Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол №3 от «___»___________ 2019г. Председатель ЦМК Смирнова З. М._______________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе ________________Полстянко Н.Н. «____» _________2019 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина «Химия»
Тема «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»
Методическая цель занятия «Профессионально - ориентированное обучение химии для успешной реализации ФГОС среднего профессионального образования. Обеспечение междисциплинарной интеграции и адаптации при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин».
Курс – I
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество часов – 2
Автор:
преподаватель химии
Звягинцева О.В.
Севастополь 2019 г.
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка лабораторного занятия
Учебная дисциплина «Химия»
Тема «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
Вид занятия (тип) – лабораторное занятие
1. Актуальность темы
Нефть и продукты ее переработки давно называют черным золотом. Однако широкому кругу общественности известны в основном их полезные промышленные качества. Что же касается целебных свойств, то о них мы знаем намного меньше. Наиболее распространенными продуктами переработки нефти, применяемыми в медицине, являются озокерит, нафталан, парафин и керосин.
Практически все продукты нефтепереработки нашли широкое применение в лечении самых разных заболеваний. Множество медицинских препаратов изготавливаются из углеводородов – производных нефтепродуктов. К таким препаратам относят аспирин, фенилсалицилат, вазелин, стрептоцид, антибиотики, различные антисептики и противоаллергические вещества.
Каучук широко применяется во всех областях промышленности и народного хозяйства. Области применения каучука очень велики.
Каучуки используются в производстве изделий медицинского назначения (трубки для переливания крови, зонды, катетеры, перчатки), в т. ч. для санитарии и гигиены (грелки, пузыри для льда, соски) и пр. В медицине широко применяется кремнийорганический каучук, например, диметилсилоксан, свойства которого удовлетворяют многим медицинским требованиям. Его используют для изготовления протезов различных частей организма, например, сердечного клапана, молочной железы и др., а также в качестве имплантатов для носа, подбородка, пальцевых суставов и др.; он также наиболее подходит для оксигенаторных мембран.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
-состав и физические свойства нефти;
- основные фракции нефти;
- области применения нефтепродуктов;
- свойства каучуков и резин.
Уметь:
- работать с образцами коллекции «Нефть и продукты ее переработки»;
- работать с образцами коллекции «Каучуки и образцы изделий из резины»;
- самостоятельно работать с новыми источниками информации;
- давать характеристику нефти и каучукам.
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности студентов, химического мышления,
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.
в) Воспитательная:
- воспитывать аккуратность в процессе выполняемой работы;
- воспитывать интерес к органической химии и потребность в приобретении знаний.
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Оснащение рабочего места: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины».
3. Содержание лабораторной работы
План
I. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
1. Рассмотрите образцы нефти и нефтепродуктов из коллекции
2. Ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме
3. Заполните таблицу 1
I I. Ознакомление с коллекцией «Каучуки и образцы изделий из резины».
1. Рассмотрите образцы каучуков и изделий изрезины
2. Ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме
3. Заполните таблицу 2
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | Подготовительный этап 1. Организация занятия: - проверка внешнего вида, заполнение журнала. 2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. 3. Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений: | Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию. Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. Отвечают устно (фронтальный опрос) | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих; Проводит инструктаж по выполнению работы (последовательность и аккуратность); Объявляет тему, план и мотивацию занятия. Обращает внимание на актуальность темы. Опрашивает, оценивая исходные знания студентов: 1.Почему нельзя записать формулу нефти? 2.Каков состав нефти? 3.Что такое перегонка нефти? 4.Какие продукты получают перегонкой нефти? 5.Что такое крекинг? 6.Какие продукты получают крекингом нефти? 7. К каким органическим соединениям относятся каучуки? 8. На какие группы делятся каучуки по их назначению? 9.Каковы отличительные свойства резины и каучука? Почему? | 3' 10' |
II | Основной этап. Самостоятельная аудиторная работа студентов | Работают с коллекциями «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины», заполняют таблицы. (Приложение 1) | Контролирует и направляет самостоятельную аудиторную работу студентов на занятии. | 60' |
III | Заключительный этап 1. Контроль и коррекция уровня умений и навыков. Тесты итогового контроля.
2. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие студенты. 3.Домашнее задание. |
Отвечают на тесты конечного уровня знаний. (Приложение 2) Подведение общих итогов, в том числе дают ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели? Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Оценка результатов занятия: - тестовый контроль; - проверка результатов самостоятельной работы студентов по тетрадям.
Оценка учебного занятия преподавателем. Выставляет оценки. Проводит инструктаж по домашнему заданию. Объявляет задания. | 20' 5' 5' |
5. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Ерохин Ю.М.Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014, стр.361-367.
Приготовить сообщения «Применение каучуков в медицине», «Применение продуктов переработки нефти в медицине».
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Ерохин Ю.М.Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014
Интернет-ресурсы
https://medn.ru/statyi/lechenieproduktamineftepe.html
https://бмэ.орг/index.php/%D0%9A%D0%90%D0%A3%D0%A7%D0%A3%D0%9A%D0%98
Приложение 1.
Инструкционно-технологическая карта на выполнение лабораторной работы № 8.
Лабораторная работа №8
Тема: Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины
Цели работы : Ознакомиться с важнейшими продуктами, получаемыми при промышленной переработке нефти методами перегонки и крекинга. Ознакомиться с образцами каучуков и резин, изделиями из них; изучить свойства каучуков и резин.
Оборудование: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины».
Ход работы :
Задание № 1. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Рассмотрите выданную вам коллекцию. При помощи учебника заполните таблицу № 1.
Таблица № 1. Фракции перегонки нефти.
Название фракции | Свойства (агр. сост., цвет) | Углеродный состав | Применение |
Бензин | | | |
Лигроин | | | |
Керосин | | | |
Газойль /соляровое масло/ | | | |
Мазут | | | |
Гудрон | | | |
Задание № 2. Ознакомление с коллекцией «Каучуки и образцы изделий из резины».
Рассмотрите выданную вам коллекцию. При помощи учебника заполните таблицу № 2.
Таблица № 2. Важнейшие виды каучуков и их применение
Название | Исходные вещества (мономеры) | Химическая формула полимера | Применение |
Бутадиеновый каучук | | | |
Дивиниловый каучук | | | |
Изопреновый каучук | | | |
Хлоропреновый каучук | | | |
Бутадиен-стирольный каучук | | | |
Сформулируйте вывод по работе.
Приложение 2.
Тесты итогового контроля
1 вариант
1. Молекулярная формула натурального каучука -
а) (С 5Н 8) n
б) (С 6Н 10) n
в) (С 8Н 18) n
2. Мономер натурального каучука -
а) СН 2=СН 2
б) СН 2=С-СН=СН 2
|
СН 3
в) ) СН 2=С-СН=СН 2
|
Сl
3. Для натурального каучука характерны физические свойства -
а) эластичный, прочный, газо- и водонепроницаемый
б) твердость, легкость, водонепроницаемость
в) легкий, газообразный, прочный
4. Синтетический каучук впервые получил -
а) А.С. Лебедев
б) М.В. Ломоносов
в) А.М. Бутлеров
5. Степень полимеризации - это число -
а) мономеров
б) изомеров
в) элементарных звеньев
6. Резину получают из каучука в процессе
а) полимеризации
б) вулканизации
в) изомеризации
7. Ректификационные газы, образующиеся при перегонке нефти, содержат преимущественно
1) Этан и бутан
2) Бутан и пропан
3) Пропан и метан
4) Метан и этан
8. Укажите физический способ переработки нефти
1) Каталитический крекинг
2)Фракционная перегонка
3) Термический крекинг
4) Риформинг
9. Укажите верное суждение: А) качество бензина определяется его детонационной устойчивостью; Б) качество бензина характеризуется его октановым числом.
1) Оба суждение неверны
2) Верно только А
3) Верно только Б
4) Верны оба суждения
2 вариант
1. Структурная формула натурального каучука -
а) (-СН 2 -С = СН – СН 2-)n
|
СН 3
б) (- СН 2 -С = СН – СН 2 - )n
|
С1
в) (- СН 2 - СН = СН – СН 2- )n
2. К какому классу углеводородов относится изопрен -
а) алканы
б) алкены
в) алкадиены
3. Для натурального каучука характерны реакции -
а) присоединения
б) гидролиза
в) замещения
4. Вулканизация - это –
а) присоединение водорода
б) присоединение кислорода
в) присоединение серы
5. Чем отличается натуральный каучук от резины -
а) эластичностью
б) твердостью
в) хрупкостью
6. В ходе реакции Лебедева бутадиен-1,3 получается из
а) этилена
б) бутана
в) этанола
7. Нефть – это смесь, состоящая
1)Только из жидких углеводородов
2) Только из твердых углеводородов
3) Из жидких и растворенных в них газообразных и твердых углеводородов
4) Только из газообразных углеводородов
8. Укажите свойство, которое не относиться к нефти
1) Растворима в воде
2) Не имеет постоянной температуры кипения
3)Густая темная жидкость
4) Легче воды
9. Укажите верное суждение: А) перегонка нефти – это физический процесс; Б) крекинг – это физический процесс
1) Оба суждения неверны
2)Верно только Б
3)Верны оба суждения
4) Верно только А
11