СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество художника И.Я.Билибина

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.Я.Билибин - русский художник-иллюстратор русских сказок и былин.

Просмотр содержимого документа
«Творчество художника И.Я.Билибина»

ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ  БИЛИБИН  (1876-1942) Художник-иллюстратор русских народных сказок и былин.

ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН (1876-1942)

Художник-иллюстратор русских народных сказок и былин.

«Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком» – «Кабы я была царица» – «Говорит одна девица» – «То на весь крещёный мир .  Приготовила б пир» - «Кабы я была царица» – «Говорит её сестрица» – «То на весь бы пир одна  Наткала я полотна» – «Кабы я была царица» - «Третья молвила сестрица» – «Я б для батюшки-царя  Родила богатыря» Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему. Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»

– «Кабы я была царица»

– «Говорит одна девица»

– «То на весь крещёный мир .

Приготовила б пир»

- «Кабы я была царица»

– «Говорит её сестрица»

– «То на весь бы пир одна

Наткала я полотна»

– «Кабы я была царица»

- «Третья молвила сестрица»

– «Я б для батюшки-царя

Родила богатыря»

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Иван Яковлевич Билибин известен главным образом как иллюстратор русских народных сказок и былин, сказок А.С.Пушкина, а так же как театральный декоратор и пейзажист.  Иван Яковлевич родился в 1876г, в семье военно-морского врача, потомок древнего рода. Мать его была одарённой пианисткой, и возможно, именно это повлияло на рано развившиеся склонности мальчика. После окончания гимназии Билибин поступил (по желанию отца), на юридическое отделение Петербургского университета, но одновременно стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1895-1898), а затем у профессора А.Ашбе в Мюнхене и в частной студии, которой руководил И.Е.Репин. В конце концов любовь к искусству пересилила, и, отказавшись от юридической карьеры стал вольнослушателем Академии художеств.  Уже первые произведения Билибина, появившиеся на выставке «Мира искусств» 1900 года, показали общую направленность творческих исканий молодого художника. Он выступил как мастер книжной иллюстрации, увлекающийся стилизацией под народный лубок и древнерусскую миниатюру.

Иван Яковлевич Билибин известен главным образом как иллюстратор русских народных сказок и былин, сказок А.С.Пушкина, а так же как театральный декоратор и пейзажист.

  • Иван Яковлевич родился в 1876г, в семье военно-морского врача, потомок древнего рода. Мать его была одарённой пианисткой, и возможно, именно это повлияло на рано развившиеся склонности мальчика. После окончания гимназии Билибин поступил (по желанию отца), на юридическое отделение Петербургского университета, но одновременно стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1895-1898), а затем у профессора А.Ашбе в Мюнхене и в частной студии, которой руководил И.Е.Репин. В конце концов любовь к искусству пересилила, и, отказавшись от юридической карьеры стал вольнослушателем Академии художеств.
  • Уже первые произведения Билибина, появившиеся на выставке «Мира искусств» 1900 года, показали общую направленность творческих исканий молодого художника. Он выступил как мастер книжной иллюстрации, увлекающийся стилизацией под народный лубок и древнерусскую миниатюру.

Художник проиллюстрировал и оформил русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Перышко Финиста Ясна Сокола» и другие сказки. Все, вплоть до рисунка шрифта, виньеток и орнамента, носило следы своеобразного творческого почерка, и книги воспринимались как целостное художественное произведение. Их иллюстрации привлекали красочностью, задушевностью, поэтичностью образов.

Художник проиллюстрировал и оформил русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Перышко Финиста Ясна Сокола» и другие сказки. Все, вплоть до рисунка шрифта, виньеток и орнамента, носило следы своеобразного творческого почерка, и книги воспринимались как целостное художественное произведение. Их иллюстрации привлекали красочностью, задушевностью, поэтичностью образов.

«Царевна – лягушка»

«Царевна – лягушка»

«ВАСЕЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»

«ВАСЕЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»

«Василиса Прекрасная»  «Красный всадник» и «Черный всадник »

«Василиса Прекрасная» «Красный всадник» и «Черный всадник »

«ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ »

«ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ »

«ПЕРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА»

«ПЕРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«МАРЬЯ МОРЕВНА»

«МАРЬЯ МОРЕВНА»

Совершенство исполнения сказочной иллюстрации было обусловлено не только талантом художника, но и великолепным знанием материала: Билибин, прежде чем приступить к иллюстрациям, много ездил по России, преимущественно по Северу, с интересом изучая деревянное зодчество, русское народное декоративно-прикладное искусство.

Совершенство исполнения сказочной иллюстрации было обусловлено не только талантом художника, но и великолепным знанием материала: Билибин, прежде чем приступить к иллюстрациям, много ездил по России, преимущественно по Северу, с интересом изучая деревянное зодчество, русское народное декоративно-прикладное искусство.

Иллюстрации Билибина узнаваемы. Художнику присущ ни с кем не сопоставимый авторский стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке тушью, расцвеченном акварелью. Это особый «Билибинский стиль» книжного дизайна, продолжавший традиции древнерусского орнамента.

Иллюстрации Билибина узнаваемы. Художнику присущ ни с кем не сопоставимый авторский стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке тушью, расцвеченном акварелью. Это особый «Билибинский стиль» книжного дизайна, продолжавший традиции древнерусского орнамента.

 Серия русских былин:  «ВОЛЬГА И МИКУЛА»

Серия русских былин: «ВОЛЬГА И МИКУЛА»

«Илья Муромец и Святогор» «Илья Муромец»

«Илья Муромец и Святогор» «Илья Муромец»

«Илья Муромец и Соловей разбойник» « Где махнет, там силы улицы, где перемахнёт  - там переулочек….»

«Илья Муромец и Соловей разбойник» « Где махнет, там силы улицы, где перемахнёт - там переулочек….»

 «Добрыня Никитич»  «-И пошла с востока вниз до запада. В круг Добрыни кровь Змеиная…»

«Добрыня Никитич» «-И пошла с востока вниз до запада. В круг Добрыни кровь Змеиная…»

 В 1904-1905годах, Билибин, впервые обратившись к сказкам А.С.Пушкина, выполняет одну из лучших своих работ – иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

В 1904-1905годах, Билибин, впервые обратившись к сказкам А.С.Пушкина, выполняет одну из лучших своих работ – иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

«Сказка о царе Салтане».

«Сказка о царе Салтане».

За «Сказкой о царе Салтане» последовала «Сказка о золотом петушке» (1906г), в которой, следуя Пушкину, художник трактовал образ царя Додона в сатирическом плане.

За «Сказкой о царе Салтане» последовала «Сказка о золотом петушке» (1906г), в которой, следуя Пушкину, художник трактовал образ царя Додона в сатирическом плане.

 «Сказка о золотом петушке»

«Сказка о золотом петушке»

В совершенстве зная древнерусское искусство, Билибин создал эскизы декораций и костюмов к спектаклям : «Борис Годунов»-1909г, «Золотой Петушок»-1909г, «Руслан и Людмила» -1913,1914 года. Оформление спектаклей, выполненное Билибиным в стилизованной, графически четкой, декоративно-плоскостной манере, отличалось высокой культурой мастерства, стремлением к целостности цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей.

В совершенстве зная древнерусское искусство, Билибин создал эскизы декораций и костюмов к спектаклям : «Борис Годунов»-1909г, «Золотой Петушок»-1909г, «Руслан и Людмила» -1913,1914 года. Оформление спектаклей, выполненное Билибиным в стилизованной, графически четкой, декоративно-плоскостной манере, отличалось высокой культурой мастерства, стремлением к целостности цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей.

«Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила»

 Эскиз костюмов к балетной сюите «Русские пляски».

Эскиз костюмов к балетной сюите «Русские пляски».

Однако в его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей. Его произведения остались на афишах и плакатах того времени, Кроме того, он исполнял эскизы почтовых марок, рисунки для открыток Общины св.Евгении.

Однако в его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей. Его произведения остались на афишах и плакатах того времени, Кроме того, он исполнял эскизы почтовых марок, рисунки для открыток Общины св.Евгении.

Осенью 1917г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, а в начале 1920г. уехал в Египет. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии, оформляя балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925г. Он переехал в Париж, где оформил 10 спектаклей. В 1936г Билибин вернулся на родину, получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, в 1939г. Стал доктором искусствоведения. В эти годы оформлял спектакли и выполнил иллюстрации к роману А.Н.Толстого «Петр 1»(1937г) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова (1939г).Когда началась Великая Отечественная война, Билибин не покинул Ленинград. Талантливый художник погиб в тяжелые дни блокады.

Осенью 1917г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, а в начале 1920г. уехал в Египет. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии, оформляя балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925г. Он переехал в Париж, где оформил 10 спектаклей. В 1936г Билибин вернулся на родину, получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, в 1939г. Стал доктором искусствоведения. В эти годы оформлял спектакли и выполнил иллюстрации к роману А.Н.Толстого «Петр 1»(1937г) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова (1939г).Когда началась Великая Отечественная война, Билибин не покинул Ленинград. Талантливый художник погиб в тяжелые дни блокады.