Участие в конкурсах педагогического мастерства –
мотивация к дальнейшему профессиональному росту
Немецкий педагог Адольф Дистервег в 18 веке описал «Требования к учителю»: должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, постоянным самообразованием. На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.
Как хорошо, современно и чётко сказано. А как сделать проверку своим профессиональным качествам? Как оценить уровень своей профпригодности?
Признание учеников, слова благодарности от родителей — это дорогие для каждого из нас мгновения жизни и, безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — признание в среде коллег, победы на конкурсах мастерства. Профессиональные конкурсы — это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Задачи конкурсов направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики образования, поддержку инновационных разработок и технологий.
Сегодня я хочу рассказать о своём участии в конкурсе «Учитель года». Символ его – это символ всего учительства – птица пеликан, склонившаяся над своими птенцами как призыв к безграничной любви к детям, милосердию, полной отдаче своему призванию. В 2017 году конкурс «Учитель года Кировской области» проходил 27 раз. Конечно, решилась на такую всестороннюю оценку своего опыта и способностей я не сразу. Понимала, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение. И всё же причин для участия оказалось больше: научиться новому у коллег, обобщить и публично представить личный опыт, поддержать имидж своей Филипповской школы, ведь я – её уже третий участник. Действительно, только заручившись поддержкой школы и семьи, можно вступать на этот путь. Он нелёгкий, ведь начав подготовку в ноябре, я по – прежнему вела уроки и внеурочку, выполняла обязанности классного руководителя и даже обучала ученика, переведённого на индивидуальное домашнее обучение. Участие в окружном «Учителе года» регламентировано и состоит из двух этапов. Этап 1 – подача заявки, подготовка документов, написание эссе «Я – учитель» и наполнение своего интернет – ресурса: сайта или блога. А самое главное – чёткого представления своей методической темы. В ней должна быть актуальность, новизна, универсальность применения. Сейчас в период внедрения новых Стандартов необходимо быть методически грамотным, компетентным педагогом, который может соединить теорию методического семинара с практикой открытого урока и мастер – класса. Для этого надо хорошо знать научно – методическую базу, наработать положительный опыт и, обобщив, представить результаты своей деятельности. Действительно, объём подготовительной работы большой. Бывали минуты усталости, пессимизма, и вернуть уверенность мне помогали просмотры видеоуроков и мастер - классов учителей – участников всероссийского конкурса, ведь конспекты дают мало представления, как это будет происходить, а здесь вживую наблюдаешь, из чего складывается атмосфера урока, живое общение, как и на чём можно сэкономить время и многое другое.
Этап 2. Конкурс проходил в начале марта в лицее г.Кирово – Чепецка (директор Землюкова Галина Николаевна). Сразу необходимо отметить, что у лицея уже есть опыт проведения. Каждый из нас, впервые попав туда, почувствовал себя желанным гостем. Дети вежливы, учителя приветливы, администрация учла все возможные неудобства, в перерывах до и между конкурсами мы в отдельной комнате доброжелательно общались друг с другом или участвовали в тренингах, которые проводила для нас психолог лицея Мохнаткина Наталья Валерьевна, также победитель конкурса в 2015 году в своей номинации. Это действительно была очень комфортная обстановка. И поверьте, она помогает, лично я больше волновалась до конкурса, а эти 3 дня были для праздничными, позитивными и даже удивительными, потому что каждый готовился, каждый показал свою изюминку. Конкурсными очными заданиями являются: «Визитка», «Методический семинар», «Урок», «Мастер-класс».
Моя методическая тема - « Формирование навыков смыслового чтения как метапредметного результата образования младшего школьника». Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. В условиях снижающейся читательской грамотности (осознанность, глубина понимания текста) у подрастающего поколения считаю, что в результате работы по формированию смыслового чтения у выпускников начальной школы будут сформированы регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Данные навыки обладает широким переносом, поэтому используются при изучении всех предметов. В процессе интерпретации и понимания текста воспитываются лучшие качества личности. Моя цель как учителя начальных классов - создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.
В ходе семинара я приводила примеры с уроков, раскрывала сущность приёмов, демонстрировала видеофрагменты урока.
Открытые уроки я проводила на предмете «литературное чтение» - базовом предмете по формированию навыков смыслового чтения в начальной школе. Объявленная за три дня до конкурса тема урока потребовала мобилизации всех способностей. Надо увлечь, повести за собой, сделать так, чтобы каждый ученик максимально показал себя. Конечно, урок должен быть рабочим по содержанию, отвечать технологическим требованиям и при этом быть незаурядным, зрелищным. После урока следует короткая беседа членов жюри с педагогом: чего хотел достичь, что получилось, где были просчёты. Надо продемонстрировать умение анализировать результаты, быть самокритичным.
Вспоминая конкурсные уроки и в Кирово – Чепецке, и в Кирове, хочется сказать, что дети отзывчивы, контактны, не робеют, а напротив активно работают. Они настроены на успех учителя.
Мастер – класс является формой представления опыта, только уже на взрослой аудитории. Задача: увлечь своей идеей, научить приёмам, показать новые эффективные методики. Мой мастер - класс посвятила приёмам смыслового чтения в работе с юмористическими произведениями из курса литературы начальной школы. Таким образом, мне хотелось добавить весёлого настроения и позитива в этот заключительный соревновательный день.
Мне посчастливилось стать победителем в окружном конкурсе. Я благодарна за это своей семье, моей школе и нашему методкабинету за помощь и поддержку. Отдельно выражу слова признательности директору Солоницыной Вере Степановне, завучу Кожевниковой Лидии Николаевне, учителю биологии и подруге Щеклеиной Наталье Георгиевне и учителю информатики Лысковой Ольге Николаевне.
Я рассказываю вам об этом сегодня, потому что это уже прошлое. А будущее – это новый конкурс и новые участники. В нашем районе несколько школ делегировали своих педагогов на этот конкурс. А значит, уже имеют опыт представления и подготовки учителей. Обращаюсь к будущим участникам: если есть ощущение, что это ваше, – надо идти, невзирая ни на что. Потому что жизнь всё-таки быстротечна, и пускай нашей главной задачей является воспитать и обучить несколько поколений детей. Но конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными находками, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали!