СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У войны не женское лицо... Литературно-музыкальная композиция для учащихся 9-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спенарий построен на основе произведений о Великой Отечественной войны о женщинах-участниках отгремевшей войны, солдатских матерях. Кроме стихотворений включает сценки, инсценирование эпизодов из рассказа Астафьева "Звездопад" и Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Просмотр содержимого документа
«У войны не женское лицо... Литературно-музыкальная композиция для учащихся 9-11 классов»


У войны не женское лицо…


Литературно-музыкальная композиция

для учащихся 5-10 классов


Цель: воспитывать чувство патриотизма на примерах героического подвига советского народа в ВОВ;

развивать способность чувствовать, сопереживать.


Оформление:

1. Сбоку от сцены слова:

65 лет

Великой Победе

2. Плакат: Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

3. Электронная презентация.

Ход праздника:


Звучит песня «День Победы». Слайд 1.

Чтец: Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: «Победа».
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: «Победа!»

Ведущий 1. Дорогие друзья! Приближается самый светлый, самый святой праздник — День Победы над фашистской Германией. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей.


Ведущий 2. В этом году мы отмечаем 65-летие Великой Победы, вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня. Слайд 2.

Чтение со слайда:

Волнует сердце
Праздничный салют.
В нём весь наш путь,
Все битвы и победы.
Дела отцов в нём дети
узнают,
И молодость свою
в нём видят деды.


Ведущий 1. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем нашу литературно-музыкальную композицию «У войны не женское лицо».

Слайд 3.

Девушки (играющие сцены из повести «А зори здесь тихие») выходят по двое и говорят по очереди:

Чтец 1. В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
Чтец 2. В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
Чтец 1. В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
Чтец 2. В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
Вместе: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти

Разыгрывается сценка.

Дочь. Мама-а-а!

Мать. Снова дралась во дворе?

Дочь. Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.

Мать. Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету!

Дочь. Мама, а вырасту я когда?

Мать. Вырастешь. Через несколько лет..

Дочь. Мама, купим живого коня?

Мать. Коня? Да что ж это делается?!

Дочь. Мама, а в летчики примут меня?

Мать. Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Дочь. Мама, а правда, что будет война,
И я не успею вырасти?

Звучит 1-й куплет песни «Священная война». Слайд 4. На экране кадры начала войны.

Чтец 1:

Опять война, опять блокада,
А, может, нам о ней забыть.
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить”.

Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.

И могут показаться правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда не права.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта правда - наша совесть,
Она, как воздух, нам нужна.


Звучит музыка (Рахманинов 2-й концерт)

Через зал на сцену проходит девушка в черном с гвоздикой в руке, читает стихотворение:

Чтец 2: ( На фоне музыки) Слайд 5.

Над могильной плитой,
Над стрелой обелиска -
Только глянешь – и в горле комок -
Опустилась рука, положила записку:
“С днем рожденья тебя, мой сынок”.
Это мама пришла, постаревшая рано,
От морщин белый шрам на лице.
И лежала гвоздика, незажившая рана,
Как пронзительный крик в тишине.
С днем рожденья, солдат,
Поклоняются люди, и леса, и луга, и поля.
Никогда для тебя смертной даты не будет,
Если мама осталась жива.
Написала война на трагических плитах
Имена, имена, имена. Слайд 6.
Вы навек рождены, вы навек не забыты,
Если Родина-мать спасена.


Ведущие читают на фоне музыки.


Ведущий 1. Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!


Ведущий 2.Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.


Ведущий 1. Но война была… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. 1418 суток, наполненные жизнью и смертью, болью и страданием, кровью и ненавистью и еще огромной волей к победе.


Ведущий 2. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

Ведущий 1. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

Ведущий 2.
И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых - тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.


Ведущий 1. Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несовместимы… Но женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Слайд 7.

Ведущий 2. Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны! Ждать с войны сына, брата; мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка.

Чтец: Шли женщины - и на плечах лопаты.
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твердо губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тетю Дашу из квартиры «пять».
На тетю Дашу, рядом с нами жившую.
Двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на нее, вдову красноармейскую.
Усталую, упрямую, и резкую.

Ведущий 1. А многие воевали рядом с мужчинами. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Девушка-Солдат.
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты;
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы —
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем «Россия».
Не могла сыскать. (Ю. Друнина)

Девушка-Солдат.
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)

Девушка-солдат.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней. ( Ю. Друнина)

Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках. Слайд 8.


Инсценировка отрывка из рассказа В. Астафьева «Звездопад»


Звучит мелодия песни “Утомлённое солнце”. На сцене появляется раненый и ложится на кушетку. Следом идёт медсестра, садится за стол, включает настольную лампу, читает книгу. Раненый стонет. Медсестра поворачивает голову.


Лида. Ну, как вы?

Миша (бодро). Ничего.

Лида (берёт в руки таблетки и стакан с водой). Вам дать снотворный? (Встаёт).

Миша. Не…я не хочу спать. Я уже наспался.

Лида. Тогда лежите спокойно! (Ставит стакан обратно, хочет сесть).

Миша (быстро.) Вы…какую книжку читаете?

Лида (берёт книгу, показывает её). “Хаос” Ширванзаде. Читали?

Миша. Не –ет. “Хаос” я не читал…(Торопливо). Но я много книжек читал. Правда! Много разных, всяких…

Лида. Вам, может, почитать?

Миша. (обрадовано). Ой, пожалуйста!

Лида (кусая губы). Ах, нельзя! Свет будет мешать вашему соседу, а он тяжёлый. Знаете что, давайте лучше пошепчемся, а?

Миша. Чего-о?

Лида (шёпотом). Ну, поговорим шёпотом.

Миша (тоже шепчет). Давайте.

Лида выключает лампу, подсаживается к раненому на кушетку.

Лида. Вы откуда?

Миша. Сибиряк я, красноярец.

Лида. А я здешняя, краснодарская.

Миша. Как вас зовут?

Лида. Лида. А вас?

Миша. Миша.

Лида. Ну, вот мы и познакомились. А теперь помолчим. Вам нельзя много разговаривать. Вам поспать бы.

Миша. Нет, не буду, мне уже ничего…Хорошо.

Лида. Знаю я вас. Все вы так геройствуйте, а потом…(встаёт, хочет уйти)

Миша (резко приподнимается). Лида! (Стонет).

Лида (оборачивается). Что, родненький, что? (Быстро подходит, берёт раненого за руку, укладывает его, садится рядом).

Миша. Лида! Вы будете приходить теперь… ко мне?

Лида. А тебе хочется, чтобы я приходила?

Миша. Ага!

Лида. А ты не будешь больше ругаться, как на операции?

Миша (усмехается). Нет!

Лида (тихо). Идти мне надо, Миша…(поднимает руку, чтобы поправить волосы).

Миша (ловит её руку). Посиди ещё маленько, ну?

Лида. Две минутки, ладно?

Миша. Пять!

Лида. Ну, хорошо, пять. (Смотрит под ноги).

Раненый разглядывает её, потом садится.


Миша. Как только попал я в палату выздоравливающих, дела мои пошли на поправку.


Лида. Ты знаешь, Миша, такая жизнь кругом: раны, смерти, кровь – и вот такое… Даже не верится.…Всё ещё кажется, что я сплю, и просыпаться не хочется…

Миша. Ты какая-то сегодня…

Лида. Какая?

Миша. Нервная, что ли?

Лида. Ну, уж и сказанул!.. Бука ты, Миха-Михей!

Миша. У нас вся родня такая. Медвежатники мы.

Лида. Какие медвежатники? Медведей ловили?

Миша (смотрит в потолок). Ага! За лапу. Дед мой запросто с ними управлялся: придёт в лес, вынет медведя за лапу из берлоги и говорит: “А ну, пойдём, миленький! Пойдём в полицию!” А медведь орёт, как пьяный мужик, но следует…(Смотрит на девушку). Ну и балда же ты, Лидка! А ещё в институте учишься!

Лида (обиженно). Сам ты…(отворачивается к окну). Гляди, Миша, сколько звёзд сегодня! Может, и наша звёздочка там есть….

Миша. Может и есть…(раненый обнимает девушку за плечи).


Ведущий 1. Дети наши приучены думать так, что война – это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги. А этот рассказ о любви. Только о любви.

Медсестра встаёт, идёт к столу, садится, открывает книгу.


Миша (выходит на край сцены): Больше я не видел Лиду. В книгах часто случаются нечаянные встречи, а у меня и этого не было. Закружила меня война, бросала из полка в полк, из госпиталя в госпиталь. В сутолоке военной и любовь-то моя вроде бы приутихла. Но вот годы прошли. Многие годы. И война-то вспоминается как далёкий затяжной сон, а я всё думаю: а может встречу?.. Случается же! Случается!!


Звучит песня «Утомлённые солнцем». Миша и Лида уходят.


Ведущий 1. Наша повесть о боли и памяти.

У войны было горя много.
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.


Ведущий 2. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что совсем не вернется радость
В города, где дома без стен.


Ведущий 1. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок -
Разве этому есть цена!?


Песня “Ах, война, что ты сделала подлая” в исполнении учителя Кутузова В. Е.


Слайд 9.

Ведущий 1. В первых числах декабря 1941 года в селе Петрищево немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной... Она умерла во вражеском плену, на фашисткой дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Память о ней да живет вечно!» Слайд10.


Чтение отрывка из поэмы М. Алигер «Зоя»

Как морозно!
Как светла дорога!
Утренняя, как твоя судьба.
Поскорей бы!
Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро...
От порога...
По тропинке...
До того столба...
Надо ведь еще дойти до туда.

Этот длинный путь еще прожить...
Может ведь еще случиться чудо.
Где-то я читала...
Может быть.
Жить...
Потом не жить...
Что это значит?
Видеть день...
Потом не видеть дня...
Это как?
Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел?
Жаль меня?!
Почему ей жаль меня?
Не будет
Ни земли.
Ни боли...
Слово «жить»...
Будет свет,
И снег,
И эти люди.
Будет все, как есть.
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
Все идти к востоку - там Москва.
Вели очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят.
Есть еще слова...
- Граждане,
Не стойте.
Не смотрите!
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! -
Слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз.
- Всех не перевешать.
Много нас!
Миллионы нас!.. -
Еще минута -
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей.

Пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик,
К смерти
И вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты.
Русская деревня.
Твой народ.
Вот оно!
Морозно, снежно, мглисто...
Розовые дымы... Блеск дорог...
Родина! -
Тупой сапог фашиста
Выбивает ящик из-под ног.

Слайд11.

Слайд 12.

Ведущий 1. "А зори здесь тихие…" - есть ли в России человек, которому ничего эти слова не скажут? Человек, который смог бы забыть о том, что когда-то тишину разорвали грохот танков, рев военных самолетов, стоны умирающих.


Ведущий 2. Основанная на реальных событиях, повесть Бориса Васильева стала "книгой памяти" русского народа. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич – все они погибли за Родину, а значит, за то, что любили. У каждой из них была своя судьба, у кого-то счастливая, у кого-то нет, но война сломала их жизни, заставила взять в руки оружие, пойти против своей природы.


Ведущий 1. На 171-м разъезде уцелело 12 дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года.


Инсценировка сцен из романа Б.Васильева “А зори здесь тихие”. Слайд 13.

Сцена 1.

Осянина. Товарищ комендант! Товарищ старшина!

Васков. Что?

О. Немцы в лесу!

В. Так… Откуда известно?

О. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках.

В. Команду в ружье: боевая тревога. Строиться!

О. Женя, Галя, Лиза…


Девушки вбегают, строятся.


В. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели что ли…

О. Умеют.

В. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич. Я знаю.

В. Что - я? Что такое я?.. Докладывать надо!

Г. Боец Гурвич.

В. Ох – хо – хо!.. Как по-ихнему “руки вверх”?

Г. Хенде Хох.

В. Точно. Слушайте меня внимательно. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов…по пять обойм. Подзаправиться.…Ну, поесть, значит, плотно.

Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится. Но близко не подпускайте. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше.

Идем на Вопь - озеро. До места нам верст двадцать - к обеду придем. Все понятно, товарищи бойцы?

Все: Понятно.

В. Через 15 минут выступаем. (Расходятся)

Сцена 2.

Женя Комелькова входит, садится на бревно, расчесывает волосы. Подходит Васков.

В. Крашеные, поди?

К. Свои. Растрепанная я.

В. Это ничего.

К. Вы не думайте, там у меня Лиза наблюдает. Она глазастая.

В. Ладно, ладно. Оправляйся…

К. Товарищ старшина, а Вы женаты?

В. Женатый, боец Комелькова.

К. А где Ваша жена?

В. Известно где - дома.

К. А дети есть?

В. Дети? Был мальчонка. Помер. Перед самой войной.

К. Умер? (Встаёт)

В. Да не уберегла маманя. (Уходят).

Cцена 3.

Входит Соня Гурвич читает вслух стихи А. Блока, подходит Васков.

В. Кому, спрашиваю, читаешь?

Г. Никому. Себе.

В. А чего ж в голос?

Г. Так ведь стихи.

В. А-а. (Посмотрел книгу) Глаза портишь.

Г. Светло, товарищ старшина.

В. Да я вообще…И вот что, холодно. Ты шинельку подстилай.

Г. Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.

В. А в голос все-таки не читай. К вечеру воздух сырой, а зори здесь тихие, слышно аж за пять верст. И поглядывай, боец Гурвич, поглядывай. (Уходит. За ним уходит Соня).

Сцена 4.

Лиза Бричкина и Васков выходят одновременно с разных сторон сцены.

В. Откуда будешь, Бричкина?

Б. С Брянщины, товарищ старшина.

В. В колхозе работала?

Б. Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, в кордоне мы жили.

В..Ничего подозрительного не заметила?

Б. Пока тихо.

В. Ты все примечай, Бричкина. Человек ты лесной, все понимаешь.

Б. Понимаю.

В. Вот-вот. (Уходят)

Сцена 5.

Галя Четвертак сидит, укутавшись в шинель.

В. Ты чего скукожилась, товарищ боец?

Ч. Холодно…

(Васков протянул руку, Галя отпрянула)

В. Да не рвись ты, господи! Лоб давай. Ну? Жар у тебя, товарищ боец.

(Плеснул в кружку из фляги)Так примешь или разбавить?

Ч. А что это?

В. Микстура. Ну, спирт…Ну?

Ч. Ой, что Вы, что Вы…(Отодвинулась, замахала руками)

В. Приказываю принять! Пей. И воды сразу.

Ч. Нет, что Вы…

В. Пей без разговору!

Ч. Ну, что Вы, в самом деле! У меня мама - медицинский работник…

В. Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть. А мамы нет. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

(Ч. выпила, закашлялась)

Ч. Голова у меня… побежала!

В. Завтра догонишь. Отдыхай, товарищ боец. Выздоровей только к завтраму. Очень тебя прошу, выздоровей. (Уходят)


Ведущий 2. Пять девчонок было…Только пять…Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Рита Осянина… Все пять остались на Вопь-озере.


Слайд 14. Чтение со слайда:

«А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?» - горестно спрашивает писатель словами своего героя.


(Звучит песня А. Розембаума “Вальс на плоскости”1,2 куплет. Девушки танцуют вальс).


Ведущий 1. Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки.

Ведущий 2. Но когда мы расспрашиваем о войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, кто-то пропал без вести, кто-то был ранен. Слайд 15.

Ведущий 1. Юлия Владимировна Друнина в 1941 году ушла добровольцем на фронт и до конца войны служила санинструктором. Тема войны проходит через все её творчество.

Слайд 16. Чтение со слайда:

Всё грущу о шинели,

Вижу дымные сны –

Нет, меня не сумели

Возвратить с войны.

Дни летят, словно пули,

Как снаряды, года…

До сих пор не вернули,

Не вернуть никогда.

Ведущий 2. Война в прошлом, но приходят к фронтовикам видения первого боя. Приходят товарищи, которые никогда не придут. Стихотворение «Зинка» Юлия Друнина посвятила памяти однополчанки и подруги Герою Советского Союза Зине Самсоновой.

Чтец: (Читает стихотворение Ю. Друниной «Зинка»).

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?

Девушка-солдат:

Кто-то родом из детства…Я - из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо среди белого дня.
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как - не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня. (Галина Беднова).

Ведущий 1. Солдатские матери… это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиты. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Часто почта приносила им горькие известия.

Ведущий 2.
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.

Мать: (читает письмо)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу,

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Ведущий 1.
На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой.

Ведущий 2.

Встал солдат, но
Не шагнуть солдату…
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить…
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.





Разыгрывается сценка. (Мать и сын стоят по разным сторонам сцены)


Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.

Сын.

Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.

Мать.

Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.

Сын.

Ах, мама, другой - ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!

Песня «Москвичи» (Слова Е. Винокурова, музыка А. Эщпая) в исполнении Кутузова В. Е

Ведущий 1.

Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей!
Мы головы свои склоняем низко.
Земной поклон за ваших сыновей!


Ведущий 2. Прошли годы... А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг - растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.


Звучит музыка (Рахманинов). Слайд 17.


Ведущий 1. Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты возникают “горячие точки”. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны и переворачивает душу детский плач. И над всем этим миром вновь вырастает сгорбленная фигура матери…Афганистан… Таджикистан… Чечня…




Чтец: Монолог у обелиска. (На фоне музыки) Слайд 18.

У меня был сын, маленький сын.

Золото нив, небесная синь.
И красные маки в зеленых полях

Отражались в веселых его глазах.
Цвета спелого колоса

Были у мальчика волосы.
Он сидит в кроватке, о чем-то хохочет,

Ручки тянутся к солнцу - достать его хочет.
Погоди, мой сынок, слушай, мальчик меня.

Подрастешь – вся вселенная будет твоя.
А потом – война, словно шквал, налетела.

Город горел, и улица наша горела.
Синь небес разорвали, ревя, самолеты.

И увяли цветы, и поля превратились в болота.
Бомба…Бомба.…За бомбой бомба летит.
Был в один из налетов мой маленький мальчик убит.
Я сама это видела. Черный кусочек металла…
В теплых, добрых глазах синь небес навсегда угасала.
На губах застывали беспечного лепета звуки.

Холодели, слабели теплые детские руки.
Был кровавый закат,

В эту ночь хоронила я сына.
Кто, ответь, виноват?

Может, я в его смерти немного повинна?
И опять же у меня сын. Мой второй сын.
Целый мир я ему подарила,

Подарила ему и долины, и горы, и реки.
Человечеству я принесла высший дар – человека.
Но, помилуйте, я слышала, снова

Бизнесмены охвачены мыслью бредовой.
Вновь хотят они ввергнуть нас в бойню и муки. Слайд 19.
И убить твои глазки, мой сын, твои теплые детские руки.
Но теперь я скажу: нет!

И ты, мать, и вы, матери мира,
Мы не будем ждать, пока смерть

Ворвется в наши квартиры.
Пока звери с летающих крепостей

Будут расстреливать наших детей.
На стенах мы напишем: нет!

На домах мы напишем: нет!
Кровью сердца напишем решительный наш ответ:

НЕТ! НЕТ! НЕТ! Слайд 20.
Называют теперь материнской любовью
Нашу волю войну отогнать от детей изголовья,
Прочный мир на земле отстоять.
Это я поняла сердцем, разумом, кровью.
Это я говорю вам - МАТЬ!

Громко звучит музыка (Рахманинов).


Ведущий 1. Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Ведущий 2. В эти весенние дни, когда оживает природа, мы острее всего ощущаем, как прекрасна жизнь! И понимаем, что за всё, что имеем, мы в неоплатном долгу перед теми, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что выжить невозможно. Слайд 21.


Ведущий 1. Всем, кто пал в тех боях, защищая страну,
И не видел победную чудо-весну,
До земли наш глубокий и низкий поклон.
И пусть памятью будет им вечный огонь!


Ведущий 2. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам.


Чтец: Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!


Звучит песня «День Победы»


14