СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Объектом исследования стала тема природы в культуре этноса татарского народа
40
Содержание
I.Введение …………………………………………………………….…. .. 2
II.Основная часть
Глава1. Формирование экологической культуры татарского народа.….……. 4
1.1 Рассмотрение роли природы в жизни народа …………………………………… 4
1.2 Сущность формирования экологической культуры личности ……………. 6
1.3 Ислам, его роль в воспитании экологической культуры учащихся............ 7
Глава 2. Анализ знаний татарского народа о природе …………………..8
2.1. Знания татарского народа о природе как основа формирования экологической культуры учащихся ....................................................................... 8
III.Заключение …………………………………………………………............. 24
IV. Литература…………………………………………………………….......... 25
V. Приложения……………………………………………………………........ 28
Введение
Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры — это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость.
У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира.
В наше время, когда в различных странах и на континентах
проживают сотни тысяч людей разных национальностей, заброшенных судьбой далеко от своих родных мест, прогрессивная национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, связывать их духовные интересы, сохранять и поддерживать национальные традиции.
Уникальность отдельно взятого народа заключается именно в его культурных особенностях, которые присущи только ему.
В данной работе, раскрывается уникальность и неповторимость татарского этноса.
Целью исследования является изучение природы, этноса и культуры татарского народа.
Задачи:
Рассмотрение роли природы в жизни народа.
Сущность формирования экологической культуры личности
Ислам, его роль в воспитании экологической культуры учащихся.
Знания татарского народа о природе как основа формирования экологической культуры учащихся
Актуальность темы:
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012) отмечается, что система образования должна обеспечить свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Сегодня в контексте образования для устойчивого развития, целью которого является выживание человечества в целом, сохранение мира для настоящих и будущих поколений, особенную роль играет связь поколений, которая может сохраняться при использовании в школьном экологическом воспитании традиций своего народа.
Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Развитие экологически грамотного подростка идет через осознание традиционных народных экологических ценностей.
На протяжении 2018 -2020 годов было проведено исследование учащимся 9 класса Шафеевым Маратом по теме «Природа и этнос» в селе Татарский Шмалак Павловского района Ульяновской области под руководством учителя биологии и химии Мадифуровой Р.М.
Выбор темы данной работы связан с тем, что у каждого человека есть своя родина. Ничто на земле не может быть ближе, чем малая родина.
Перед тем, как написать исследовательскую работу, я изучил литературу, связанную с историей татарского народа, с историей села, встретился со старожилами села, посетил школьный исторический музей и кружок по краеведению.
Я постараюсь рассказать то, что удалось собрать из разных источников, из уст старожилов, которых, к сожаленью становится все меньше и меньше. Бесспорно, без знания прошлого нет настоящего, без знания настоящего нет будущего. Знание истории дает ключ к пониманию сложных проблем современной жизни. История учит, вооружает опытом, предостерегает от ошибок.
Малая родина. Так емко и образно называем местность, где мы родились, растем и учимся. Вот и моя деревня Татарский Шмалак является таковым для меня, моих сверстников и друзей. Каждый из нас любит свой дом, свою улицу.
Объектом моего исследования является тема природы в культуре этноса.
Предметом исследования я выбрал изучение содержания знаний татарского народа о природе.
Гипотеза: Изучение истории татарского народа и исследование национальных особенностей татар делает меня частью культуры и традиций татарского народа.
Структура работы:
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.
Методы исследования:
анализ научной литературы, наблюдение, беседа со старожилами села , анкетирование родителей, учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учащимися и учителями при подготовке к урокам географии, природоведения и краеведения, а также во внеклассной работе.
В качестве информационной базы использовались: материалы местной периодической печати, учебно-методические и картографические материалы, Интернет - ресурсы, а также научно-популярная краеведческая литература, рассказы старожилов, собственные наблюдения.
Глава 1. Формирование экологической культуры татарского народа
Рассмотрение роли природы в жизни народа.
В современных условиях экологическое воспитание и образование должны осуществляться с раннего детства и носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого формирование у учащихся экологической культуры.
В ХХI веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны природы. С 70-х годов XX века складывается и теория экологии человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества с окружающей средой с позиции проблемы ее охраны. Она включает в себя различные аспекты: философские, социологические, экономические, географические.
Психологическая направленность уроков, их структура при обучении природоведческих предметов, видение взаимосвязи человека с природой позволяют осознавать себя частью природы. Только чувствуя себя частью природы, они начинают понимать значение важности формирования знаний о природе и собственных возможностей в облагораживании природы, а это уже шаг к экологической культуре. После этого учащиеся обретают навыки бережного отношения к природе и, наконец, могут выполнять работы по улучшению окружающей среды своего района, школы, гимназии и т.д.
Татарский народ, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накопил природоохранные навыки и применял их в практической деятельности: разумно вспахивал землю, удобрял почву безвредными веществами, вовремя проводил посев, организовывал косовицу, убирал хлеб и т.д. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках, загадках, легендах, песнях, баитах, мунаджатах и т.д. Таким образом, они стали сокровищами экологических знаний, навыков и передаются из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций, обрядов, праздников. С давних времен народ был в своей основе земледельческим, технология его работ была направлена на разумную обработку земли, которая частично оставалась не восстановленной. Человек находился в полной зависимости от природных условий, и поэтому его сознание предполагало единение человека с природой, без чего как он понимал, невозможно было само существование человека.
В явлениях природы много загадок, что невозможно отрицать, и чему еще наука не нашла соответствующих объяснений. В природе все ее компоненты находятся во взаимосвязи между собой. Известно немало случаев, когда народная наблюдательность предвосхищала то, что лишь впоследствии было констатировано наукой. С этой точки зрения народная мудрость во многих случаях расширяла и расширяет перспективы для будущих научных наблюдений и открытий в экологии. Длительная история татарского народа, ранняя государственность позволяют утверждать о его высокой экологической культуре.
Следует подчеркнуть, что хотя природная среда обитания каждого народа, традиции, обряды и обычаи неповторимы и во многом знания его о природе носят региональный и локальный характер, подходы к ее охране, бережному отношению одинаковы.
Основным традиционным занятием татарского народа было земледелие, скотоводство. Он выращивал пшеницу, рожь, горох, ячмень, гречиху, лен, коноплю. Характерным орудием труда был плуг с колесным передком – сабан. Животноводство было стойлово-пастбищным. В течение своего существования татарский народ накопил огромные знания о природе и опыт целесообразного их использования.
Предки татар осознавали свою неразрывную связь с природой. Процесс познания ими окружающей среды шел последовательно, постоянно развивался, углублялся. Уникальные данные татарского фольклора раскрывают органическую связь человека и природы. Предания прошлого служат благородным целям нашей эпохи – более глубокому пониманию природы, воспитанию экологической культуры новых поколений.
Большой запас знаний татарского народа о природе хранят старожилы (бабайлар, әбиләр) в сельской местности.
Сущность формирования экологической культуры личности
Современный этап развития человечества характеризуется глубокими противоречиями между обществом и природой, вызвавшими тяжелый социально-экологический кризис. Резко меняется состояние окружающей среды, увеличивается ее загрязнение химическими, физическими элементами, снижается продуктивность и плодородие почв, ухудшается качество продуктов питания. Нарушение взаимодействия общества и природы приводит к исчезновению многих видов растений и животных. Как следствие этого растет заболеваемость человека, подавляется его иммунная система, меняется наследственность.
В общей форме экологию можно определить как науку о гармонии отношений человека с природой и самим собой, обеспечивающую ему нормальное, здоровое физическое и психическое существование, функционирование.
Рассмотрим другой компонент изучаемого вопроса – «культуру». Как и термин «экология», его содержание и структура по-разному раскрываются авторами.
Существенный вклад в трактовку данного термина внес А.Г. Ахатов. «Экологическая культура, – пишет он, – ведение общественного хозяйства на основе познания и использования законов развития природы с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности».
А.Н. Захлебный в своих трудах освещает данный вопрос более подробно и формирование экологической культуры считает как «цель экологического образования», в основе которого лежит ответственное отношение к окружающей среде. Авторы по экологической педагогике и психологии С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин противоположно А.Н. Захлебному считают, что «целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания».
Базисом, фундаментом формирования экологической культуры личности являются знания. Ребенок получает их в школе, узнает из средств массовой информации, добывает из книг и использует знания своего народа о природе. Это, прежде всего, знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные необратимые процессы, губительные для природы, общества и человека.
Другой фундаментальной частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, являются эмоционально-чувственные переживания. Это, прежде всего, эмоционально-ценностное, глубоко нравственное отношение к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть сориентирована на развитие в себе таких чувств, как любовь, совесть, переживание общения с природой и людьми как высшего человеческого счастья. Природа имеет огромную воспитательную силу.
Ислам, его роль в воспитании экологической культуры учащихся.
Основа и суть ислама – это воспитание высоконравственных, мыслящих, справедливых и добродеятельных людей. Эти качества служат мерой умственного развития правоверного мусульманина. Люди с положительными качествами считаются лучшими людьми перед Аллахом. Поэтому мусульманин, не стремящийся сознательно выработать эти качества, скорее походит на бездушный, пустой, немыслящий, граммофон: только милость и милосердие, человечность и порядочность, благовоспитанность, добродеятельность, знание и трудолюбие, справедливость и любовь ко всем людям и творениям Аллаха превращают человека в истинно правоверного мусульманина. Проповедовать Коран, не вырабатывая сознательно в себе этих качеств – это позор и насмешка над религией Аллаха.
В соответствии с Кораном, человек несет ответственность перед родителями, соседями и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить, лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях. Исламская религия внушает к живой и неживой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность, рекомендует доброту и великодушие. В Коране говорится: «Если вы творите добро, то вы творите для себя, а если творите зло, то для себя же...».
В начале Х века [921-922] наши булгарские прадеды приняли исламскую веру. Традиции и обычаи народа были приведены в соответствие с кораническими установками. Доисламский опыт гармонии с природой был расширен до связи с космосом. Наш народ выработал целенаправленную систему экологического воспитания, формирования экологической культуры, которую мы сегодня пытаемся возродить. Особое место в этой системе отводится формированию бережного отношения молодого поколения к природе.
Доисламский период нашего народа характерен тем, что он обожествлял объекты природы. Каждое дерево, ручей, река, холм, озеро, валун и т.д. имели своего духа. Прежде, чем срубить дерево, запрудить речку, выровнять холм и т.д., народу необходимо было расположить к себе «хозяина» данного природного объекта. Если бы люди не позаботились об этих хозяевах, то могли лишиться их милости.
Татарский народ питает исключительно уважительное отношение к коренным местам своего обитания, особенно священным родникам. В памяти современных татар они насыщенны информацией священных, а также укоренившимися представлениями о существовании различных нематериальных сил. Отношение человека к этим нематериальным силам налагает на него особые правила поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, осторожность в действиях, уважение к окружающей среде. Такой уклад жизни имел исключительное значение в сохранении первозданности окружающей среды уже только потому, что обеспечивал покой среди всех обитателей фауны в период размножения, способствовал устойчивому функционированию природных экосистем. В свою очередь, природа дарила нашим прадедам красоту и высокий уровень продуктивности.
Мировоззрение древних татар накладывало отпечаток на их общественное поведение и формировало рациональное природопользование. Сюда входило ограничение потребностей в использовании ресурсов природы, то есть добывать столько, сколько необходимо для проживания и не больше. Одновременно было принято взамен взятого столько же и восстановить.
Следовательно, в вероисповедании древних татар преобладал приоритет природы над человеком и многим поколениям татар, несмотря на густонаселенность регионов их обитания, помогало сохранять первозданность природы и ее высокий уровень продуктивности.
Таким образом, наши предки, обожествляя родную природу, бережно относились к природным объектам, гармонизировали свои отношения с ней, рассматривали ее как живое существо. Это были первые неписаные законы об охране окружающей среды, изначальная экологическая культура.
Глава 2. Анализ знаний татарского народа о природе
Знания татарского народа о природе как основа формирования экологической культуры учащихся
Процесс познания окружающей среды постоянно развивается и углубляется. Уроки прошлого служат благородным целям нашей эпохи более глубокому пониманию природы и окружающей среды, приобщению к ценностям экологической культуры и воспитанию на этой основе новых поколений.
Историко-этнографический материал дает основание полагать, что наши предки татары также, как и другие, осознавали неразрывную связь с природой. Отсюда бережное отношение к природным объектам, основанное еще на языческих верованиях осмысление и через религию, которая выступает за гармонию между природными и человеческими началами, отражает общечеловеческие ценности и опирается на этические установки о понятиях добра и зла. Отсюда следует, что человек обязан заботиться не только о спасении своей души, но и отвечать за состояние всей окружающей среды. Мудрость наших предков всегда учила относиться к земле как к живой плоти, не считать ее безжизненным объектом эксплуатации и разорения.
Каждый народ с самого раннего детства приобщал подрастающее поколение к данному процессу, формирующему в свою очередь аналогичное экологически-культурное отношение к природе. Много общего у разных народов в экологической культуре, которая формировалась в течение веков и отражалась в устном народном творчестве. Однако каждый народ населяет определенную территорию, отличающуюся своими природно-географическими особенностями, и поэтому народные знания о природе в своей основе носят локальный характер. По этому поводу правильно подметил А. Асмолов: «В отличие от арифметики экологическое образование должно отражать национально-культурные и природные особенности. Но оно должно так же, как и арифметика, опираться на общечеловеческие правила «сложения и вычитания».
В татарской национальной школе, учитывая природно-географические особенности края и этнические особенности народа, приоритет имеет региональный и локальный материал. Он связан с жизнью народа и его знаниями о природе края. Знания татарского народа о природе были основой своей специфической системы воспитания и обучения. Нам необходимо возродить и снова внедрить в национальную школу народную систему педагогики. О правильности этих мыслей в свое время К.Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя особенная система воспитания... опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».
Предками нынешних татар являлись булгары. Природная среда их обитания была многообразна и неповторима. Преимущественно это были леса и лесостепи. Персидский географ Ибн Руста пишет: «Сторона их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут», Здесь в большом количестве водились горностаи, белки, лисы, куница, медведи, лоси и другие звери. В реках и озерах было много рыбы, различных водоплавающих птиц, водились бобры, выхухоли, выдры.
Проживая на этой территории издавна, татарский народ всесторонне изучал природу родного края. Так как производственной базой земледелия, его материальной основой являлась земля, то народ непрерывно изучал особенности климатических условий и режим землепереработки разнообразных почв края. На это указывают и анализы археологических исследований.
Опыт убедил народ в том, что органические удобрения повышают структуру почв, улучшают плодородие. По этому поводу в народе говорили: «Удобренная земля дает урожай, а не удобренная – камни», «Внесешь навоз в землю, получишь урожая вдоволь».
Народ подмечал закономерности и особенности явлений природы. Так родился татарский народный календарь погоды – руководство землепашца, которым пользуются и по сей день. Он показывает, что многие фенологические явления имеют локальное значение и указывают на средние сроки наступления тех или иных природных явлений.
Татарский народный календарь носил следующие названия:
1. Ачай (ачай) – голодный месяц – декабрь, январь.
2. Ярсай (ярсуай) – яростный – январь, февраль.
3. Сәвәр (сәвер) – февраль, март.
4. Кадерләш (кадерләшү) – долгожданный – март, апрель.
5. Сабан ай (плужный) – апрель, май.
6. Чәчәк ай – цветочный – май, июнь.
7. Балкуар – медоносный – июнь, июль.
8. Алмай (алма ай) – яблочный – июль, август.
9. Көзбагар – осенний, плодоносный – август, сентябрь.
10. Көзай – осенний – сентябрь, октябрь.
11. Бозай – глубокая осень – октябрь, ноябрь.
12. Сугымай – несущий холод – ноябрь, декабрь.
В своем культурном развитии народ из поколения в поколение пополнял свою календарную систему, дополняя ее новыми данными и направлениями. Календарь татарского народа служил ему в течении веков и являлся показателем его экологической культуры.
Другой вариант татарского народного календаря показывает тесную связь нашего народа с традициями народов Востока, что раскрывает его древнейшие культурно-исторические корни.
Вот один из примеров названия месяцев по восточному календарю:
1. Хәмәл – Овен – март.
2. Сәвер – Телец– апрель.
3. Жәуза – Близнецы – май.
4. Сәрәтән – Рак – июнь.
5. Әсәд – Лев – июль.
6. Сөнбелә – Дева – август.
7. Мизан – Весы – сентябрь.
8. Гакрәп– Скорпион – октябрь.
9. Кавәс – Стрелец – ноябрь.
10. Жәди – Козерог – декабрь.
11. Дәлү – Водолей – январь.
12. Хут – Рыбы – февраль.
По этому варианту календаря март считался первым месяцем года. Одновременно это было началом весны и весенних работ, в ознаменование чего проводился праздник «Нәүрүз» (Науруз).
Изменения времен года связывались с изменением направления ветров. Ветры, бури, вихри издавна привлекали внимание татарского народа. Замечая, что перемены погоды зависят от ветра и его направления, в народе говорили: «Перед бурей бывает тихо», «Если ветер с юга – снег сойдет, если с востока – лето уйдет», «Погода портится ветром».
От такого рода природных явлений, как ветер, в народе возникли потехи. Вот одна, типичная, из них: «Однажды хан и его чичан (поэт, импровизатор) выехали на прогулку на коне. Была осень. В степи крутился и двигался «перекати поле». Хан, чтобы поставить чичана в затруднительное положение, сказал ему:
– Иди и узнай, куда направляется телега дьявола, где думает переночевать. Джиран-чичан догнал телегу дьявола и сделал вид, как будто разговаривает с ним, а затем возвратился обратно. Хан спрашивает:
– Ну, как, узнал? – Джиран:
– Спрашивал – она ответила: «Куда иду – знает ветер, а где переночую, знает поле»
На основе этой потехи и родилась татарская народная поговорка: «Куда иду знает один ветер, где ночую одно поле».
Особое внимание при предсказании погоды татарский народ обращал внимание на вихри. Обычно их происхождение приписывали нечистым силам, отсюда и их название: «шайтан давылы-буря дьявола». В народе говорят: «Буря широкую реку выворотит». На возникновение вихрей основываются и некоторые метеорологические приметы: «Если летом вихрь на земле движется по различным направлениям, погода испортится», «Вихри появляются один за другим – к дождю», «Вихрь поднимается высоко – к вёдру, если он находится низко – к дождю».
Все эти приметы, в особенности, свидетельствующие о появлении высоких вихрей перед продолжительной засухой, могут считаться верными. Вихри, поднимающиеся перед ненастьем – это, скорее всего, пыльные бури, характерные для южных районов Республики Татарстан. Если пыль несется по земле густыми облаками, иногда заволакивая горизонт, то за этим обыкновенно следует дождь, а иногда гроза. Знание погодных примет позволяло встретить ожидаемые невзгоды во всеоружии, укреплять природоохранные чувства у молодого поколения.
В крестьянском хозяйстве большую роль играет дождь, без которого невозможна жизнь растений. В умеренно-континентальном климате Татарстана успех урожая находится в прямой зависимости от характера дождей. Поэтому в народе говорят: «Пусть будет дождь, да с пользой», «Дожди пройдут, земля зазеленеет», «В душе радость, если дождь». Эти приметы показывают, что явления природы хороши, если приносят человеку благо. Народ особенно ценит теплые дожди, благотворные для сельскохозяйственных культур: «Первый весенний дождь – благодатный», «Если хранить воду от первого весеннего дождя, то она превращается в жемчужину».
Некоторые татарские народные приметы, говорящие о дожде, нередко совпадают с приметами других соседних народов. Например, татары говорят: «В дождливое время, если ветер дует с востока, ненастье затянется надолго». Чуваши говорят: «Если стояло долгое время затишье, и подул ветер, то будет дождь». А вот русская народная примета: «Куда ветер – туда и дождь». Аналогичная татарская народная примета гласит: «Откуда ветер, оттуда дождь». Приведенные примеры свидетельствуют о единстве экологической культуры народов, живущих в одном регионе. Это говорит о том, что в экологическом воспитании можно и нужно использовать достижения, познания природы всех народов.
Татарский народ судил о погоде по такому компоненту природы, как «болытлар» – облака, какой вид осадков они несут, град или снег. Большая туча не всегда несет дождь, а иной раз и малое облачко намочит землю. Об этом в народе так и говорят: «Если во время обеда образуются огромные, в виде копны, облака – будет небольшой дождь», «Маленькое черное облако постепенно увеличивается, ожидается дождь с южной стороны», «Если два облака соединяются друг с другом – будет сильный дождь».
Основанием для предсказания дождливой или ясной погоды служит так же еще один из компонентов природы – туман. Понимание и определение сущности тумана татарский народ выражает в приметах типа: «Основа тумана – роса».
Народ различал падающие и поднимающиеся, утренние и вечерние, туманы на возвышенностях или в низинах и т.д. «Если утром туман – будет дождь», «Утром туман поднимается столбом над водой – к дождю».
Когда туман опускается, обычно появляется в изобилии «чык» – роса. Но и без туманов вечером и утром бывает роса, что предсказывает ясный день. Отсутствие же росы – предвестие дождя. На этот счет у татарского народа имеется не мало примет: «Много росы утром – признак сильной жары», «Если роса быстро высыхает, будет дождь», «Год росистый – будет больше мёда».
Народная мудрость обобщает, что обильное выпадение росы предвещает суховей, а отсутствие ее при безветрии – дождь или ненастье. По утверждению татарского народа, роса для растительности может заменить и дождь. Особенно полезны для весенних трав майские росы. Об этом в народе говорят: «Без росы трава не растет».
Если роса представляет собой благоприятное для земледельца атмосферное явление, то «боз» (град), без которого редко бывает лето в Татарстане, опасно для него. Град за короткое время уничтожает плоды трудов земледельцев, а иногда оставляет крестьянина без хлеба, делает его нищим. По отношению к граду у татарского народа свои приметы: «Если в летний день сперва подует теплый ветер, а потом пойдет дождь с холодным ветром – будет град», «Град обычно идет с запада», «Если дождевые тучи с белизной, будет град».
Народ старался спастись от града разными суеверными приметами и обрядами. Автору самому в молодые годы приходилось выполнять народное предписание: «Чтобы перестал идти град, кинь в него топор».
Град обычно сопровождается грозой и привлекает внимание своим влиянием на изменение метеорологических условий. Грозовые явления – молнии («яшен»), громкие раскаты грома – татарский народ приписывал Аллаху или его ангелам, а иногда различным святым во главе с Хозыр Ильясом – Ильей пророком: «Молния – это гнев Аллаха», «Илья-пророк начал размахивать своей плетью».
По характеру громовых раскатов народ судил о силе грозы или же по силе природного процесса определял характер природного явления и его последствия: «Гром гремит – земля вздрагивает», «Молоко в грозу скисает» – верно, замечали сельчане. Народ знал, что грозы способствуют хорошему урожаю: «Если первый гром гремит рано, то год будет дождливым». Очень ранние грозы нашими предками считались приметой неблагоприятной, а грозовые дожди благоприятными для растительности, так как они действуют лучше самой хорошей поливки.
В природе обычных молний существует и зарница – молния без грома, сверкающая большей частью под вечер жаркого летнего дня, в просторечье это – сухая молния – «коры яшен». В народе говорят: «В год, когда молния и зарница сверкает часто – ядро ореха темнеет».
Таким образом, все вышеизложенное раскрывает высокую экологическую позицию народа.
Татарский народ интересовался уровнем выпадения и таяния снега («кар») как источника влаги для земли. «Радость, когда на черную землю падает снег, радость видеть черную землю, когда с нее сходит снег». Радостным было и установление санного пути, так как это удобное средство передвижения гужевым транспортом. Народ наблюдал за тем, когда и при каких условиях устанавливался прочный зимний путь: «Выпал снег – проложится дорога».
Явления природы, связанные с выпадением снега и буранами, отражаются во многих татарских народных потехах. Вот одна из них:
« В одной деревне Кушары жил Габбас, мулла, с двумя женщинами. Он был остроумным и красноречивым. Однако часто обе остабике (жены муллы) устраивали скандалы. Габбас-хазрет, будучи не в силах усмирить их, выбегал на улицу и до конца раздора сидел у ворот. Однажды, увидев сидевшего во время сильного бурана у ворот муллу, один из прохожих, поздоровавшись, спросил:
– Хазрет, почему ты сидишь при таком сильном буране на улице?
– Буран на улице это не буран, стерпеть можно, а вот домашний буран стерпеть невыносимо, – ответил Габбас-мулла».
В этой потехе мы видим умение народа связывать природные явления с социальными.
Понимая благотворное влияние снега на почву, в народе говорили: «Если снега много, будет урожай». Снежные зимы считаются у нас благоприятными для земледелия, а бесснежные – пагубными. Выпадение снега происходит при разных погодных условиях, поэтому татарский народ говорил: «Снег снегу рознь».
Наблюдая и изучая природу, народ знал, что изморозь – предвестник холода: «Сильная Народ издавна знал о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности всех природных компонентов и их воздействий на поведение человека. Это помогало ему в каждодневной практической деятельности и одновременно служило средством экологического воспитания молодого поколения.
Появление радуги считается явлением благоприятным, утешительным. Наблюдая радугу, народ обращал внимание на то, с какой стороны и в какое время дня она появляется, на какой высоте находится, какие цвета в ней преобладают. По цвету определялись некоторые метеорологические примеры. «Очень высокая радуга – к безоблачности, очень низкая – к ненастью», «Если радуга упирается в воду – к ненастью».
В татарских народных знаниях о природе особенно много сведений о солнце («кояш») – главном источнике жизни. Солнце в устном народном творчестве изображается как природный источник тепла, как благодатное тепло родителей и близких, и имеет большой нравственный и экологический потенциал для воспитания учащихся. «Солнце светит всем народам одинаково», – говорится в татарской поговорке.
Наблюдения за солнцем, за образующимися иногда, особенно зимой, вокруг него кольцом, столбами около солнца, за так называемыми «ложными солнцами», дают татарскому народу повод для целого ряда метеорологических прогнозов: «Если солнце всходит белым, этот день и следующий будут ясными», «Если у солнца при восходе образуются круги – будет дождь», «Если при восходе солнца лучи, как столбы – будет холод».
Вид заката солнца так же предопределял погоду: «Если солнце при заходе краснеет, то будет дождь с ветром», «Если при заходе солнца небо краснеет, то скоро будет ненастье».
Источником прогноза погоды служит и луна («ай»). Луне, как небесному телу, приписывается даже больше, может, и преувеличенное значение по её влиянию на метеорологические условия, чем другим природным объектам. В татарском народе много пословиц, примет, поверий, легенд и изречений, связанных с луной. Луне, как и солнцу, еще в древние доисторические времена поклонялись булгары. Не случайно она впоследствии стала символом ислама.
Известно, что Солнце является звездой, интенсивно распространяющей тепло и собственный свет, а луна лишь его отражает. В Коране говорится: «И сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником». Воздействие Луны как природного явления удивительно значимо. Поэтому много легенд связано с ней. В одной из них говорится: «Жил один старик, у которого была дочь красавица Зухра. Он овдовел и вскоре женился снова, а мачеха невзлюбила падчерицу и стала ее всячески обижать, жизнь девушки стала трудной и невыносимой. Однажды мачеха послала падчерицу на реку за водой в ночное время. По дороге девушка жаловалась луне на свою судьбу и взмолилась: «Хоть бы ты забрала меня к себе». Луна тотчас исполнила ее желание, и с тех пор на луне видна фигура девушки с коромыслом». Данная легенда отражается в поговорке: «На луне есть девушка с коромыслом».
В этой легенде отражается богатая фантазия и поэзия народа, которая имеет большую воспитательную ценность эколого-нравственного характера.
Интересный и важный для нас факт – влияние луны на прогноз погоды. Используя множество примет и изречений, татарский народ стремился устанавливать взаимосвязь между луной и проявлениями погоды. При этом наибольшее внимание уделял состоянию новолуния. При новолунии и вслед за ним ожидается перемена погоды: «С новолунием погода улучшается или ухудшается», «При новолунии, если у «серпа» углы острые, то будут холода», «Если новая луна стоит прямо – к ясной погоде».
Ряд примет предвещает различные природные явления о луне независимо от того, в какой фазе она находится. Обращается внимание на вид лунного диска, появление вокруг него кольца и т.д. «Если новая луна слишком яркая, то ожидается холод», «В полнолуние луна сверкает, погода будет хорошая».
К числу верных примет, привлекающих к себе внимание сельских жителей, относятся и круги вокруг луны. Все эти явления зависят от известного состояния земной атмосферы, обилия в ней водяных паров или наличия в воздухе зимой мельчайших снежинок. При этом имеет значение и сама окраска круга, окаймляющего луну. «Если на луне появляются отметины, то скоро ожидается буран», «Окружность луны светлая, завтра будет дождь».
Подобные потехи о луне – результат народной наблюдательности и придания огромного значения небесным объектам в жизни людей. Знания о природе луны расширяют возможности экологического и нравственного воспитания молодого поколения.
Народная мудрость расширяет область научных наблюдений и открытий. Подтверждением знаний народа о природе являются слова астрометеоролога Х.С. Грина: «Издавна известно, что Полная Луна имеет склонность разгонять облака и давать чистое небо. В среднем больше дождя бывает, когда Луна растет, чем когда она убывает, и больше во время второй четверти, чем в любое время».
Представление народа о небе и звездах («йолдызлар») имеет свои особенности. У татар есть поверье, что звезд на небе столько, сколько людей на земле. Поэтому у каждого человека есть своя звезда, которая падает, когда человек умирает, и что с рождением человека появляется новая звезда, которая всю жизнь влияет на его судьбу. Раньше булгары-татары поклонялись звездам, поэтому сохранилось такое изречение: «Если увидишь падающую звезду, не говори об этом никому». Старшее поколение в сельской местности и сегодня говорят: «Не говори, что звезда падает».
На основе татарских народных примет о звездах появились изречения: «Если звезды видны отчетливо, то к ясной погоде, а если они кажутся тусклыми, то к дождю или снегу», «Звезд очень много – к солнечной погоде». По кажущейся величине звезд, по их мерцанию и движению по небесной сфере народ строил прогнозы: «Если звезды кажутся маленькими, то будет дождь», «Большая Медведица темноватая – будет дождь».
Особое внимание народа привлекали метеориты. Появление комет считалось предзнаменованием бедствий: «Хвостатая звезда к бедствию», «Хвостатая звезда не каждый день рождается». Такое суеверие существует не только у татар. Оно характерно для всех народов. Например, немцы говорят: «Кометы – злое пророчество», а по представлению русских: «Кометы появляются по повелению Бога и побуждают людей к покаянию».
Это еще одно свидетельство всеобщности знаний о природе, но разница заключается в разнообразии их этнокультурного восприятия. Одновременно, звездный мир, кометы и их знание народом способствовали воспитанию молодого поколения нравственно и культурно.
Как ни страшен огонь, однако без него народ не мог обходиться. Булгаро-татарский народ в язычестве поклонялся огню и относился к нему почтительно. В связи с этим появилось изречение: «Не играй с огнем – обожжешься». Сгорел хлеб у крестьянина – значит, большой грех был на душе землепашца, и огонь наказал его.
В связи с этим народ учил, как беречь природу от огня, а в случае беды, как справиться с ним: «Не поджигай огонь – обожжешься, не копай яму – сам упадешь».
Следовательно, знания татарского народа о природе огня способствовал народу воспитывать молодое поколение бережливости.
Климатические условия проживания татарского народа, вынужденного больше половины года бороться с зимними холодами, заставляли его изучать природу огня, предсказывать погоду по тому, как горят дрова: «Если в печи дрова горят с треском, то ожидается потепление», «Дрова при сгорании свистят – к холодам».
Судя по приметам, можно сказать, как люди бережно относились к воде. Много изречений о воде сложено народной мудростью. По народному поверью, освященному исламской религией, дождевая и теплая вода считались священными. Ислам так говорит об экологической чистоте вод: «Если вода остается свежей и не изменившей ни одного из своих трех качеств, то она считается чистой и очищающей, независимо от объема воды. Чистая вода, ничем не оскверненная».
«После первого грома – вода целительна» – говорят старики. В сельской местности, как только проходит гроза, женщины и дети, старики и мужчины бегут к ручьям, там умываются, берут водичку с собой, умываются сами и обмывают скотину.
Следовательно, с древности народ уважительно и бережно относился к воде и через свои знания, основываясь на этих знаниях, воспитывал у детей экологическую культуру.
В татарских народных сказках есть упоминание о мертвой и живой воде. Живая вода («Тере су») – это целебный весенний дождь, оживляющий всю природу, это весенние вечерние росы, которым татарский народ придает особое значение, в особенности для использования их в целительных целях: «Вешняя вода высасывает из копыта лошади гной».
В финале всякой татарской народной сказки герои умывались живой водой из соответствующего источника и немедленно становились краше, моложе, сильнее и счастливее.
Татарам также известно, что существует вода, обладающая целебной силой – «таңсуы» – вода утренней зари, которую можно добыть везде: из рек, озер, источников, колодцев и т.д., но лишь при соблюдении известных условий. Она лечебна.
В татарских народных изречениях говорится о «стоячей воде» – «тик торган су», которую народ характеризует с отрицательной стороны: «Стоячая вода портится», «В стоячей воде черви». Не случайно в народе говорят: «Если и утонуть, то лучше в чистой воде», подчеркивая, что воду надо чистить, не загрязнять.
В пословицах и поговорках татарского народа предпочтение отдается истой воде – она не портится и чем ближе к истоку, тем чище вода: «В текучей воде нет грязи», «Текучая чистая вода – само лекарство».
Народ придавал большое значение источникам и колодцам. Они и сегодня находятся под его пристальным вниманием, отношение к воде – критерий оценки экологической культуры личности: «Не бросай мусор в колодец, придется из него напиться», «Не плюй в старый колодец, новый еще нужно выкопать». Следовательно, знания народа учат и воспитывают ребенка ответственно и ценностно относиться к воде.
Нет такой воды, чтобы никогда не замутилась: «Вода со своего истока начинает мутнеть». В тоже время источники дают начало большим рекам: «Родники, реки, а впадают в море»..
По наблюдениям за уровнем воды в реках и озерах определяли погоду: «Если дождь – против текучей воды, то он скоро прекратится», «Грозовые дожди не перейдут через большие реки, а пойдут по течению реки». Не оставались без внимания и колодцы: «Если в колодце вода убывает, это – к дождю».
Следовательно, знания татарского народа о воде являются одним из аспектов воспитания экологически культурной личности.
Одним из компонентов природы, взаимосвязанным с уже рассмотренными, являются растения, жизнь которых зависит от условий погоды. Особое значение народ придавал лесам. Лес – бесценный источник, улучшающий климатические условия нашего края, предотвращающий разрушительные паводки и потоки, смывающие почву, образование оврагов и пылевых бурь; он способствует накоплению влаги в почве, повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Поэтому народ относился к лесу бережно, экологически грамотно, подтверждением чему могут служить изречения: «Не говори, что лес не ответит», «У леса есть голос».
Татарский народ знал о большой пользе леса для своего хозяйства и был убежден: «Без леса нет никакого удобства». Интересны также изречения, которые связаны с древними анимизмами: «Вершина дерева, качаясь от плавного ветра, читает молитву». Этим самым растение очеловечивается, что требует к нему человеческого отношения.
В народе уважали всякого, кто сажал дерево: «Посадил дерево – стал почитаемым человеком». Подчеркивая необходимость воспитания ребенка с малых лет, говорили: «Ветку надо гнуть пока она молодая».
Таким образом, природные явления переплетались с социальными явлениями. Это говорит о том, что природа – основа воспитания.
Изучая природу леса и отдельных деревьев, народ установил много примет, по которым можно дать прогноз погоды: «Если на березе много почек, то урожай проса будет большим», «Цветы липы начали опадать, пора сеять рожь», «Урожай малины и земляники хороший – на следующий год будет большой урожай ржи».
Народ приметил, что деревья и растения заменяют, и компас, поэтому они охотно использовались при ориентировании. Прежде всего, это относится к дикому латуку или компасной траве, растущей повсеместно в Татарстане. В качестве компаса использовали и пижму. Так как латук растет на сухом или открытом незатемненном месте, плоскости его листьев обращены на запад и восток, а ребра – на север и юг. Поэтому это растение и получило название «компасная трава». У пижмы листья расположены с севера на юг и тем самым способствуют ориентированию на местности.
Народные приметы по растениям говорят: «Если весной в лесу много синих цветов, заморозки не повредят хлебу, будет урожай гречихи», «Если во время посева ржи полынь очень горькая, будет хороший урожай».
Не каждый год выдавался урожайным. В голодные годы народ ел лебеду, из нее пекли хлеб. Поэтому говорили: «Лебеда – хлеб голодного года».
Многие растения народ использовал в качестве чая или как лекарство. Например, «кырлыган» специально использовался как татарский народный чай (Иван-чай). Свежие их листья оказывают благотворное действие при бессоннице и головной боли, являются хорошим противовоспалительным средством. Народ говорил: «Из Иван-чая будет чай», «Зверобой семьдесят болезней вылечит».
В многовековом существовании с природой народ не оставил без внимания и животный мир. Во многих поговорках и пословицах сопоставляется жизнь животного мира с социальной жизнью, например: «Что увидит птичка в гнезде, такой будет и в полете». Здесь не что иное, как предупреждение о том, что какое воспитание получит человек в семье, так будет он вести себя и в обществе. Изречения: «Нет сада, не будет и соловья», «Около дома сад – соловей станет желанным гостем», – говорят о привлекательности дома, где жизнь устроена в согласии с природой. В свою очередь, эти знания народа поэтапно формировали экологическую культуру личности.
Устное народное творчество отражается не только в пословицах и поговорках, но и в баснях, которые учат личность жить с природой в ладу и гармонии. Вот типичный пример: «Одна женщина жала серпом хлеб около леса. Из леса вышел медведь, он стонал и протягивал ей переднюю лапу. Женщина испугалась, не сразу поняла, в чем дело. А на лапе медведя была заноза. Женщина острием серпа вытащила занозу. Медведь перестал стонать и ушел в лес. Женщина продолжала свою жатву. Через некоторое время медведь вышел из леса, держа в лапах чурбан. Положил чурбан перед женщиной, подал знак взять его, а сам ушел в лес. Посмотрела – перед ней полный улей меда». Отсюда изречение: «За доброе и медведь ответит добром».
Следовательно, знания народа о природе рекомендуют личности доброту и великодушие, в конечном итоге, способствуют формированию у личности экологической культуры.
Некоторые татарские народные пословицы и поговорки раскрывают тайны жизни фауны родного края. Например: «Выхухоль не спрятать – найдешь по запаху». Народ издавна знал, что выхухоль распространяет душистый запах.
Есть народные поговорки, которые отражают нравственные установки на сохранение животного мира края: «Если отец не убивал оленя, то сын не убьет кулана».
Изучая фауну, татарский народ выработал метеорологические приметы по предсказанию погоды по поведению ее представителей. Наблюдения за тем, как птицы вьют гнезда, животные роют норы, показывали, что они руководствуются инстинктом самосохранения, скрывались от зноя, спасались от холода, поэтому из своих наблюдений народ делал выводы: «Мыши находятся под копной – осень ожидается сухой», «Если осенью зайцы ходят по одному следу, друг за другом, то зимой будет мало снега». Люди тем самым приметили, что животные предсказывают погоду.
Характеризуя фауну края, необходимо отметить, что народная мудрость иногда не отвечает требованиям сегодняшней экологической реальности. Так, изречение: «Убивай змею, где ее увидишь» стало анахронизмом. Сегодня некоторые виды рептилий, такие, как медянка, обыкновенная гадюка, степная гадюка занесены в Красную книгу Республики Татарстан [12,с.97]. Следовательно, придется из нашего лексикона исключать такие изречения, как: «Кто убьет змею, тому и благодеяние».
Не только дикие, но и домашние животные предсказывают погоду: «Собака лежит в хлеву – к холодам», «Зимой кошка или собака валяется на земле – к бурану».
Такие же предсказания погоды делают и насекомые – блохи, мухи, пчелы, осы и т.д. «Если пчелы шумят в ульях, то к дождю», «Блоха взбесится – к ухудшению погоды».
Свой многовековой опыт наблюдения и изучения природы народ использовал в повседневной жизни. Он заметил, что некоторые животные, насекомые, как и некоторые растения, являются живыми барометрами. К ним относятся пчелы, муравьи, пауки, лягушки и т.д. «Если лягушки выходят из воды и передвигаются по суше, то ожидается дождь», «Рыбы играют над водой – ожидается дождь», «Мошкара лезет в глаза – к дождю».
Довольно много примет связано с поведением домашних животных, в частности лошадей. Татары с древних времен любили лошадей и наблюдая за их поведением, прогнозировали погоду: «Лошадь скребет копытами – к дождю», «Лошадь фыркает – к дождю».
Корова, проводя большую часть дня на пастбище, а зимой в хлеву, проявляет большую чувствительность к изменению погоды, способствует правильному ее прогнозированию: «Осенью, когда рано выпадает снег, коровы мычат, тоскуя по пастбищу, когда снег сходит, то они вновь возвращаются туда».
Наблюдения за поведением птиц показали, что они тоже могут прогнозировать погоду: «Петух поет – к ясной погоде», «Если куры весной рано сходят с насеста, ожидается плохое лето, а если поздно – то хорошее».
Как показывает анализ знаний татарского народа о природе, вариантов по длительным и краткосрочным прогнозам погоды бесчисленное множество. Наиболее общее в этих приметах то, что физиологические инстинктивные особенности поведения флоры и фауны взаимосвязаны и часто идентичны.
III. Заключение
1. Знания татарского народа о природе многогранны: календари, пословицы, поговорки, потехи, приметы, легенды, изречения, басни, и т.д., которые непосредственно влияют на содержание экологических знаний, способствуют осознанию пагубности негативного отношения людей к природе.
2. Систематизированные компоненты природы, раскрываемые знаниями татарского народа о природе, содержат нравственно-экологические установки, способствующие формированию у личности экологической культуры.
3. Многолетний опыт и знания народа о природе заключают в себе нравственно-ценностные идеи, которые отвергают утилитарно-прагматический подход к окружающей среде и воспитывают ответственное и ценностное отношение личности к природе.
4. Специфика субъектного восприятия личности природных объектов и явлений, основанных на знаниях татарского народа о природе, в конечном итоге способствует формированию у личности экологической культуры.
5. Исламская религия, исповедуемая татарским народом, внушает к окружающей среде бескорыстное милосердие, дружелюбие, доброту, великодушие, ответственность и способствует формированию у личности экологической культуры.
6. Объективный анализ Корана с аспектами современной педагогики приводит к наличию гармонии между ним и природой, которая способствует воспитанию молодого поколения нравственным.
7. Воспитательные идеи, заложенные в знаниях народа, расширяют кругозор личности, создают предпосылки перспективного изучения и наблюдения природы родного края.
8. Анализ знаний татарского народа о природе позволяет рассматривать их как основу формирования экологической культуры учащихся школ.
9. Систематизированные компоненты природы располагают объективными возможностями формирования у учащихся нравственной нормы поведения в природе.
IV. Литература
1.Абдулина, Р. И. Культурное наследие симбирских татар (на татарском языке) / Р.И. Абдулина. — Ульяновск, ГУП: Печатный двор, 2002. — 114 с.
2.Анашкина, Г. П. История и культура России ХХ века в нравах. Хрестоматия / Г.П. Анашкина. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 172 с.
3.Афанасьев, В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. – Якутск: Якутск. кн. изд-во, 1979. — 174 с.
4. Белодворцева, Е. Е. Экологическое образование младших школьников на основе межпредметных связей / Е. Е. Белодворцева // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государсвенных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. – Ульяновск, 2011.– С.220—223.
5. Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи / Г. Ф. Валеева-Сулейманова. — Казань: АН Татарстана,1993. — 138 с.
6. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 576 с.
7. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Кн.2.: Научная мысль как планетное явления / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1977. — 191с.
8.Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
9.Гайсин, И. Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: дисс. … д-ра. пед. наук: 13.00.01 / И.Т. Гайсин. – Казань, 2000. – 408с.
10. Ганиева, Ф. А. Татарская литература: 6 кл: учеб. для татарских школ / Ф. А. Ганиева, И. Г. Гыйлажева. — Казань: Магариф, 2011. — 271 с.
11.Гарифуллина, К. Н. Образы луны, солнца, звезд в народных песнях / К.Н. Гарифуллина // Проблемы языка, литературы и народного творчества (сборник аспирантских работ). – Казань, 2002. – С. 203—219.
12.Гринева, Е. А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина, О. А. Зотова. — М.: Прометей, 2013. — 77 с.
13. Гринева, Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников: учебно-методическое пособие / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина. — М.: МГПУ, 2012. — 110 с.
14. Давлетшин, Г. М. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии / Г. М. Давлетшин. — Ульяновск: «Булгарское возрождение», 2011. — 12 с.
15. Дзятковская, Е. Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных образоватательных стандартах нового поколения / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. — М.: Образование и экология, 2011. — 28 с.
16. Жамалетдинов, Л. А. Татарские народные сказки (на татарском языке). / Л. А. Жамалетдинов. — Казан: татар. кит. нэшр., 1989. — 480 с.
17. Замалетдинов, И. Л. Образ змеи в народных приметах / И. Л. Замалетдинов // Проблемы языка, литературы и народного творчества (сборник аспирантских работ). – Казань: Фикер, 2002. – С.198—203.
18. Захлебный, А. Н. Кто формирует экологическую культуру? / А. Н. Захлебный // На пути к устойчивому развитию России. 2007, №38. – С. 21—23.
19. Зверев, И. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова, Е. П. Бруновт. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
20. Исхаков, Д. М. Татары: краткая этническая история / Д. М. Исхаков. — Казань: Магариф, 2002. — 79 с.
21.Каленникова, Т. Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / Т. Г. Каленникова. – Минск, 1991. – 191 с.
22. Ледяйкин, В. И. Формирование этнического состава Ульяновской области / В. И. Ледяйкин // Из этнической истории Ульяновской области: сборник – Ульяновск, 1993. – С.5—10.
23. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся на основе знаний татарского народа о природе. Педагогические науки .2016. № 1.
V. Приложение
Анкета для учащихся
Какие обычаи и традиции татарского народа об охране природы Вы знаете?
1.
Какие представителей флоры и фауны своей местности, занесенных в «Красную книгу», Вы знаете?
2.Расположите по степени значимости для себя (от 1 до 5), за что Вы цените природу:
природа - наш общий дом
природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
природа дает человеку древесину;
природа – источник красоты и вдохновения
природа (солнце, воздух, вода) способствуют укреплению здоровья человека
3. Как Вы считаете, человек должен находиться в гармонии с природой?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить
4. Какой вклад в развитие естествознания внес Каюм Насыри.
5. Какие произведения татарской литературы затрагивают взаимоотношения человека и природы.
6. Какие мифические персонажи татарского фольклора Вам известны?
7. Как Вы участвуете в экологической деятельности?
а) участвую в организации экологической деятельности
б) систематически участвую в экологической деятельности (кружок, рейды, просветительская работа среди сверстников)
в) принимаю участие в отдельных мероприятиях (субботники, месячники, конкурсы.)
г) вообще не участвую или крайне редко
8. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
9. Какую практическую деятельность по охране природы вы можете применить, основываясь на народной педагогике (умения и навыки перешедшие от старшего поколения).
10. Часто ли Вы слышите такие пословицы, как:
«Агач уттырттынмы, син инде хормэтле кеше булдын»;
«Ямьле булса да торган жир, сагындыра туган жир»;
«Суның кадере чишмә корыгач, кешенең кадере үлгәч беленә»;
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
11. Интересны ли Вам народные приметы?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
12. Какие экологические принципы татарского народа Вам известны?
13. Какие символы природы, отраженные в творчестве татар (музыка, песни, прикладное искусство) Вам известны?
14. Какою деятельность по охране природы Вы предприняли в последнее время?
15.Для чего нужно охранять родную природу?
Обработка анкеты.
Знания:1,4,5,6,9, 10, 11, 15.
Ценности:7,8,13,16, 17, 18, 20.
Деятельность:2,3,12,14, 19.
Анкета для родителей
1. Важно ли воспитывать экологическую культуру?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Согласны ли Вы с высказыванием «Природа – наш общий дом»?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3. Как Вы считаете, человек, это часть природы?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
4. Знаете ли Вы, какие знания охватывает народная педагогика?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Согласны ли Вы с тем, что для углубления знаний о взаимодействии человека и природы необходимо изучение народной педагогики в школьной программе?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
7. Раскрывается ли взаимодействие человека и природы в народных праздниках? Каких?
а)да;_____________________
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
9. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
10. Интересны ли Вам народные приметы?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
11. Знаете ли Вы традиции и обычаи татарского народа по охране природы?
Какие?______________________________________ ____
12. Какие представителей флоры и фауны, занесенных в «Красную книгу», Вы знаете?_________________________________
13..Какие народные приметы знаете?_________________________________
12.Какие Вы знаете пословицы, поговорки, загадки о животных?__________
13..Какие приметы Вы знаете о погоде?_______________________________
14.Беседуете ли Вы с детьми об экологических проблемах?
а) часто
б) иногда
в) очень редко
15. Смотрите ли передачи о природе вместе детьми
а) часто
б) иногда
в) очень редко
Анкета для учителей
1. Как вы понимаете: «экологическое воспитание»?
2. Осуществляете ли вы на уроках экологическое воспитание учащихся?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
1. Как Вы представляете проблему воспитания культурного человека с точки зрения экологии?
2. С какими знаниями татарского народа о природе Вы сами знакомы? (Устное народное творчество, приметы народной метеорологии, загадки, пословицы, поговорки, народные наблюдения за растениями и животными и т.д.).
3. Как Вы думаете, как использовали свои знания о природе наши предки татары при воспитании и обучении молодого поколения?
4. Как по Вашему, нужны ли учащимся знания татарского народа о природе и почему?
5. Используете ли Вы в учебно-воспитательной работе знания татарского народа о природе? Если не используете, что Вам мешает делать это?
6. Каких местных писателей, поэтов Вы знаете, и как они в своем творчестве отражали родную природу?
7. Как Вы воспитываете у учащихся экологическую культуру?