СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая разработка "Как лечились наши предки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация по окружающему миру на теме " как лечились наши предки".

Просмотр содержимого документа
«Как лечились наши предки»

МАОУ «Гимназия №1 г.Орска»

Учитель: Подгорнова Анна Михайловна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Программа: УМК «Гармония»

Тема: Как лечились наши предки.


Представление о результате:

Личностные (ЛР): -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные (МПР):

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: -учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре, в группе.


Цель урока: Знакомство с опытом предков по сохранению здоровья.


Задачи урока:

- повторить знания о строении организма человека;

- дать представление о том, кто лечил наших предков и какими способами;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь,

- воспитывать культуру поведения на уроке, умение работать в парах, в группах;

- воспитывать мотивацию к учению.


Оборудование урока: презентации, выполненные учениками проекты.


Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

УУД

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР самоконтроль; самооценка;

ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.

1. Включить детей в деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности

3. Воспитывать культуру поведения на уроке.

1.Проверка готовности к уроку.

-Проверьте готовность к уроку: учебник, тетради, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2. Создание эмоционального настроя.

Я спешу сказать вам - здравствуйте!

Чтоб пожелать вам здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем в классе

Прекраснейшего настроения!


Наш урок я хочу начать с притчи.

Одного мудреца спросили:

- Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?

Подумав, мудрец ответил:

- Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!

-Так, что же делает человека счастливым?


Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…


Сегодня на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Что для этого нужно знать?



Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;



Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
















Здоровье.









Нужно знать свой организм.

личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

регулятивные: самоконтроль; саморегуляция









2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний .


ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.


1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

2. Решать проблему с помощью выбранного метода.

Учитель предъявляет задание:


1. Вот и давайте с вами повторим, что мы знаем об организме человека. Начнем с «Блиц- опроса».


1. «Блиц-опрос».


1)С помощью какого органа дышит человек?

2)Что является главным отделением «внутренней кухни»?


3)Какой орган управляет работой всего организма?

4)Этот орган размером немногим больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

5)Этот орган похож на длинный извилистый коридор. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

6)Органы, которые можно сравнивать с огромной рекой, имеющей множество притоков, и в которой движется кровь.

-К какой системе они относятся?





2. Работа в группе.

- Продолжительность жизни измеряется годами, а качество- здоровьем. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. И он рано или поздно задумывается о здоровье. Неслучайно русский народ создал столько мудрых мыслей о здоровье.

Проект «Народная мудрость о здоровье».


3. Актуализация знаний.


- Но, к сожалению, бывает так, что в организме человека какой-то орган дает сбой и человек заболевает. Что делать, если вы уже заболели?

- Что надо знать для того ,чтобы вызвать врача? - Какую помощь оказывает врач? ( Ставит диагноз, объясняет способ лечения, выписывает рецепт).

- Можно ли заниматься самолечением?





Ученики слушают задание, выполняют его.

«Блиц-опрос».






Легкие


Желудок



Мозг


Сердце




Кишечник






Сосуды



Мозг –нервная система, почки –выделительная, сердце –кровеносная, кишечник –пищеварительная, легкие – дыхательная


Работа в группе (собирают рассыпанные пословицы.)

Проверка








Вызвать врача, а если очень плохо,то «Скорую помощь».


Телефон поликлиники, телефон скорой помощи - 03, свои фамилию, имя, дату рождения, домашний адрес.

Нет. Мы не можем определить заболевание и правильно его лечить.



личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия, занимать активную познавательную позицию


регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, коррекция( внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия), саморегуляция


познавательные: повторение знаний об организме человека;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

ПР: знать понятия организм, органы.

1. Определить тему и цель урока.

2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.



- Молодцы! Каждый из вас посещает различных врачей по мере необходимости. Сегодня, пожалуй, нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек? (Нет.) А что же делали люди? К кому обращались за помощью? Чем лечились?


Выявление темы, задач урока.

-Так о чем же сегодня пойдет речь на уроке, какая тема?

Цель нашего урока- Знакомство с опытом предков по сохранению здоровья.

Каие задачи мы поставим перед собой?















Тема нашего урока «Как лечились наши предки».


1. Повторить знания о строении нашего организма.

2. Узнать кто занимался лечением на Руси.

3.Узнать традиции предков в исцелении от болезней.


личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.


регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование


познавательные: общеучебные УД


4. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебный умений

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

находить в тексте ответы на вопросы; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре.

ПР: знать понятия: лекарь, знахарь, лекарственные растения.


1. Выявить новые знания, понятия.

2. Развивать умение работать коллективно.

( создание проектов, презентаций)

- Так как материала по данной теме в учебнике мало, то мы с ребятами решили добывать знания по данной теме самостоятельно . Каждая группа получил свою небольшую тему и должна была , используя дополнительную литературу, приготовить проект. В ходе нашего урока мы должны будем расширить свои знания .

1.Работа с учебником.

Прочтите начало стихотворения с. 61


-Кто же лечил людей в старину? Без больницы люди жили,

Знахари людей лечили: От озноба зверобоем,

От зубов – льняным настоем, От ожогов – бузиной А от ран – землей родной.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабьи,

Приговоры знают бабьи.

Набормочут разных слов-

И, глядишь, больной здоров!

Жив – здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен!


2.Презентация

Слайд 1.

Наши предки жили в такое время, когда медицина только начинала развиваться. Все методы лечения у них были основаны на знаниях знахарей и ведунов. В основном использовались лекарственные растения и настойки из них, заговоры, банные процедуры, всевозможные закаливания и прочие народные приёмы.


Слайд 2.

На Руси люди верили в «сглаз», порчу вот и обращались к целителям, знахарям. Знахарь -  деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги. Они при лечении людей пользовались заговорами и ритуалами. Они понимали, что словом можно и убить, и исцелить.

Знахари при лечении людей пользовались заговорами и ритуалами. Они понимали, что словом можно и убить, и исцелить. Хорошее слово лечит, а бранное разрушает. Главное условие для достижения положительного результата – это искреннее отношение и яркий образ при использовании заговора. Были заговоры на здравие, на доброе потомство, на счастье, на любовь, на оберег дома, от порчи, от бессонницы, от болезней и др.Лечили травами, и даже современная медицина признает этот способ лечения.

3.Выступление детей о лекарственных растениях. Слайды

Стихи-загадки:

1. Жгусь, а не огонь,

С листочками, а не дерево. (Крапива.)

2. Я не охотник, не злодей. Я сам готов лечить людей. Меня же вдруг назвали так, Что будто я зверям враг! (Зверобой)

3.Кажется, солнце в цветочек вошло, Желтое донце в лучах расцвело, Вдоль по дорожкам, сзывая ребят, Солнца на ножках, качаясь, стоят. Залит лучами зеленый лужок. Солнце над нами и солнце – у ног! ( ромашка)

4. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти. Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

5. Свежа, красна, полезна, вкусна. И морозить, и мочить, и варенье варить, И в морс годиться – не даст простудиться. В лес иди-ка – там ягодка --….. (брусника)

У - Какие еще лекарственные травы вы знаете?

Бусы красные висят,

Из куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина, витаминное средство

от простуды.)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник, богат витаминами.)












Работа с учебником.

























































Отгадывание загадок и сообщения детей о лекарственных растениях.




личностные: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, находить в тексте ответы на вопросы; регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, коррекция( внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия), саморегуляция

познавательные: общеучебные УД, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).

регулятивные: ориентироваться в учебнике, работать по предложенному плану

коммуникативные формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста)


5. Физминутка.


Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова . (Вращение головой в стороны)

Раз – два – три – четыре – пять, надо ноги нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть? (Есть)

Что ж, пора на место сесть! (Дети садятся.)






- Лечение травами – это своего рода наука. Нужно знать, какое растение, от каких болезней помогает, когда и какие его части надо собирать, как правильно засушивать и заваривать, делать настойки.

4. Проект- презентация «Правила сбора и сушки лекарственных растений»

( Саурова П, Тумасова О.)

- Но, если уж вам самим когда-нибудь придется заняться сбором лекарственных растений, помните, ребята, о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.


5. Работа в тпо парами.



- А кто знает , что такое мыльня?

- От какого слова произошло это слово?


- Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах, когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой веник и посудину с квасом.


Расскажу-ка я вам коротенькую историю, которую нашла в одной из старых книг…


«Тогда я был совсем маленьким и приехал в деревню в первый раз.

Случилось так, что моя бабушка простудилась и слегла. Однако от всяких лекарств и микстур отказалась. «Настя придет с покоса и меня выправит», – говорила она.

Вот пришла, наконец, Настя, большая сильная женщина, а я играть побежал. Долго играл, а когда захотелось есть, примчался домой.

Помнил – в печи чугунок с вареной картошкой стоял. Отодвинул заслонку, а там, в печи... бабушка.

Перепугался – страсть! Вылетел на улицу и кричу не своим голосом: «Мама! Настя бабушку испекла!»

Успокоила меня мама. Зашли мы в избу, а там уже и бабушка сидит – живехонька. Она, оказывается, парилась в печке по Настиному совету.

Вот так печь! Она при случае и вместо бани может послужить.»


- Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. И если уж им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения.

- Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах. Париться в печах была неудобно, поэтому и стали строить бани на берегах речек и прудов. Как вы думаете почему? (Потому что рядом вода была.)


6. Проект- презентация «История бани».

(Хлоповских В., Солопов И., Тартыгин С.)


-Ну а что сказать о вениках?

Березовый символ русской бани. Его листья рекордсмены, скорее всех других выгоняют «дурной» пот. Вслед за ним по популярности – дубовый и смородиновый.









Выступление учеников с проектом- презентация «Правила сбора и сушки лекарственных растений»








Работа парами.





№ 36 с. 17 (морс, мыло, малина, фильтр, знахарь, мята, МЫЛЬНЯ)

Проверка кроссворда.






















































Выступление учеников с проектом- презентация

«История бани.»



6. Подведение итога урока.

регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние

ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы.


МПР: оценивать свои достижения.

1. Рефлексия деятельности на уроке.


2. Самооценка собственной деятельности.

- Давайте подведем итоги урока, чему научились, все ли задачи решили?

Вывод: наши предки активно изучали природу и для лечения от болезней использовали отвары целебных трав, мёд, бани, молитву…

Несмотря на достижения современной медицины, люди и сегодня не забыли опыт предков.


Рефлексия (Лист березы)


Ученики подводят итог урока.










Оценивают свое эмоциональное состояние.


2



Просмотр содержимого презентации
«КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ»

Наши предки жили в такое время, когда медицина только начинала развиваться. Все методы лечения у них были основаны на знаниях знахарей и ведунов. В основном использовались лекарственные растения и настойки из них, заговоры, банные процедуры, всевозможные закаливания и прочие народные приёмы.

Наши предки жили в такое время, когда медицина только начинала развиваться. Все методы лечения у них были основаны на знаниях знахарей и ведунов. В основном использовались лекарственные растения и настойки из них, заговоры, банные процедуры, всевозможные закаливания и прочие народные приёмы.

Знахарь  -   деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги.  Они при лечении людей пользовались заговорами и ритуалами. Они понимали, что словом можно и убить, и исцелить.

Знахарь  -   деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги. Они при лечении людей пользовались заговорами и ритуалами. Они понимали, что словом можно и убить, и исцелить.

Крапиву применяли от болей в суставах, при желтухе, собачьих укусах, как мочегонное.  Наши предки с успехом применяли и семена крапивы.

Крапиву применяли от болей в суставах, при желтухе, собачьих укусах, как мочегонное.

Наши предки с успехом применяли и семена крапивы.

Зверобой применялся наружно для обработки нарывов и язв.

Зверобой применялся наружно

для обработки нарывов и язв.

Ромашковый настой часто использовали для того, чтобы вылечить кашель. Ещё этот настой был противовоспалительный.

Ромашковый настой часто

использовали для того,

чтобы вылечить кашель.

Ещё этот настой был

противовоспалительный.

Свежие листья подорожника хорошо известны как болеутоляющее и антисептическое средство.

Свежие листья подорожника хорошо известны как болеутоляющее и антисептическое средство.

Плоды брусники – замечательное общеукрепляющее средство.

Плоды брусники – замечательное общеукрепляющее средство.

Из цветков липы готовили лечебный чай. Липовый цвет - один из старейших народных лекарственных препаратов, зарекомендовавший себя как потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное средство.

Из цветков липы готовили лечебный чай. Липовый цвет - один из старейших народных лекарственных препаратов, зарекомендовавший себя как потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное средство.

Малина издавна широко применялась в народной медицине для предотвращения и лечения простудных заболеваний, обладая при этом мощным жаропонижающим свойством.

Малина издавна широко применялась в народной медицине для предотвращения и лечения простудных заболеваний, обладая при этом мощным жаропонижающим свойством.

Люди с испокон веков очень бережно относились к берёзе. Ещё наши предки подметили лечебные свойства берёзы, как универсального целителя. В лечебных целях использовалось буквально всё: берёзовые почки, сок, пыльца, листья, кора, серёжки, корни, дёготь и берёзовый гриб Чага.

Люди с испокон веков очень бережно относились к берёзе. Ещё наши предки подметили лечебные свойства берёзы, как универсального целителя. В лечебных целях использовалось буквально всё: берёзовые почки, сок, пыльца, листья, кора, серёжки, корни, дёготь и берёзовый гриб Чага.

Знахари на протяжении всей истории человечества искали, составляли исцеляющие снадобья. Главное в приготовлении снадобья – не только состав и вес компонентов, но также время варки и поочерёдность закладки трав, кореньев, плодов.

Знахари на протяжении всей истории человечества искали, составляли исцеляющие снадобья. Главное в приготовлении снадобья – не только состав и вес компонентов, но также время варки и поочерёдность закладки трав, кореньев, плодов.

Просмотр содержимого презентации
«сбор лек трав»

Подорожник - трава

Подорожник - трава

Черничная полянка

Черничная полянка

Цветы лопуха

Цветы лопуха

Шиповник -плоды, цветки и листья Боярышник -плоды, цветки и листья Зверобой -цветки и листья Земляника -цветки и листья Душица -цветки и листья Малина -цветки и листья, ягоды. Рябина –плоды черная смородина -листья, молодые побеги Мята -стебли, листья и цветки Облепиха -плоды, листья Брусника -плоды, цветки и листья мать-и-мачеха -листья и цветки Чебрец -стебли, листья и цветки Ежевика -листья, ягоды, цветки.
  • Шиповник -плоды, цветки и листья
  • Боярышник -плоды, цветки и листья
  • Зверобой -цветки и листья
  • Земляника -цветки и листья
  • Душица -цветки и листья
  • Малина -цветки и листья, ягоды.
  • Рябина –плоды
  • черная смородина -листья, молодые побеги
  • Мята -стебли, листья и цветки
  • Облепиха -плоды, листья
  • Брусника -плоды, цветки и листья
  • мать-и-мачеха -листья и цветки
  • Чебрец -стебли, листья и цветки
  • Ежевика -листья, ягоды, цветки.

Листья сушатся в проветриваемом помещении.  Их раскладывают на ткань и прикрывают, защищая от пыли и насекомых

Листья сушатся в проветриваемом помещении. Их раскладывают на ткань и прикрывают, защищая от пыли и насекомых

Ягоду сушат под солнцем

Ягоду сушат под солнцем

При сушке ягоду надо прикрывать марлей или сеткой

При сушке ягоду надо прикрывать марлей или сеткой

Ягоду для сушки собирают слегка переспевшей

Ягоду для сушки собирают слегка переспевшей

Ромашка лекарственная

Ромашка лекарственная

Шиповник

Шиповник

Мята и мелисса

Мята и мелисса

Календула лекарственная

Календула лекарственная

Цветки малины

Цветки малины

Просмотр содержимого презентации
«баня»

Наши предки издавна верили в целебную и очистительную силу бань, связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть болезнь. Человек, посетивший баню становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси поговаривали:

Наши предки издавна верили в целебную и очистительную силу бань, связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть болезнь. Человек, посетивший баню становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси поговаривали:

Баня по-чёрному —  это низкая избушка, с крохотным окошком, низкой дверью и высоким порогом. Именно поэтому жар в этой бане держится у пола. Внутри, у входа, чаще справа, была сложена печь-каменка.  Русскую баню по-чёрному можно всегда определить по дыму, который выходит из всех щелей, дверей и окон

Баня по-чёрному — это низкая избушка, с крохотным окошком, низкой дверью и высоким порогом. Именно поэтому жар в этой бане держится у пола. Внутри, у входа, чаще справа, была сложена печь-каменка. Русскую баню по-чёрному можно всегда определить по дыму, который выходит из всех щелей, дверей и окон

Банник  В русской мифологии дух рода Нежити,  поселяющийся в бане

Банник В русской мифологии дух рода Нежити, поселяющийся в бане

Общественные бани

Общественные бани