МБОУ Чановская средняя школа №1
Чановского района
Новосибирской области.
Учебно-исследовательская работа «Карманные деньги»
Работу выполнил: ученик 9 «Г» класса, Стриков Илья Оскарович
Обоснование проекта
Деньги не оставляют равнодушным ни одного человека. Многие люди глубоко убеждены, что от количества денег зависит счастье человека и его благополучие. На сегодняшний день школьники тоже считают, что для счастья нужны деньги. Но где их взять? Многие школьники берут деньги у своих родителей, и это совершенно нормальное явление, так как заработать деньги в наше время очень сложное дело.
Актуальность
Данная тема актуальна будет всегда, так как деньги играли, играют и будут играть очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. Выражение "нет денег" мы слышим постоянно. Денег всем не хватает. Сегодня нужно правильно объяснять школьникам то, как нужно обращаться с деньгами, для чего они нужны .
Цель и задачи
При составлении данного проекта была выявлена главная цель: выяснить, что такое деньги, как они появились, обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами.
Задачи проекта:
- узнать, что такое карманные деньги;
- провести опрос по теме карманных денег среди подростков;
- проанализировать и оформить полученные данные.
Методы исследования, гипотеза
Методы: обработка информации от разных источников, приблизительный анализ расходов карманных денег подростками, авторская анкета для получение определенных данных, анализ и систематизация литературы по исследуемой теме.
Гипотеза: Если мы изучим отношение школьников к деньгам, определим структуру расходования денег, то сможем увидеть, насколько рационально используются карманные деньги.
Предмет исследования : карманные деньги.
Проблемный вопрос: Умеют ли подростки обращаться с деньгами, и нужны они им в школьной жизни, когда все условия создают родители?
Объект моего исследования: подростки.
Определение карманных денег
Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Так же как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег измеряют ценность того или иного товара и услуги, а также в деньгах измеряется заработная плата, или по-другому ценность различных специалистов. Деньги могут быть бумажными, металлическими, виртуальными.
Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, выдаваемых ребенку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться, как ему угодно. Карманные деньги нужны для того, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами, контролировать их «приход» и «убыль». Выдаётся данный вид денег родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея).
Функции денег
Деньги выполняют следующие пять функций, это мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
1. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство.
2. Функция денег как средства обращения.
При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги.
3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению.
4. Функция денег как средства платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения (Т-ДО-Т): товар – срочное долговое обязательство – деньги.
5. Функция мировых денег. В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.
Возраст для выдачи карманных денег
Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например, на хлеб в булочной.
Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя), сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.
Идеальный возраст для карманных денег — это 7-8 лет. В это время школьник уже начинает понимать, что за деньги можно приобрести все необходимое, он ими дорожит и бережет их. В то же время ребенок должен понимать, что деньги родителям не сыплются с неба, а достаются трудом. Иначе ваше желание привить малышу самостоятельность и повысить его самооценку приведет к потребительскому отношению
Карманные деньги: за и против
В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.
Аргументы противников карманных денег:
- все необходимое у ребенка и так есть;
- он все равно потратит их на ерунду;
- он не будет знать цену деньгам;
- он станет жадным, будет шантажировать родителей.
Аргументы сторонников карманных денег:
- ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
- оценит преимущества финансовой независимости;
- поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
- не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
- не будет чувствовать себя неудобно на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.
Всё вышеперечисленное показывает явные минусы, но они могут появится только при неправильном воспитании, а плюсы должны проявляться в каждом школьнике, так как на сегодня многие подростки не знают цену деньгам и тратят их на то, что им вовсе не нужно.
Инструменты для накопления
Инструменты, которые школьник может использовать для накопления.
Копилка
Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.
Визуализация
Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.
Список «Я хочу»
Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели, ведь у школьников много желаний, которые при правильном воспитании, могут мотивировать к накоплению и дальнейшему обновлению цели.
Банковская карта или электронный кошелек
Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели —а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.
Отношение подростков к карманным деньгам в нашей школе.
Анкетирование респондетнов
Мне стало интересно, как школьники относятся к деньгам и есть ли они у них? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, я составил анкету и сделал опрос, в котором принимали участие ученики 9-х классов (50 человек). После получения всех результатов опроса, я сделал анализ, в процессе которого явно стала видна картина отношения и наличия у школьников карманных денег.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования
Заключение
Работа над исследовательским проектом позволила нам сделать следующие выводы:
- - Проблема карманных денег действительно актуальна для большинства современных подростков.
- - У большинства подростков наблюдается низкий уровень финансовой грамотности, что не дает им возможности как зарабатывать, так и свободно и рационально использовать те денежные средства, которые у них есть.
- - От стремления подростка к самостоятельности и независимости, деньги в его руках могут быть и хорошим или плохим решением.
Наша гипотеза о том, что большая часть подростков — имеют карманные деньги, которые получают от родителей и, что большая часть подростков тратит карманные деньги на полезные вещи - подтвердилась .
Источники информации
- 1. Демина К. «Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться», изд-во «Питер», СПб, 2010
- 2. Шуманская Т. З. «Дети и деньги (профилактика отклоняющегося поведения)», метод. пособие «Школа для родителей», изд-во «Гриф», Екатеринбург, 2010
- 3. Голубева Е. и Истратова О. «Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков», Таганрог, 2010
- 4. https://fincult.info/article/karmannye-dengi/
- 5. https://spiritual_culture.academic.ru/994/Карманные_деньги
- 6. https://www.tikitoki.ru/post/karmannye-dengi-za-i-protiv
- 7. https://www.e-reading.club/chapter.php/97646/16/Levkina_-_Shpargalka_po_mikroekonomike.html
- 8. https://myfinpress.ru/articles/lichnye-finansy/karmannye-dengi-detyam-za-i-protiv.html