СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У.ШЕКСПИР. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«У.ШЕКСПИР. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).»

Предмет: литература

8 класс

Урок № 60.

Тема. У.ШЕКСПИР. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).


Цель урока: помочь понять смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»; совершенствовать навык анализа драматического произведения; развивать эстетическую восприимчивость;               формировать интерес к творчеству Шекспира.

Конспект урока

Ссылки на видеоуроки:

https://www.youtube.com/watch?v=jskZZ9pnqKE


Эпиграф к уроку.

                                                                   Любовь всегда прекрасна и желанна,

                                                                           Особенно, когда она нежданна.

                                                                                                                 У.Шекспир

Вводная часть.

        Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.

        Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных.

  1. Работа по теме урока.

Анализ трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам  это удивительным?

 (В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей                 пьесы.)

Комментарий учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

- Определите тему трагедии.

  (Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении

                                         юных героев.)

- Где происходит действие?       (В Италии, в Вероне и Мантуе.)

- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

 (Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее

давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже

давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему

  льет кровь.)

- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

    (Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих     семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и

  Капулетти.)

- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.

 (Сюжет – это система событий в произведении. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)

- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.

   (Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;

 завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и  зарождение любви;

 кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, счита  своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из  жизни;

   развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

   (Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и

    авторские ремарки)

- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под  влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с   Джульеттой?

                                              (акт 1, сцена 1- три  отрывка)

- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

 (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не

    отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?  ( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщае девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта  отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь   единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не

думала о любви, о браке, она спокойна.)

- Вспомните, сколько лет Джульетте? (Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)

- Почему автор делает героиней такую молодую девушку? (Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в  любом возрасте.)

- Как и где вспыхивает чувство юных героев?

  (Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и                        Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в                                   надежде встретиться с Розалиной.)

- Что мешает их любви?    (Вражда их семейств.)

- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?  ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и                                                  красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает                                 дочь Капулетти, он начинает действовать. Из                                            мечтательного юноши он превращается в смелого,                                     мужественного человека, способного принимать решения

 и отвечать за свои поступки. Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.)

- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

 (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и                                     кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из   Вероны.)

- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

  (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей супруги и не желает ему зла.)

- В чем видят герои смысл жизни? (В любви. Они не могут оставаться друг без друга, поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!»  Ромео перед смертью выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)

- Почему погибают герои?  (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)

- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.

            Выразительное чтение развязки трагедии

                          (с рассказа монаха Лоренцо)

- Есть ли смысл в гибели героев? (Да, так как после смерти героев враждующие семь   примиряются.)

Анализ эпиграфа к уроку

- Обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока? (Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель   открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что  любовь сильнее смерти.)

  1. Подведение итога урока.

          Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.




Памятник Ромео и Джульетте. Украина, г. Львов.







Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их
семейств, любой пустяк служит поводом для стычек. Несмотря на это ро­дилась и расцвела любовь двух прекрасных юных существ, которые прези­рают кровавые распри, которым не страшна смерть, а страшна жизнь без любимого. Герои погибают, но над их телами происходит примирение вра­ждующих семейств Монтекки и Капулетти. Любовь одерживает моральную
победу над миром зла.

          История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

  • Смотри приложение.

3.Домашнее задание:

В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Обоснуйте кратко свой выбор.





ПРИЛОЖЕНИЕ.

Образы Ромео и Джульетты.

Образ Джульетты. 

Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.


Образ Ромео. 

Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно проходя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, глубокой искренности.

Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.