«ВИТАМИНЫ»
Урок биологии в 8 классе
Цели урока.
Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в
обмене веществ и их практическом значении для здоровья
человека.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской
деятельности, умения делать выводы, выделять главное,
применять свои знания на практике.
Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как
творческой личности с положительными нравственными
качествами; прививать культуру здорового образа жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной
ситуации.
Оборудование: компьютер ; презентация «Витамины»;
лабораторное оборудование: пробирки, пипетки,
раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода;
раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса дается задание: подготовить сообщения по заданным темам.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
- Что помогает нам сохранить здоровье?
- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?
- Какие питательные вещества содержатся в пище?
- Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?
- Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?
- Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.
При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.
- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).
Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Витамины нужно принимать только зимой и весной.
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
Постановка проблемного вопроса:
- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
Изучение нового материала.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Из истории открытия витаминов.
Сообщение учащегося.
Определение витаминов, их роль в организме.
Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
(Учащиеся записывают определение в тетрадь).
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.
Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.
Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).
Характеристика витаминов
Витамин | Суточная потребность (мг) | Источники витамина | Проявление авитаминоза |
А | | | |
В | | | |
С | | | |
D | | | |
Сообщение учащегося о витамине С.
Сообщение учащегося о витамине D. .
Сообщение учащегося о витамине А.
Сообщение учащегося о витаминах группы В.
Заполнените таблицу в тетради и сделайте выводы.
- Какой витамин самый важный?
- Что является источником витаминов в организме?
- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
- Как восполнить недостаток витаминов в организме?
- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?
Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.
5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
Сохранение витаминов в продуктах питания.
Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр.155-156 и ответьте на вопрос.
- Как сохранить витамины при приготовлении пищи?
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Закрепление изученного материала.
Решение проблемной ситуации.
Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
(Объяснения учащихся).
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | Да. |
Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.
«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
(Объяснения учащихся).
3.А теперь проверим свои знания.Тест№1.Работа и проверка в парах.
4.Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям. Кому?
Рефлексия.
(Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).
- Понравился ли тебе урок?
- Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?
- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?
- Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.
Домашнее задание:
изучить параграф «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н.
Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.
Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни сделал Николай Иванович Лунин в 1880 г. Он обнаружил, что мыши не могут выжить, питаясь искусственной смесью из белка, жира, сахара и минеральных солей. Вывод Лунина не получил признания. Научный мир не спешил признавать существование каких - то неизвестных веществ. Но работа Лунина не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении. В 1889 г голландский врач X. Эйкман обнаружил у кур заболевание, сходное с бери - бери (что означает “оковы”). Болезнь вызывалась при питании полированным рисом кур сидящих в клетках - судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце погибли. А куры, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, так как они находили себе самую разнообразную пищу. Всякий раз, когда Эйкман кормил кур только очищенным рисом, у них, обязательно, развивалось заболевание бери - бери, когда он кормил больных кур неочищенным рисом, они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями. К 1910 г. был накоплен достаточный материал для открытия витаминов.
В 1911—1913 гг. произошёл прорыв в этом направлении. Польский биохимик К. Функ в 1911 г. получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики, одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Функ назвал открытое им вещество “витамин” от латинского вита - жизнь и амине - класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество. В 1922 г. советский учёный Бессонов, одновременно с венгерским Сцент-Перги, выделил витамин С. Сейчас известно более 30 витаминов, которые делят на водорастворимые: С, В и жирорастворимые: А, Д, Е, К. Обозначают витамины буквами латинского алфавита — чудесная азбука здоровья.
Сообщения учащихся о витаминах. Витамин С, или аскорбиновая кислота.
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили дёсны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Болезнь назвали цингой.
В команде Васко Да Гама, открывшего в 15 в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., и многих, многих других. Основными и надёжными поставщиками витамина С являются облепиха, чёрная смородина, сладкий перец, апельсин, лимон, мандарин.... Всё это в основном растения, имеющие кислый вкус. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во многих других важных процессов в организме. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, выполнении тяжёлой физической работы и во время заболеваний.
Витамин В1, или Тимин.
В 1890 г. Голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни - бери-бери, что означает “оковы”. В конце концов, наступал паралич и смерть. Ещё за 20 лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали.
Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1 .Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день. Содержится витамин В1 в семенах бобовых растений, а также в семенах злаков - но в основном в их зародышах и в оболочках. В очищенном, обработанном зерне этого витамина остаётся очень мало. Кроме того, витамина В1 много в дрожжах, в яичном желтке, в печени. При дефиците В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца.
Кроме В1 к группе витаминов В относятся ВЗ, В2, В5, В6, В9, В12, В15. Из витаминов этой группы в организме образуются ферменты, принимающие важное участие в обмене веществ.
Витамин Д
Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин Д играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит. Дети и взрослые витамин Д получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.
Витамин Д может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце.
Витамин А, или ретинол
Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз - родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение - отсюда и название сопутствующей болезни - “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото - и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти - ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.
Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке. В растительных продуктах - моркови, абрикосах, томатах, содержится каротин — вещество, из которого витамин А может быть синтезирован в нашем организме. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов со сметаной, майонезом, растительным маслом.
После сообщений слово берёт учитель.
Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами - только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии.
Современные витаминные комплексы можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма - их принимают с учётом того. Что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других. То они дают организму все 100% витаминов.
Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, Д. В основном их назначают в лечебных целях, например, витамин Д - для профилактики и комплексного лечения рахита. Препараты второго поколения - это поливитаминные комплексы, содержащие ещё и микроэлементы, а также определённые минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина Д, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро - и макроэлементы, по и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки, а также различные ферменты.
Лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Овощи обеспечивают нас и витаминами, и минеральными веществами - кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Необходимо, по возможности, больше есть свежих овощей и фруктов.
Но свежие овощи доступны не всегда, да и не все растительные продукты можно употреблять в сыром виде. Как же сохранить витамины при их хранении и при приготовлении блюд.
Условия сохранения витаминов
Во время хранения овощей и картофеля, фруктов и ягод мы теряем очень много витаминов. Например, в 1 кг картофеля сразу после уборки разрушается около 300 мг витамина С, а к весне его остаётся уже не более 50%. Ещё быстрее уменьшается количество этого витамина в зелени. Для повышения сохранности витаминов в овощах и картофеле необходимо соблюдать правила их хранения и упаковки. Для каждого овоща есть свой оптимальный температурный режим хранения.
Витамины В1, В2 и С растворяются в воде, окисляются на воздухе и быстро разрушаются при нагревании. Поэтому при варке овощей их лучше класть не в холодную, а в уже закипевшую воду, закрывать крышкой и не кипятить долго. Витамин С разрушается при соприкосновении с медной и железной посудой. Витамин К разрушается от солнечного света.
Причины витаминной недостаточности
Однообразное питание.
Использование хорошо очищенных и обработанных -рафинированных продуктов.
У грудных детей к авитаминозам приводит отсутствие грудного молока
Есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве - это стрессы - при них интенсивно расходуются витамины В1, В2, ВЗ, В6, РР.
Загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов.
Длительный приём антибиотиков.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
И, наконец, алкоголь и табакокурение.
Алкоголь и продукт его распада - уксусный альдегид способны угнетать активность ряда витаминозависимых ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, Д, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени.
Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминозависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5-2 раза.
Авитаминозы
БЕРИ - БЕРИ, недостаток витамина В1 поражение периферических нервов конечностей.
КСЕРОФТАЛЬМИЯ - поражение глаз, недостаток витамина А.
ПЕЛЛАГРА - заболевание, связанное с недостатком витамина РР (никотиновая кислота).
РАХИТ - заболевание детей (размягчение костей) недостаток витамина Д.
ЦИНГА - заболевание, связанное с недостатком витамина С, из - за отсутствия овощей и фруктов в рационе (кровоточивость дёсен, выпадение зубов).
Подведение итогов урока
Какого витамина много в рыбьем жире? (Д)
При отсутствии, какого витамина возникает цинга? (С)
Недостаток, какого витамина вызывает Куринную слепоту? (А)
Какой витамин необходим для свёртывания крови? (К)
Недостаток, какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)
Недостаток, какого витамина вызывает заболевание, бери - бери? (В)
Какой авитаминоз чаще других возникает у мореплавателей? (цинга)
При недостатке, какого витамина развивается рахит? (Д)
Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин?(А)
Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
Домашнее задание. Заполнить таблицу, используя информационный лист.
Информационный лист
Витамин А — витамин роста и зрения содержится в:
моркови;
листьях салата;
капусте;
печени;
яичном желтке;
сливочном масле.
Витамины группы В
В1 - способствует росту, помогает в переваривании пищи, улучшает умственные способности, помогает при укачивании, уменьшает зубную боль. Содержится в сухих дрожжах, рисовой шелухе, арахисе, свинине, отрубях, молоке.
В2 - витамин укрепляет кожу, ногти, волосы, помогает залечивать язвочки рта, губ, языка, улучшает зрение.
Витамин В2 содержится в фасоли, семечках, арахисе, сыре, твороге, мясе, печени, зелёных овощах, рыбе, яйцах
В6 способствует усвоению белка и жира, помогает предотвратить различные нервные и кожные расстройства, уменьшает судороги мышц, онемение рук.
Содержится в пивных дрожжах, пшеничных отрубях, печени, дыне, капусте, молоке, яйцах, говядине.
Витамин В12 предотвращает появление анемии (малокровия). У детей способствует росту и улучшению аппетита, увеличивает энергию, снижает раздражительность, улучшает концентрацию памяти и равновесия.
Этого витамина много в печени, говядине, свинине, яйцах, молоке, сыре, почках.
Витамин С
Витамин С - аскорбиновая кислота, верный помощник в борьбе с болезнями. Он заживляет раны, переломы, и побеждает цингу. Предохраняет от многих вирусных заболеваний.
Этот витамин содержится в цитрусовых фруктах, ягодах, зелёных овощах, помидорах, цветной капусте, картофеле, шиповнике. Одна беда - витамин С быстро улетучивается. Поэтому овощи и фрукты лучше не хранить в разрезанном виде и держать подальше от солнечного света.
Витамин Д
Витамин Д стимулирует рост костей, предотвращает развитие рахита. Организм сам производит этот витамин под действием солнечных лучей, поэтому надо больше гулять в солнечную погоду.
Необходимо есть печень, икру, рыбий жир.
Витамин Е
Витамин Е уменьшает действие вредной радиации на кожу и весь организм в целом. Спортсменам помогает наращивать мускулы, замедляет старение клеток.
Его много в растительном масле, злаках, зелени, соевых бобах.
Витамин Е включается в состав большинства кремов.
Витамин F
Витамин F отвечает за состояние наших сосудов, обеспечивает здоровое состояние кожи и волос. Помогает организму усваивать кальций.
Содержится в растительных маслах, семечках подсолнечника, соевых бобах, арахисе, миндале, авокадо.
Витамин Н
Витамин Н отвечает за внешний вид нашей кожи, помогает предохранить волосы от седины, облегчает боли в мышцах.
Содержится в орехах, фруктах, пивных дрожжах, говяжьей печени, молоке, желтке яйца.
Суточная потребность в витаминах и их основные функции
Витамин | Суточная потребность | Функции | Основные источники |
Витамин С. Аскорбиновая кислота | 50-100 мг | | ' |
Витамин В1. Тиамин | 1,4-2,4 мг | Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы. | |
Витамин В2. Рибофлавин | 1,5-3,0 мг | | Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи |
Витамин В6. Пиридоксин | 2, 0-2, 2 мг | Участвует в синтезе и обмене аминокислот, жирных кислот и липидов. | |
Витамин РР. Никотиновая кислота | 15,0-25,0 мг | | |
Витамин Вс. Фолиевая кислота | 0, 2 - 0, 5 мг | Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот. | Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб и печень |
Витамин В12. Цианкобаланин | 2, 0 - 5,0 мкг | | |
Витамин Н. Биотин | 0, 1-0, Змг | Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот. | |
Витамин ВЗ. Пантотеновая кислота | 5-10 мг | | Печень, почки, гречка, рис, овёс, яйца, дрожжи, горох, молоко |
Витамин А. Ретинол | 0, 5 - 2, 5 мг | Участвует в деятельности мембран клеток, процессе восприятия света, необходим для роста и развития человека. | |
Витамин D. Кальциферол | 2, 5 - 10 мг | | |
Витамин Е. Токоферолы | 8-15 мг | Предотвращает окисление липидов, влияет на синтез ферментов, активный антиокислитель. | |
Приложение 1.
Из истории открытия витаминов
В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Приложение 2.
Витамин С
Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.
Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.
В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.
Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.
Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.
Приложение 3.
Витамин D.
Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Приложение 4.
Витамин А
Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,
на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.
При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.
Приложение 5.
Витамин В
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.
Тесты к уроку
Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.
1. Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
6. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Функом.
7. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е
9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.
Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.
Тест по теме «Витамины»
1.Являются ли витамины источником энергии?
а) да б) нет в) только некоторые
2.Являются ли витамины материалом для биосинтеза?
а) да б) нет в) только некоторые
3.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:
а) А б)В в)С г) Д
4.Недостаток витамина А приводит:
а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге
Закончите выражения
5. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей, называются________________
6. Куриная слепота возникает при недостатке________________
7. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у детей_________.
8. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и кровеносной систем.
9. При длительном хранении витамин А ___________.
10.Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7. | 8 | 9 | 10 |
б | в | в | а | Витами нами | Вита мина А | Вит. Д, рахит | Витами Нов В | Разруша ется | Эмалированной витамин С, |