СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда учебное заведение ориентировано на углубленное изучение базовых дисциплин, дифференциацию обучения, роль новых форм и методов организации обучения особенно значима. Одной из новых форм и методов организации обучения являются  нестандартные занятия.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников»

МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад»

Джанкойский район Республика Крым










Учебно-дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

(из опыта работы учителя

Забавки Натальи Адамовны)





















Вступление


Каждый учитель в процессе своей работы находится в постоянном поиске. Как привить учащимся интерес к предмету? Как активизировать их познавательную деятельность на уроках биологии? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка эти и подобные вопросы встают перед каждым преподавателем в процессе интенсивных поисков, раздумий, проб и каждый находит свой вариант решения.

Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Сегодня, когда учебное заведение ориентировано на углубленное изучение базовых дисциплин, дифференциацию обучения, роль новых форм и методов организации обучения особенно значима. Одной из новых форм и методов организации обучения являются нестандартные занятия.

На моих уроках почетное место занимает игра. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.) Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоление трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.

Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Эти игры могут помочь:

- активизировать работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

- дать ощущение свободы и раскованности, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

- улучшить взаимоотношения учителя с учащимися;

- укрепить дружеские отношения детей.


Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке.

Как известно, играть любят все дети, и, включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать предметом всех, даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу.

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отвожу нестандартным формам и методам работы на уроках и во внеурочной деятельности. Особенность дидактических игр заключается в том, что они проводятся с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (учебного заведения, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности.

Такие занятия побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний. Игра как на уроках, так и во внеурочной деятельности используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования у них общеучебных умений и навыков.

Очень важно на уроках не только повышать интерес учащихся к предмету, но и через игру развивать память, мышление, восприятие, внимание. Я думаю, что мне это удается.


II Роль игры в развитии и воспитании личности


В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами, смартфонами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Поэтому, ищу альтернативу. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Учебное заведение не может считать игру не своим делом.

Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть?

Использую на уроках различные игры:

- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

- комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

- аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

- ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

- контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами;

- и некоторые другие.

Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам.


Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в классе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.

Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.

Любой урок – это сложное педагогическое явление, выражение таланта каждой личности, где существует возможность каждый раз показать примеры освоения учащимися знаний, умений и навыков. Каждый мой урок – это отдельное представление, где я режиссер, а учащиеся – актеры, которые творят в меру своих возможностей. Если не проводить урок в рамках сформулированных методик дидактики и не придерживается четких этапов учебного процесса, то такие уроки считаются нестандартными. Урок – прежде всего, творчество, самообладание, даже художество преподавателя, который применяет собственные нетрадиционные формы работы с детьми, использует индивидуальные, часто самодельные (и тем более полезные для учащихся) дидактические материалы, разнообразные и усовершенствованные формы и методы обучения. Для таких уроков характерна информационно-познавательная система обучения, овладение готовыми знаниями, поиск новых, раскрытие внутренней сущности явлений через игру, диспут, тренинг и т.д. Большое значение играет эмоциональная сфера ребенка, развитие его природных задатков, усовершенствование способностей.

Источником повышения эффективности урока, я считаю, интерес к обучению, самостоятельной работе, умелое использование наглядности, дидактического, раздаточного материала, дифференцированный подход каждого ребенка к участию в опыте, эксперименте. Каждое нестандартное занятие должно быть неповторимым и укладываться в памяти ребенка, где он учится мыслить, обогащает речь, формирует свое мнение.

Высокие требования к знаниям учащихся побуждают меня искать новые формы и методы работы, которые бы строили учебный процесс на основе большой познавательной деятельности обучающихся. Именно поэтому я обратилась к интерактивному обучению, обладающему специфической формой организации деятельности, имеющей цель создания комфортных условий обучения, за которыми каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную возможность. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминают названия растений и животных.

Такие занятия открывают широкие возможности как для проявления педагогической инициативы учителя, так и многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитания их.

Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся во время проведения внеклассной работы по биологии имеют биологические игры. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность тоньше воспринимать окружающую природу.

Биологические игры чаще всего провожу на природе, во время ботанических экскурсий или краеведческих походов.

Как правило, познавательные игры требуют сообразительности, ориентировки в определенных условиях и большой наблюдательности.

Цель их проведения: помочь уч-ся лучше усвоить материал о растениях или животных, изученный как на уроках ботаники, зоологии, а также развивать у учащихся наблюдательность. Например, такая игра, как


«Ботаническая эстафета».

Задание 1 Играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой окончилось предыдущее название, например: дерево, овес, сосна, абрикос и т.д.

Иногда видоизменяю игру, прибавив к названию растения сведения, где оно растет, например: сосна растет в лесу. Другому уч-ся нужно придумать название растения, которое начинается на «у», с указанием, где оно растет, например: укроп растет в огороде и т.д. .

Задание 2 Проверь свою наблюдательность.

На экскурсии по парку или в лесополосу выбираю наиболее интересный уголок природы и предлагаю ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону и рассказать о том, какие детали они запомнили.

Иногда видоизменяю игру: после рассмотрения окружающего предлагаю воспроизвести увиденное не сразу, а спустя некоторое время (через 15-20 минут).

«Вспомним увиденное»

Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути, а они отвечают. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает.

Вопросы :

1. Какие кустарники растут в парке или лесозащитной полосе, которую мы прошли?

2. Каких размеров молодые дубки, березки?

3.Какие растения вы видели цветущими, а какие с плодами?

4. Назовите знакомые вам растения


Задание 3 Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому уч-ся название растения, например: сосна, фиалка, пшеница, рис и др.

Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то играющий должен сказать «да», а если неправильно, то говорит «нет».

Например, если ведущий говорит: «Пшеница растет на болоте», а играющий ответил «да», он проигрывает; если же будет сказано: «Пшеница растет в поле» и играющий скажет «да», он продолжает участвовать в игре. Выигрывает тот, кто без ошибок провел всю игру.


Задание 4. «Определи по запаху растение»

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона, лавра, или душистые плоды ягодных растений. Желательно добавить веточку сосны, свежий гриб, лук и другие растения. Каждый образец положить в баночку с крышкой. Затем играющие должны по запаху определить, что это за растение.

Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.


Задание 5 «Определи звук»

Одному из играющих завязывают глаза и предлагают распознать звуки: удары о дерево, о стекло, шелест листьев, плеск воды и т.д.

Победителем выходит тот, кто дал больше правильных ответов


Большой популярностью среди школьников пользуются различного рода биологические викторины.



Биологические викторины


Цель проведения: развитие мыслительной деятельности, проверить знания у учащихся по важным вопросам из жизни природы.

В одних случаях викторину провожу для «разминки», чтобы выявить силы соревнующихся команд или их представителей. В других случаях – как подведение итогов изучения курса биологии или раздела.

Построение вопросов викторины зависит от аудитории. Если, например, провожу массовое мероприятие, то вопросы подбираю такие, чтобы ответы на них были краткие, например:

-Какая разновидность капусты является однолетним растением?» (Цветная капуста). В некоторых вопросах заложены более широкие сведения о растениях и животных

- В реках Южной Америки живут хищные рыбы, которые стаями нападают на скот во время водопоя. Своими острыми зубами они впиваются в ноги животного. От боли животное падает, и рыбы с молниеносной быстротой начинают его пожирать. Как называются эти хищные рыбы?» (Пираньи).

В последнем случае интересные сведения нацеливают учащихся не только на ответ, но и лучшее запоминание названия хищной рыбы, если дети впервые о ней слышат.

Если проводится викторина среди небольшого количества учащихся, то ставлю вопросы, требующие более распространенного ответа. Например, на вопрос, почему в большую жару собака выставляет язык, ответ не будет однословным. Он требует более полного объяснения. Учащиеся отвечают, что потовые железы у собак расположены на подушечках пальцев, а не по всему телу. Поэтому в большую жару собака высовывает язык, что способствует значительному испарению слюны. А это в свою очередь понижает температуру тела и.т.д.


Приведу вариант викторины для учащихся

«Что? Где? Когда?»

Большое разнообразие и доступность «живых» объектов, используемых в игре, делают ее чрезвычайно живой и вызывают огромный интерес ребят.

Игра готовится заранее. Формируются команды по 6-7 человек. Ребята выбирают лидера для более четкого обсуждения вопросов во время игры. Остальные школьники выступают в качестве болельщиков. При проведении игры мне помогают 6-7 старшеклассников.

Для оценки работы команд необходима доска, на которой записываются набранные ими очки. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута.

В ходе игры для отдыха и вовлечения болельщиков в состязание я устраиваю музыкальные паузы. Например, болельщикам каждой команды предлагается за 1-2 мин. вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения.

Задания командам:

Вопрос 1.

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают ученых, художников, артистов в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это лавр благородный. В настоящее время листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2.

На открытках изображены культурные растения – картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

Ответ. У всех изображенных на открытках растений многосемянный сочный плод – ягода.

Вопрос 3.

Вкусные, сочные, душистые…Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?

Ответ. Огурец. Его плод – ягода.

Вопрос 4.

Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника. Он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос 5.

В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение это перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Речь идет о яблоках.

Вопрос 6.

Как называются продукты, находящиеся в этих четырех коробочках? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения?

Ответ. Крупы. Манная крупа – ее получают из пшеницы, перловая - из ячменя, геркулес – из овса, пшено – из проса. Все растения относятся к семейству злаков.

Вопрос 7.

Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковь в этой «компании» лишняя?

Ответ. Это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь – это корнеплод, а картофель и луковица – видоизмененные побеги.

Вопрос 8

В «черном ящике» находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветки в корзинках двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или желтые, съедобные, их плоды можно добавлять салаты. Семянки, весьма причудливой формы, Без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

Что находится в «черном ящике»?

Ответ. Настойка календулы. Более распространенное название календулы – ноготки лекарственные.

Вопрос 9.

Назовите растение, семена которых находятся в этих трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ. В коробочках находятся семена гороха, фасоли, бобов. Плоды этих растений называются бобами. Все растения относятся к семейству мотыльковых (бобовых). Растения этого семейства обогащают почву азотом.

Вопрос 10.

В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную».

Что же за лакомство лежит в ящике?

Ответ. В «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Подведение итогов.


Урок- игра

Тема : КВН « Эти необычные растения»

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся о растениях, их систематике и разнообразии.

2. Развивать умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы; развивать познавательный интерес у учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание, формировать культуру общения во время соревнования, приобщать учащихся к научному труду.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма занятия: урок -игра.

Ребята, сегодня мы с вами проведем КВН. В нем принимают участие две команды «Ромашки» и «Одуванчики».

Конкурс «Разминка»

Командам поочередно задаются вопросы, на обдумывание которых отводится 30 секунд. Команды по очереди отвечают на вопросы. Отвечает любой из участников команды. За правильный ответ команда получает балл.

  1. Какое дерево предки называют прадедом прадедов? (Дуб).

  2. Назовите растение у кого самые маленькие цветки? (Плавающая ряска из Австралии).

  3. Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристотель среди злаков, сын воды и солнца, пища богов»? (Рис).

  4. По латыни это растение называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по-русски? (Сосна).

  5. В деревнях Франции до сих пор в первое воскресенье мая празднуется праздник цветка. Как вы думаете, как он называется? (Ландыш)

  6. Этот плод считается питательным фруктом, который едят в сыром виде. Еще его называют крокодиловой грушей. (Авакадо).


Конкурс «Занимательная ботаника»

Ребятам раздаются рисунки с изображением растений различных семейств. Им необходимо узнать растение и дать краткую характеристику семейству, к которым они относятся.






Конкурс загадок

Участники команд отгадывают загадки по очереди.

1. Первый слог - местоимение,

Второй - кричит болотная лягушка,

А в целом я плод, ты меня в огороде найдешь. (Ты-ква).

2. Первое – нота, второе – тоже,

А в целом на горох похожа. (Фа-соль).

3.Три простеньких слова –

Нота, круг, союз.

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре-диск-а).

4.Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о).


5. Пришли Таню раздевать.

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать. (Лук).


6. Как на нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры).


Конкурс капитанов


Капитаны вслух зачитывают текст и называют в тексте биологические ошибки.


Текст №1.


  1. Цветок – орган размножения покрытосеменных растений.

  2. Цветок представляет собой видоизмененный лист.

  3. Функции цветка – это половое и бесполое размножение.

  4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

  5. В цветке имеются пестики и тычинки.

(2 – цветок – это видоизмененный побег; 3 – цветок – это орган полового размножения, к бесполому размножению отношения не имеет; 5 – не все цветки содержат пестики и тычинки, имеются раздельнополые (пестичные и тычиночные цветки), кроме того, пестик в цветке может быть один.).



Текст №2.


  1. По типу питания организмы подразделяются на автотрофы и гетеротрофы.

  2. Автотрофы – это зеленые растения, все остальные организмы являются гетеротрофами.

  3. Автотрофы способны синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды.

  4. Все автотрофы способны к фотосинтезу.


Конкурс «Угадай»

Ведущий передает капитанам листы с названиями деревьев. Капитаны должны изобразить дерево пантомимой, а его команда – отгадать, что это за дерево.

Конкурс «Домашнее задание»

Ведущий. Наши команды должны были сделать фоторепортаж на тему: «Деревья нашего парка». Просим команд защитить свою выставку.

Подведение итогов.

Домашнее задание


Каждому учащемуся написать паспорт на одно дерево нашего парка. Деревья выбирают жеребьевкой.


Урок-путешествие

( обобщение изученного материала)

«Грибное царство»


1. Вступительное слово учителя

Грибы чудесный дар природы. С некоторыми грибами вы знакомы и не раз собирали в лесу.

Мир грибов интересен и разнообразен. Когда-то ученые спорили о происхождении этих удивительных созданий природы .Одни относили их к растениям, другие – к животным. Теперь стало ясно, что грибы – представители особого царства.

Сегодня мы отправляемся на Грибной электричке. Во время путешествия вам будут предложены различные вопросы и задания, за каждый правильный ответ команда получает жетон.

Едут в электричке

Волнушки и лисички,

С подружками – друзьями,

Чернушками – груздями.

Со станции Пригоркино

На станцию Ведеркино,

Со станции Подъелкино

На станцию Засолкино.

Станция « Всезнайкино»

1.Как называется наука изучающая грибное царство?

2. В чем сходство грибов и растений, грибов и животных?

3.Какие грибы называются:

  • сапрофитами;

  • паразитами;

  • симбионтами;

  • хищными?

4.Назовите главную часть гриба.

5.Чем образована грибница?

6.Какие способы размножения грибов вам известны?


Игра «Третий лишний»



-Перед вами три ряда изображений грибов. Найдите лишнюю картинку.


Масленок. Рыжик, Дрожжи

Муккор. Пеницилл. Мухомор.

Головня. Фитофтора. Шампиньон.


Станция «Поделкино»


Каждая команда организует выставку своих творческих работ : доклады, рисунки, поделки из пластилина, глины, пенопласта и др.


Станция «Веселкино»

  • дети читают стихи, которые они подготовили к этому путешествию( по 2 человека от каждой команды)

  • отгадывание загадок.


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я………..(подосиновик)


Растут на опушке

Рыжие подружки.( лисички)


Приоткрыл глаза спросонок

Скользкий маленький ……(масленок)


Как замшелые сучки,

По весне растут…….(сморчки)


Ему нет равных.

Он всегда растет в дубраве.

Не сравнить его с другим.

А зовется дорогим. (белый)


Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это……………..(сыроежки)



-Какие грибы называют так же, как и животных?

(лисички, свинушки, козляк, заячье ухо, гриб-баран, трутовик овечий)


-Назовите «цветные» грибы?

(рыжики, белый, зеленушки, серянка, мухомор красный и др)

-Пословицы и поговорки о грибах, кто больше назовет.

Станция «Засолкино»


1.Какие правила должен соблюдать каждый любитель грибов, чтобы не отравиться?


-собирать только хорошо известные съедобные грибы;

  • брать грибы с целой ножкой;

  • беречь грибницу;

  • не пробовать сомнительные грибы на вкус;

  • не собирать грибы около дорог, заводов, свалок;

  • не использовать в пищу перезрелые, дряблые и червивые грибы;

  • тщательно проверять содержимое корзинок;

  • не откладывать обработку грибов больше чем на 12 часов;

  • не сбивать грибы зря :ими питаются другие животные.

2. Как сберечь грибницу?

( не обламывать плодовые тела, лучше всего осторожно выкручивать из грибницы. Образовавшуюся ямку присыпать листьями или хвоей. Не разрывайте лесную подстилку)


3. Корзина с грибами.


  • в этой корзине собраны грибы ( рисунки и сделанные из пластилина), давайте проверим, все ли грибы съедобные.


4.Как вы думаете , откуда произошли названия грибов «подосиновик», «подберезовик», « масленок»?


5. Почему необходимо знать грибы двойники?


Станция « Пригоркино»


Это последняя станция путешествия, чтобы вернуться домой вы должны:


  1. Разгадать кроссворды составленные командами.

  2. Раскрыть секрет «черного ящика»

Подводится итог урока, отмечаются лучшие команды и участники.


Заключение

Таким образом, свои уроки и внеклассные занятия строю так, чтобы детям было интересно. Во время занятий активно работаю со всеми учащимися, не подразделяя их по уровням знаний, то есть идет активное взаимодействие. Учащиеся со средними способностями обогащаются новой информацией, имеют возможность получить дополнительные разъяснения.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей.

Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Игровую форму можно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности.

Наблюдения за детьми показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических подходов. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретенных на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о биологии в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

























































18