СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы и методы контроля, система оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом опыта работы в области изобразительного искусства в детской школе искусств. Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 4 года.
Объём учебного времени и виды учебной работы
При реализации программы «Композиция станковая» с 4-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-4 классах – 2 часа.
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при 4- обучении составляет 524 часа. Из них: 264 часа – аудиторные занятия, 260 час - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации | Всего часов |
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 264 |
Самостоятельная работа (в часах) | 32 | 33 | 32 | 33 | 32 | 33 | 32 | 33 | 260 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 64 | 67 | 64 | 67 | 64 | 67 | 64 | 67 | 524 |
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация | | К.У. | | К.У. | | К.У. | | К.У. | |
К.У. – контрольный урок
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций осуществляются в форме групповых.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства. Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Формирование у учащихся навыков происходит постепенно: от изучения простого материала – к более сложному, от упражнения – к творческим заданиям.
Описанные в содержании программы разделы имеют обычную методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
Композиция станковая
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объём времени (в часах) |
Максим альная учебная нагруз ка | Самосто ятель ная работа | Аудитор ные занятия |
I полугодие |
1. | Вводная беседа о предмете композиция. | урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Знакомство с гуашевыми красками. | урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Значение формата в композиции. Равновесие, динамика, статика, симметрия, асимметрия. | урок | 8 | 4 | 4 |
4. | Композиционный центр и доминанта в композиции. | урок | 8 | 4 | 4 |
5. | Композиционный поиск и эскиз. | урок | 8 | 4 | 4 |
6. | Дополнительные цвета в декоративной композиции. | урок | 8 | 4 | 4 |
7. | Тематическая композиция на тему: «Веселые каникулы», «Зимняя сказка», «Волшебная Зима». | урок | 24 | 12 | 12 |
| | | 64 | 32 | 32 |
I I полугодие |
8. | Передача замысла композиции на контрастах. Сказочные персонажи. | урок | 16 | 8 | 8 |
9. | Цвет в композиции. Темы работ: «Утро», «Вечер», «День». | урок | 16 | 8 | 8 |
10. | Цельность композиции. Тема работы: «Времена года». | урок | 16 | 8 | 8 |
11. | Итоговая композиция. Темы работ подбирает педагог индивидуально. | урок | 18 | 9 | 9 |
12. | Контрольный урок | урок | 1 | | 1 |
| | | 67 | 33 | 34 |
Второй год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объём времени (в часах) |
Максим альная учебная нагруз ка | Самосто ятель ная работа | Аудитор ные занятия |
I полугодие |
1. | Тематическая композиция «Лето» | урок | 16 | 8 | 8 |
2. | Правила передачи движения в композиции. Темы работ: «Ветер странствий», «Хорошее настроение», «Ненастный день». | урок | 20 | 10 | 10 |
3. | Ритм в композиции. | урок | 12 | 6 | 6 |
4. | Правила передачи состояния покоя в композиции. Иллюстрация русской народной сказки. | урок | 16 | 8 | 8 |
| | | 64 | 32 | 32 |
I I полугодие | | |
5. | Выполнение композиции с симметричным построением работы. Темы работ: «Дорога домой», «Родная улица». | урок | 20 | 10 | 10 |
6. | Анализ симметричной и ассиметричной композиции. Темы работ: «На берегу реки». | урок | 20 | 10 | 10 |
7. | Значение формата в композиции. Темы работ: «Портрет друга», «На перемене», «Наш храм». | урок | 26 | 13 | 13 |
8. | Контрольный урок | урок | 1 | | 1 |
| | | 67 | 33 | 34 |
Третий год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объём времени (в часах) |
Максим альная учебная нагруз ка | Самосто ятель ная работа | Аудитор ные занятия |
I полугодие |
1. | Тематическая композиция «Спорт». | урок | 32 | 16 | 16 |
2. | Композиция на тему «Старое и новое» | урок | 32 | 16 | 16 |
| | | 64 | 32 | 32 |
I I полугодие | | |
3. | Композиция «Фантастический город». | урок | 32 | 16 | 16 |
4. | Композиция «Музыка», «Песня». | урок | 34 | 17 | 17 |
5. | Контрольный урок | урок | 1 | | 1 |
| | | 67 | 33 | 34 |
Четвертый год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объём времени (в часах) |
Максим альная учебная нагруз ка | Самосто ятель ная работа | Аудитор ные занятия |
I полугодие |
1. | Триптих «Город»- «Утро», «День, «Вечер». | урок | 32 | 16 | 16 |
2. | Композиция «Танец». | урок | 32 | 16 | 16 |
| | | 64 | 32 | 32 |
I I полугодие | | |
3. | Композиция на историческую тему: «1812 год», «Великие полководцы», «Петр I». | урок | 32 | 16 | 16 |
4. | Итоговая композиция. Иллюстрация к любимому литературному произведению. | урок | 34 | 17 | 17 |
5. | Контрольный урок | | 1 | | 1 |
| | | 67 | 33 | 34 |
Композиция станковая 1 к л а сс I полугодие |
1. | Вводная беседа о предмете Композиция. Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Компоновка как способ реализации творческого замысла художника. Анализ произведений известных мастеров художников-классиков. Показ работ старшеклассников. После теории можно попробовать дать ученикам изобразить картину на любую тему с целью выявления уровня подготовки учащихся конкретной группы (формат А3, гуашь). | |
2 | Знакомство с гуашевыми красками. Выкраски на листе. Тёплые и холодные цвета. Смешивание цветов. Хроматические и ахроматические цвета. Живописный мазок (штрих, запятая, гладкая выкраска и т.д.) и как он влияет на выразительность замысла. | |
3 | Теоретический курс – равновесие, динамика, статика, симметрия и асимметрия в композиции на примере репродукций художников или работ старших учащихся школы. Значение формата в композиции. Выполнение упражнений по компоновке предметов на листе (можно использовать аппликацию при составлении натюрмортов на заданную схему из собственных выкрасок или цветной бумаги. Используются шаблоны, сделанные учителем). Проводится обязательный анализ получившихся работ (формат А4). | |
4 | Теоретический курс – «Что такое доминанта в композиции и как она влияет на замысел картины?» на примере репродукций художников и работ старшеклассников. Задача – научить пользоваться цветовой доминантой при рисовании сюжетных композиций. Владение понятием композиционный центр. Упражнения на доминанту (формат А4 или А3, гуашь). | |
5 | Выполнение тематической композиции в тёплых или холодных тонах - «Осень» или «Зима».Что такое композиционный поиск и эскиз? Понятие поиска композиции, эскиза, подготовительного рисунка. Цель - научиться применять на практике навыки, полученные на предыдущих уроках. | |
6 | Знакомство с дополнительными цветами. Их значение в декоративной композиции. Изобразить, например, бабочку с помощью дополнительных цветов и знания доминанты в композиции (2 листа формата А3). | |
7 | Тематическая композиция с использованием навыков и умений, полученных в 1-м полугодии. Поэтапность выполнения замысла: от поисков до картины (формат А3, А2, гуашь). Тема для композиции: «Веселые каникулы», «Зимняя сказка», «Волшебная Зима». | |
II полугодие |
8 | Показать основной замысел композиции на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Передача настроения в композиции с помощью психологических характеристик цвета: красный – цвет агрессии, а значит внимания, его используют в меньших количествах на листе, т.к. он привлекает на себя много внимания; синий – отчуждённости; тёплый жёлтый и оранжевый – цвет хорошего настроения и т.д. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом. На усмотрение педагога предлагаются несколько вариантов тем с использованием настроения в картине. Тема для композиции: Сказочные персонажи – добрые и злые. | |
9 | Продолжение изучения цвета в композиции и его влияния на характер картины: предлагаемые темы «Утро», «Вечер», «День». | |
10 | Знакомство с цельностью композиции, которая зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Использование в тематической композиции стаффажа. Тема для композиции: «Времена года» | |
11 | Итоговое задание за 1-й класс. Изобразить картину средствами композиции, включающими в себя: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность . Цель – научить ученика владеть всеми средствами композиции и применять в своих замыслах. Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально | |
Композиция станковая 2 к л а с с I полугодие |
1 | Выполнение композиции на тему, заданную преподавателем (формат А3, гуашь). Задача – вспомнить все средства композиции, изученные в 1-м классе и применить их в данном задании. Тема: «Лето», т.к. ещё свежи в памяти впечатления от лета и пленэрные зарисовки. | |
2 | Знакомство с правилом передачи движения: - если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным; - эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; - для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. Учащимся предлагается придумать композицию на движение (формат А3, гуашь). Тема для композиции : «Ветер странствий, «Хорошее настроение», «Ненастный день». |
|
3 | Знакомство с орнаментом и применение понятия ритм (чередование каких-либо элементов в определенной последовательности).
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости. Задача – изобразить орнамент в полосе (гуашь). Упражнение на ритм по тепло-холодности. Разработка геометрического орнамента в полосе. Разработка несложного орнамента на основе одного цвета. Разбел, затемнение. |
|
4 | Освоение правил передачи покоя: - если на картине отсутствуют диагональные направления; - если перед движущимся объектом нет свободного пространства - если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия; - если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной. Учащимся предлагается придумать композицию на передачу покоя (формат А3-2, гуашь). Тема для композиции: иллюстрация русской народной сказки. |
|
II полугодие |
5 | Выполнение композиции с симметричным построение картины. Углубленное изучении симме6трии на основе живописцев эпохи Возрождения. Построение симметрии позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. . Симметрия в композиции | | Учащимся предлагается придумать композицию на симметрию (формат А3-2, гуашь). Тема для композиции: «Дорога домой», «Родная улица». |
|
6 | Сравнение симметричной и асимметричной композиций. Симметричная композиция Ассиметричная композиция Учащимся предлагается придумать композицию на асимметрию (формат А3-2, гуашь). Тема для композиции: « На берегу реки» |
|
7 | Значение формата на замысел композиции. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток , а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиций. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе. Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.
Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения. Учащимся предлагается придумать композицию в разных вариантах формата (формат А3-2, гуашь). Тема для композиции: «Портрет друга», «На перемене», «Наш храм». |
|
Композиция станковая 3 класс I полугодие |
1 | Композиция на тему «Спорт» (восковая пастель или гуашь). Изучение кинематических схем человека в движении. |
|
2 | Композиция на тему «Старое или новое». Вырезная гравюра. (При отсутствии технических возможностей к выполнению, можно заменить углём, сангиной). |
|
II полугодие |
3 | Композиция «Фантастический город» (гелевая ручка, перо, тушь, формат произвольный). Использование различных типов штрих в изображении фактур камня, воды, песка. Трансформирование и слияние различных архитектурных стилей и мотивов. Цельность и гармоничность изображения. |
|
4 | Композиция «Музыка», «Песня» (разбел, затемнение).Передача конвы музыкального произведения изобразительными средствами (формат А3, А2, гуашь). |
|
Композиция станковая 4 к л а с с I полугодие |
1 | Триптих «Город», «Утро», «День», «Вечер». Гуашь, пастель или др. материал. Формат произвольный. Единство идейного замысла триптиха. Стилевое единство, целостность восприятия триптиха. |
|
2 | Композиция на тему «Танец» с использованием 2-х цветов (желательно дополнительных) + затемнение и разбел. А2, гуашь, пастель. |
|
II полугодие |
3 | Композиция на историческую тему (формат произвольный, материал произвольный). Предлагаемые темы для композиции: «1812год», «Великие полководцы», «Петр I».
|
|
4 | Выполнение иллюстрации. Специфика иллюстративного жанра. Материалы, техники, выразительные особенности. По желанию может быть выполнена книжка-раскладушка ( формат А4, материал произвольный). |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства»:
знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);
умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация в 4 классе проводится в форме просмотра рисунков за учебный год и итоговой работы. Итоговая композиция предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая работа демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности и выполняет в любой изученной технике.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподносится учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учащимся. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.
Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.
Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974.
Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981.
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003.
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008.
Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.
Вейль Герман. Симметрия. М., 1968.
Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984.
Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986.
Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971.
Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977.
Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995.
Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985.
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997.
8. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955.