Предмет: литература
8 класс
Урок № 60.
Тема. У.ШЕКСПИР. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).
Цель урока: помочь понять смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»; совершенствовать навык анализа драматического произведения; развивать эстетическую восприимчивость; формировать интерес к творчеству Шекспира.
Конспект урока
Ссылки на видеоуроки:
https://www.youtube.com/watch?v=jskZZ9pnqKE
Эпиграф к уроку.
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У.Шекспир
Вводная часть.
Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.
Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных.
Работа по теме урока.
Анализ трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?
(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей пьесы.)
Комментарий учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
- Определите тему трагедии.
(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении
юных героев.)
- Где происходит действие? (В Италии, в Вероне и Мантуе.)
- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее
давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже
давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему
льет кровь.)
- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и
Капулетти.)
- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)
- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.
(Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и зарождение любви;
кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, счита своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни;
развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и
авторские ремарки)
- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?
(акт 1, сцена 1- три отрывка)
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не
отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь? ( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщае девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не
думала о любви, о браке, она спокойна.)
- Вспомните, сколько лет Джульетте? (Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
- Почему автор делает героиней такую молодую девушку? (Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте.)
- Как и где вспыхивает чувство юных героев?
(Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной.)
- Что мешает их любви? (Вражда их семейств.)
- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения
и отвечать за свои поступки. Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?
(Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)
- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей супруги и не желает ему зла.)
- В чем видят герои смысл жизни? (В любви. Они не могут оставаться друг без друга, поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
- Почему погибают герои? (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)
- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.
Выразительное чтение развязки трагедии
(с рассказа монаха Лоренцо)
- Есть ли смысл в гибели героев? (Да, так как после смерти героев враждующие семь примиряются.)
Анализ эпиграфа к уроку
- Обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока? (Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь сильнее смерти.)
Подведение итога урока.
Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.
Памятник Ромео и Джульетте. Украина, г. Львов.
Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их
семейств, любой пустяк служит поводом для стычек. Несмотря на это родилась и расцвела любовь двух прекрасных юных существ, которые презирают кровавые распри, которым не страшна смерть, а страшна жизнь без любимого. Герои погибают, но над их телами происходит примирение враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Любовь одерживает моральную
победу над миром зла.
История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
3.Домашнее задание:
В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Обоснуйте кратко свой выбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Образы Ромео и Джульетты.
Образ Джульетты.
Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.
Образ Ромео.
Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно проходя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, глубокой искренности.
Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.