Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хотисинская основная общеобразовательная школа»
Храм Архангела Михаила
учебно-исследовательская работа
Авторы: Карапунарлы Мария, 2005г.р.
Седова Дарья, 2005г.р.
Руководитель работы: Павлова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов МКОУ «Хотисинская ООШ»
т. 8 920 611 85 11
Оглавление
Введение | 3 |
История храма | 3 |
Сведения о священно-церковнослужителях | 5 |
Церковно-приходская школа | 6 |
Забвение храма | 6 |
Восстановление храма | 7 |
Современная жизнь храма | 8 |
Заключение | 8 |
Список ресурсов | 9 |
Приложение | 10 |
Рецензия руководителя работы | 11 |
Введение
На правом берегу Оки, слева от трассы Калуга – Тула, на месте, которое ранее значилось как Архангельский погост, а затем называлось село Лосёнки, более трёх веков, с конца XVII века, стоит храм, освящённый в честь Архангела Михаила. На карте уже давно нет села Лосёнки, но Божий храм сохранился.
После революции храм разделил судьбу тысяч православных храмов в нашей стране. По законам новых властей из храма забрали церковные ценности, осквернены могилы священнослужителей, похороненных около храма, разорено приходское кладбище. Помещение церкви использовалось как картофелехранилище. Пострадало не только здание храма, но и его история. О храме просто забыли. В настоящее время храм восстанавливается. Мы считаем, что пройдёт немного времени и храм восстанет в былом великолепии.
Цель: восстановить историю храма Архангела Михаила с момента его возникновения до настоящего времени.
Задачи: 1.Исследовать архивные материалы;
2. Собрать информацию об истории, жизни храма и погоста из рассказов местных жителей – прихожан церкви;
3. Исследовать популярную краеведческую литературу о храме;
4. Создать презентацию проекта.
Объект исследования:
Храм Архангела Михаила как исторический объект
Предмет исследования:
История храма Архангела Михаилас древности до настоящего времени.
Без восстановления истории, полное возрождение храма невозможно. Восстановление исторической памяти о храме послужило причиной выбора этой темы. Восстановление духовной истории о храме Архангела Михаила, раскрытие его культурной значимости для истории родного края – все это выражает актуальность выбранной темы и содержание работы.
История храма
Самое раннее упоминание о церкви Архангела Михаила находится в Алексинской десятине: «…в 203 году (1695), 21 декабря, по благословенной грамоте даны два антиминса к церквам Михаила да Николая чудотворца. В Алекс.уезде в Калуж. припись, что на речке Лазёнке, того же уезда церкви Николая чудотворца. Поп Никита взял и расписался». [1]
Церковь была деревянная. В 1718году она сгорела и была возобновлена стараниями Ивана Тимофеева, сына Кологривова.
Возможно, что и эта церковь сгорела или пришла в негодность, но в 1768 году стараниями прихожан и господ Кологривовых строится новый деревянный храм на каменном фундаменте с такою же колокольнею.
В 1782 году в Описаниях и Алфавитах Калужского Наместничества в Калужском уезде показан «Погост Архангельский, владение священно и церковнослужителей на Суходоле. Церковь деревянная Михаила Архангела»[2] (погост – это местность, в которой есть церковь, а при ней дома только священников и церковнослужителей).
В 1854 – 1858 годах стараниями прихожан господ Кологривовых было построено новое здание церкви – каменное, на каменном фундаменте, с такою же колокольнею в единой связи, с тремя престолами: Архангела Михаила, Николая Чудотворца и святителя Тихона епископа Амафунтского.[3]
Главный престол был освящён во имя святого Архангела Михаила, память которого Русская Православная Церковь отмечает 21/8 ноября.
Святой Архистратиг Михаил – верховный военачальник, предводитель небесных сил, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело, защитником от нечистых духов, болезней, скорбей, а так же как заступник душ умерших. Более тысячи лет Архангел Михаил является покровителем земли Русской.
Второй престол в правом пределе, освящён во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, память которого Русская Православная Церковь отмечает 22/9 мая – перенесение мощей святителя и 19\6 декабря.
Святитель Николай Чудотворец–один из самых любимых и почитаемых в народе Святых. На Руси Николай Угодник считается народным заступником, к нему прибегают, прося помощи в бедах.
Третий престол, в левом пределе, освящён во имя святителя Тихона, епископа Амафунтского,память которого Русская Православная Церковь отмечает 29/16 июня.
Тихон Амафунтский– православный Святой, Чудотворец. Родился в городе Амафунте, на Кипре. За многие свои чудеса, сотворённые не только при жизни, но и по смерти, Святой Тихон назван «Чудотворцем». Имя Святого Тихона Амафунтского пользуется почитанием в России, особенно в Смоленской и Воронежской губерниях.
В1890-1891гг. была построена каменная ограда, стараниями прихожан во главе со священником храма Никандром Беляевым и княгиней Е. П. Голициной.
В 1859 году, в списке населённых мест Калужской губернии, погост Архангельский именуется селом Лосёнки (Михаило-Архангельск) при речке Лазне, расположен по левую сторону старого Тульского тракта, в 22 верстах от губернского города Калуги. Церквей православных две. В 1859 году рядом со вновь построенной каменной церковью ещё несколько лет стояла старая деревянная церковь, разобранная позднее.В селе было 4 духовных двора. В которых проживало 10 человек мужского пола и 12 женского.[4]
В списке населённых мест по Калужской губернии за 1903 год показано селоЛосёнки в 25 верстах от губернского города, при нём церковно-приходская школа, жителей нет. Это значит. Что кроме семей священнослужителей в селе Лосёнки жителей не было. Количество дворов, в которых проживало духовенство, в разные годы менялось.[5]
Сведения о священно-церковнослужителях
Выявленные имена священников
Фролов Василий. Упоминается в Алексинской десятине в 1712г.[6]
Иванов Стефан (1730-?). В 1784 г. переведён из Лосёнского прихода на священническую должность в другое место.[7]
Васильев Андрей (1731-?). Состоял священником в Лосёнском приходе. В 1794г. уволен с должности по старости.[8]
Алексеев Василий (1753 - ?). В 1794 -1805гг. состоял на диаконовской должности при Михайло-Архангельской церкви села Лосёнки.[9]
Цветков Василий Стефанович (1818 – 1887). 36 лет исполнял должность священника. Уволен за штат по здоровью в 1878г. Дата смерти и место захоронения неизвестны.[10]
Цветков Пётр Васильевич (1846 – 1887).Священник храма с. Лосёнки с 22 октября 1878г. по 27 января 1887г. Состоял на должности законоучителя при Лосёнкинском народном училище. Умер 27 января 1887г., погребён на отведённом при церкви приходском кладбище.[11]
Беляев Никандр Николаевич (1864 – 8 августа 1902). Служил священником храма с.Лосёнки с 1887г. по 1902г. Был законоучителем в школах прихода.[12]
Владимирский Иоанн Иоаннович (1878 - ?).Священник храма с.Лосёнки с 14 сентября 1902г. Оставался священником храма и после революции. Последний раз упоминается в документах по храму в 1918г.[12]
Гурко Владимир Александрович (7.01.1875 – 7.06.1924). В 1922г. упоминается в сане пртоиерея священником храма с.Лосёнки. Умер 7 июня 1924г.Похоронен на приходском кладбище.[13]
Макаров Яков Алексеевич (? - ?).О нём ничего не известно. Упоминается в документах по в 1925г. Возможно это был последний священнослужитель храма.[14]
Церковно-приходская школа
Обучению детей грамоте в приходе уделяли большое внимание. Ещё в середине XIX века в с.Ласёнки существовало народное училище. Как долго оно просуществовало неизвестно.
Церковно-приходская школа при храме Архангела Михаила была открыта в конце1886г. И устроена церковным старостой из пожертвованного прихожанами материала. Содержалась школа на средства княгини Е.П. Голициной. Законоучителем был назначен священник храма Никандр Беляев. В школе обучалось 40 ребятишек.[15]
В 1888 г. В приходе была открыта ещё одна школа в Исаково-Жарках. Эта школа также содержалась на средства Елизаветы Петровны Голициной.[16]
В 1904была открыты школы в д.Песочне – обучались 35 мальчиков и 8 девочек.
В1905г. во вновь открытой народной школе в сельце Хотисино – обучалось 55 мальчиков и 14 девочек.[17]
Эти школы были народные и содержались на средства Земства.
Законоучителем в народных школах - был священник Иоанн Владимирский.
В 1907г. в приходе в четырёх школах обучались 171 мальчик и 56 девочек. [18]
Забвение храма
В 1918 году Совет Народных Комиссаров Российской Республики издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковь лишилась права собственности.
Из циркуляра вПрезидиума Калужского уездного исполкома Калужской губернии: на основании «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковные здания и предметы, предназначенные для богослужений отдаются в бесплатное пользование соответствующим религиозным обществам. При передаче их верующим, должны быть заключены договора и всё имущество передано по особым описям.[19]
16 августа1923года в Административном отделе Губисполкома по Калужскому уезду был зарегистрирован Устав религиозного общества верующих храма Архангела Михаила Села ЛосёнкиЛассальской волости Калужского уезда.
В списках служителей культа, сведения о которых имелись в Администрации отдела Губисполкома по калужскому уезду, 26 января 1925 года указан священник храма Макаров Яков Алексеевич, имеющий место жительства в селе Лосёнки. Предположительно, это был последний священник храма.[20]
До 1930-1931гг., по воспоминаниям старожилов, в храме проходили богослужения. Потом храм закрыли. Церковное имущество частично было изъято, частично безвозвратно разобрано местными жителями.
В архиве сохранился документ «Сведения о наличии церквей, монастырей и молитвенных домов на территории Дугненского района по состоянию на 20 апреля 1945 года», в котором указано что храм в Фетинино не действует с 1933 года, причина – «решение верующих». «Здание церкви не используется и находится в полуразрушенном состоянии».[21]
В последующие годы разрушение продолжалось: частично разобрали кирпичную кладку, сломали крышу.
Храм медленно умирал.
Восстановление храма
По воле Божией храм уцелел от полного разрушения. К середине 90-х XX века он стоял без крыши и центрального купола. Крест сохранился только на колокольне, но ита была без крыши. В храме не было окон и дверей. О былом великолепии храма говорят несколько уцелевших фрагментов фресок и хорошо сохранившаяся надпись над алтарной частьюхрама: «Волю боящихся Егосотворитъ и молитву ихъуслышитъ и спасетъ я».
В 1998 году жители деревни Хотисино подали в Епархию просьбу о восстановлении храма. Но тогда ничего не получилось. И только в марте 2014 году, когда настоятелем храма Архангела Михаила был назначен иерей отец Максим Епишин, начались восстановительные работы.
Была расчищена от мусора территория и подвал храма, в котором обнаружен склеп супругов Кологривовых. Восстановлен и покрыт шпиль на колокольне. Завершается восстановление второго купола храма. 1 ноября 2014 года были освящены и подняты на колокольню 7 новых колоколов, отлитых на деньги жертвователей и прихожан храма. Сейчас звон колоколов разносится далеко по округе.
Современная жизнь храма
Сегодня приходская жизнь храма Архангела Михаила близь деревни Фитинино постепенно налаживается. В 2014году был построен и освящён молитвенный дом – храм в честь святой равноапостольнойНины, для проведения богослужений в период восстановления основного храма Архангела Михаила.
В храме равноапостольной Нины совершаются постоянные богослужения. Отец Максим часто бывает в школе на праздниках или просто рассказывает нам много интересного. Мы тоже посещаем наш храм. Появилась даже традиция. Учащиеся школы принимают участие в открытии рождественского вертепа.
Храм – это часть нашей жизни, истории нашей малой Родины.Пока есть храм, люди, которые его восстанавливают, пока есть вера, мы живы и остаемся людьми.
Заключение
Проделав определенную работу по сбору материалов, мы пришли к следующим выводам:
Мы узнали, что Храму Архангела Михаила более трёхсот лет, что село Лосёнки было погостом, а так же о людях, благодаря которым строились храмы. Нам удалось составить «Список священнослужителей храма Архангела Михаила» с 1712г.
Собран материал о земских и церковно-приходских школах, предшественниках существующей сегодня Хотисинской основной школы.
Мы узнали о том как пострадал храм в 20-30 годы XX века и, что с храмом в последующие годы.
Описали процесс восстановления храма и современную жизнь.
На данном этапе цель можно считать достигнутой, восстановлена история храма Архангела Михаила. Но исследование можно продолжить.Мы планируем собрать материал об известных людях – жителях прихода.
Мы считаем, что собранный материал можно использовать на уроках, классных часах, во внеурочной деятельности, а так же в библиотеке.
Мы благодарим отца Максима, настоятеля храма Архангела Михаила, за помощь в работе с архивными документами.
Список ресурсов
Г.В. Анохина, Л.В. Давыдкина. История храма Архангела Михаила в селе Лосёнки Калужского уезда. – Калуга: Манускрипт, 2015
В.И. Абакулов. История церкви Архангела Михаила села Лосёнки.
Материалы для истории церквей калужской Епархии Алексинской десятины жилья данныя церкви. Москва, 1903.
Список населённых мест Калужской губернии. Калуга, 1903
Материалы Государственного архива Калужской области.
http://ru.wikipedia.org/wiki. [Архангелы].
Сайт fitinino.ru
Приложение
Воспоминания Савина Ивана Андреевича
«От моего деда Степана Савина слышал, как собирали по деревням яйца, когда шло строительство каменного храма, а кирпич для храма делали на на кирпичном заводе Голициной. Отец мой рассказывал как в 1928году пытались закрыть храм, и как он читал псалтырь в храме».
Иван Андреевич вспоминает: «В 1941 году мне было 8 лет… При наступлении наших на Калугу в храме Архангела Михаила прятались партизаны – солдаты Красной Армии освободившие Калугу.
…На святом источнике в вершине Путиха была часовня при колодце и купель, в которой все окупывались на крешение…
… Ниже по речке Путихе был ещё один источник, ближе к деревне Фетиньиной…»
Иван Андреевич вспоминает, как из железа с церковной крыши делали вёдра и как в 30-40-е годы ещё лежали четыре громадных камня от старого деревянного храма, около которых собиралась молодёжь.
Вспоминает ЧерпальчеваАлександра Гавриловна
Черпальчева Александра Гавриловна родилась в 1925г.в деревне Тимашовка. Она вспоминает: «Родилась я и выросла в деревне Тимашовке , что заОкой. Когда я была маленькой, мы с мамой, сидя на порожке своего дома, часто слушали, как звонят колокола в храме Архангела Михаила.
После замужества я переехала в Фетинино».
Помнит Александра Гавриловна и стенную роспись в храме, она была после войны почти вся сохранившаяся. Сам храм, с внешней стороны оштукатурен и был белого цвета.
Она помнит рассказ своей подруги, Мельниковой Александры, жительницы деревни Фетинино, о том, как её отец принёс из храма гробницу, возможно, это было в период закрытия храма, когда из него несли всё, что можно. У жителей деревни могли сохраниться иконы из храма, но у кого, она не знает.
Рецензия руководителя работы
На мой взгляд, любое обращение к истории храма, а тем более к судьбе поруганной святыни, к восстановлению ее славы, памяти тех, кто поддерживал приход, возгревал в людях веру, достойно пристального внимания. И в этом смысле ценна каждая из глав работы, в том числе та, что посвящена истории храма. В основу написания этой главы лег анализ архивных источников, что само по себе важно, так как имеет историческую и практическую значимость.
Примечательна и вторая глава, котораясообщаетоб удивительных священниках, верных служителях Церкви.В ней перечислены их добрые имена. Таким образом, мы узнаем несколько больше о жизни самого храма и прихода.
Хочется отметить главу о школах. Особенно данные о количестве детей обучающихся в школах.
Обращает на себя внимание и неплохо прописанная структура работы, которая дается во введении. Прописан объект, предмет, цель и задачи исследования, выделена актуальность работы. Это все делает работу привлекательной.
Вместе с тем есть и замечания. Первое касается третьей главы «Забвение храма», посвященной периоду разрушения храма. В эту главу можно было вставить фрагменты воспоминаний старожилов.
Вглаве о восстановлении храма, также дана довольно скупая информация. Непонятно, кто занимается этой работой? Настоятель храма, или ему всё-таки помогают благотворители и прихожане?
Эта работа подарила возможность познакомиться с замечательным православным храмом, прикоснуться к его истории, к истории тех людей, которые жили этим храмом, наполняли его. Это по-настоящему ценно и дорого! Девочки находили литературу, работали с архивными документами, по крупицам собирали постепенно уходящую информацию. Мне думается, что со временем (со всеми доработками) эта работа может стать полной и интересной, и уж точно нужной и важной для прихожан храма Архангела Михаила.
Мы благодарим отца Максима, настоятеля храма Архангела Михаила, за помощь в работе с архивными документами.
Павлова Т.В.
10