Электронный журнал

Работаем с классом
Интеллектуальная игра для обучающихся 5–6-х классов «Твори! Выдумывай! Пробуй!», или «Занимательная психология»
Обласова Л.С.
канд. пед. наук, зам. директора по НМР БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”", г. Омск,
Предлагаемое мероприятие носит соревновательный и развлекательный характер, проводится на параллели (или в классе) и может стать ярким окончанием четверти (учебного года).
В содержании конкурсов использованы элементы тестов на выявление творческих способностей, упражнения, направленные на диагностику и развитие памяти, внимания, мышления, словарного запаса, именно поэтому второе название игры — «Занимательная психология».
Предварительная работа:
Каждый класс параллели, на которой проводится игра, организует команду в составе 5 человек, остальные обучающиеся параллели будут болельщиками и зрителями.
Два конкурса, к которым обучающимся совместно с классным руководителем необходимо подготовиться заранее, — это «Визитная карточка» (представление названия команды, ее состава, девиза в юмористической форме) и «Сказки на новый лад» ( 5-минутная интерпретация одной из известных сказок).
Определяется состав жюри. Разрабатывается система оценивания, распечатываются формы протоколов для членов жюри.
Выбирается помещение для проведения игры (актовый зал или просторная рекреация). Устанавливаются стулья для зрителей, столы и места для команд и членов жюри.
Подготавливаются материалы и реквизит для конкурсов.
Ход игры Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами проведем мероприятие в ходе которого команды ваших классов будут участвовать в интеллектуальных конкурсах, выполнять творческие задания, представят идеи сказок на новый лад и, надеемся, проявят выдумку и смекалку. Болельщики смогут принести дополнительные баллы своей команде (для этого будут отдельные конкурсы) или отнять баллы за неприемлемое поведение (за излишний шум, подсказки и т. п. назначаются штрафные очки).
Ведущий представляет состав жюри и поясняет, что конкурсы оцениваются разным количеством баллов в зависимости от сложности и количества участников. Все члены жюри выставляют свои оценки, окончательный результат по конкурсу определяется как среднее арифметическое и заносится в протокол. Соответственно итог всей игры подводится по сумме средних баллов, полученных командами за каждый конкурс.
Конкурс № 1 «Визитка»
Согласно предварительной жеребьевке команды представляют свое название, состав участников, девиз или кредо команды в юмористической форме.
Оценивается общее впечатление, оригинальность, слаженность действий команды. Максимальная оценка за конкурс — 4 балла.
Конкурс № 2 «Круги»
Каждой команде выдается лист ватмана (формат А1) на котором нарисовано 12 одинаковых кругов диаметром 10–11 см. Командам необходимо в течение 5 мин превратить круги (базовые фигуры) в законченные рисунки, дорисовав недостающие элементы внутри или снаружи каждого круга. Ведущий приводит пример выполнения задания: дорисовываем лучики, и круг превращается в солнышко, или пишем внутри круга «1 рубль», круг становится монеткой и т. д. Рисунки не должны повторяться.
Выполнив задание, команды представляют свои рисунки зрителям и жюри, называя и поясняя каждое изображение. Минимальная оценка конкурса — 3 балла — ставится команде, если дорисованы все круги. Дополнительные 1–2 балла могут быть получены командой за оригинальность и творческий подход к выполнению задания (результат работы команды отличается от результата других команд ярко выраженной креативностью).
Конкурс № 3 «Чтение мыслей»
Данный конкурс проводится для болельщиков, пока команды выполняют задание 2-го конкурса.
Ведущий игры предлагает болельщикам задумать любое число и проделать следующее: «Прибавьте к задуманному числу 3, из полученного числа вычтите 2, к полученному результату прибавьте 10, из полученного числа вычтите задуманное, к полученному числу прибавьте 5, а теперь полученное число умножьте на 2. А теперь, я попробую угадать, какое число у вас получилось (обращается к любому из зрителей)».
Ведущий объявляет, что получилось число 32.
Суть в том, что задуманное число в одном из шагов вычитается и таким образом не влияет на конечный результат математических преобразований. Если задуманное число обозначим за Х, последовательность преобразований, которую предлагают выполнить болельщикам, выглядит следующим образом:
(Х + 3 – 2 + 10 – Х + 5) × 2.
Ведущий говорит болельщикам: «Подумайте, как мне удалось прочитать ваши мысли?» Команда, болельщики которой первые смогли объяснить, в чем состояла задумка ведущего, получает 1 балл.
Конкурс № 4 «Разведчики»
Командам предлагается выбрать одного человека из своего состава, который обладает хорошим вниманием, поскольку задача разведчика отметить и запомнить как можно большее количество новой информации.
Для проведения конкурса нужно использовать отдельное помещение или удаленно размещенный от зрителей и команд стол, на котором разложить 10 любых предметов, накрытых плотной тканью. Вызванному представителю команды на 3 секунды показываются предметы. Участнику необходимо назвать те, которые он запомнил. Представитель жюри сверяет ответы с заранее предоставленным списком. За каждый верно названный предмет начисляется по 0,5 балла. Таким образом, максимальная оценка за конкурс может составить 5 баллов.
Список возможных предметов: ключ, часы, мел, карандаш, игрушка, монета, мячик, фотография, заколка для волос, очки и т. п.
Конкурс № 5 «Слепой художник»
В конкурсе от каждой команды участвуют 2 человека, одному из них завязывают глаза. На мольбертах размещаются листы ватмана. По команде «Начали!» участники с закрытыми глазами начинают рисовать заданное животное (лошадь, зайца и т. п.). Вторые участники могут придерживать мольберты и давать словесные подсказки как двигать карандаш «слепому художнику». Спустя 2 мин звучит команда «Стоп!», мольберты поворачивают к зрителям, которые поддерживают участников аплодисментами.
Максимальная оценка за рисунки — 3 балла. Оценивается схожесть с заданным персонажем и слаженность работы представителей команды.
Конкурс № 6 «Словарный запас»
Командам предлагается разместиться за своими столами или в отдельных классах. Каждой команде в течение 5 мин необходимо составить как можно больше слов из букв, входящих в состав слова «активность». Использовать другие буквы или добавлять больше букв, входящих в данное слово нельзя. По истечении времени выполнения задания команды по очереди зачитывают по одному слову болельщикам и жюри, повторять уже названные слова нельзя, в итоге больше баллов набирает та команда, чей словарный состав окажется обширнее. Одно написанное командой слово оценивается в 0,1 балла. Общее количество баллов подсчитывается жюри на основании списков, которые после прочтения предоставляют команды.
Примерный перечень слов, который может получиться: тина, акт, вина, ось, кость, вино, нос, сон, Вика, Вита, окна, кино, тик, кит, кот, винт, сота, скат, такт, сто, нить, нитка, нота, тост, кисть и т. д.
Конкурс № 7 «Передай смысл стихотворения»
Данный конкурс проводится для болельщиков, заполняя время, отведенное командам на выполнение задания 6-го конкурса. Члены жюри и ведущий (всего 3 человека) читают болельщикам по очереди 1 строчку своего стихотворения, затем каждый читает по очереди вторую строчку, третью, четвертую. Задача болельщиков первой команды передать смысл первого стихотворения (четверостишия), второй — второго, третей — третьего.
За точно пересказанное четверостишие или верно переданный смысл — 1 балл, если пересказ неточен — 0,5 балла, если смысл передан неверно — 0 баллов. Полученные болельщиками баллы добавляются к результатам соответствующей команды.
1-е четверостишие:
На маленькой яхте под ветром попутным,
Я вышел в далекий вояж,
Я очень удачно развел по каютам
Ее небольшой экипаж.
2-е четверостишие:
Ну, поедем со мной, ну поехали
В край забытого детского сна.
Белка ждет с золотыми орехами
Белоснежка глядит из окна.
3-е четверостишие:
Жила-быламуха-чистюха,
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
Конкурс № 8 «Сказки на новый лад»
Этот конкурс является домашним заданием. Команды за 2 дня до конкурса путем жеребьевки получают название известной сказки («Колобок», «Курочка-ряба», «Красная шапочка» и т. п.), современную 5-минутную интерпретацию которой представляют на суд зрителей и жюри.
Оценивается артистизм, оригинальность, творческий подход к изменениям известного сюжета. Максимальная оценка конкурса — 6 баллов.
Победитель интеллектуальной игры определяется суммой баллов, полученных за все конкурсы.