План действий, чтобы приучить ребенка к порядку
Просите помочь
Как можно раньше привлекайте ребенка к уборке. Дети любят повторять действия взрослых. Разрешайте попробовать в деле «клининговые средства»: тряпочки, спреи, пылесос. Давайте ребенку посильные поручения: «Помоги мне сложить вот это», «Возьмешься сложить все на этой полке?».
Хвалите ребенка
Когда вы призываете ребенка к уборке, предложите ему выбрать из альтернатив. Например, спросите: «Тут надо убраться. Ты начнешь с Lego или сначала уберешь у себя на столе?», «Разделим территорию для уборки или вместе уберем всю квартиру?».
Говорите о прогрессе
Пока уборка не закончена, подчеркивайте прогресс, а не недостатки действий ребенка. Скажите ему: «Я вижу, краски уже убраны», «Ого, куртки уже на местах».
Говорите кратко
Укажите на то, что надо убрать, немногословно – желательно одним словом или словосочетанием. Скажите: «Ботинки!» вместо «Убери ботинки, они стоят на проходе, это мешает», «Пластилин на столе!» вместо «Как же ты так лепил, все измазано».
Выразите радость
Выражайте свое удовольствие от чистоты. Скажите, как рады видеть убранную комнату, как вам нравится трудолюбие ребенка.
Соревнуйтесь
Устройте соревнование. Скажите: «Спорим, я быстрее уберу со стола на кухне, чем ты сложишь это в коробку?» Дайте ребенку выиграть.
Создайте «напоминалки»
Используйте объявления, указатели, записки ребенку. Они будут призывать к уборке или напоминать о правилах чистоплотности и о том, в каких местах должны храниться вещи. Рисуйте и пишите их, даже если ребенок еще не умеет читать.
Например: «В детской разбросаны карандаши и альбомы»
ВМЕСТО!
Мама: «Убирай сейчас же!», «Что тут такое?!», «Я сейчас это выкину!»
Ребенок: «Мам, я потом…», «Не хочу!», «Отстань!», «Ну и выкидывай!», «Сама убирай!»
Результат: ребенок не привыкает убирать за собой.
НАДО!
Мама: «Я вижу карандаши на полу». Ребенок тоже видит и начинает поднимать.
Мама (описательная похвала): «О, ты убираешь их на место! И этот заметил!»
Или:
Мама указывает на объявление над столом, там нарисованы карандаши в подставке.
Ребенок: «А, да, убрать» – убирает.
Или:
Мама: «Спорим, вам ни за что это не убрать за то время, что я буду считать до 20. Раз, два…»
Подскажите образец поведения
Не полагайтесь на устрашение или контроль, лучше предложите ребенку понятный образец поведения. Подсказывайте ему, как бы вы хотели, чтобы он себя повел. Например, скажите: «Ты пролил воду. Помнишь, где тряпка?» вместо «Убирай сейчас же!», «Я уверена, ты сможешь убрать детали конструктора с пола до того, как придет папа» вместо «Не уберешь – без планшета до завтра».
Используйте элемент игры
Призовите к уборке голосом сказочного героя или вымышленного персонажа: «Эй, мстители, к уборке!», «Я царевна Несмеяна, и я сейчас наплачу тут целое озеро, тут та-а-ак грязно!». Заговорите голосом «злорадного персонажа», который считает, что ребенку ни за что не убрать раскиданные вещи. Попросите об уборке от имени ящика с игрушками или целой комнаты: «Мне так надоело, что никто не видит, какая я красивая! Я вся в грязи! Мне нужен ребенок, который уберется тут!».
Возьмите игрушки в «плен»
Заведите «тюрьму для игрушек», если вас беспокоят игрушки по всему дому. Скажите ребенку: «На кухне тюрьма для игрушек. У тебя есть совсем немножко времени, чтобы спасти их, иначе стража продержит их там до утра».
ЗАПОМНИТЕ!
ВМЕСТО!
Взрослый: «Что так грязно?», «Убирай сейчас же!», «Да к тебе не войти!», «Почему опять бардак?»,
НАДО!
Взрослый: «Ого, да тут нужна уборка», «Я вижу игрушки по всей комнате», «Игрушки!», «Эй, посмотри-ка на объявление».
И – объявление «Хочу жить в чистоте», которое «держит» в лапах плюшевый медведь.
Педагог-психолог Пономарева Е.Ю.
Вы можете получить консультацию по интересующим Вас вопросам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39
«Убираемся
без скандалов»
г. Советская Гавань
2021 г.