СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У милосердия древние корни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древнерусская литература, русская классика и современная литература являются своеобразным маяком в нашей жизни.  Литература всегда дает нам нравственные ориентиры, которые помогают различить добрые дела и злодеяния, честь и подлость, искренность и лицемерие. А главный нравственный критерий в оценке человека, по мнению писателей всех времен,- его совесть, наполненная добром и милосердием. И у нас есть все основания считать, что у милосердия древние корни.

Просмотр содержимого документа
«У милосердия древние корни»

У милосердия древние корни

Ляпаева Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ №1», г.Новый Уренгой

Древнерусская литература, русская классика и современная литература являются своеобразным маяком в нашей жизни. Литература всегда дает нам нравственные ориентиры, которые помогают различить добрые дела и злодеяния, честь и подлость, искренность и лицемерие. А главный нравственный критерий в оценке человека, по мнению писателей всех времен,- его совесть, наполненная добром и милосердием. И у нас есть все основания считать, что у милосердия древние корни.

Вспомним Владимира Мономаха - великого князя Киевского 12 века, он вошел в русскую историю не только как великий полководец, но еще и как писатель и мыслитель. Мономах является автором знаменитого "Поучения" — выдающегося памятника древнерусской литературы и общественной мысли. Оно дает основание считать Владимира Мономаха, сурового и закаленного в боях воина, натурой поэтической, которой свойственны глубокие чувства. В «Поучении» Владимир Мономах высокие нравственные заветы, которые ценны и сегодня. Но «Поучение»- это не только свод бытовых и нравственных советов, но и политическое завещание князя, в котором он выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Какие же советы Владимира Мономаха актуальны сегодня? Мы считаем: то, о чем писал Мономах, относится к понятиям вечным, то есть таким, которые важны в любые времена. Познакомьтесь с некоторыми из его заповедей:

« В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»; «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»; « Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…». Подкупают своим простодушием поучения с использованием слов (“приветить”, “молвить”, “почет”, “чтите”, “навестите”, “не пропустите”), которые и сегодня так необходимы молодому поколению и всем нам: “Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…” Глаголы повелительного наклонения в поучениях“напойте и накормите просящего”, “убогих не забывайте”, “гордыни не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу” делают текст своеобразным, за которым виден автор мудрости и милосердия. Согласитесь: у милосердия, действительно, древние корни.

. Человек – его внутренний мир, судьба, его переживания – в центре внимания многих писателей 60-80х годов 20 века: В.Шукшина, В.Распутина, А.Алексина, В.Розова, А.Вампилова, В. Астафьева.

Проблематика произведений Астафьева многопланова: он пишет о нравственных ценностях, об отношении человека к природе, к миру, к людям. В суетный наш век люди читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов-миниатюр, например, «Мгновения» Ю.Бондарева, «Зерна» В.Крупина, «Камешки на ладони» В.Солоухина, «Крохотки» А .Солженицына. « Таким образом скорее можно настичь бегущего, вечно занятого работой, затурканного бытом современного читателя,»-писал В.П.Астафьев в предисловии к сборнику рассказов «Затеси». Этими лирическими миниатюрами - раздумьями о жизни писатель хотел донести до нас сокровенные мысли, которые не давали ему покоя, мучили его. Ему хотелось поделиться с нами и найти отклик на них.

Первоначальное название цикла лирических зарисовок – «Дыханье родной земли». Название «Затеси» впервые появляется в 1965 году, первое отдельное издание затесей вышло в 1972 году. Всего вышло в свет шесть книг с разными названиями. «По объёму писательского времени, отданного «затесям», настойчивости и обилию их публикаций они выходят на первое место среди жанров астафьевской прозы. Именно «затеси» (их около трёхсот), написанные с весны по осень 2000 года, стали последними произведениями Астафьева, которые уже тяжело больной автор мог увидеть напечатанными в майском номере журнала "Смена" 2001 года. В предисловии к книге «Затеси» В.П.Астафьев так объясняет значение этого слова: «Затесь–сама по себе вещь древняя и всем ведомая-это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека». Писатель обращает внимание на то, что в разных концах России название мет произносится по-разному: «зарубы», «затесины», «затески», «затёсы», по-сибирски – «затеси». Итак, «затесь» - это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы проложить дорогу другим в нехоженом месте. Однако название книги имеет не только прямое, но и переносное значение. В названии книги скрывается метафора. Для В.П.Астафьева затеси - это его воспоминания, размышления о нравственных истинах, скрывающихся в потаенных уголках души человеческой, о природе, которые наполнены глубоким смыслом. Важно отметить, что в комментарии к «Затесям» В.П.Астафьев признаётся: «Книга рассчитана на «разового» читателя, предназначена вроде бы для интимного чтения и общения, но я получил сотни писем от разных людей, воспринимающих «Затеси» как что-то «личное». Обратим внимание на названия некоторых миниатюр, например: «Родные берёзы», «Хрустальный звон», «Зачем я убил коростеля?», «И милосердия». Уже в названиях рассказов писатель, на мой взгляд, обозначил проблему, которая прошла через книгу «Затеси»: экология природы и экология души человека. Но у Астафьева есть такие произведения, по названиям которых не сразу определишь проблему, поднятую автором. Например, «Хвостик», «Записка». Своеобразное начало в рассказе «Хвостик»: «Смеется, заливается, хохочет мальчик….» Наверное, что- то смешное увидел?- думаем мы. Читаем дальше и узнаем, что он смеется над хвостиком…хвостиком мертвого суслика, торчащим из консервной банки. А банка эта стоит на газете, на развороте которой кроваво- красным цветом рукой человека написано: « В защиту природы»… Нам трудно представить это варварство…а мальчик смеется тогда, когда плакать нужно, ведь он видит кровопролитие, а любое кровопролитие - это трагедия….Астафьев так заканчивает рассказ: « Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки».

Писатель негодует. Как больно сердцу от бессмысленно жестокого, варварского отношения людей к природе, к беспомощным животным. Это преступление. Преступление, совершенное взрослыми. А смеющийся мальчик-плод воспитания таких взрослых. Разве этому учил своих сыновей Мономах в «Поучении» - выдающемся памятнике древнерусской литературы? Вспомните его заповедь: « Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам». А «То ли еще будет?»- справедливо замечает Астафьев. Будет еще большая трагедия, ведь зло, содеянное нами, к нам же вернется и может совсем погубить нас, если мы не воспитаем в себе чувства бережного отношения к природе, любви ко всему живому на Земле - такую зарубку в нашем сердце, в душе, в нашей памяти оставил этот рассказ с таким обычным названием « Хвостик».

Критик и литературовед А.Н.Ланщиков в книге «Виктор Астафьев» заметил: «Всё, что вышло из-под пера Астафьева, исследовано от самых истоков, прочувствовано им лично и легло в его личный духовный опыт». Может быть, поэтому так просты, глубоки, интересны короткие рассказы, вошедшие в сборник «Затеси». Эта удивительная книга проникнута искренней любовью к природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью губит ее.

Читаешь бытовую зарисовку под названием «Записка» и диву даешься, как очерствели люди. «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна», - так начинается небольшой рассказ. Сразу задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Прочитайте и с ужасом узнаете: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы. Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

Автор потрясен увиденным, он сожалеет о том, что “отменена публичная порка” Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным людям.

« Мне бы хотелось писать так, чтобы писаное и не чувствовалось, а душа таяла, знобило бы кожу, а от восторга, от любви хотелось бы перецеловать каждое дерево в лесу, каждый лист и травинку, ибо назначение его на земле - творить добро», - писал В.П.Астафьев. Жизнь так коротка, и надо жить не только ради себя, и не обязательно совершать большие подвиги - достаточно просто дарить людям тепло, как это делала маленькая девочка - героиня рассказа В.П.Астафьева «Приветное слово»: « Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом. — Длястуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, — боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

— Ей пока еще все люди — братья!

Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе».

Русская литература всегда была и остается тенором общества, голосом совести. Она поднимала и решала глобальные проблемы времени, раскрывала нравственные вопросы, вникала в социальные проблемы общества. Таким образом литература формировала сознание людей, показывала путь к истине. Мы уверены: нравственные истины в «Заповедях» Мономаха и «Затесях» Астафьева вечны, они оставляют свои зарубки в душе каждого из вас. Надеемся, эти авторы, их произведения и герои еще не раз заговорят с читателями всех возрастов, и они обязательно найдут ответы на самые трудные вопросы.