СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная дискуссия

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дискуссия на уроках немецкого языка

Просмотр содержимого документа
«Учебная дискуссия»

« Организация учебной дискуссии на уроке иностранного языка»


Обучение иностранному языку включает в себя разные виды речевой и мыслительной деятельности, способствует формированию способности ясно мыслить, критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования и, следовательно, облегчает понимание любого теоретического материала.

Метод дискуссии как один из методов проблемного обучения находит все большее применение на занятиях по иностранному языку
В мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии [3]: Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений.

Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.

Мозговой штурм – обсуждение, при котором участникам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся

По опыту работы хочу сказать, что ,дискуссия очень интересная, но трудоемкая работа, которая успешно и широко применяется в работе учителя по обучению общению.

С помощью дискуссии можно непроизвольно включить учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить, общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Дискуссия как форма работы  не всегда достаточно успешно осваивается учителями даже на родном языке. Вот почему особенно важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех там, где высказывания учащихся строятся на иностранном языке.

Дискуссия предполагает, прежде всего, хорошую нравственную атмосферу понимания, которая достигается благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на  языке:

1. Любую мысль можно высказать без боязни.

2. Высказывающемуся прощается самое необузданное ассоциирование (чем неприемлемее кажется высказывание, тем лучше)

3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше

4. Высказанные идеиразрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять (т. е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися).

Методы, используемые в работе с учащимися при подготовке к дискуссии:

1.  Словесные: - связное сообщение учебного материала; - метод беседы учителя с учащимися в разнообразных режимах; - рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией;

2.  Наглядные: - использование опорных лексико-семантических, лексико-грамматических конспектов и схем; - творческие работы учащихся (устные и письменные творческие переводы стихов и прозы, сочинения по ассоциации, рефераты и итоговые работы по темам, аннотация текстов из книг для чтения);

3.  Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы работы:

фронтальная работа на закрепление и отработку введенной лексики;

работа в парах и составление микродиалогов на введенную лексику с использованием речевой модели или без неё: определение главного и обсуждения результатов;

выражение собственного мнения; объяснение; опровержение; обсуждение проблемы с использованием ситуаций

Общий итог в конце дискуссии- это не столько конец размышлений над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов , к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создания плаката или выпуск стенгазеты коллаж, эссе, стихотворение.

А сейчас я хочу представить свой урок. Для детей это новый вид деятельность, очень понравился



V класс .Урок мини-дискуссия

Тема «Herbst»

Образовательная цель: развитие умений говорения.

Развивающая цель: развитие способности понимать другую точку зрения, развитие  способности к групповому взаимодействию.

Воспитательная цель: воспитание готовности воспринимать интересы других учащихся.

Коммуникативные задачи: рассказывать и расспрашивать о каникулах.

Оснащение: жетоны двух цветов для жеребьевки команд, раздаточный материал, памятки с правилами проведения дискуссии, карточки с заданиями и речевыми клише, презентация на тему « Осень». « Осенние каникулы»

Ход урока:

I Начало урока.

Учитель создает атмосферу иноязычного общения.

Lehrer:Guten Tag! Bald kommen  dieHerbstferien? WielangedauerneureFerien?  WasmachtihrindenFerien?

IIОсновнаячастьурока.

1.Формулировка проблемы дискуссии, установление правил дискуссии.

Lehrer: Ziehtbitteein rotes oder rein gelbesKärtchen. GleicherFarbensetzensichzusammen und bildeneineMannschaft.

Учащиесяобразуют 2 команды.

Lehrer: Also, heutebestimmenwir, welcheFerienwirhabenmöchten. WirführenheuteeineDiskussion. Aber wienimmt man an der Diskussionteil? Welche Regeln muss man beachten? Analysiert sie bitte.

Учащиеся определяют проблему дискуссии и получают памятки с правилами проведения дискуссии.

2 . Проведение дискуссии

Lehrer:IhrbekommtFerienpläne. Sehtsiean . ÄußertbitteeureMeinung.BenutztbitteKärtchen.

Команды обсуждают, кто может так проводить каникулы. Чем можно заняться на осенних каникулах каникулах, записывают и представляют классу.

Lehrer: StelltbittejetzteurenidealenFerienplanzusammen. BesprechteureIdeen in den Gruppen.Benutzt Kärtchen als Hilfe zur Diskussion.

Учитель раздает командам план в виде вопросов, карточки «Hilfe». Используя план и речевые клише учащиеся обсуждают планы на каникулы, готовятся представить их классу.

Lehrer: StellteureIdeen in Bild und Text vor. Für die
 Präsentationbenutzt  dieAussagenaus der Tabelle „ Hilfe“ Teiltbitte die Rollen. JederSchüler in der Mannschaft muss etwasüber  demHerbstsagen.

Учащиеся с помощью речевых клише проводят мини-дискуссию о наиболее подходящих для группы занятиях на каникулах.

Lehrer: Wirhaben 2 verschiedeneFerienpläne. Jetztbesprechenwir, welcherFerienplanfürunsereGruppe am bestenpasst. Äußert bitteeureMeinungen, benutztHilfe auf den Kärtchen.

Каждая команда предоставляет свой вариант идеальных каникул.

Lehrer: Wiefindetihr den Ferienplan der anderenMannschaft?

Учащиеся оценивают расписание каждой команды.

III Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Lehrer:Unsbleibt die letzteAufgabe. Sagtmirbitte: Hat euch die Stundegefallen? Ist die DiskussioneineschwereSache? Habtihralles in der Stundeverstanden?  Gehtdannan die Tafel und bewert die Stunde.

Надоскенарисованзамокстремяуровнями. Учащиеся прикрепляют смайлики на каждый уровень.

Lehrer:  ZuHausebereitet  Erzählungen  über  eureFerienvor und malt dazuBilder.

Учитель подводит итоги и  выставляет отметки учащимся.