиной, я бы… Если бы я был нашей страной, я бы… Если бы я был игрой, я бы… Если бы я был фильмом, я бы… Если бы я был цветом, я бы…
“ Круглый стол” Игра помогает проверить , как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы , которые ребята должны закончить , например : Я такой же, как все, потому что… Я хотел быть … Моя любимая игра… Мне кажется , что мое имя означает… Я бы хотел узнать о … Мне грустно , когда… Я хотел бы быть более… Когда – нибудь , я надеюсь …
«Фантастические животные» нарисовать, рассказать об особенностях
- ЖИРАЗЬЯНА
- легр
- волжик
- голувлин
- лошаведь
- свилиса
- зебраяц
Участие в конкурсах
82%
82%
45%
45%
12%
12%
Результативность
72%
72%
37%
37%
2%
2%
Спасибо за внимание!
Успехов и удачи !!!