Составили: учитель русского языка и литературы
высшей категории
школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.
САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА
учитель истории второй категории
школы №151 Яшнабадского района города Ташкента
САИДАКБАРОВА ОЛЕСЯ БАХТИЯРОВНА
03.12. 2021 г.
Эпиграф :
Бывали и в других землях товарищи,
но таких, как в Русской земле,
не было таких товарищей…
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Давайте назовем основные причины
возникновения казачества:
Вольный, неженатый
Православный
Знание украинского языка
Присяга русскому царю
Прошедший обучение в Сечи
«Казацкомц рыцарству»
Много усилий для мирного развития отношений с Польшей приложил Петр Конашевич-Сагайдачний. Во главе с ним казаки осуществили несколько успешных походов против татар и турок.
- Реформу казацкого войска, впервые превратив его в регулярное войско с жесткой дисциплиной
- Он обратил казаков к поддержке украинской культуры и православной церкви
- Сагайдачный вместе со всем казацким войском вступил в Киевское братство
- Возродил в Украине православную церковь
Подобрать соответствующее устаревшему современное слово:
Подобрать соответствующее устаревшему современное слово:
Яр – ……………………;
Мазунчик – …………………;
Рада – ……………….;
Гайдук – ………………..;
Секира – …………………….;
Курень – ………………………………;
Крамарь – …………………;
Чуприна – …………………..;
Аргамак – …………………….;
Ласун – ……………………..;
Очкур – ………………………..;
Кулеш – …………………………..;
Кухоль – ……………………………..;
Епанча – ………………………………..
« Украина тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась,
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны»
А.С. Пушкин
Какую роль сыграл А.С.Пушкин
в становлении таланта Гоголя?
Какую оценку произведениям Н.В.Гоголя дал В.Г.Белинский, в чем он видел своеобразие и особую притягательность таланта писателя?
В.Г. Белинский
« Если в наше время возможна гомерическая эпопея,
то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип.»
1. Вопросно - ответная беседа.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕТ В СВОЁМ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР?
КАКОВА ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
Проблемы
Патриотизм – это
активная
любовь
к своей земле
Подвига и
предательства
2. Работа по тексту.
1.Как работал писатель над повестью "Тарас Бульба?
2.Кто такие "запорожские казаки" и почему их лагерь
назывался Запорожской Сечью?
3.Против кого и за что боролись запорожские казаки?
4. Что было главным для этих людей?
5.Что ценили они больше всего в жизни?
III. Объяснение нового материала.
1. Вопросно-ответная беседа.
- Назовите героев повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".
- С какого события начинает автор повествование?
2. Тезисный план.
1.Характеристика матери.
2.Характеристика Тараса Бульбы.
3,Характеристика Остапа.
4.Харктеристика Андрия.
3.Словарная работа.
Бурса-
Пундики-
С дыма-
Свитка-
Вытребеньки
Комиссары-
Бейбас-
Червонное монисто-
Ратная наука-
Мазунчик-
Есаул-
Смутно-
Ка зна що-
Бусурман-
Рыцарскую-
4.Теория литературы.
- Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении?
- Кто такой литературный герой?
к художественным деталям?
- Что такое интерьер?
5. Работа с деталью .
1.Какой мы видим мать в этом эпизоде?
2. Что она вспоминала? Что её тревожило?
3. Лёгкой ли была её жизнь? На что она надеялась?
4. А что можно сказать о хозяйке?
5. Как Тарас относится к своей жене?
6. Каково отношение сыновей к матери?
7. Каково ваше отношение к героине?
6. Вопросно-ответная беседа.
-Какое благословение дал сыновьям Тарас, пригласив на встречу с ними всех сотников и весь полковой чин?
- Какие чувства нахлынули на Остапа и Андрия, когда они увидели, что их родной хутор скрылся из глаз?
- С чем они мысленно прощались?
Послушайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:
- Как Тарас обращается к своим сыновьям?
- Как, по-вашему, он к ним относится?
- Как Остап относится к отцу?
- Рад ли Тарас встрече с сыновьями?
- Гордится ли он ими?
- Над чем он смеётся?
- Понимает ли мать Тараса и своих сыновей?
Встреча Тараса с сыновьями
- Зачитайте описание внешности Остапа
- Какие черты выделяются в его портрете?
- Объясните, почему он закапывал свой букварь
- Как он относился к учёбе?
- Почему он всё-таки стал учиться?
- Как он относился к наказаниям за проделки?
- Как он выносил наказания?
- Какие черты характера вы можете выделить в Остапе?
Остап
Андрий
- Прочитайте, как выглядит Андрий.
- Какие черты выделяются в его портрете?
- Как Андрию давалась учёба?
- Как он вёл себя в проделках?
- Наказывали его? Почему?
- Какие выводы о качествах его характера вы можете сделать?
IV. Закрепление
1. Вспомним прочитанное!
- Чем отличаются внешность Остапа и Андрия?
- Как относятся к учёбе Остап и Андрий и почему? Как давалась им учёба?
- Почему Остап не хотел учиться?
- Как два брата вели себя во время наказания?
- Как их это характеризует?
- Как проводил своё время в бурсе в последние годы учёбы Андрий?
- Расскажите о его встрече в Киеве с прекрасной полячкой. Какие качества он проявил в этой встрече?
- О чём думают Остап и Андрий, уезжая из родительского дома ?
2. Найдите в 5 главе, как сражаются Остап и Андрий
- Выпишите черты, которые проявляли в бою Остап и Андрий
- Хладнокровный
- Решительный
- Предусмотрительный
- Уверенный в себе
- Лидер по натуре
- Сильный
- Мужественный
- Не раздумывает и не рассчитывает
- Бешеный и необузданный в битве
- Горячий
Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?
3. Ответьте на вопросы:
- Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?
- Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну
- Что же объединяет Андрия с Сечью?
- Почему Андрий идёт в осаждённый город?
- Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?
- Почему Андрий, сам красавец, «стал неподвижен перед» прекрасной полячкой?
Поспорим!
- Является ли поступок Андрия изменой?
- Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков?
- Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры?
- Почему в тексте подчёркивается, что погиб «козак», а не сказано, что погиб Андрий?
Образ Тараса
- Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?
- В чем видит свой долг Тарас?
- Вспомните сцены, в которых показаны самые напряженные моменты жизни Тараса.
- Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?
Возвышенная,
бескорыстная
любовь к родине
Преданность
товариществу
Черты Тараса Бульбы
Верность
православной вере
Широта души
Готовность
к подвигу
Смерть Андрия
- Перечитайте сцену гибели Андрия
- Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса?
- Почему Андрий покорно подчиняется Тарасу?
- Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»?
- В чём состояла вина Андрия?
- Можно ли оправдать его поступок?
- Можно ли понять Тараса?
- Чьё имя произносил Андрий перед смертью?
- С чем сравнивает Гоголь Андрия?
- Как вы думаете, как автор относится к Андрию?
- По каким деталям заметно авторское отношение?
Сравните две иллюстрации одного эпизода
Смерть Остапа
- Перечитайте сцену смерти Остапа
- Какие качества Остапа сказались в его последний час?
- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?
- Каковы последние слова Остапа?
- Почему он проявил слабость?
- Можем ли мы понять его чувства?
-Перечитайте сцену гибели Тараса
-Почему Тарас попал в плен?
-О чём говорит неосмотрительный поступок Тараса?
-Какой смертью погиб Тарас?
-О чём думает Тарас перед смертью?
-Что добавляет сцена смерти Тараса к характеристике его образа?
-В чём заключается величие Тараса?
-Что вы можете сказать о заключительных словах повести: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?
-Что говорили про своего атамана плывшие по Днестру казаки? Почему?
Гибель Тараса
4.Заполните сравнительную таблицу
Вопросы сравнения
Андрий
1. Как погиб?
Остап
2. Какие качества проявил в свой последний час?
Тарас
3. Его последние слова. О чём они говорят?
5. Блиц - опрос (Тестирование).
1.Укажите жанровую форму произведения Н.В.Гоголя"Тарас Бульба":
а) Повесть;
б) Роман;
в) Пьеса.
2. В какой сборник произведений Гоголя входит «Тарас Бульба»?
а) "Арабески";
б)"Мёртвые души;
в)" Миргород"
3. Где разворачиваются события в произведении «Тарас Бульба»?
а) На Украине;
б)В Турции;
в) На территории Украины и Польши.
5. Блиц - опрос (Тестирование).
4. О чем Тарас говорит: “Все это казна-що”?
а) Обучение в бурсе;
б) материнская забота;
в) перемирие с Польшей.
5. Кем был среди казаков Тарас Бульба?
а) Полковником;
б) куренным атаманом;
в) гетьманом.
6 . Почему Тарас Бульба так скоро принял решение поехать с сыновьями на Сечь?
а ) Тарасу нужно было завершить личные дела, а сыновья могли ему помочь;
б)Чтобы показать Запорожскую Сечь и отправить обратно в Киев;
в) Желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука.
Составить план сочинения на тему
«Почему В.Г.Белинский назвал
повесть Н.В.Гоголя
«Поэмой о любви к родине»?