СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно- исследовательская работа "По тропинкам басни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно- исследовательская работа, целью которой было узнать, как появился литературный жанр басни и как развивался с древних времён до наших дней.

Просмотр содержимого документа
«Учебно- исследовательская работа "По тропинкам басни"»

Научное общество учащихся



Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сибирская средняя общеобразовательная школа»







XXII Муниципальная научно-практическая конференция школьников Русско-Полянского муниципального района







Тема: «По тропинкам басни»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литературное чтение 1-4 классы

Выполнила:

ученица 3 класса

БОУ «Сибирская СОШ»

Кусаинова Адия Сагатовна



Руководитель:

БОУ «Сибирская СОШ»

Кусаинова Марал Кенеспаевна





Русская Поляна – 2019



Название работы: «По тропинкам басни»

Цель работы: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «По тропинкам басни».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.



























Содержание.



1.Введение…………………………………………………………………………...4

2.Проведение исследования………………………………………………………..5

3.В поисках ответа………………………………………………………………….8

4.Заключение………………………………………………………………………..14

5.Список литературы………………………………………………………………15



































1.Введение.

На уроках литературного чтения мы изучали басни И.А.Крылова. Этот жанр литературы очень мне понравился. И мне стало интересно: когда стали сочинять басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Я решила найти ответы на эти вопросы.

Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Я решила в этом разобраться.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Цель: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «По тропинкам басни».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.    


 Методы исследования:

1.Изучение специальной литературы.

2.Опрос и анализ.

3.Обобщение и систематизация материала по данной теме.  

Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературного чтения «По тропинкам басни».







2.Проведение исследования.

Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала я решила выяснить определение этого слова. Для этого я воспользовалась «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка.

В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.

Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провела опрос среди детей и взрослых.

Вопросы:
1. Любите ли вы читать басни?
2. Каких баснописцев Вы знаете?
3. Какие басни Вы знаете?
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
















Как я вижу, басни любят читать и дети, и взрослые.

Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.

А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются.

Результаты опроса помогли мне убедиться, что тема моего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.













3. В поисках ответа.

Так, когда же басня появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?

На уроке внеклассного чтения нам было дано учителем задание посетить школьную библиотеку и выяснить, как давно существуют истории, которые называются баснями, убедиться в том, что басни пишутся и в наше время.

А ещё в сборе информации нам помог Интернет.

Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.

Ж ан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.


Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.

Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.

Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

В ходе моего исследования я выяснила, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.
Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.

Смотря на многих с высоты,
Ума другим она вставляла…

К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.









4.Заключение.

В ходе моего исследования с помощью информационных источников я выяснила, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Я долго думала, что же сделать продуктом моей работы.
Обобщая факты, полученные в ходе моего исследования, вместе с учителем я решила построить ленту времени «По тропинкам басни», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.

Данный продукт (плакат) можно использовать на уроках литературного чтения.





Все поставленные задачи моего исследования были решены.

Гипотеза моего исследования подтвердилась, я пришла к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Работая над моим исследованием и прочитав басни разных авторов, я решила не останавливаться на этой теме. И в следующей моей работе мне захотелось выявить сходства и различия басенных сюжетов в произведениях разных писателей и поэтов.















5.Список литературы.

1 Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.


2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.


3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.


4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.

5. Я познаю мир. Литература. Чуракова Н. В. – М: АСТ, 1997.

6.Басни И.А.Крылова.-М. «Детская литература»,1987











8