СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая разработка лабораторного занятия по теме «Получение метана и изучение его свойств. Получение этилена и изучение его свойств».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка лабораторного занятия по теме  «Получение метана и изучение его свойств. Получение этилена и изучение его свойств» содержит технологическую карту занятия и инструкционно-технологическую  карту на выполнение лабораторной работы.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка лабораторного занятия по теме «Получение метана и изучение его свойств. Получение этилена и изучение его свойств».»



Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № от «___»___________ 20__.
Председатель ЦМК
Смирнова З. М._______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«____» _________2020 г.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ





Дисциплина «Химия»

Тема: «Получение метана и изучение его свойств. Получение этилена и изучение его свойств»




Курс – I

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Количество часов – 2

Автор:

преподаватель химии

Звягинцева О.В.











Севастополь 2020 г.




Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


Учебно-методическая разработка лабораторного занятия


Учебная дисциплина «Химия»


Тема «Получение метана и изучение его свойств. Получение этилена и изучение его свойств»

Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


Вид занятия (тип) – лабораторное занятие

1. Актуальность темы: углеводороды широко распространены в природе: входят в состав природного газа, нефти, твердых горючих ископаемых. Они лежат в основе всех классов биологически активных веществ, находят широкое применение в органическом синтезе и медицине.

2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

-правила по ТБ при работе в лаборатории с химическими веществами;

-химические свойства метана и этилена;

- получение метана из ацетата натрия и получение этилена из этанола;

-методику проведения опытов получения метана из ацетата натрия и получения этилена из этанола;

- методику проведения опытов галогенирования (обесцвечивания бромной воды) и окисления (обесцвечивания раствора перманганата калия).

Уметь:

-работать в лаборатории, выполняя правила по ТБ;

-собирать простейшие лабораторные установки;

-проводить простейшие лабораторные опыты по получению метана и этилена и опыты, изучающие свойства метана этилена;

-составлять химические уравнения химических свойств и уравнения получения метана и этилена.


б) Развивающие цели:

- развитие умения применять теоретические знания для объяснения способов получения, химизма протекающих реакций;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, химического мышления,

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование умения систематизировать, анализировать, выделять главное, обобщать.


в) Воспитательная:

– воспитывать умения работать в лаборатории, соблюдая правила по ТБ;

- воспитывать аккуратность в процессе выполняемой работы;

- воспитывать интерес к органической химии и потребность в приобретении знаний.

Межпредметные связи : общая и неорганическая химия

Формы и методы: репродуктивный, частично-поисковый


2.1 Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

3. Содержание лабораторной работы

План

I. Получение и изучение свойств метана

I I. Получение и изучение свойств этилена

4. Организационно-деятельностная структура занятия



п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Время в мин.

1

2

3

4

5

I

Подготовительный этап

1. Организация занятия:
- проверка внешнего вида, заполнение журнала.


2. Постановка учебных целей и мотивация занятия.



3. Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:




Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию.



Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Отвечают устно (фронтальный опрос)



Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих;

Проводит инструктаж по

выполнению работы (последовательность и аккуратность);

Объявляет тему, план и мотивацию занятия. Обращает внимание на актуальность темы.


Опрашивает, оценивая исходные знания студентов:

1. Что такое углеводороды? Какие известны классы углеводородов?

2. Что такое алканы? Назовите гомологический ряд алканов, приведите примеры в структурном виде.

3. Какие типы реакций характерны для предельных углеводородов? По какому механизму они протекают?

4. Что такое алкены? Назовите гомологический ряд алкенов, приведите примеры в структурном виде.

5. Какие типы реакций характерны для алкенов?


3'













10'


II

Основной этап.

Самостоятельная аудиторная работа студентов




Проводят опыты, соблюдая правила по ТБ, записывают в рабочие тетради наблюдения и выводы, приводят в порядок посуду, реактивы и лабораторный стол. (Приложение 1)


Контролирует и направляет самостоятельную аудиторную работу студентов на занятии.


50'





III

Заключительный этап
1. Контроль и коррекция уровня умений и навыков.
Тесты итогового контроля.


2. Рефлексия результатов обучения.
Подведение итогов занятия.
3.Домашнее задание.






Отвечают на тесты конечного уровня знаний.

(Приложение 2)

Подведение общих итогов, в том числе дают ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели?

Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.




Оценка результатов занятия:
- тестовый контроль;
- проверка результатов самостоятельной работы студентов по тетрадям.

Оценка учебного занятия преподавателем.

Выставляет оценки.

Проводит инструктаж по домашнему заданию.

Объявляет задания.






15'




5'










5'


5. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Ерохин Ю.М.Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014, стр.334-348.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014

2. Химия: практикум: учебное пособие для студ.учреждений сред.проф.образования /[О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Н.М. Дорофеева]; под ред. О.С. Габриеляна. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.





Приложение 1.

Инструкционно-технологическая карта на выполнение лабораторной работы № 8.


Лабораторная работа № 8

Тема: Получение метана и изучение его свойств. Получение этилена и изучение его свойств

Цели работы : познакомиться с лабораторными способами получения метана и этилена и изучить их свойства.

Реактивы и оборудование: ацетат натрия, натронная известь, раствор перманганата калия, раствор бромной воды, этиловый спирт, серная кислота, песок, горелка, ступка, пестик, стеклянная лопатка, прибор для получения газа, металлический штатив, штатив с пробирками.

Ход работы :

Опыт 1. Получение и изучение свойств метана

В две пробирки налейте по 2мл подкисленного раствора перманганата калия (1–2 капли концентрированной серной кислоты) и раствора бромной воды.

В ступке тщательно перемешайте натронную известь с ацетатом натрия и поместите смесь в сухую пробирку (высота слоя 6 -10 мм). Натронная известь представляет собой смесь гидроксида натрия с гидроксидом кальция в отношении 1:2 для предотвращения разрушения стекла щелочью

Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Опустите конец газоотводной трубки в раствор перманганата калия. Укрепите пробирку в зажиме штатива горизонтально и нагрейте смесь в пламени горелки. Пропустите метан поочередно через подкисленный раствор перманганата калия и бромную воду. Пропускание газа проводят в течение 20–30 с


Вопросы и задания

1 Как изменяется окраска растворов перманганата калия и бромной воды при пропускании через них метана? Что наблюдаете? Дайте объяснение.

2. Составьте уравнение реакции получения метана

3. Сделайте вывод о химической активности алканов на примере метана по его отношению к цветным реактивам.


Опыт 2. Получение и изучение свойств этилена

В сухую пробирку поместите две стеклянные лопатки сухого песка, налейте 1 мл этанола и осторожно 3 мл концентрированной серной кислоты, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите ее в штативе и осторожно нагрейте содержимое пробирки, не допуская сильных толчков реакционной смеси.

Пропустите выделяющийся газ поочередно через подкисленный раствор перманганата калия и бромную воду.










Опыт 3. Окисление этилена кислородом воздуха (горение).

Вынув газоотводную трубку из раствора и повернув ее отверстием кверху, подожгите выделяющийся газ.


Вопросы и задания

1. Как изменяется окраска растворов перманганата калия и бромной воды при пропускании через них этилена? Что наблюдаете? Дайте объяснение. Напишите уравнения проведенных реакций.

2. Каким пламенем горит этилен? Почему?

Сделайте общий вывод о проделанной работе.






Приложение 2.


Тесты итогового контроля


1 вариант

  1. Формулы только алканов записаны в ряду:

а) C4H10 , C2H6 , C3H8

б) C2H2 , C3H8 , C6H6

в) C3H6 , C2H4 , C6H14

г) C6H6 , C4H8 , C2H6 ?

  1. При гидрировании алкенов образуются:

а) алканы б) алкины в) алкадиены г) спирты

  1. Укажите валентный угол в молекуле этена:
а)  120° б) 109° 28' в) 90° г) 180°
  1. Общая формула алкенов:

а) CnH2n+2                 б) CnH2n                     в) CnH2n-2                       г) CnHn

  1. Этиленовые углеводороды можно отличить от алканов с помощью

    а) бромной воды  б) медной спирали  в) этанола     г) лакмуса


  1. Сколько атомов водорода имеет этот углеводород С–С–С–С–С?
а)  9 б) 10 в) 11 г) 12
  1. Формула гомолога бутана:

а)  С5Н8 б) С5Н10 в) С5Н12

  1. Соединения, сходные по химическим свойствам, составу, отличающиеся группой (-СН2-), называют:
а)  аналогами б) гомологами в) изомерами г) углеводородами
  1. Углеводород СН3-СН(С2Н5)-СН2-С(СН3)2-СН3 имеет такое систематическое название:

а) 2-этил-4,4-диметилпентан; б) 2,2-диметил-4-этилпентан;

в) 1,1,1,3-тетраметилпентан; г) 2,2,4-триметилгексан

  1. Выберите три верных ответа.

Алкены могут реагировать с:

а) водородом б) натрием в) гидроксидом натрия

г) бромом д) бромоводородом е) метаном






2 вариант

  1. Формулы только алкенов записаны в ряду:

а) C3H6 , C2H4 , C6H12

б) C4H10 , C2H6 , C3H6

в) C2H2 , C3H8 , C6H6

г) C6H6 , C4H8 , C2H6 ?

  1. Превращение бутана в бутен относится к реакции:

  а) полимеризации б) дегидрирования в) дегидратации  г) изомеризации

  1. Укажите валентный угол в молекуле этана:
а)  120° б) 109° 28' в) 90° г) 180°
  1. Общая формула алканов:

а) CnH2n+2                      б) CnH2n                       в) CnH2n-2                            г) CnHn

  1. Отличить этен от этана можно с помощью любого из реактивов:

а) бромная вода и водород б) р-р KMnO 4  и Cu(ОН) 2

в) р-р KMnO4  и бромная вода г) хлор и водород

  1. Сколько атомов водорода имеет этот углеводород С–С=С–С–С?
а)  9 б) 10 в) 11 г) 8
  1. Формула гомолога пентана:

а)  С3Н8 б) С3Н4 в) С3Н6

  1. Вещества одинакового состава, но различного строения и с различными свойствами называют:

а)  изотопами б) гомологами в) изомерами г) аналогами

  1. Углеводород СН3СН=С(СН3)С(СН3)2СН2СН3 имеет такое систематическое название:

а) 3,4,4- триметилгексен -1                  б) 3,4-диметилгексен-2

в) 3,4,4- триметилгексен-2                    г) 3,3,4 триметилпентен-3

  1. И бутан, и бутен вступают в реакцию с

а) хлором б) бромной водой в) водородом г) раствором перманганата калия



Ответы на тесты:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

а

а

а

б

а

г

в

б

г

агд

Вариант 2

а

б

б

а

в

б

а

в

в

а