Презентация урока по русскому языку
в 6 " А" классе .
Тема урока :" Разряды имён прилагательных ".
Составила учительница русского языка и литературы
Сабирова Наира Назировна
Город Ташкент
Яшнободский район
школа №151
Презентация урока по русскому языку
по теме: Разряды имён прилагательных
в 6 "А" классе
Цели урока: (Слайд №2)
1. Образовательная:
Дать общее понятие о качественных, относительных и притяжательных прилагательных;
2. Развивающая:
Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся ;
развить культуроведческую компетенцию с использованием краеведческого материала;
реализовать творческие способности средством презентации краеведческого материала
3. Воспитательная:
Вызывать интерес к родным местам (республике, городу, улице, дому, школе ) ;
содействовать формированию патриотических чувств;
привить любовь к малой Родине, интерес к русскому языку.
Средства оборудования:
Мультимедийная учебная презентация, раздаточный материал.
Межпредметная связь: литература, история, краеведение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Домашнее задание.
1.Словарный диктант. (Слайд № 3,4)
Задание. От существительного к прилагательному задайте вопрос, вставьте пропущенные буквы.
Родн.... Узбекистана , солнечн... , красив... Ташкента, больш… Аральск... озера,
гостеприимн... края, в чуж… краю, любим... края, тёпл... края, светл... дома,
драгоценн... камню, сладк... винограда, узбекск... литературе, узбекск... природе.
2.Вопросно -ответная беседа:
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- На какой вопрос отвечают прилагательные?
- Что обозначает имя прилагательное?
-Чем бывает чаще в предложении имя прилагательное?
Эвристическая беседа. Работа с поэтическим текстом. (Слайд №5)
Во имя края, где мы рождены,
Мы с вами жить и умереть должны.
Что может быть достойнее и лучше?
И где б тебя ни встретила весна,
Ты помни - есть родная сторона.
Вопросно- ответная беседа.
- Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите в тетрадь;
- Назовите их начальную форму;
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в данном тексте?
- Определите род, число и падеж имён прилагательных в данном тексте.
- Что можно сказать об отношении автора к родному краю?
- А вы любите свой родной город?
-Опишите его при помощи имен прилагательных.
III. Изучение нового материала.
I. Отгадайте загадки: (Слайд № 6)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
2. Работа по материалу для наблюдений. (Слайд №7)
Задание.
Отгадайте кто это?
Слова какой части речи помогли узнать предметы?
Почему?
Выпишите прилагательные, которые указывают на то, что предмет кому-либо принадлежит.
На какой вопрос отвечают эти прилагательные?
Выпишите прилагательные, рядом с которыми можно поставить слово очень.
Выпишите остальные прилагательные.
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (Ребята)
Притяжательные | Относительные | Качественные |
| | |
Чей? Чья? Чьё? Чьи? Какой, Какая? Какое? Какие? Какой7
3. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран. (Слайд №,8,9,10)
4.Комментированное чтение правила по учебнику стр. 105.
5. Объяснительный диктант.
Задание. Выписать прилагательные различающих предметы.
(Слайд №11,12)
Древний , крупный , ювелирный , шерстяной , керамическая , стеклянная , музыкальный , тюркский , ташкентский , сильный, золотой , гранатовый , сладкий , козье , баранье , жаркий , узбекский , , железные, летний, вчерашний, бухарский, чудесный, аральский, завтрашний, стиральный, спортивный, голубой, тяжёлый, красивый.
По величине----.......... | По цвету------.......... | По возрасту-------.......... |
По весу --------......... | По материалу------...... | По месту------------.......... |
По времени------........... | По назначению------.......... | По качеcтву---------........... |
6. Комментированное письмо.
Задание. Сравните словосочетания и укажите прямое и переносное значение слова. (Слайд №13)
1.Золотой браслет - золотой мальчик, шёлковая ткань- шёлковый путь, серебряная ложка- серебряный век.
Вопрос: Можно ли перед словом в переносном значении вставить слово очень?
2.Медвежья берлога- медвежья шуба, лисья нора- лисья шапка.
Вопрос: В каком случае прилагательное указывает на материал сделанное из чего-либо?
3.Птичье гнездо- птичья песня, медвежья лапа- медвежья походка.
Задание. Замените прилагательное в переносном значении качественным прилагательным- синонимом.
7.Комментированное чтение правила стр.106.
IV. Закрепление.
1.Выборочный диктант. (Слайд №14) (Приложение №1)
Задание. Выписать и определить разряды прилагательных.
1 вариант.
Ташкент – крупный 2 транспортный узел Средней Азии.
От города отходят многие автомобильные дороги. 4
Ташкент стал основным железнодорожным узлом, торговым и транзитным пунктом Средней Азии.
2 вариант.
Шейхантаур - замечательный 2 район старого города Ташкента.
Сегодня Шейхантаур привлекает все большое внимание ташкентцев и гостей нашего города. 4 Имя древнего мудреца-суфия ХIV века живет в возрожденных названии большого района на карте современной столицы Узбекистана.
3 вариант.
Большой 2 академический театр оперы и балета имени Алишера Навои входит в ряды лучших оперных театров мира.
Здесь идут спектакли как мировых классического репертуара, так и произведения национальных авторов.
Автор проекта театра - известный архитектор, академик Алексей Щусев.4
Теперь перед зданием театра находится музыкальный фонтан, который радует нас всех.
Притяжательные | Относительные | Качественные |
2. Распределительный диктант. (Слайд №15)
Задание. Образуйте от существительных прилагательные и запишите их в три столбика:
качественные, относительные, притяжательные.
Образец: Древность- древний; крупность- крупный.
Ювелир, шерсть, керамика, стекло, музыка, узбек, Ташкент, Яшнообод, сила, золото, шёлк, сладость, баран, коза, железо, дерево, Наманган, драгоценность.
Качественные | Относительные | Притяжательные |
3. Творческий диктант. (Слайд №16)
Задание. Употребите прилагательные в прямом и переносном значении.
Ключ....................... Анютины, мышиный, холодный ,золотой,
Сердце..................... лисий, лебединое, волчий, конский,
След........................
Воздух....................
Мех........................
Гнездо.....................
Аппетит.................
Нора........................
Хвост......................
Глаза.......................
Песня....................
Мясо .....................
4.Словарно- орфографическая работа. (Слайд №17)
Дивный-
Элегантный-
Изящный-
5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. (Слайд №18)
(Приложение №2)
Карточка №1 *
Определить разряды прилагательных, указать прилагательные , употреблённые в переносном значении.
Милее книги в мире друга нет.
Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным.
Словами можно мертвых оживить.
Разве может человеком считаться одинокий человек?
Кто малое не познал, великое не познает.
Низамаддин Мир Алишер Навои.
Карточка № 2? (Слайд №18)
Задание. Определите разряды прилагательных.
Узбекистан – наш общий светлый дом
Ташкент – как драгоценный камень в нем.
Ташкент, тебя прекрасней нет
Ташкент, любимый мой навек.
Приезжайте в гости, каждый будет рад
Подадут лепёшку, сладкий виноград
Он гостеприимством славится всегда
Я люблю свою столицу – это навсегда.
Хамиджан Икрамов.
6.Работа по конструированию предложений. (Слайд №19)
Задание. Сконструируйте предложения с данными словосочетаниями.
(Приложение №3)
1 вариант.
Древний город, крупный алмаз, ювелирный магазин, шерстяные ткани, керамическая посуда, стеклянная посуда.
2 вариант.
Музыкальный инструмент, тюркский язык, ташкентский оазис, сильная крепость, золотое шитьё, гранатовый сад, сладкие дыни.
3 Вариант.
Козье молоко, баранье мясо, жаркий месяц, узбекский народ, древние памятники, железные изделия, узбекская природа.
7. Работа по развитию речи. Работа с текстом. (Слайд №20,21)
Вопрос.
-Какова роль имён прилагательных в речи?
Задание. Украсить текст именами прилагательными, определить разряды прилагательных.
Ташкент - столица Узбекистана.
Этот дивный город – воплощение той самой современной элегантности, которая присуща многим столицам мира, но при этом, будучи городом восточным, Ташкент имеет свой неповторимый колорит. 4 В нем изысканно сочетаются средневековые постройки, будто сошедшие со страниц старинных восточных сказок, изящная европейская архитектура, оставшаяся со времен Туркестанского генерал-губернаторства, стандартные бетонные здания советской эпохи и, наконец, сверкающие высотки из стекла и бетона – корпуса современных бизнес-центров и банков – как свидетельство новой эпохи независимого Узбекистана.
"Узбекистан города и легенды".
Слова для справок: дивный, современный, восточный, неповторимый, средневековые,
старинный восточный, изящный европейский, Туркестанского стандартный бетонный,
советской, сверкающий, современный, новый, независимый.
8. Задание - билетик. Дифференцированные задания на карточках- билетах.
(Слайд №,22,23) (Приложение № 4)
Розовый билетик –повышенной трудности;
Зеленый – средней трудности;
Желтый – пониженной трудности.
Розовый *
Задание. Поставьте данные словосочетания в указанные падежи, определите разряды прилагательных.
Замечательная библиотека (Т.п.), тимуридская семья (П.п.), государственное дело(Д.п),
щедрый покровитель (В.п.), культурный Герат (Р.п.), юный Алишер(Т.п.),Хорасанское государство(П.п.).
Зеленый +
Задание. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Определите разряды прилагательных.
(Бескрайний) караван, (солнечный) Узбекистаном,( красивый) конём, (цветущие) полями,
( гостеприимный) края,( любимый) городом,( душистый) тюльпаны, (жаркая) погодой.
Желтый ?
Задание. Вставьте окончания имен прилагательных и определите разряды имён прилагательных.
Зимн.... ташкентск... утро. Ночью выпал снег, укрыв легчайшим ковром и землю, и ветви деревьев. Пышн.... пушист.... покров поражает своей красотой. Поднялось солнце, но воздух стал не тепл..., а наоборот, холодн.... Появились сосульки, которые гирляндами свешиваются не только с крыш и подоконников. Они есть даже на тоненьк... ветках деревьев. Воздух чист...- пречист..., и кажется что он звенит. Нет ничего красивее земли, укрыт.. бел.... покрывалом чист..... пушист.... снега.
9.Блиц - опрос. (Тестирование) (Работа по сигнальным карточкам).
(Слайд №24,25,26,27,28,29)
1 группа красный цвет; 2 группа синий цвет; 3 группа зелёный цвет.
1. О какой части речи говорится в стихотворении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
А) имя существительное;
Б) глагол;
В) имя прилагательное;
Г) местоимение
2. Определи, какое слово не является именем прилагательным:
А) дальней;
Б) рощей;
В) колючей;
Г) весенней.
3. Найди «лишнее» слово по перечисляемому признаку и определи разряд имени прилагательного.
А) деревянный;
Б) сладкий;
В) железный;
Г) шёлковый;
Д) бумажный.
4. Прочитай загадку, найти отгадку помогут имена прилагательные.
Крохотная девочка вышла на лужок;
Жёлтая головушка, беленький венок.
А) одуванчик;
Б) ромашка;
В) роза.
5. Прочитай словосочетания и определи, по каким признакам подобраны пары:
детскую книгу; заказного письма; трудный диктант.
А) по числу;
Б) по роду;
В) по падежам.
6. В данных словосочетаниях найди прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
А) сладкий арбуз;
Б) острый взгляд;
В) мягкий характер;
Г) горячий чай.
Ответы:
1.В. 2.Б. 3.Б 4.Б. 5. А,Б. 6.Б,В. (Слайд №30)
10.«Игра «в снежки». (Слайд №31)
(Учитель говорит словосочетание и бросает мяч ученику, тот называет разряд прилагательного)
Задание. Определите разряд имени прилагательного.
Ташкентский зоопарк, восточные удавы, пятнистые олени, гривистые бараны, карликовые бегемоты, африканский страус, красивые джейраны, серый ламы, белые и черные аисты, ночные филины, белые гуси, большие чайки,
V. Обобщение урока. Выводы. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. (Слайд №32)
Выучить признаки и разряды имён прилагательных .
На писать сочинение- миниатюру на тему «Любимые уголки города».
Задание: используйте в своем сочинении имя прилагательное и определите разряды имён прилагательных.
Резервный материал.(Приложение №5)
Работа со связным текстом . Работа в группах.
История Узбекистана в мифах и легендах: народные предания.
1 вариант. Сказания, (народный) эпосы, мифы и легенды – всё это, как и история является (культурный) наследием каждого народа. Мир мифов и легенд Узбекистана (красочный) и (богатый). Это мир, где (народный) сказания смешиваются с историей, а предания становятся источником истины. В истории Узбекистана было много эпизодов, когда народы воспевали своих героев и слагали о них легенды.
2 вариант. В (людской) памяти из века в век сохранялись предания о (великий) подвигах и (легендарный) героях, (великолепный) зданиях и (прекрасный) женщинах – всё это воплотилось в мифах и легендах Узбекистана.( Многочисленный) народы, проживающие на территории (современный) Узбекистана, испокон веков слагали легенды о смелости, храбрости, мужестве и отваге (народный) героев. Ширак, Томарис, Джалолиддин Мангуберды – все они были (исторический) личностями, чьи подвиги остались в легендах.
3 вариант. Жизнь (великий) личностей, таких как Тимур, тоже обрастала мифами, которые одновременно пугают и восхищают нас до сих пор. Каждый (исторический) памятник в Узбекистане окутан мифами и легендами прошлого.
В них сконцентрировано миропонимание предков (узбекский) народа. Зачастую мифы и легенды являются (единственный) источником, способным рассказать о той или иной эпохе.
4 вариант. Мифы и легенды Узбекистана – это( неповторимый) и (загадочный) мир (народный) преданий и сказаний, которые бережно и кропотливо собирались и предавались из поколения в поколение народом Узбекистана. (Древний) города: Самарканд, Бухара, Хива окутаны тайнами и суевериями, которые со временем воплотились в мифы и легенды.
5 вариант.( Древний) Самарканд , и сокрытая в его центре тайна могилы Тамерлана, до сих пор тревожат умы людей. Бухара, где даже воздух пропитан духом старины, а (узкий)улочки старого города помнят дела давно (минувший) дней, словно живет в мире (народный) преданий и легенд.
Узбекистан обладает поистине (богатой) историей, (насыщенной) (народный) преданиями и легендами. Истории о( прекрасный) городах,( великий) правителях, (бессмертной) любви – всё это бережно сохранялось и передавалось тысячами поколений наших предков.
Вопросно-ответная беседа:
Какова его основная мысль?
Определить стиль текста.
Рассмотрите текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание?
Выполните следующие задания:
Спишите словосочетания, раскрывая скобки и согласуя прилагательные с существительным в роде, числе и падеже.
Спишите и подчеркните грамматическую основу и определение выделенного предложения в тексте.
Укажите на какой вопрос отвечает определение.
Определите разряды имён прилагательных.
Использованная литература и интернет ресурсы.
1. Шипачёва Л.А. Русский язык в таблицах и схемах. 6 класс. –М.: Школьная Пресса, 2005.
2. С. Э. Камилова. Разработки практических занятий по узбекской литературе – Ташкент, 2009.
3. Р. Ишмухамедов. Инновации в образовании и воспитании.(практические советы) - Ташкент 2009.
4. Узбекистан города и легенды.- Давр нашриёти.Ташкент,2011.
5. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Учебное пособие. – М. Флинта: Наука, 2000.
6.www.google.com/search
7. www.advantour.com/r us/ uzbekistan /index.htm
8.www.google.com/ webhp
9.www.rojnova. rn.uz
10.http//.kitob.uz
11. http//.gazeta.uz
12.. http//.kllass.uz
13. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
14.Google : https://accounts.google.com
16 Сабирова Наира Назировна, школа №151