СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ты боль российская и рана" ( В. Высоцкий)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ты боль российская и рана" ( В. Высоцкий)»

«Ты боль российская и рана» Учитель высшей квалификацинной категории МБОУ «Богданихская СШ» Иванова Людмила Леонардовна Авторская песня. Песни В. С. Высоцкого о войне  2025

«Ты боль российская и рана»

Учитель высшей квалификацинной категории МБОУ «Богданихская СШ»

Иванова Людмила Леонардовна

Авторская песня. Песни В. С. Высоцкого о войне

2025

Цели урока:  Знакомство с личностью В. С. Высоцкого;  Исследование отличий авторской песни от эстрадной;  Знакомство с творчеством В. С. Высоцкого через песни о войне.

Цели урока:

  • Знакомство с личностью В. С. Высоцкого;
  • Исследование отличий авторской песни

от эстрадной;

  • Знакомство с творчеством В. С. Высоцкого

через песни о войне.

Факты биографии Владимира Семёновича Высоцкого 25 января 1938 г. – дата рождения, г. Москва Великая Отечественная война. Эвакуация в г. Бузулук Оренбургской области 1945 г. – возвращается в Москву, поступает в школу С 1947 по 1949 гг. учится в ГДР, живёт в семье отца и его жены. В 1949 г. возвращается в Москву. В 1955 г. заканчивает среднюю школу, становится студентом МИСИ, и учится там один семестр

Факты биографии Владимира Семёновича Высоцкого

25 января 1938 г. – дата рождения,

г. Москва

Великая Отечественная война.

Эвакуация в г. Бузулук Оренбургской

области

1945 г. – возвращается в Москву,

поступает в школу

С 1947 по 1949 гг. учится в ГДР, живёт в

семье отца и его жены.

В 1949 г. возвращается в Москву.

В 1955 г. заканчивает среднюю школу,

становится студентом МИСИ, и учится там

один семестр

В 1956 г. поступает в школу-студию МХАТ на актёрское отделение и успешно заканчивает его в 1960 г. С 1960 г. работает актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем в театре миниатюр, начинает сниматься в кино. Появляются его первые песни. Много пишет для кино. С 1964 г. В. Высоцкий – Ведущий актёр Московского театра драмы и комедии на Таганке, снимается в фильмах «Вертикаль», «Стряпуха», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и др. В июле 1980 г. актёра не стало.

В 1956 г. поступает в школу-студию

МХАТ на актёрское отделение и

успешно заканчивает его в 1960 г.

С 1960 г. работает актёром

Московского драматического

театра им. Пушкина, затем в театре

миниатюр, начинает сниматься

в кино.

Появляются его первые песни.

Много пишет для кино.

С 1964 г. В. Высоцкий – Ведущий актёр Московского театра драмы и комедии на Таганке, снимается в фильмах «Вертикаль», «Стряпуха», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и др.

В июле 1980 г.

актёра не стало.

В. С. Высоцкий похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве среди других знаменитых людей России. Памятник на могиле представляет собой скульптуру с изображением Высоцкого на фоне вздыбленных коней с одной стороны и гитарой за плечами с другой. Почитатели творчества Высоцкого круглый год приносят живые цветы на его могилу, замирают в скорбном молчании, отдавая дань памяти певцу, поэту и актёру в одном лице.

В. С. Высоцкий похоронен на

Ваганьковском кладбище в г. Москве

среди других знаменитых людей

России.

Памятник на могиле представляет собой

скульптуру с изображением Высоцкого на фоне

вздыбленных коней с одной стороны и гитарой

за плечами с другой. Почитатели творчества

Высоцкого круглый год приносят живые цветы

на его могилу, замирают в скорбном молчании,

отдавая дань памяти певцу, поэту и актёру в

одном лице.

Гипотеза Авторская песня отличается от эстрадной

Гипотеза

Авторская песня

отличается от эстрадной

Эстрадная песня:  Эстрадная песня предполагает большой оркестр, зрелище;   Мало внимания уделяется словам;   У эстрадной песни три автора: композитор, автор текста и певец, который интерпретирует её под себя;  Большее внимание  уделяется музыке;   Эта песня звучит всегда одинаково – так, как она отредактирована;  Эти песни исполняют на эстрадных концертах

Эстрадная

песня:

  • Эстрадная песня предполагает большой оркестр, зрелище;
  • Мало внимания уделяется словам;
  • У эстрадной песни три автора: композитор, автор текста и певец,

который интерпретирует её под себя;

  • Большее внимание уделяется музыке;
  • Эта песня звучит всегда одинаково – так, как она отредактирована;
  • Эти песни исполняют на эстрадных концертах
Авторская песня:  В авторской песне нет зрелищности;   Основной упор на текст, на слова;   Один автор: он пишет слова музыку, и сам исполняет песни;   Авторская песня импровизированна. Это беседа с людьми;   Выступления не похожи на эстрадные концерты. Это, скорее, встречи, его песни называют песнями-монологами;  Мелодии очень просты: 3-5 аккордов, легко запоминаются, отвечают настроению слушателя, «трогают душу»  Это «отдельный вид искусства» (В. Высоцкий)

Авторская песня:

  • В авторской песне нет зрелищности;
  • Основной упор на текст, на слова;
  • Один автор: он пишет слова музыку, и сам исполняет песни;
  • Авторская песня импровизированна. Это беседа с людьми;
  • Выступления не похожи на эстрадные концерты. Это, скорее,

встречи, его песни называют песнями-монологами;

  • Мелодии очень просты: 3-5 аккордов, легко запоминаются, отвечают

настроению слушателя, «трогают душу»

  • Это «отдельный вид искусства» (В. Высоцкий)
Вывод: Таким образом, авторская песня отличается от эстрадной. По словам Высоцкого, между эстрадной и авторской песней, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Наша гипотеза подтвердилась.

Вывод:

Таким образом, авторская песня отличается от эстрадной.

По словам Высоцкого, между эстрадной и авторской песней,

как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Наша гипотеза подтвердилась.

Песни В. С. Высоцкого о войне «Мы вращаем Землю» «Он не вернулся из боя» «Песня о новом времени» «Аисты» «Сыновья уходят в бой» «Высота» «Братские могилы»

Песни В. С. Высоцкого

о войне

«Мы вращаем Землю»

«Он не вернулся из боя»

«Песня о новом времени»

«Аисты»

«Сыновья уходят в бой»

«Высота»

«Братские могилы»

«Мы вращаем Землю»

От границы мы Землю вертели назад - Было дело сначала. Но обратно ее закрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала. Наконец-то нам дали приказ наступать, Отбирать наши пяди и крохи. Но мы помним, как солнце отправилось вспять И едва не зашло на востоке. Мы не меряем Землю шагами, Понапрасну цветы теребя, Мы толкаем ее сапогами От себя! От себя! И от ветра с востока пригнулись стога, Жмется к скалам отара. Ось земную мы сдвинули без рычага, Изменив направленье удара. Не пугайтесь, когда не на месте закат, Судный день - это сказки для старших, Просто Землю вращают, куда захотят, Наши сменные роты на марше. Мы ползем, бугорки обнимая, Кочки тискаем зло, не любя И коленями Землю толкаем От себя! От себя!

Не отыщет средь нас и особый отдел Руки кверху поднявших, Всем живым - ощутимая польза от тел: Как прикрытье используем павших. Этот глупый свинец всех ли сразу найдет, Где настигнет - в упор или с тыла? Кто-то там впереди навалился на дот - И земля на мгновенье застыла. Я ступни свои сзади оставил, Мимоходом по мертвым скорбя. Шар земной я вращаю локтями На себя! На себя! Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон, Принял пулю на вдохе,

Но на запад, на запад ползет батальон, Чтобы солнце взошло на востоке. Животом по грязи, дышим смрадом болот, Но глаза закрываем на запах. Нынче по небу солнце нормально идет, Потому что мы рвемся на запад! Руки, ноги на месте ли, нет ли, - Как на свадьбе, росу пригубя, Землю тянем зубами за стебли На себя! От себя!

«Он не вернулся из боя» Почему все не так? Вроде все как всегда:  То же небо опять голубое,  Тот же лес, тот же воздух и та же вода,  Только он не вернулся из боя.  Тот же лес, тот же воздух и та же вода,  Только он не вернулся из боя.  Мне теперь не понять, кто же прав был из нас  В наших спорах без сна и покоя.  Мне не стало хватать его только сейчас,  Когда он не вернулся из боя.  Он молчал невпопад и не в такт подпевал:  Он всегда говорил про другое.  Он мне спать не давал, он с восходом вставал,  А вчера не вернулся из боя.  То что пусто теперь - не про то разговор,   Вдруг заметил я: нас было двое.  Для меня, будто ветром, задуло костер,  Когда он не вернулся из боя.  Нынче вырвалась, будто из плена весна-  По ошибке окликнул его я:  «Друг, оставь покурить», - а в ответ тишина...  Он вчера не вернулся из боя.  Наши мертвые нас не оставят в беде:  Наши мертвые как часовые.  Отражается небо в лесу как в воде,  И деревья стоят голубые.  Нам и места в землянке хватало вполне,  Нам и время - текло для обоих.  Все теперь одному, только кажется мне:  Это я не вернулся из боя

«Он не вернулся из боя»

Почему все не так? Вроде все как всегда: То же небо опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода, Только он не вернулся из боя. Тот же лес, тот же воздух и та же вода, Только он не вернулся из боя. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас, Когда он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал: Он всегда говорил про другое. Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя. То что пусто теперь - не про то разговор,

Вдруг заметил я: нас было двое. Для меня, будто ветром, задуло костер, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалась, будто из плена весна- По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить», - а в ответ тишина... Он вчера не вернулся из боя. Наши мертвые нас не оставят в беде: Наши мертвые как часовые. Отражается небо в лесу как в воде, И деревья стоят голубые. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время - текло для обоих. Все теперь одному, только кажется мне: Это я не вернулся из боя

«Братские могилы» На братских могилах не ставят крестов,  И вдовы на них не рыдают,  К ним кто-то приносит букеты цветов  И Вечный огонь зажигает.  Здесь раньше вставала земля на дыбы,  А нынче - гранитные плиты.  Здесь нет ни одной персональной судьбы -  Все судьбы в единую слиты.  А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,  Горящие русские хаты,  Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,  Горящее сердце солдата.  У братских могил нет заплаканных вдов -  Сюда ходят люди покрепче.  На братских могилах не ставят крестов,  Но разве от этого легче

«Братские могилы»

На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов И Вечный огонь зажигает. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг, Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов - Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче

Выводы:  На уроке мы ближе узнали В. С. Высоцкого, познакомившись с его биографией;  Узнали, что такое авторская песня, и чем она отличается от эстрадной;  «Посмотрели» песни Высоцкого о войне, услышали манеру его исполнения, поняли, что создать такие песни может только человек талантливый, неравнодушный, патриот своей Родины.

Выводы:

  • На уроке мы ближе узнали В. С. Высоцкого,

познакомившись с его биографией;

  • Узнали, что такое авторская песня, и чем она отличается

от эстрадной;

  • «Посмотрели» песни Высоцкого о войне, услышали

манеру его исполнения, поняли, что создать такие песни

может только человек талантливый, неравнодушный,

патриот своей Родины.