УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ»
П.Е. Агафонова, А.А. Батракова, А.А. Бердникова
КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий
и сельского хозяйства»
Научный руководитель: А.А. Андреев
Рынок труда требует от будущего специалиста реагирования на быстро изменяющиеся условия в обществе, его социально-экономических направлениях. Поэтому на современном этапе необходимо уточнение сущности, содержания и структуры физической культуры с позиции обеспечения профессиональной психофизической готовности студентов. Современный специалист должен быть мобильным, креативно мыслить, уметь адаптироваться в любых условиях производственной деятельности.
Физическая культура в техникуме является неотъемлемой частью образовательной программы по формированию общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она обеспечивает физическую готовность, воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни, является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Здоровый образ жизни имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты: уровень жизни, определяющий экономическую категорию; качество жизни, определяющее социологическую категорию и стиль жизни, определяющий социально-психологическую категорию. Зонами наибольшего педагогического воздействия являются формирование стиля жизни и качества жизни учащейся молодёжи. Наиболее значимыми компонентами здорового образа жизни являются физическая активность, психологическая культура, отказ от вредных привычек, гигиена и закаливание [1].
На учебных занятиях студенты техникума получают теоретические основы физического воспитания в сочетании с практическими навыками самостоятельного выполнения физических упражнений, что позволит студентам белее эффективно использовать знания на протяжении всей жизни. Выражение древнегреческого философа Аристотеля «мы знаем только то, что сами можем сделать» актуально и сегодня. Владеть практическими знаниями – это значить владеть не просто информацией, а иметь точные знания того как это делать. Основой для формирования убеждений в необходимости самостоятельных занятий с целью повышения физической и умственной работоспособности могут стать знания о значении этих занятий и практические навыки, приобретенные в процессе тренировочных занятий.
Знание – это один из компонентов физической культуры личности. Для того чтобы грамотно тренироваться самостоятельно необходим хотя бы минимум «базовых» знаний о принципах физического воспитания и спортивной тренировки, о закономерностях функционирования организма и влиянии на него разнообразных тренировочных средств.
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной – одна из форм организации образовательного процесса в техникуме и является существенной его частью. В общем объеме подготовки специалиста, согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, самостоятельная работа составляет до 50% от общего времени, отводимого на приобретение студентом необходимых профессиональных компетенций в избранной образовательной области [3].
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности.
Ценности, касающиеся спортивных занятий, представлены как:
1. Ценности, связанные с функциональным содержанием (спортивная практика с её эмоциональными, игровыми, двигательными аспектами);
2. Ценности, средством достижения которых служит спорт: коммуникативные, материальные, престижные, когнитивные и самореализация, физическое «Я» (здоровье, телосложение, привлекательность, физические качества).
Студентам техникума был предложен опрос, который позволил выявить ценностные ориентации на физическую культуру. Результаты опроса показали, что среди основных причин занятий физической культурой доминируют (респонденты указывали несколько вариантов): во-первых, улучшить телосложение, оптимизировать вес (48%); во-вторых, стремление улучшить физическое состояние, укрепить здоровье (62%); в-третьих, получение эмоциональной разрядки, повышение настроения (52%). Кроме того, 36% планируют улучшить физическую форму в результате занятий. Каждый седьмой респондент указал стремление расширить круг общения, быть в компании друзей (7%). Лишь 4% занимаются с целью участвовать в спортивных мероприятиях, а 6% для достижения высоких спортивных результатов. Гендерный анализ показал, что занятия физической культурой для девушек – это коррекция фигуры и оптимизация веса, а для юношей – укрепление здоровья. В итоге, занятия физическими упражнениями для респондентов являются элементами самосохранительного отношения к своему здоровью. Возможными причинами слабой ориентации на высокий уровень физического совершенства выступают недостаточная мотивация, материальное положение, отсутствие культуры здорового образа жизни. Поэтому 35% респондентов не занимаются спортом, так как имеют повышенную занятость образованием (54%) и другими видами деятельности (46%).
По итогам опроса, студентам были даны практические рекомендации по выбору вида двигательной деятельности и выбору упражнений. При любом выборе вида физических упражнений студентам необходимо знать, как нужно заниматься с наибольшей для себя пользой. Когда обучающиеся находят то, что им действительно помогает в достижении намеченной цели и решении поставленных задач, появляется достаточно сильная мотивация [2].
Мотивация к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью зависит от возрастных особенностей занимающихся и организационно-педагогических условий образовательного процесса по физической культуре и спорта.
Библиографический список
Ботагариев, Т.А., Тулегенов, Е.К., Мамбетов, Н.М., Аралбаев, А.С. Физическое воспитание в вузе: учебное пособие - Алматы: ССК, 2018. – 256 с.
Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка, Знать и уметь. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 249 с.
Тиссен, П.П., Ботагариев Т.А. Теория и методика обучения физической культуре : учеб.-метод. пособие для самостоятельной подготовки студентов; Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т».– Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. – 128 с.
6