Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Целинное муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Народное целительство в нашей местности»
ВЫПОЛНИЛА: Ласынова Нурия,
ученица 9 класса МБОУ СОШ с.Целинное
РУКОВОДИТЕЛЬ: Шарипова А.З.,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
с.Целинное, 2019
I. Введение………………………………………………………………………………..3-4
II. Основная часть. ...............................................………………………......................5-
2.1. Древнейшая наука - народная медицина……………………………5-6
2.2. Правовое регулирование деятельности народных целителей ……6-7
2.2. Известный костоправ России…………………………………………7-9
2.3. Биографические сведения о Байгильдиной Нурии и примеры помощи ....9-11
2.4. Практическая часть исследовательской работы ………………………….12-13
III. Заключение..................................................................................................................12-13
3.1. Выводы……………………………………………………………………...….12
3.2. Рекомендации…………………………………………………….……………13
Список литературы ………...............................................................................................14 Приложения………………………………………………....………….……...............19-20
2
I. Введение
В нашей школе имеется краеведческий музей, кружковое объединение «Истоки», т.е.ведется работа по передаче подрастающему поколению бесценного опыта народных традиций, обычаев. На встречах с обучающимися жители села рассказывают об истории села, традициях, знакомят с песнями, обрядами, круглогодичными религиозными и народными праздниками, народной медициной, обучают всему этому подрастающее поколение. Эти встречи помогают преодолеть «конфликт поколений», развивают толерантное отношение к старшему поколению, их образу жизни, взглядам. Вот и мне захотелось внести свой вклад в работу по сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия башкирского народа. А заинтересовала меня народная медицина в нашем крае, решила узнать: как и чем лечились жители моего края. Тем более, что в нашей местности в начале 20 века жил известный народный целитель Гатаулла Абдельмаликов (Приложение 1). Но народная медицина имеет много видов, поэтому моя работа об одном из направлений - о костоправстве. Тема учебно-исследовательской работы: «Народное целительство в нашей местности».
Актуальность выбранной нами темы в том, что в настоящее время немало людей, которые объявляют себя целителями, не имея на то оснований, порой преследуя лишь материальное обогащение. Они приносят непоправимый вред физическому и духовному здоровью людей. Тем более, что люди сейчас стремятся защитить свое здоровье от вредного влияния экологии, химических препаратов, обращаясь именно к народной медицине. Поэтому знания таких истинных целителей, их жертвенное отношение к своему делу, их бескорыстие и желание приносить людям пользу, делать добро при любых жизненных обстоятельствах, может послужить примером для многих современных людей.
3
Целью данной работы является исследование страниц истории домашнего врачевания посредством изучения биографии известной в нашем Хайбуллинском районе костоправа и врачевателя Байгильдиной Нурии.
Задачи:
1. Найти сведения по исследуемой теме в СМИ и в художественной литературе; 2. Изучить биографические данные известной целительницы Нурии Байгильдиной;
3. Узнать, как уживаются в современном мире научная и народная медицина, обращаются ли люди к народным целителям.
Научная новизна работы заключается в том, что в истории родного края данная тема не изучена.
Предмет исследования – изучение истории различных обществ и законов их общественного развития в их конкретных проявлениях.
Методы и приемы исследования: собеседование и интервью; анализ и изучение краеведческой литературы, анкетирование, опрос, метод систематизации.
Гипотеза: Народная медицина и в настоящее время помогает людям поправлять свое здоровье .
Практическая значимость: данный исследовательский материал можно использовать на уроках ОДНК НР, родного языка и литературы, факультативах и кружках по краеведению.
.
4
II.Основная часть
2.1.Древнейшая наука - народная медицина.
Народная медицина - одна из древнейших наук, истоки которой восходят к заре человечества. Она усовершенствовалась по мере развития общества. С появлением же письменности, стали создаваться разнообразные произведения врачевательного характера. В письменном наследии древних народов Египта и Греции, Рима и Ирана, Индии и Тибета, Средней Азии и других стран памятники народной медицины занимают почетное место. «Достаточно вспомнить, что в былые времена официальная медицина вообще не существовала и все проблемы медицинской помощи населению решались исключительно народными целителями. «Единственным источником медицинской помощи в провинции до XIX века служили травники и целители, которые принимали больных за деньги или иные подношения — например, «за чарку и угощение в кабаке». В северных областях знахарствовали в основном мужчины, тогда как на юге и в Малороссии это ремесло считалось женским» (Википедия).
Термин "народная медицина" в его современной трактовке обозначает совокупность всех видов так называемой нетрадиционной медицины, объединяющей, в основном, восточные медицинские школы, целительство (знахарство) и лечение с помощью приемов и методов, не требующих применение промышленно изготовленных лекарств. Одним из направлений народной медицины является костоправство. История применения костоправства в славянской народной медицине насчитывает многие и многие века. Однако в последние годы становится все меньше тех, кто с полным основанием может считать себя костоправом. Почему это происходит и можно ли сохранить это ценнейшее наследие отечественных традиций целительства? Костоправство — умение, которому
5
нельзя научиться на курсах или в институте. Для него необходимо наличие дара и, в особо удачных вариантах стечения обстоятельств, — грамотный наставник. Работают костоправы тоже каждый по-своему. Есть целители, которым для первичной диагностики достаточно визуального осмотра, есть те, кто использует легкую пальпацию (прощупывание).
Исторически сложилось так, что в основном костоправы занимались лечением механических повреждений позвоночника, суставов и костей. Соответственно, и действовали они исключительно методом механического воздействия, основываясь на своих собственных способностях и присущем им даре целительства. (Башкортостан - страна святых / составители Кильдин С. А., Ярмуллин С.Ш., Гайсина Ф.Ф. Уфа: «Китап», 2012. – 33)
2.2.Законы РФ, регулирующие деятельность в области народной медицины.
В настоящее время наблюдается огромное количество так называемых гадалок, целителей, ясновидящих и прочих «специалистов» по энергетике и иным нетрадиционным способам исцеления. Наряду с целителями, которые действительно помогают людям, работает огромное количество шарлатанов, делающих деньги на доверчивости граждан. Отделить одних от других достаточно сложно. Точной статистики о пострадавших от деятельности целителей в России нет. Но отдельные истории от неудачно вылечившихся заставляют серьезно задуматься. Поэтому наше государство приняло два закона, которые потребовали организации новых видов деятельности (естественно в предпринимательской сфере). Один из них регулирует деятельность в области народной медицины. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здравья граждан», в статье 57 написано: «Право на занятие народной медициной (целительством)» определено, что: «Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей. утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, и Санкт-Петербурга. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 настоящих Основ. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность».
2.3. Известный костоправ России.
Большую известность в России завоевал украинский целитель и мануальный терапевт Николай Касьян (Приложение 2.) Он использовал мощную ударно-волновую технику, мгновенно разрушавшую спайки и блоки в суставах или костных соединениях. Николай Касьян очень четко представлял себе, как и куда ударить, как поставить руку, благодаря чему травматизация во время его сеансов сводилась к минимуму.
А вот насколько ему удалось передать свои способности кому-то другому — большой вопрос. Учениками и последователями Касьяна сегодня называют себя очень многие. Но, скажем, белорусская целительница Мария Демьяновна, много раз общавшаяся с Касьяном, не раз говорила, что его дар был уникален и неповторим. Так что, сегодня можно говорить, разве что об 7
использовании бренда, а никак о тиражировании касьяновских достижений. Дело в том, что мануальной терапии можно научиться при наличии определенных физических способностей — и именно поэтому эта область медицины сегодня считается официально признанной. А стать костоправом можно только человеку, которому эта способность дана от рождения.
Или от Бога, если угодно…
«Во времена оные» — то есть тогда, когда костоправы считались своего рода национальным достоянием, и их труд был широко востребован не только жителями близлежащих деревень, но и, скажем, в армии, для нужд которой людей с подобными способностями специально разыскивали. В одном из дореволюционных источников, касающихся методов народной медицины, указывалось, что подобных людей рождается примерно один на 10 000, и из них в лучшем случае один из десяти оказывается способным в полной мере раскрыть свой потенциал… Это вполне объяснимо: ведь появлялись костоправы, скажем, и в семьях крепостных крестьян, поэтому получить необходимую теоретическую подготовку в том же университете для них было невозможно. И получалось, что, скажем, какой-нибудь талантливый костоправ в лучшем случае трудился на конюшне, помогая выхаживать барских лошадей, и не понимая, что его дар может помочь сотням больных людей.
Тем не менее, известно, что практически при каждом казачьем полку был свой штатный костоправ — причем полк без него даже не должен был выходить в поход. Есть официальные документы, скажем, по структуре кирасирских полков начала 19 века (подчеркнем, это уже регулярное войско, а не казачье!). Там медицинская служба, обслуживавшая более 750 человек, состояла из следующих специалистов: полковой лекарь, младший лекарь, полковой фельдшер и полковой костоправ.
В древние времена считалось, что настоящим костоправом может стать только человек, имеющий достаточно высокий уровень духовности. Под последней понимается вовсе не религиозность (далеко не
все костоправы обязательно являются людьми воцерковленными), а нечто большее. Большее, чем это даже трактуется в классическом определении этого понятия — «Духовность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова). Так и для костоправа: для него полное раскрытие таланта, дара возможно только тогда, когда он найдет в себе силу любви и жертвенности, сумеет направить ее на своих пациентов. Эту силу нельзя вызвать за деньги, и именно поэтому не может быть костоправом человек, рассматривающий свой дар исключительно в качестве средства личного обогащения…
2.4.Нурия Байгильдина - табибэ нашего края
Нурия Салахитдиновна Байгильдина родилась 28 марта 1922 году в деревне Исянгильдино Хайбуллинского района. В семье Салахетдина и Нагимы Байгильдиных она была 14 ребенком. Отец занимался мелкой торговлей и держал крепкое хозяйство, оставил о себе добрые воспоминания: построил мечеть, а в годы Советской власти построил в деревне школу. Несмотря на то, что Салахетдин был молодым, общался с известными представителями мусульманской религии как Зайнулла Расулев. В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым.
(Приложение 3.) . Зайнулла Расулев предсказал: «Ваша младшенькая будет иметь известность как народный целитель, в ее пальцах будут «глаза». Но они будут невидимы для людей». Действительно, новорожденная, по словам родителей, излучала свет, поэтому родители дали ей имя «Нурия». В словаре имен башкир переводится как «излучающая свет». Нелегкая была жизнь у героя моей работы. Первый муж Нурии иней погиб во время Великой Отечественной войны. Она девять лет ухаживала за родителями погибшего мужа. Только после их кончины она второй раз вышла замуж. Родила и
воспитала 7 детей: Райса, Мунира, Азамат, Магира, Билал, Даут, Гульнур. Работала в колхозе. По воспоминаниям детей Нурия иней начала заниматься целительством лет с 17, в основном оказывала помощь своим близким и родственникам. Не решалась. Однажды, во время поминок /аят, Коран ашы/ в доме родного брата Нуретдина ей суждено было встретиться с известным провидцем и народным целителем наших краев Мужавир хазратом (Приложение 4). Он перед всеми гостями благославил Нурию иней: «Дочка, у тебя дар лечить людей. Почему ты скрываешь это? Ты можешь заниматься костоправством, принимать на свет новорожденных. Можешь делать то, чего даже я не умею делать». А ведь Мужавир хазрат сам тоже лечил людей, помогал даже в тех случаях, когда официальная медицина была бессильна. Тогда Нурии иней было 35 лет. И до последних дней своей жизни, до 87 лет она помогала людям. «Кендек» иней стала для более 120 детей. У башкир так зовут человека, который принимает роды. В произведении Мустая Крима «Долгое-долгое детство» главному герою тоже друзья дали прозвище «Кендек», потому что он всегда ходил со своей бабушкой, которая помогала принимать роды (М.Карим. Долгое-долгое детство. Уфа-«Китап», 1989). «Нурия иней помогала мамам успокоить детей, которые плакали. Все те, которые вспоминают целительницу, обращают внимание на ее руки: сильные, ловкие. Целительница носила серебряные украшения кольца и браслеты. Она говорила, что люди сами не зная, могут сглазить. Сглаз бывает сильным, дерево может сохнуть, а человек может тяжело заболеть. Была проста в общении, с чувством юмора» (Якшибаева Л., газета «Йәшлек», 1997 г.) Никогда не просила денежное вознаграждение за свою услугу. Всегда довольствовалась тем, что давали в знак благодарности. Она получала письма от тех, кто когда - то лечились у целительницы. Ведь приезжали к ней с разных районов и городов не только Республики Башкортостан, но и с соседних областей и с Казахстана. Были среди них люди, которые преподносили дорогие подарки и люди, которые посвящали стихи:
10
Нурия иней… Ябай гына исем… Асылында гэжэп сер ята. Кулдарынын имен Хайран кала, уны ярата. тойган хэр кем
Табибэ из Исянгильдов скончалась 15 октября 2009 года. Унаследовали ее дар дочери Райса, Магира Шаймуратова, внучка МинхылыуРахмангулова и правнучка Насима Шаймуратова. Они тоже завоевали уважение и признание людей нашей округи.
2.5. Практическая часть исследования
1. Исследуя выбранную проблему, я собирала материал из газет разных лет: «Хайбуллинский вестник», «Йэшлек»; из художественной литературы: роман М.Карима «Долгое-долгое детство», роман К.Эрендженова «Береги огонь».
2. Изучала значение слов из словарей: «табибэ», ведь мою героиню называали именно так; «народная медицина»; «целитель».
«табиб» - тот, кто лечит, врач, доктор, лекарь. Диалектальные варианты: Табай, Таби. Пример:- Ә табиб килдеме соң? – Юк, табиб чакырып тормадык. народный лекарь в странах средней Азии
Слово табиб имеет такое значение:
— народный лекарь в странах средней Азии;
3.Так же с одноклассниками провели интернет-опрос, среди жителей нашего сельского поселения Целинный с/совет. (Приложение 5)
1. Как вы относитесь деятельности народных целителей?
2.Обращались ли вы к народным целителям?
3.Обращались ли ваши родственники народным целителям?
4. Помогло ли?
11
Итоги анкетирования: (Приложение 5)
Вопрос 1. 75% респондентов дали положительную оценку деятельности народных целителей, 18%- относятся отрицательно и 7% никак не относятся.
Вопрос 2. Среди опрошенных старше 40 лет -67%; моложе 40 лет составила 19%. Это говорит о том, что люди старше 40 лет чаще обращаются костоправу.
Вопрос 3. Отметили, об обращении родственников помощи костоправа, 70%.
Вопрос 4. Да, помогло-80%
4.Так же мне было интересно пообщаться с теми людьми, которые помнят рассказы своих родителей о своем знаменитом предке. Это жители деревни Исянгильдино: Магира - дочь целительницы; Насима- внучка; Байгильдина – сноха жена и сын Билал.
5. Ласынова Фарзана Айсовна, моя мама, рассказала, как она лечилась у Байгильдиной Нурии. В знак благодарность целительнице, она назвала меня именем целительницы.
Заключение
3.1. Выводы
Изучение данной темы:
- открыло для меня много неизведанного в области народного целительства, открыло много неизведанного в истории нашего народа, показало мудрость и природный талант настоящих выходцев из народа;
- дало знание, каким должен быть истинный целитель: их жертвенное отношение к своему делу, их бескорыстие и желание приносить людям пользу, делать добро при любых жизненных обстоятельствах, может послужить примером для многих современных людей;
- исследования, проведенные в ходе учебно-исследовательской работы, показали, что люди благодарны целителям из династии Нурии Байгильдиной;
- несмотря на успешное развитие научной медицины, существует и народная медицина, точнее костоправство.
В процессе исследования я узнала, что врачевание, целительство было неотъемлемой частью традиций нашего народа, что оно основывалось прежде всего на жертвенности и бескорыстии. Героиня моей работы была человеком, в которой сильны были такие начала, как любовь к людям, преданность своему делу, бережное отношение ко всему на земле.
Гипотеза: «Народная медицина и в настоящее время помогает людям поправлять свое здоровье» подтвердилась. Целители, обладающие духовностью приносят пользу окружающим их людям. Дело моей героини живет: дочь Магира, внучка Минхылыу и правнучка Насима продолжают дело Нурии иней, помогают людям.
3.1. Рекомендации
- необходимо бережно относиться к наследию предков и трепетно их изучать;
- следует пропагандировать наследие таких людей как бабушка Нурия с целью воспитания любви к людям, к животному миру, к родной земле;
- надо увековечивать имена и дела талантливых выходцев из народа для последующих поколений;
- необходимо сохранять твердость духа, жизнелюбие, веру в лучшее при любых жизненных обстоятельствах.
13
Список литературы
Башкортостан - страна святых / составители Кильдин С. А., Ярмуллин С.Ш., Гайсина Ф.Ф. Уфа: «Китап», 2012. - 33
Википедия.
М.Карим. Долгое-долгое детство. Уфа-«Китап», 1989.
«Хайбуллинский вестник» от 16 июля 2009 г., №78, стр.2.
Якшибаева Л., газета «Йәшлек», 1997 г.
Ярмуллин С.Ш. Абдельмаликов Гатаулла // Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. ред. М.А.Ильгамов. Т.1. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. 624 с. С.8.
14
Приложение 1.
Гатаулла Абдельмаликов (имя при рождении Гатаулла Абдулмаликович Алибаев; 1836, деревня Валитово — 1914, там же) — башкирский ишан.
Родился в 1914 году в деревне Валитово, входившей на тот момент в Тангауровскую волость Орского уезда Оренбургской губернии. Учился в мектебе, расположенном в родной деревне. Затем продолжил образование в Стамбуле. После возвращения на родину открыл медресе, в котором преподавался учение братства Накшбандия. Был обвинён религиозными деятелями в биде, после этого в 1873 году власти отправили Абдельмаликова вместе с его другом и соратником Зайнуллой Расулевым в ссылку. В 1881 году вернулся, возобновил работу в открытом им медресе, принимал участие в движении, выступавшем за реформирование системы мусульманского образования в Российской империи. Был известен как целитель. Умер в 1914 году в той же деревне, где и родился. Похоронен там же.
Был другом и соратником Зайнуллы Расулева, они вместе учились и совместно совершили хадж. (Ярмуллин С.Ш. Абдельмаликов Гатаулла // Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. ред. М.А.Ильгамов. Т.1. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. 624 с. С.8.)
15
Приложение 2.

Доктор Касьян. Мануальный терапевт, народный врач СССР, заслуженный врач Украины. Родился: 10 апреля 1935 г., Кобеляки, Полтавская область, Украинская ССР, СССР. Кобеляки, город на Украине, где он работал – стал местом паломничества. К Николаю Касьяну люди шли с разными проблемами. В день он принимал по 200-300 человек. Прием он вел и днем и глубокой ночью. На сон просто не хватало времени, поэтому спать приходилось по 2-3 часа.
Его метод пришел к нему от отца, тому – от деда. Все его предки были «мануальщиками». Это сейчас мы используем эти модные слова «мануальный терапевт», а раньше таких людей называли простым понятным словом – костоправ. Метод мануальной терапии, практикуемый Касьяном, описан еще Авиценной около 3000 лет назад. Это метод ручного восстановления нормальных соотношений между позвонками, ликвидации блоков, зажатостей. Используя только руки, врачи-мануальные терапевты вставляют позвонки на место.
Знаменитый костоправ Николай Касьян уверен, что причина всех наших бед – плохое состояние позвоночника. Нужно позвоночник вылечить – и тогда множество болезней исчезнут как страшный сон.
К Касьяну обращались София Ротару, Таисия Повалий, Николай Басков, Валентина Толкунова, Геннадий Хазанов, Иосиф Кобзон (Иосиф Давыдович даже стал Касьяну кумом). Обратите внимание: именно к нему – мануальному терапевту из далеких Кобеляк, а не к прославленным врачам в современных клиниках. А ведь у этих людей есть деньги, чтобы оплатить самое дорогое лечение.(Википедия)
16
Приложение 3.
Зайнулла́ Расу́лев (Зайнулла бин Хабибулла бин Расул, также Зайнулла-ишан; башк. Зәйнулла Рәсүлев; 1833—1917) — российский мусульманский религиозный деятель, ишан, просветитель. Родился 25 марта 1833 года в деревне Шарипово Оренбургской губернии (ныне Учалинского района Башкортостана.
Учился в медресе в родной деревне, затем в других деревнях; в 1858 году окончил медресе «Мухаммадия» города Троицка (ныне в Челябинской области).
С 1858 года — имам-хатыб в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне также в Учалинском районе Башкортостана).
Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года совместно со своим другом и соратником Гатауллой Абдельмаликовым[3][4] сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873—1876) и в Костроме (1876—1881). В 1881 году вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. Его называли также «духовным королём своего народа».
Умер 2 февраля 1917 года. Похоронен на мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области.В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым. (Википедия)
17
Приложение 4.
Мужави́р Уильда́нович Сиражетди́нов (башк. Мөжәүир Уйылдан улы Сиражетдинов; известный как Мужави́р-хазра́т, башк. Мөжәүир хәҙрәт — мусульманский религиозный деятель, получил признание как авлия.
Родился в деревне Бахтигареево (Мансурово) 1-й Бурзянской волости Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана).
В 1886 году дом отца Мужавир-хазрата посетил имам Зайнулла Расулев, который посоветовал учить грамоте маленького Мужавира. Образование получил в Муллакаевском медресе.
В 1939 году Мужавир-хазрат был репрессирован. Предания связывают это с тем, что он предсказал нападение Германии на СССР. 28 июня 1939 года Мужавир-хазрат был арестован. На допросе еще раз повторил свои предсказания, за что ему, как «врагу народа», грозила «высшая мера наказания», но на суде за хазрата заступились его односельчане. Приговором Верховного суда БАССР от 18 марта 1940 года осужден к 10 годам лишения свободы по статье 58-10. После проведённых в заключении четырёх лет, осенью 1943 года администрация тюрьмы выхлопотала Мужавир-хазрату досрочное освобождение за исцеление тюремного начальства, их родственников и сторожей. Возвращается в свою деревню и более не покидает её. Реабилитирован 28 июня 1961 года. До самой своей смерти принимал всех нуждающихся в его лечении и совете людей со всей страны. (Википедия)
18
Приложение 5.
Итоги интернет-опрос, среди жителей нашего сельского поселения Целинный с/совет
Как вы относитесь деятельности народных целителей?
Ответ. 75% респондентов дали положительную оценку деятельности народных целителей, 18%- относятся отрицательно и 7% никак не относятся
Обращались ли вы к народным целителям?
Ответ. Среди опрошенных старше 40 лет -67%; моложе 40 лет составила 19%. Это говорит о том, что люди старше 40 лет чаще обращаются костоправу.
19
Обращались ли ваши родственники народным целителям?
Ответ. Отметили, об обращении родственников помощи костоправа, 70%.
Помогло ли?
Ответ. Да, помогло-80%
20