Предмет: математика
Тема: «Деление с остатком».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель:
-создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приема деления с остатком.
Задачи:
-рассмотреть случаи деления с остатком, формировать умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение ,применять изученные правила при выполнении нового задания;
- закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления, умение выполнять табличное деление и умножение;
- развивать целенаправленность внимания, память, слуховое и зрительное восприятия, умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения других и отстаивать своё;
-создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. Оборудование:
-учебник «Математика» 3 класс
-фишки, раздаточный материал, смайлики;
- памятки с алгоритмом деления с остатком;
-презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор , документ камера
Ход урока
I. Организационный этап.
Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Марем Руслановна, я проведу у вас урок математики. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачной работы на сегодняшнем уроке.
- А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает стать успешным?
-Что для этого надо сделать? (познавать, узнавать).
-Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели.
-Сядем за парты правильно, спину держим прямо.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
А сейчас мы проведём небольшую разминку.
-Я предлагаю поиграть в игру «Математическое лото».
1)Работав группах.( правила работы в группах)
- Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы обводите его фломастером(синий и красный).
(задания на слайде, проверка групп через документ камеру)
(Слайд Математическое лото)
Примеры: 8 х 6, 6 х 6, 7 х 5, 6 х 9, 4 х 5, 7x7
2)Подведение итога разминки.
Приглашаю капитана первой команды подойти к документ-камере и показать получившийся результат. Далее 2 капитан.
-Молодцы. По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу умножения.
-А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?
+ Да, это деление.
3)Повторение знаний компонентов
30:5=6 ( смарт доска)
- Посмотрите на выражение и назовите, как называются числа при делении?
+30-делимое, 5-делитель, 6-частное.
- Как найти неизвестное делимое?
+ Надо делитель умножить на частное.
-А как найти неизвестный делитель?
+ Надо делимое разделить на частное.
-Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?
( Наверное, эти знания нам сегодня пригодятся на уроке)
4)Подведение к теме урока.
Практическая работа:
- Нам предстоит выполнить задание для определения темы урока. ( На доске 2 ребенка развешивают яблоки, остальные работают на месте в парах.)
Для этого вспомним правила работы в группе (слайд)
-Послушайте задачу:
Маше надо поделить 6 яблок между 3 детьми поровну. Сколько яблок получит каждый ребёнок?
- Можем ли мы решить данную задачу?
+Да.
-Что у нас получилось?
+Каждый ребёнок получил по2 яблока.
-Каким арифметическим действием решается задача?
+Делением.
Работа в тетради
-Откроем тетради, запишем число, классная работа.
-Запишите решение этой задачи в тетради и на доске.
-А если мы прибавим к 6 яблокам ещё одно яблоко и так же разделим на 3 детей?
-Что у нас получится? Получилось ли поровну?
+ Нет, у нас получилось по2 яблока и 1 осталось.
- Можем ли мы решить данную задачу?
+Нет.
III. Выявление места и причины затруднения и выход из него
Фиксация затруднения.
- Ребята, почему возникло затруднение?
+ Потому что 13 нельзя разделить на 4 поровну.
- Значит, какого правила, мы не знаем?
+Деление с остатком. (Деление, при котором число не делится нацело)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Уточнение темы урока. Составление плана.
-Значит, какая же будет тема урока?
+Деление с остатком.
Слайд 1.
-Какую цель мы поставим перед собой?
+узнать, что такое деление с остатком
+составить алгоритм деления с остатком
+выяснить, как называются числа при делении с остатком
+научиться находить значения данных выражений
Слайд 2.
V. Реализация построенного проекта.
В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется деление с остатком.
-Итак, мы 13 : 4 =3(ост.1)
-А как же могут называться числа при делении с остатком?
-Первое число мы делим?
+Значит - это тоже делимое.
-На второе - делим?
+Значит – это делитель.
_-Число, которое получается мы полностью разделили?
+Нет. Значит - это неполное частное. А то, сколько осталось - это остаток. Слово остаток в математике принято писать сокращённо: ост.
Слайд 3.
- Что же надо делать, чтобы найти значение данного выражения?
+Составить алгоритм деления с остатком.
- Давайте вместе подумаем, какой алгоритм деления с остатком у нас должен получиться.
- Можем мы по таблице умножения это выполнить?
+Нет
1) Значит надо подобрать такое число, которое делится на 4 и меньше 13
+Это число 12
2) Разделю это число на делитель и найду частное.(12:3=4)
3) Вычесть это число из делимого и получить остаток 13-12=1
4) 1
3
-Следовательно, можно ли разделить 1 на 3
+Нет.
Какой мы сделаем вывод?
+Остаток всегда меньше делимого.
Сейчас я вам раздам памятки, которыми вы сможете пользоваться в течении всего урока.
- Добились мы поставленной цели?
+Да, мы составили алгоритм.
- Что ещё необходимо сделать?
+Потренироваться в нахождении значений подобных выражений.
Физкультминутка
На болоте 3 лягушки (шагаешь)
Двух делили комаров. (хлопаем в ладоши)
Перессорились подружки, (ладони вверх и вниз)
Поругались - будь здоров! (руки в боки с наклонами)
Ни одна не уступает, (круг руками)
Комара не отпускает. (угрожаем пальчиком)
-А вы смогли бы поделить комаров?
(по 1 –лягушкам и 1- отпустили бы)
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Задание для пробного действия.
Работа по учебнику
- Открываем учебник на странице 26. Давайте выполним задание под красной чертой «Проверь себя»
- Нам необходимо выполнить деление с остатком, используя составленный алгоритм. (взаимопроверка, самопроверка с интер.доски)
VII. Групповая работа.
Ленинг – скачки https://learningapps.org/display?v=pgbybfyvk22
Подведение итога выполнения работы
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.
- Считаете ли вы, что мы достигли цели урока?
+ Да.
Докажите.
+ Мы выяснили, как можно делить примеры с остатком.
+Работали с алгоритмом деления
+Называли названия чисел при делении с остатком
+Находили значения выражений данного вида
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 12.
-Довольны ли вы своей работой?
- У вас на столах лежат смайлики.
Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом.
-Я тоже очень довольна вашей работой на уроке .
За активную работу на уроке вы получаете медали знатоков математики.