«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Автор: Фролова Ирина Владимировна
воспитатель
Организация: МКДОУ «д/с №28»
Населенный пункт: Челябинская область,
Еманжелинский район,пос. Красногорский
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.
В Федеральном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию
преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на развитие личности ребёнка.
Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ уникальный способ сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками такого процесса.
В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой проектная деятельность рекомен-дуется как одна из основных форм работы с детьми.
Почему проектная деяельнось так важна на сегодняшний день?
Потому, что во-первых, через проектную деятельность дети знакомятся с жизнью нашего общества, с различными сферами человеческой деятельности и со всем что с этим связано, а во-вторых проектирование становится универсальным инструмен-тарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность во всех сферах человеческой деятельности .
Так что же такое проект ?
Проект - это комплекс различных видов деятельности и самостоятельный исследовательский поиск, где воспитатель создаёт такие проблемные ситуации, какими мы хотим видеть детей при выходе их из детского сада, решая эти ситуации практическим путём. Проблемная ситуация хороша на этапе формирования знаний.
Метод проектов предполагает усвоение знаний, их применение и приобретение новых знаний.
Три важных принципа на которых базируется проектная деятельность:
1.принцип открытости- любой ребёнок имеет право выбора, он может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребёнок может принять решение о продолжении работы или её завершении. Ребёнок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о
предоставлении или не предоставлении результата работы окружающим.
2.принцип диалогичности - у ребёнка всегда должна быть возможность общения в процессе выполнения проекта и в обсуждении его результатов.
3.принцип рефлексивности - ребёнок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений.Это помогает ему в самоопределении и в объективной оценке своих возможностей.
Для того, чтобы проектная деятельность в ДОУ была успешной для педагогов, детей, родителей, нужно чтобы проект имел четкую структуру, ясные цели, был социальнозначимым и актуальным.
П
роблема План решения Исследовательский Результат
проблемы поиск решения
проблемы
Этапы реализации проекта:
поисково-подготовительный –формулированиепроблемы,определе-ние темы, цели и сроков. ;
аналитический - исследовательский поиск,проведение совместного поиска информации ;
практический - привлечение детей к достижению намеченного плана по разработанному алгоритму;
контрольный - совместный анализ выполнения осмысление результата.
презентационный - презентация проекта, показ родителям, педагогам, детям.
По продолжительности проекты можно разделить на :
-краткосрочные (1-2 недели) ;
-средней продолжительности (1-2 месяца);
-долгосрочные -1 год.
Таким образом, метод проектов очень актуален и очень эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.
Преимущества проектной деятельности таковы: воспитатель превращается из активного «вещателя» знаний в активного участника совместной деятельности, ненавязчиво и гибко направляет работу детей; ребёнок реализует свои замыслы,
поддерживает свои интересы, развивается познавательная активность и креативность детского мышления.