Научное общество учащихся
БОУ «Розовская СОШ»
ХХII Муниципальная научно-практическая конференция школьников
Русско-Полянского муниципального района
«Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: естествознание 1-4 классы
Выполнила: Федорчук Диана
ученица 4 класса
БОУ «Розовская СОШ»
Руководитель: Щанкина
Наталья Александровна
учитель начальных классов
Русская Поляна 2019
Оглавление
1.Введение
2. Исследовательская часть
2.1 История появления школьной формы.
2.2 Школьная форма 20 века.
2.3. Школьная форма школы.
3.Практическая часть
4.Заключение
5.Список литературы
6.Приложение
1.Введение
Актуальность темы
Каждый день многие ребята из нашей школы начинают свое утра с мыслями: «Опять эту форму надевать!» И начинают искать различные способы, чтобы уклониться от школьной одежды: сегодня в расписании физкультура – и я могу пойти сразу в спортивном костюме. Или у нас сегодня утренник и можно надеть красивое платье. Или - зима – холодно: надену-ка я джинсы... И ничего, что учитель укоризненно начнет объяснять правила поведения в школе, а в дневнике появится запись: «Пришла не в форме».
Поэтому я решила в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провела анкетирования и эксперимент.
Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.
Объект исследования: Школьная форма.
Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.
Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.
Задачи:
По словарям и справочникам выяснить значение слова «форма»
Изучить историю появления школьной формы.
Провести анкетирование «Нужна ли школьная форма?»
Понаблюдать за моделями школьной формы;
Организовать конкурс рисунков «Школьная форма будущего»
Провести эксперимент в классе
Взять интервью у директора школы, психолога
Найти в семейных альбомах мам и бабушек фотографии школьных лет, записать их воспоминания о школьной форме.
Привести примеры описания школьной формы из художественных произведений
Методы исследования:
Исторический анализ.
Анализ материалов СМИ.
Проведение социологического опроса, анкетирование, наблюдение, эксперимент
2. Исследовательская часть
История появления школьной формы
Прежде чем говорить о школьной форме, выясним значение самого слова «форма». В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова приводится 9 значений этого слова, 8-е из них указывает на предмет нашего исследования: «Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская форма. Парадная форма. Школьная форма».
В «Этимологическом словаре» Николая Максимовича Шанского мы узнали, что слово «форма» пришло к нам из польского языка в 17 веке, и обозначало «внешний облик». Поэтому можно предположить, что первая форменная одежда возникла и появилась именно в 17 веке.
И действительно, в 17 веке во времена Петра Первого была введена военная форма. Но школьная форма появилась гораздо позже - в 1834 году. Пришла она Россию из Англии. В этом году был принят закон о гражданских мундирах в Российской империи и касался он только формы для мальчиков. Костюм гимназиста могли позволить себе не все, так как учиться в гимназии могли только дети дворян, богатых людей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Ею гордились. Форма имела военный фасон и включала в себя фуражку, гимнастерку и шинель. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником.
Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. У Антона Павловича Чехова в рассказе «Мальчики», которое мы изучали по литературному чтению, я нашла такое описание гимназической формы: «...Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем». Форма была отличительным признаком гимназистов от других детей. Знакомя нас с Чечевицыным, Чехов пишет: «...на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына».
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено гораздо позже - в 1896 году. Это было шерстяное платье коричневого цвета длиной ниже колена. Оно было украшено белыми воротничками и манжетами. Поверх платья одевался черный передник.
Так, например, поступивших на обучение девочек в институт благородных девиц, делили на группы по возрастам. Это деление подчёркивалось цветом платья: младшие носили кофейные платья, следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые. (Приложение )
Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.
Школьная форма 20 века
В 1918 году школьная форма была отменена. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители. В стране была бедность и разруха. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной. Теперь мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.(Приложение №1)
На праздники девочки надевали белые фартуки; в обычные дни носили чёрные или коричневые банты, с белым передником. У мальчиков были серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательными были ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
В поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я» упоминается такое описание школьника:
Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника
Две буквы «РУ» блестели.
А на фуражке с козырьком -
Блестящий ключик с молотком.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, как у военных. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.
У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Стоимость такого комплекта формы для мальчиков в магазинах была в пределах 30 рублей.
Для девочек в эти годы ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. Именно такую форму довелось носить моей бабушке. Из воспоминаний бабушки: «В школьной форме ходили все: и мальчишки, и девчонки. Все школьные мероприятия проходили только в школьной форме, и никто никогда не спорил и не говорил, что я не хочу одевать школьную форму. Мы даже не носили украшения и не красились, потому что могли заставить умываться, и будет стыдно. Все были равны, и выделиться можно было только знаниями.Я считаю, что ношение школьной формы - это дисциплина, порядок. Глядя на ученика в школьной форме, с аккуратной прической можно сказать, что человек думает не о своей внешности, а все- таки об учебе. Или когда школьник идет в школу в рваных джинсах и майке на лямках, с наушниками в ушах и распущенными взъерошенными волосами складывается впечатление, что человек идет на дискотеку и совершенно не нуждается в знаниях».
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.Школьную форму 1980-х можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», а также в детском юмористическом киножурнале «Ералаш»
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Моя мама как раз училась в школе в это время. Как рассказала мне мама, девочки носили темную юбку и светлую блузку, а мальчики брюки и рубашку.
Из воспоминаний мамы: «Я пришла в школу в 1990 году и с 1 по 4 классы я ходила в школьной форме. Это было примером, как нужно было одеваться именно в школе. И мы до самого окончания школы придерживались правил, как можно одеваться и как нельзя. С 5 класса одинаковой формы у нас в школе не было. Но мы ходили в юбках и блузках, обязательно белый верх и темный низ. Так что я считаю, носить школьную форму нужно, чтобы у детей было понятие, где, когда и как выглядеть и чтобы не было разделения в социальном статусе детей, кто круто одевается, а кто - нет. Дети должны соперничать в учебе и чего-то добиваться в жизни умом». (Приложение № 2)
Целых 20 лет в школах царила «бесформенность». Вводить или не вводить форму обсуждалось не только на официальном телевидении, на педсоветах и родительских собраниях. Об этом писали и школьные газеты.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.
Многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, в том числе эмблему, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.
Школьная форма БОУ «Розовской средней общеобразовательной школы»
В нашей школы я изучила положение о школьной форме и внешнем виде учащегося. В школе установлено 3 вида школьной одежды: повседневная школьная одежда, парадная школьная одежда, спортивная школьная одежда. В положении подробно описываются модели каждого вида костюмов для мальчиков и девочек.
Кроме того, определены требования к внешнему виду учащихся: обучающимся запрещается появляться в школе с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким макияжем, с пирсингом.(Приложение № 3)
В ходе моего исследования, я взяла интервью у директора БОУ «Розовская СОШ» Трушникова И.В., который высказал свое мнение по вопросу обязательной школьной формы:
- Нужна ли школьная форма?
- Я считаю, что школьная форма нужна, потому что является отличительной особенностью детей, которые стали учениками. Она красивая, удобная в использовании.
- Обязательно надо носить форму?
- Да, обязательно! В нашей школе принято положение о правилах ношения школьной формы, его утвердил общественный совет, родители, совет школы, в который входят учащиеся. Они признали эту форму и утвердили, поэтому она является обязательной.
- Вы хотели бы изменить что-нибудь в школьной форме?
- Нам на утверждение было представлено несколько вариантов школьной формы. Именно эту форму одежды, которая принята в нашей школе, подтвердили большее количество участников Совета школы, и этому большинству мы подчинились. Значит, она удовлетворяет потребности детей.
- Когда у нас в расписании есть урок физкультуры, можно ли ходить в спортивной форме?
- По нашему положению ношение школьной формы обязательно каждый день в течение всей недели, а для переодевания вам дается время. Учитель физкультуры всегда отпускает вас пораньше, чтобы вы успели переодеться. Спортивная форма нужна только для занятий спортом. Вы просто посмотрите на себя насколько вы интересней выглядите в школьной форме, нежели когда вы ходите в спортивных брюках и кофтах, все разные.
Татьяна Ивановна Ревякина , наш школьный психолог, считает, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, то есть не видно, кто из богатой семьи, а кто из бедной. В-третьих, школьная форма дисциплинирует. Дети привыкают носить одежду к месту и ко времени.
Практическая часть
В ходе исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:
организация конкурса рисунков «Школьная форма будущего»;
проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;
проведение в классе эксперимента «Форма против неформы»; - проведение рейда в начальной школе «Кто пришел без формы?»
Все эти мероприятия способствовали повышению интереса к данному вопросу у одноклассников и ребят начальной школы. Для изучения вопроса: «Нужна ли школьная форма»?» я провела анкетирование среди учеников 4-6 классов.(Приложение № 4)
В опросе приняло участие 44 человек. Результаты опросы представлены в приложении. При опросе выяснилось, что большинству в школьной форме очень комфортно, они с удовольствием ее носят в школу и считают, что она обязательно должна быть. Очень интересны ответы на вопрос: «Что хотели бы изменить в форме?» (Приложение №5)
Для изучения вопроса: «Влияет ли школьная форма на успеваемость и дисциплину»?» в классе был проведен эксперимент. В понедельник ребятам было предложено прийти в парадной форме, а во вторник – наоборот, попросили надеть то, что им нравится. После этого была проведена дискуссия, которая позволила выяснить мнение учащихся – в какой одежде было более комфортно на уроках, и как школьная форма связана с дисциплиной и успеваемостью.
- 15 учащихся поделись тем, что когда они были в школьной форме, то ощущали себя учениками, не отвлекались, сосредоточенно работали и старались аккуратно писать в тетрадях, в классе было понимание.
- 3 учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность быть неповторимыми, красивыми. Но в то же время признались, что на уроке они отвлекались на блестящие наряды одноклассниц, хотелось смеяться без повода, разговаривать. И соответственно они получали замечания учителя.
Чтобы выяснить ситуацию со школьной формой в начальной школе, мы провели рейд. Легче всего это было сделать в школьной столовой после 2-го урока, когда все ребята с 1-го по 4-й класс собираются на завтрак. Из 68 человек без школьной формы оказалось 16 человек. У 12 учеников в расписании была физкультура, 4 человека не смогли дать объяснения, почему они пришли не в школьной одежде.
Среди учеников 4-6 классов я провела конкурс рисунков «Школьная форма будущего». В нем приняли участие 30 человек. Можно сделать вывод, что тема школьной формы очень интересна для школьников.
Больше всего мне понравилось, как видят школьную форму будущего.(Приложение № )
.
Заключение
В процессе исследовательской работы мы выяснили плюсы и минусы школьной формы:
Плюсы школьной формы
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы «В чем пойти в школу».
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей
Минусы школьной формы
Нежелание детей ее носить.
"Потеря индивидуальности".
Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: «Школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду».
Носить школьную форму в 21 веке – это престижно, актуально и необходимо.
Список литературы
1. БОУ «Розовская СОШ»: [Электронный ресурс]
2.Чуракова Н.А.. Литературное чтение. 4 класс. – М.: Академкнига, 2012
3.Маршак С.Я. Стихи. – М. Просвещение . - 2004
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство “Мир”, 2014
5.Ресурсы сети Интернет об истории школьной формы.
6.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1971
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Положение № 8
об установлении требований к одежде учащихся
Бюджетного общеобразовательного учреждения «Розовская средняя общеобразовательная школа»
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение об установлении требований к одежде учащихся Бюджетного общеобразовательного учреждения «Розовская средняя общеобразовательная школа» (далее – Школа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; письмом МОиН РФ от 28.03.2013г. №ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся».
1.2. Настоящее положения об установлении требований к одежде учащихся Бюджетного общеобразовательного учреждения «Розовская средняя общеобразовательная школа» (далее – Положение) принимается на педагогическом совете Школы, имеющем право вносить в него изменения и дополнения, согласуется с управляющим советом Школы, приказом директора Школы.
1.3. Положение разработано с целью выработки единых требований к одежде учащихся 1-11 классов и позволят:
устранить признаки социального, имущественного и религиозного различия
между обучающимися;
предупредить возникновения у учащихся психологического дискомфорта перед сверстниками;
создать деловую атмосферу для эффективной организации образовательного процесса, необходимую на учебных занятиях в школе.
1.4.Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность Школы.
2. Общие принципы создания внешнего вида
2.1. Внешний вид учащихся должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер, а так же соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1.1286–03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».
2.2. В школе устанавливаются следующие виды одежды учащихся:
2.2.1. Повседневная одежда.
2.2.2. Парадная одежда.
2.2.3. Спортивная одежда.
2.3. Повседневная одежда учащихся включает:
2.3.1. Для мальчиков и юношей - брюки классического покроя и пиджак черного цвета, жилет из ткани в клетку в черно-белом цветовом оформлении; однотонная сорочка в цветовой гамме - серая, белая, черная; аксессуары (галстук, поясной ремень и др.).
2.3.2. Для девочек и девушек - жакет, жилет, юбка или сарафан, классические брюки черного цвета (с использованием ткани в клетку в черно-белом цветовом оформлении); непрозрачная белая блузка с рукавом (длина блузки ниже талии); черное платье, которое дополнено съемным белым воротником, галстуком и др. Рекомендуемая длина платьев и юбок: не выше10 см от верхней границы колена и не ниже середины голени.
2.3. В холодное время года допускается ношение учащимися джемперов, свитеров и пуловеров сочетающейся цветовой гаммы.
2.4. Парадная одежда используется учащимися в дни проведения праздников и торжественных линеек:
2.4.1. Для мальчиков и юношей парадная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой сорочкой.
2.4.2. Для девочек и девушек парадная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой непрозрачной блузкой (длиной ниже талии).
2.5. Спортивная одежда используется учащимися на занятиях физической культурой и спортом. Спортивная одежда учащихся включает: белую футболку с коротким рукавом, спортивные трусы (шорты) или спортивные брюки – черного цвета, спортивный костюм для проведения уроком на улице, кеды или кроссовки. Спортивная одежда должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий.
2.6. Одежда должна быть чистой и выглаженной.
2.7.Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.
2.8.Все учащиеся 1 - 11 классов должны иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой. Запрещается ношение домашних тапочек без задника.
2.9. Учащимся запрещается ношение в школе:
2.9.1. Одежды ярких цветов и оттенков; одежды с декоративными деталями в виде заплат, с порывами ткани, с неоднородным окрасом ткани; одежды с яркими надписями и изображениями; одежды бельевого стиля; атрибутов одежды, закрывающих лицо; аксессуаров с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение, а так же спортивная одежда (спортивный костюм или его детали) за исключением уроков физической культуры, джинсы, одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);
2.9.2. Религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой.
2.9.3. Головных уборов в помещении школы.
2.9.4. Длинные волосы у девочек должны быть заплетены в косу , короткий волосы - прибраны заколками; мальчики и юноши – короткая стрижка.
Запрещаются экстравагантные стрижки и прически и окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.
2.9.5. Запрещено использовать в качестве деталей массивные серьги, броши кулоны, кольца.
2.9.6. Запрещено ношение пирсинга.
2.9.7. Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
3. Права и обязанности учащихся
3.1. Учащийся имеет право выбирать школьную одежду в соответствии с предложенными вариантами и обязаны в течение учебного года постоянно носить.
3.2. Содержать одежду в чистоте, относится к ней бережно, помнить, что внешний вид ученика – это лицо школы.
3.3. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную одежду.
3.4. Ученик имеет право самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары, к школьному костюму в повседневной жизни.
3.5. Ученики школы обязаны выполнять все пункты данного Положения.
4. Обязанности родителей
4.1. Приобрести учащемуся школьную одежду, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
4.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
4.3. Выполнять все пункты данного Положения.
5. Меры административного воздействия
5.1.Данное Положение является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению учащимися.
5.2. Несоблюдение учащимися данного Положения является нарушением Устава школы и Правил внутреннего распорядка учащихся.
5.3. О случае явки учащихся без школьной одежды и нарушением данного положения родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня.
6. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее положение
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с 28.01.2016 г.
6.2. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании управляющего совета Школы.
6.3. Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции.
Приложение № 4
Анкета
Вопрос | да | нет |
1.Нравится ли вам школьная форма? | | |
2.Удобно ли вам в школьной форме? | | |
3.Всегда ли вы носите школьную форму? | | |
4.Нужна ли школьная форма? | | |
Приложение № 5
Что хотели бы изменить в форме?
Меня всё устраивает!
Цвет одежды
Ничего
Вообще поменять на ту , которая была при СССР
Отменить
Свободная одежда