СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая разработка лабораторного занятия по теме «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка лабораторного занятия по теме "Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины" содержит технологическую карту занятия и инструкционно-технологическую  карту на выполнение лабораторной работы.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка лабораторного занятия по теме «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол №3 от «___»___________ 2019г.
Председатель ЦМК
Смирнова З. М._______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«____» _________2019 г.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ





Дисциплина «Химия»

Тема «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»



Методическая цель занятия «Профессионально - ориентированное обучение химии для успешной реализации ФГОС среднего профессионального образования. Обеспечение междисциплинарной интеграции и адаптации при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин».

Курс – I

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Количество часов – 2

Автор:

преподаватель химии

Звягинцева О.В.











Севастополь 2019 г.


Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


Учебно-методическая разработка лабораторного занятия


Учебная дисциплина «Химия»


Тема «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»

Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


Вид занятия (тип) – лабораторное занятие

1. Актуальность темы

Нефть и продукты ее переработки давно называют черным золотом. Однако широкому кругу общественности известны в основном их полезные промышленные качества. Что же касается целебных свойств, то о них мы знаем намного меньше. Наиболее распространенными продуктами переработки нефти, применяемыми в медицине, являются озокерит, нафталан, парафин и керосин.

Практически все продукты нефтепереработки нашли широкое применение в лечении самых разных заболеваний. Множество медицинских препаратов изготавливаются из углеводородов – производных нефтепродуктов. К таким препаратам относят аспирин, фенилсалицилат, вазелин, стрептоцид, антибиотики, различные антисептики и противоаллергические вещества.

Каучук широко применяется во всех областях промышленности и народного хозяйства. Области применения каучука очень велики.

Каучуки используются в производстве изделий медицинского назначения (трубки для переливания крови, зонды, катетеры, перчатки), в т. ч. для санитарии и гигиены (грелки, пузыри для льда, соски) и пр. В медицине широко применяется кремнийорганический каучук, например, диметилсилоксан, свойства которого удовлетворяют многим медицинским требованиям. Его используют для изготовления протезов различных частей организма, например, сердечного клапана, молочной железы и др., а также в качестве имплантатов для носа, подбородка, пальцевых суставов и др.; он также наиболее подходит для оксигенаторных мембран.

2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

-состав и физические свойства нефти;

- основные фракции нефти;

- области применения нефтепродуктов;

- свойства каучуков и резин.

Уметь:

- работать с образцами коллекции «Нефть и продукты ее переработки»;

- работать с образцами коллекции «Каучуки и образцы изделий из резины»;

- самостоятельно работать с новыми источниками информации;
- давать характеристику нефти и каучукам.

б) Развивающие цели:

- развитие познавательных способностей и активности студентов, химического мышления,

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.

в) Воспитательная:

- воспитывать аккуратность в процессе выполняемой работы;

- воспитывать интерес к органической химии и потребность в приобретении знаний.

2.1 Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Оснащение рабочего места: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины».

3. Содержание лабораторной работы

План

I. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

1. Рассмотрите образцы нефти и нефтепродуктов из коллекции

2. Ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме

3. Заполните таблицу 1

I I. Ознакомление с коллекцией «Каучуки и образцы изделий из резины».

1. Рассмотрите образцы каучуков и изделий изрезины

2. Ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме

3. Заполните таблицу 2

4. Организационно-деятельностная структура занятия



п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Время в мин.

1

2

3

4

5

I

Подготовительный этап

1. Организация занятия:
- проверка внешнего вида, заполнение журнала.


2. Постановка учебных целей и мотивация занятия.



3. Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:




Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию.



Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Отвечают устно (фронтальный опрос)



Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих;

Проводит инструктаж по

выполнению работы (последовательность и аккуратность);

Объявляет тему, план и мотивацию занятия. Обращает внимание на актуальность темы.


Опрашивает, оценивая исходные знания студентов:

1.Почему нельзя записать формулу нефти?

2.Каков состав нефти?

3.Что такое перегонка нефти?

4.Какие продукты получают перегонкой нефти?

5.Что такое крекинг?

6.Какие продукты получают крекингом нефти?

7. К каким органическим соединениям относятся каучуки?

8. На какие группы делятся каучуки по их назначению?

9.Каковы отличительные свойства резины и каучука? Почему?


3'











10'


II

Основной этап.

Самостоятельная аудиторная работа студентов





Работают с коллекциями «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины», заполняют таблицы.

(Приложение 1)


Контролирует и направляет самостоятельную аудиторную работу студентов на занятии.


60'





III

Заключительный этап
1. Контроль и коррекция уровня умений и навыков.
Тесты итогового контроля.

2. Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие студенты.

3.Домашнее задание.






Отвечают на тесты конечного уровня знаний.

(Приложение 2)

Подведение общих итогов, в том числе дают ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели?





Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.


Оценка результатов занятия:
- тестовый контроль;
- проверка результатов самостоятельной работы студентов по тетрадям.

Оценка учебного занятия преподавателем.

Выставляет оценки.







Проводит инструктаж по домашнему заданию.

Объявляет задания.




20'




5'










5'


5. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Ерохин Ю.М.Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014, стр.361-367.

Приготовить сообщения «Применение каучуков в медицине», «Применение продуктов переработки нефти в медицине».

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Ерохин Ю.М.Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014


Интернет-ресурсы

https://medn.ru/statyi/lechenieproduktamineftepe.html

https://бмэ.орг/index.php/%D0%9A%D0%90%D0%A3%D0%A7%D0%A3%D0%9A%D0%98


Приложение 1.

Инструкционно-технологическая карта на выполнение лабораторной работы № 8.


Лабораторная работа №8

Тема: Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

Цели работы : Ознакомиться с важнейшими продуктами, получаемыми при промышленной переработке нефти методами перегонки и крекинга. Ознакомиться с образцами каучуков и резин, изделиями из них; изучить свойства каучуков и резин.

Оборудование: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины».

Ход работы :

Задание № 1. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Рассмотрите выданную вам коллекцию. При помощи учебника заполните таблицу № 1.

Таблица № 1. Фракции перегонки нефти.

Название фракции

Свойства (агр. сост., цвет)

Углеродный состав

Применение

Бензин




Лигроин




Керосин




Газойль /соляровое масло/




Мазут




Гудрон





Задание № 2. Ознакомление с коллекцией «Каучуки и образцы изделий из резины».

Рассмотрите выданную вам коллекцию. При помощи учебника заполните таблицу № 2.

Таблица № 2. Важнейшие виды каучуков и их применение

Название

Исходные вещества (мономеры)

Химическая формула полимера

Применение

Бута­диено­вый каучук




Дивиниловый каучук




Изопреновый каучук




Хлоропреновый каучук




Бута­диен-стирольный каучук





Сформулируйте вывод по работе.

Приложение 2.


Тесты итогового контроля


1 вариант


1. Молекулярная формула натурального каучука -

а) (С 5Н 8) n

б) (С 6Н 10) n

в) (С 8Н 18) n

2. Мономер натурального каучука -

а) СН 2=СН 2

б) СН 2=С-СН=СН 2

|

СН 3

в) ) СН 2=С-СН=СН 2

|

Сl


3. Для натурального каучука характерны физические свойства -

а) эластичный, прочный, газо- и водонепроницаемый

б) твердость, легкость, водонепроницаемость

в) легкий, газообразный, прочный

4. Синтетический каучук впервые получил -

а) А.С. Лебедев

б) М.В. Ломоносов

в) А.М. Бутлеров

5. Степень полимеризации - это число -

а) мономеров

б) изомеров

в) элементарных звеньев

6. Резину получают из каучука в процессе

а) полимеризации

б) вулканизации

в) изомеризации

7. Ректификационные газы, образующиеся при перегонке нефти, содержат преимущественно

1) Этан и бутан

2) Бутан и пропан

3) Пропан и метан

4) Метан и этан

8. Укажите физический способ переработки нефти

1) Каталитический крекинг

2)Фракционная перегонка

3) Термический крекинг

4) Риформинг

9. Укажите верное суждение: А) качество бензина определяется его детонационной устойчивостью; Б) качество бензина характеризуется его октановым числом.

1) Оба суждение неверны

2) Верно только А

3) Верно только Б

4) Верны оба суждения


2 вариант


1. Структурная формула натурального каучука -

а) (-СН 2 -С = СН – СН 2-)n

|

СН 3

б) (- СН 2 -С = СН – СН 2 - )n

|

С1

в) (- СН 2 - СН = СН – СН 2- )n


2. К какому классу углеводородов относится изопрен -

а) алканы

б) алкены

в) алкадиены

3. Для натурального каучука характерны реакции -

а) присоединения

б) гидролиза

в) замещения

4. Вулканизация - это –

а) присоединение водорода

б) присоединение кислорода

в) присоединение серы

5. Чем отличается натуральный каучук от резины -

а) эластичностью

б) твердостью

в) хрупкостью

6. В ходе реакции Лебедева бутадиен-1,3 получается из

а) этилена

б) бутана

в) этанола

7. Нефть – это смесь, состоящая

1)Только из жидких углеводородов

2) Только из твердых углеводородов

3) Из жидких и растворенных в них газообразных и твердых углеводородов

4) Только из газообразных углеводородов

8. Укажите свойство, которое не относиться к нефти

1) Растворима в воде

2) Не имеет постоянной температуры кипения

3)Густая темная жидкость

4) Легче воды

9. Укажите верное суждение: А) перегонка нефти – это физический процесс; Б) крекинг – это физический процесс

1) Оба суждения неверны

2)Верно только Б

3)Верны оба суждения

4) Верно только А


11