СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Убранство русской избы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Просмотр содержимого документа
«Убранство русской избы»

Урок изобразительного искусства  5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы»

Урок изобразительного искусства

5 класс

I четверть

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель урока : Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.  Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. - Зачем люди украшали свои жилища.

Цель урока : Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища.

Глаголем, кошелем и брусом  Дом строили с резным крыльцом,  С обдуманным мужицким вкусом  И каждый со своим лицом

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.  Л. Мей

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

 «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

Красный угол был олицетворением зари

Красный угол был олицетворением зари

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006 Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991 Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003 Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004 Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005 Харитонова Е.Д. «Пермский областной краеведческий музей» «Пермское художественное издательство» 1990 Чудакова Н.В. «Я познаю мир» Москва «АСТ» 1996 www.google.ru ( Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи. )

Список использованной литературы:

  • Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005
  • Харитонова Е.Д. «Пермский областной краеведческий музей» «Пермское художественное издательство» 1990
  • Чудакова Н.В. «Я познаю мир» Москва «АСТ» 1996
  • www.google.ru ( Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи. )