СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация интегрированного урока по литературе и истории в 7 «В» классе на тему: « Запорожская сечь». «Тарас Бульба и его сыновья» .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с повестью, анализ  глав, повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, литературный персонаж, художественная деталь, интерьер; развитие внимания, связной речи, совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику; формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; прививать любовь к  Родине  и вызвать интерес к  истории  и  литературе.

 

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация интегрированного урока по литературе и истории в 7 «В» классе на тему: « Запорожская сечь». «Тарас Бульба и его сыновья» .»

Составили: учитель русского языка и литературы высшей категории школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА учитель истории второй категории школы №151 Яшнабадского района города Ташкента САИДАКБАРОВА ОЛЕСЯ БАХТИЯРОВНА  03.12. 2021 г.

Составили: учитель русского языка и литературы

высшей категории

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

учитель истории второй категории

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента

САИДАКБАРОВА ОЛЕСЯ БАХТИЯРОВНА

03.12. 2021 г.

Эпиграф : Бывали и в других землях товарищи,  но таких, как в Русской земле,  не было таких товарищей… Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Эпиграф :

Бывали и в других землях товарищи,

но таких, как в Русской земле,

не было таких товарищей…

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Давайте назовем основные причины  возникновения казачества:

Давайте назовем основные причины

возникновения казачества:

Вольный, неженатый Православный Знание украинского языка Присяга русскому царю Прошедший обучение в Сечи «Казацкомц рыцарству»

Вольный, неженатый

Православный

Знание украинского языка

Присяга русскому царю

Прошедший обучение в Сечи

«Казацкомц рыцарству»

  Много усилий для мирного развития отношений с Польшей приложил Петр Конашевич-Сагайдачний. Во главе с ним казаки осуществили несколько успешных походов против татар и турок. Реформу казацкого войска, впервые превратив его в регулярное войско с жесткой дисциплиной Он обратил казаков к поддержке украинской культуры и православной церкви Сагайдачный вместе со всем казацким войском вступил в Киевское братство Возродил в Украине православную церковь 

  Много усилий для мирного развития отношений с Польшей приложил Петр Конашевич-Сагайдачний. Во главе с ним казаки осуществили несколько успешных походов против татар и турок.

  • Реформу казацкого войска, впервые превратив его в регулярное войско с жесткой дисциплиной
  • Он обратил казаков к поддержке украинской культуры и православной церкви
  • Сагайдачный вместе со всем казацким войском вступил в Киевское братство
  • Возродил в Украине православную церковь 
Подобрать соответствующее устаревшему современное слово: Подобрать соответствующее устаревшему современное слово: Яр – ……………………; Мазунчик – …………………; Рада – ……………….; Гайдук – ………………..; Секира – …………………….; Курень – ………………………………; Крамарь – …………………; Чуприна – …………………..; Аргамак – …………………….; Ласун – ……………………..; Очкур – ………………………..; Кулеш – …………………………..; Кухоль – ……………………………..; Епанча – ………………………………..

Подобрать соответствующее устаревшему современное слово:

Подобрать соответствующее устаревшему современное слово:

Яр – ……………………;

Мазунчик – …………………;

Рада – ……………….;

Гайдук – ………………..;

Секира – …………………….;

Курень – ………………………………;

Крамарь – …………………;

Чуприна – …………………..;

Аргамак – …………………….;

Ласун – ……………………..;

Очкур – ………………………..;

Кулеш – …………………………..;

Кухоль – ……………………………..;

Епанча – ………………………………..

« Украина тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась, Друзья кровавой старины Народной чаяли войны»   А.С. Пушкин Какую роль сыграл А.С.Пушкин  в становлении таланта Гоголя?

« Украина тихо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась,

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны»

А.С. Пушкин

Какую роль сыграл А.С.Пушкин

в становлении таланта Гоголя?

Какую оценку произведениям Н.В.Гоголя дал В.Г.Белинский, в чем он видел своеобразие и особую притягательность таланта писателя?  В.Г. Белинский « Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип.»

Какую оценку произведениям Н.В.Гоголя дал В.Г.Белинский, в чем он видел своеобразие и особую притягательность таланта писателя?

В.Г. Белинский

« Если в наше время возможна гомерическая эпопея,

то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип.»

1. Вопросно - ответная беседа. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕТ В СВОЁМ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР? КАКОВА ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

1. Вопросно - ответная беседа.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕТ В СВОЁМ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР?

КАКОВА ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

Проблемы Патриотизм – это активная любовь к своей земле  Подвига и предательства

Проблемы

Патриотизм – это

активная

любовь

к своей земле

Подвига и

предательства

2. Работа по тексту. 1.Как работал писатель над повестью

2. Работа по тексту.

1.Как работал писатель над повестью "Тарас Бульба?

2.Кто такие "запорожские казаки" и почему их лагерь

назывался Запорожской Сечью?

3.Против кого и за что боролись запорожские казаки?

4. Что было главным для этих людей?

5.Что ценили они больше всего в жизни?

III. Объяснение нового материала. 1. Вопросно-ответная беседа. - Назовите героев повести Н. В. Гоголя

III. Объяснение нового материала.

1. Вопросно-ответная беседа.

- Назовите героев повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

- С какого события начинает автор повествование?

2. Тезисный план.

1.Характеристика матери.

2.Характеристика Тараса Бульбы.

3,Характеристика Остапа.

4.Харктеристика Андрия.

3.Словарная работа. Бурса-   Пундики-   С дыма- Свитка-   Вытребеньки Комиссары- Бейбас-   Червонное монисто-   Ратная наука- Мазунчик- Есаул-   Смутно- Ка зна що- Бусурман-    Рыцарскую-

3.Словарная работа.

Бурса-

Пундики-

С дыма-

Свитка-

Вытребеньки

Комиссары-

Бейбас-

Червонное монисто-

Ратная наука-

Мазунчик-

Есаул-

Смутно-

Ка зна що-

Бусурман-

Рыцарскую-

4.Теория литературы. - Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении? - Кто такой литературный герой? Что мы можем отнести к художественным деталям? - Что такое интерьер?

4.Теория литературы.

- Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении?

- Кто такой литературный герой?

  • Что мы можем отнести

к художественным деталям?

- Что такое интерьер?

5. Работа с деталью . 1.Какой мы видим мать в этом эпизоде? 2. Что она вспоминала? Что её тревожило? 3. Лёгкой ли была её жизнь? На что она надеялась? 4. А что можно сказать о хозяйке? 5. Как Тарас относится к своей жене?

5. Работа с деталью .

1.Какой мы видим мать в этом эпизоде?

2. Что она вспоминала? Что её тревожило?

3. Лёгкой ли была её жизнь? На что она надеялась?

4. А что можно сказать о хозяйке?

5. Как Тарас относится к своей жене?

6. Каково отношение сыновей к матери? 7. Каково ваше отношение к героине?

6. Каково отношение сыновей к матери?

7. Каково ваше отношение к героине?

6. Вопросно-ответная беседа. -Какое благословение дал сыновьям Тарас, пригласив на встречу с ними всех сотников и весь полковой чин? - Какие чувства нахлынули на Остапа и Андрия, когда они увидели, что их родной хутор скрылся из глаз? - С чем они мысленно прощались?

6. Вопросно-ответная беседа.

-Какое благословение дал сыновьям Тарас, пригласив на встречу с ними всех сотников и весь полковой чин?

- Какие чувства нахлынули на Остапа и Андрия, когда они увидели, что их родной хутор скрылся из глаз?

- С чем они мысленно прощались?

Послушайте отрывок из повести и ответьте на вопросы: Как Тарас обращается к своим сыновьям? Как, по-вашему, он к ним относится? Как Остап относится к отцу? Рад ли Тарас встрече с сыновьями? Гордится ли он ими? Над чем он смеётся? Понимает ли мать Тараса и своих сыновей? Встреча Тараса с сыновьями

Послушайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:

  • Как Тарас обращается к своим сыновьям?
  • Как, по-вашему, он к ним относится?
  • Как Остап относится к отцу?
  • Рад ли Тарас встрече с сыновьями?
  • Гордится ли он ими?
  • Над чем он смеётся?
  • Понимает ли мать Тараса и своих сыновей?

Встреча Тараса с сыновьями

Зачитайте описание внешности Остапа Какие черты выделяются в его портрете? Объясните, почему он закапывал свой букварь Как он относился к учёбе? Почему он всё-таки стал учиться? Как он относился к наказаниям за проделки? Как он выносил наказания? Какие черты характера вы можете выделить в Остапе? Остап
  • Зачитайте описание внешности Остапа
  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Объясните, почему он закапывал свой букварь
  • Как он относился к учёбе?
  • Почему он всё-таки стал учиться?
  • Как он относился к наказаниям за проделки?
  • Как он выносил наказания?
  • Какие черты характера вы можете выделить в Остапе?

Остап

Андрий Прочитайте, как выглядит Андрий. Какие черты выделяются в его портрете? Как Андрию давалась учёба? Как он вёл себя в проделках? Наказывали его? Почему? Какие выводы о качествах его характера вы можете сделать?

Андрий

  • Прочитайте, как выглядит Андрий.
  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Как Андрию давалась учёба?
  • Как он вёл себя в проделках?
  • Наказывали его? Почему?
  • Какие выводы о качествах его характера вы можете сделать?
IV. Закрепление 1. Вспомним прочитанное! Чем отличаются внешность Остапа и Андрия? Как относятся к учёбе Остап и Андрий и почему? Как давалась им учёба? Почему Остап не хотел учиться? Как два брата вели себя во время наказания?

IV. Закрепление

1. Вспомним прочитанное!

  • Чем отличаются внешность Остапа и Андрия?
  • Как относятся к учёбе Остап и Андрий и почему? Как давалась им учёба?
  • Почему Остап не хотел учиться?
  • Как два брата вели себя во время наказания?
Как их это характеризует? Как проводил своё время в бурсе в последние годы учёбы Андрий? Расскажите о его встрече в Киеве с прекрасной полячкой. Какие качества он проявил в этой встрече? О чём думают Остап и Андрий, уезжая из родительского дома ?
  • Как их это характеризует?
  • Как проводил своё время в бурсе в последние годы учёбы Андрий?
  • Расскажите о его встрече в Киеве с прекрасной полячкой. Какие качества он проявил в этой встрече?
  • О чём думают Остап и Андрий, уезжая из родительского дома ?
2. Найдите в 5 главе, как сражаются  Остап и Андрий Выпишите черты, которые проявляли в бою Остап и Андрий Хладнокровный Решительный Предусмотрительный Уверенный в себе Лидер по натуре Сильный Мужественный Не раздумывает и не рассчитывает Бешеный и необузданный в битве Горячий Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

2. Найдите в 5 главе, как сражаются Остап и Андрий

  • Выпишите черты, которые проявляли в бою Остап и Андрий
  • Хладнокровный
  • Решительный
  • Предусмотрительный
  • Уверенный в себе
  • Лидер по натуре
  • Сильный
  • Мужественный
  • Не раздумывает и не рассчитывает
  • Бешеный и необузданный в битве
  • Горячий

Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

3. Ответьте на вопросы: Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно? Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну Что же объединяет Андрия с Сечью? Почему Андрий идёт в осаждённый город? Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе? Почему Андрий, сам красавец, «стал неподвижен перед» прекрасной полячкой?

3. Ответьте на вопросы:

  • Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?
  • Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну
  • Что же объединяет Андрия с Сечью?
  • Почему Андрий идёт в осаждённый город?
  • Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?
  • Почему Андрий, сам красавец, «стал неподвижен перед» прекрасной полячкой?
Поспорим! Является ли поступок Андрия изменой? Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Почему в тексте подчёркивается, что погиб «козак», а не сказано, что погиб Андрий?

Поспорим!

  • Является ли поступок Андрия изменой?
  • Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков?
  • Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры?
  • Почему в тексте подчёркивается, что погиб «козак», а не сказано, что погиб Андрий?
Образ Тараса Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца? В чем видит свой долг Тарас? Вспомните сцены, в которых показаны самые напряженные моменты жизни Тараса.

Образ Тараса

  • Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?
  • В чем видит свой долг Тарас?
  • Вспомните сцены, в которых показаны самые напряженные моменты жизни Тараса.
 Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?
  • Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?
Возвышенная, бескорыстная  любовь к родине Преданность товариществу Черты Тараса Бульбы Верность православной вере Широта души Готовность к подвигу

Возвышенная,

бескорыстная

любовь к родине

Преданность

товариществу

Черты Тараса Бульбы

Верность

православной вере

Широта души

Готовность

к подвигу

Смерть Андрия Перечитайте сцену гибели Андрия Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса? Почему Андрий покорно подчиняется Тарасу? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»? В чём состояла вина Андрия? Можно ли оправдать его поступок? Можно ли понять Тараса? Чьё имя произносил Андрий перед смертью? С чем сравнивает Гоголь Андрия? Как вы думаете, как автор относится к Андрию? По каким деталям заметно авторское отношение?

Смерть Андрия

  • Перечитайте сцену гибели Андрия
  • Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса?
  • Почему Андрий покорно подчиняется Тарасу?
  • Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»?
  • В чём состояла вина Андрия?
  • Можно ли оправдать его поступок?
  • Можно ли понять Тараса?
  • Чьё имя произносил Андрий перед смертью?
  • С чем сравнивает Гоголь Андрия?
  • Как вы думаете, как автор относится к Андрию?
  • По каким деталям заметно авторское отношение?
Сравните две иллюстрации  одного эпизода

Сравните две иллюстрации одного эпизода

Смерть Остапа Перечитайте сцену смерти Остапа Какие качества Остапа сказались в его последний час? Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова? Каковы последние слова Остапа? Почему он проявил слабость? Можем ли мы понять его чувства?

Смерть Остапа

  • Перечитайте сцену смерти Остапа
  • Какие качества Остапа сказались в его последний час?
  • Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?
  • Каковы последние слова Остапа?
  • Почему он проявил слабость?
  • Можем ли мы понять его чувства?
-Перечитайте сцену гибели Тараса -Почему Тарас попал в плен? -О чём говорит неосмотрительный поступок Тараса? -Какой смертью погиб Тарас? -О чём думает Тарас перед смертью? -Что добавляет сцена смерти Тараса к характеристике его образа? -В чём заключается величие Тараса? -Что вы можете сказать о заключительных словах повести: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»? -Что говорили про своего атамана плывшие по Днестру казаки? Почему? Гибель Тараса

-Перечитайте сцену гибели Тараса

-Почему Тарас попал в плен?

-О чём говорит неосмотрительный поступок Тараса?

-Какой смертью погиб Тарас?

-О чём думает Тарас перед смертью?

-Что добавляет сцена смерти Тараса к характеристике его образа?

-В чём заключается величие Тараса?

-Что вы можете сказать о заключительных словах повести: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

-Что говорили про своего атамана плывшие по Днестру казаки? Почему?

Гибель Тараса

 4.Заполните сравнительную таблицу Вопросы сравнения Андрий 1. Как погиб? Остап 2. Какие качества проявил в свой последний час? Тарас 3. Его последние слова. О чём они говорят?

4.Заполните сравнительную таблицу

Вопросы сравнения

Андрий

1. Как погиб?

Остап

2. Какие качества проявил в свой последний час?

Тарас

3. Его последние слова. О чём они говорят?

5. Блиц - опрос (Тестирование). 1.Укажите жанровую форму произведения Н.В.Гоголя

5. Блиц - опрос (Тестирование).

1.Укажите жанровую форму произведения Н.В.Гоголя"Тарас Бульба":

а) Повесть;

б) Роман;

в) Пьеса.

2. В какой сборник произведений Гоголя входит «Тарас Бульба»?

а) "Арабески";

б)"Мёртвые души;

в)" Миргород"

3. Где разворачиваются события в произведении «Тарас Бульба»?

а) На Украине;

б)В Турции;

в) На территории Украины и Польши.

5. Блиц - опрос (Тестирование). 4. О чем Тарас говорит: “Все это казна-що”? а) Обучение в бурсе; б) материнская забота; в) перемирие с Польшей. 5. Кем был среди казаков Тарас Бульба? а) Полковником; б) куренным атаманом;  в) гетьманом. 6 . Почему Тарас Бульба так скоро принял решение поехать с сыновьями на Сечь? а ) Тарасу нужно было завершить личные дела, а сыновья могли ему помочь; б)Чтобы показать Запорожскую Сечь и отправить обратно в Киев; в) Желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука.

5. Блиц - опрос (Тестирование).

4. О чем Тарас говорит: “Все это казна-що”?

а) Обучение в бурсе;

б) материнская забота;

в) перемирие с Польшей.

5. Кем был среди казаков Тарас Бульба?

а) Полковником;

б) куренным атаманом;

в) гетьманом.

6 . Почему Тарас Бульба так скоро принял решение поехать с сыновьями на Сечь?

а ) Тарасу нужно было завершить личные дела, а сыновья могли ему помочь;

б)Чтобы показать Запорожскую Сечь и отправить обратно в Киев;

в) Желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука.

Составить план сочинения на тему  «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «Поэмой о любви к родине»?

Составить план сочинения на тему

«Почему В.Г.Белинский назвал

повесть Н.В.Гоголя

«Поэмой о любви к родине»?