Рейнгольд Морицевич Глиэр…
Великий композитор, великий труженик, замечательный человек…
Родился Глиэр 11 января 1875 года в городе Киеве. Его отец, так же как дед и прадед, занимался изготовлением и ремонтом духовых музыкальных инструментов. Это был одаренный человек, он неплохо играл на многих духовых инструментах. Музыкальность унаследовали и все его дети. В мастерскую отца приходили многие Киевские музыканты и их разговоры чередовались с музыкой. В этом царстве звуков и рос маленький Рейнгольд. Больше всего ему нравилось звучание скрипки и в раннем детстве он начал свои первые музыкальные занятия. Они шли очень успешно и вскоре Рейнгольд стал участвовать в квартетных вечерах, которые проходили регулярно. Он очень гордился тем, что вместе со старшими играл Гайдна, Бетховена, Моцарта. На лето семья выезжала в деревню, и самым любимым занятием Рейнгольда было слушать песни крестьян в полях и задорные песни и пляски деревенской молодежи.
Время шло, занятия музыкой успешно продолжались и постепенно рождалась в душе уверенность в том, что музыка – главное в его жизни. Итак, Глиэр поступил в Киевское музыкальное училище. В эти годы он пробовал сочинять небольшие пьесы, которые разучивались домашним квартетом. Вскоре желание сочинять небольшие пьесы, которые разучивались домашним квартетом. Вскоре желание сочинять подчинило себе все остальные желания юноши. Так как в училище не было композиторского отделения, Глиэр решил уехать в Москву. Неизвестно, когда бы осуществил задуманное, если бы не встреча с Чайковским, который дирижировал своими произведениями на концерте в Киеве. Юноша пережил потрясение от музыки, от личности великого Чайковского, от оваций слушателей. Он оставляет училище и едет в Москву, в консерваторию.
Рейнгольд успешно сдал экзамены и был принят в класс скрипки. Благоговение испытывала его душа. В то время в консерватории учились и работали Н. Рубенштейн, Танеев, Рахманинов, Скрябин. Проучившись немного по классу скрипки, Глиэр переходит в класс сочинения к Ипполитову-Иванову. Ипполитов-Иванов и Тане следили за его развитием, не позволяя сочинять что вздумается, требуя большой и вдумчивой работы. Много трудился Рейнгольд и за это друзья прозвали его "седовласый старец". В эти годы идет поиск стиля. Глиэр много времени тратит на посещение театра и концертов. Явно чувствует он интерес к творчеству композиторов-кучкистов, к творчеству Чайковского. Ему нравится национальный ("русский") характер их музыки. Так в годы учебы складывались характерные черты стиля Глиэра, вобравшие в себя признаки петербургской и московской композиторских школ. К окончанию консерватории Глиэр пишет симфонию "в русском духе" по его выражению. Ее одобрили Танеев, Скрябин, Римский-Корсаков, Глазунов и удостоили высшего балла.
Консерваторию Глиэр окончил с золотой медалью. Затем состоялось знакомство с музыкантами Петербурга и вскоре в Петербурге зазвучали произведения Глиэра, вызывая одобрение всех слушателей от простых музыкантов до корифеев.
Педагогическая деятельность Глиэра началась в школе сестер Гнесиных. Педагогической литературы в то время не хватало и Гнесины привлекали педагогов-композиторов к созданию детского фортепианного репертуара. Глиэр очень любил детей и они платили ему тем же. Общение с детьми и подсказывало композитору, что лучше для них сочинять. Лучшие из них мы с вами изучаем со своими учениками и сегодня. В 11-летнем возрасте учеником Глиэра стад С.Прокофьев. Так началась большая многолетняя дружба двух музыкантов.
Талант Глиэра вскоре захотел блеснуть еще одной гранью. Композитора не покидает желание научиться дирижировать. С этой целью он едет в Германию. В эти годы Глиэр дважды удостоен премии имени Глинки за Первый струнный квартет и симфоническую поэму "Сирены". Вскоре он заканчивает 2-ю, а затем знаменитую III симфонию "Илья Муромец".
В 1913 г. в г. Киеве праздновали открытие консерватории. Одним из первых пригласили Глиэра и вскоре он избирается на пост директора. Он подбирает прекрасный педагогический коллектив: Нейгауз, Блуменфельд, Михайлов и др. Очень скоро Глиэр стал душой консерватории.
Оживилась музыкальная жизнь Киева – Глиэр организовал оркестр и дирижировал, даря людям встречи с музыкой великих музыкантов.
Проработав 6 лет в родном городе, Глиэр с семьей уехал в Москву, но связь с Киевом осталась до конца жизни. Вскоре Глиэр становится профессором Московской консерватории. Удостоен он и звания народного артиста Советского Союза.
Дальше в жизни композитора идет период сотрудничества с республиками СССР. Для Азербайжана он создал поэму "Ашик-Кериб". Для Узбекистана – музыкальная драма "Гюльсара". В этот период он пишет балет "Красный цветок" и чудесный "Концерт для арфы с оркестром".
Большое сердце было у этого человека, все люди были для него единой семьей, проживающей на единой планете. Он пишет увертюру "Дружба народов", Увертюру на славянские темы, использовав русскую мелодию, болгарскую, чешскую и польскую народные темы.
В последний год войны Глиэр пишет Увертюру "Победа". В год 150-летия Пушкина была премьера балета Глиэра "Медный всадник" (Ленинград).
Итак, мы совершили очень краткий экскурс в истории жизни и труда очень яркой личности. Подводя итоги, можно сказать, что это человек большой любви и большого труда. Не случайно в последний год своей жизни он написал гимн Труду. Умер он внезапно на 81-м году жизни, не завершив работы над скрипичным и фортепианным концертами.
Отдельно хотелось бы поговорить о произведениях композитора, написанных для детей.
Надо сказать, что их достаточно много. Но главное, как известно, не количество. А качество этой музыки бесспорно, несомненно и очевидно. Музыка может быть очень красивой, но не волновать, не вызывать трепета, возвышенного состояния. У музыки Глиэра потрясающий эффект. Самые простые мелодии вызывают внутри ощущения. Это признано и прочувствовано учениками. Поистине, у композитора были очень любящая душа, большое сердце, тонкое восприятие мира и огромная искренность. Именно то, что он ощущал все это сам и дает ощущение исполнителям и слушателям.
- Музыка Глиэра прекрасный материал для развития эмоциональной стороны у детей. Может раскрыть такие качества как мягкость, нежность.
- Очень насыщенная фактура, прекрасно показан нижний регистр, очень большой диапазон звучания.
- Необыкновенной красоты мелодии (Простая песня, Вальс, листок из альбома, эскиз, даже этюд).
- Характерны полифонические моменты в пьесах (Ноктюрн, нар. песня).
- Великолепные и оригинальные гармонии, интересная смена красок. Даже диссонансы звучат не давяще, не редко, а очень приятно (Малая поэма, Прелюдия, В полях).
- Характерные пьесы (Колокольчики, Песня охотников).
Пьес издано много для разных возрастов учащихся.