СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - исследовательская и проектная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности путём освоения и применения достижений науки.

Просмотр содержимого документа
«Учебно - исследовательская и проектная деятельность»



Доклад по теме







Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.























Выполнила: Башкирина Н.Г.

учитель английского языка









Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.

В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно- объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Здесь можно процитировать древнюю мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех школьных учебных дисциплинах, в том числе и на уроках английского языка.

В отличие от олимпиад, проектной и исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): любой ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах.

Существует ряд отличий между учебно – исследовательской и проектной деятельностью.

Проект как форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой и т.д. Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…)

Типы проектов:

- мини – проект – может быть реализован в течение одного урока;

- краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время

- среднесрочный проект – 1 неделя- месяц

-долгосрочный проект – ½ года-год и более

Исследование как форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один – исследовательский.

Кроме того, проект и исследование различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для него, но и для ученического и даже научного коллектива.

То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности, целеполагания учащегося.

Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

формирование универсальных учебных действий учащихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности;

овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи:

- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

- методов исследования и определения конкретного результата;

развитие творческих способностей учащихся на основе:

- предметного и метапредметного, научного иполинаучного содержания,

- владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач;

- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое сопровождение, исходя из целей освоения Программы:

 в отношении обучающихся:

- обучение целеполаганию, планированию и контролю;

- овладение приёмами работы с информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);

- обучение методам творческого решения проектных задач;

- формирование умений представления результатов деятельности;

- формирование конструктивного отношения к работе, планирование своей деятельности;

 в отношении учителя:

- применение педагогических приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;

- поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;

- обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия видов деятельности;

- владение методами организации учебного и проектного сотрудничества, повышение индивидуальной деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом;

- осуществление мониторинга по формированию универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации:

- доступности – занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

- естественности – тема исследования, за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;

- наглядности или экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

- культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научнойзадачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником;

- самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.

Итоги учебно – исследовательской и проектной деятельности:

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. В ходе проектной деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык, позволяющим им самостоятельно получать эти знания. В ходе данной деятельности учащиеся развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и обязанности, обмениваться информацией. Метод проектов помогает детям почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.