Региональная общественная МОУ Горошихинская ООШ
Организация «Творческий союз Туруханского района
Учителей». Красноярского края
Учебно-методическая статья: Применение наглядности на уроке истории.
Автор: учитель истории МОУ Горошихинская ООШ Штукерт Наталья Михайловна
Применение наглядности на уроке истории.
Учащиеся средней школы, особенно дети младшего возраста, имеют ограниченный запас исторических сведений, склонны модернизировать представления об отдалённых временах, которые они изучают в курсе истории, и в силу этого нуждаются в наглядных пособиях, с помощью которых они могли бы получить правильные представления и образы, ведущие их к обобщениям и выводам.
Для того чтобы представить ту или другую картину из жизни первобытного или рабовладельческого, феодального или капиталистического общества ученик должен иметь её в своём воображении, или, как говорят психологи воссоздать воображением. Для того чтобы по чертежу представить себе машину, аппарат, ту или другую их деталь, нужно развить в себе воссоздающее воображение.
Особенно большую роль играет воссоздающее воображение при изучении таких наук, объекты которых не могут быть знакомы из личного опыта. Это относится в особенности к истории; события далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку в которой они действовали, можно представить себе только с помощью воображения. Изучение истории не опирающееся на воссоздающее воображение остаётся на уровне механического запоминания слов.
Одним из существенных недостатков в обучении истории в ряде случаев является механическое запоминание текста учебника без осмысливания, без должного понимания того, что историю творят люди.
Наглядные, зрительные образы обеспечивают правильные, адекватные действительности представления. Воспроизведение того, что было воспринято раньше, может происходить в наглядной, образной форме – в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.
Наглядные образы, тесно связанные с обобщениями, служат опорой дальнейшего изучения истории. Образ средневековой ремесленной мастерской, полученный учащимися в 6 классе, не нуждается в подтверждении в курсе истории отечества 7 класса, зато в этом курсе учащиеся должны получить понятие об образовании всероссийского рынка, что достигается с применением соответствующих наглядных образов.
Роль наглядной опоры в мыслительной деятельности с возрастом заметно уменьшается, но никогда не устраняется полностью. Даже взрослый человек нуждается в ней в очень многих случаях, даже у него понимание достигается иногда только с опорой на наглядное восприятие.
Вместе с тем зрительные образы содействуют развитию творческого воображения, имеющего огромное значение в технике, в науке, в искусстве. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления или создаёт новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Зрительный образ, каким бы он не был ярким, может произвести на учащегося лишь общее, нередко довольно смутное впечатление, его познавательное значение будет ничтожно, если восприятие его не сопровождается словом.
Без живого слова учителя или ученика даже самые яркие наглядные пособия не окажут на учащихся должного воздействия, так как восприятие зрительных образов должно быть осмысленно.
Соотношение между словом и зрительным образом определяется конкретными педагогическими задачами: в одном случае наглядное пособие будет служить источником знаний учащихся, в другом – будет иллюстрировать рассказ учителя.
Таким образом сочетание слова и зрительного образа является необходимым условием приобретения учащимися исторических знаний, однако активизация работы учащихся, их самостоятельность в наблюдении и мышлении обеспечивают наибольшую эффективность обучения.
Наибольшая степень самостоятельности учащихся в сочетании слова и средств наглядности способствует созданию установки на наблюдение, на самостоятельные выводы, тогда как разъяснение учителем того, что учащиеся наблюдают, приводит к образованию направленности на воспроизведение знаний, полученных в данный момент или ранее. Иными словами, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя над зрительным образом, над изучением связей и зависимости в явлениях приводит к развитию наблюдательности, самостоятельности в выводах и суждениях, к творческой активности.
Типы и виды наглядных пособий
Многообразие средств наглядности и видов наглядных пособий по истории вызывает необходимость их научной классификации.
По содержанию различают изобразительные и условные наглядные пособия.
К изобразительным наглядным пособиям относятся: 1)репродукции исторических памятников и их реставрации, памятники письменности и пр.; 2)портреты исторических деятелей; 3) карикатуры; 4) реконструкции.
К условным наглядным пособиям относят графически выраженные обобщения и соотношения по времени и пространству. Здесь мы различаем: 1) карты – общие, тематические и контурные; 2) схемы – экономические, социально-политические, военно-исторические, таблицы – хронологические, синхронистические и текстовые.
По форме мы различаем печатные, экранные и самодельные. Экранные пособия в последние время получают всё большее распространение. Особенностью самодельных наглядных пособий является то, что исчерпать всего богатства их разновидностей нельзя так как они являются творческой работой учителя.
К печатным можно отнести: 1) настенные карты, картины, аппликации; 2) настольные – альбомы и атласы; 3) иллюстрации в учебнике.
К экранным пособиям относятся кинофильмы, диапозитивы, компьютерные технологии.
В самодельных пособиях выделяют две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и пр.; б) аппликации – заранее заготовленные рисунки; 2) объёмные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных – муляжи, модели, макеты, диорамы.
В данной работе я рассмотрю работу с учебной картиной и применение условно- графической наглядности.
Учебная картина, иллюстрация на уроках истории
Наиболее популярным наглядным пособием на уроках истории является историческая картина.
Учебная историческая картина отличается от художественного произведения дидактическими задачами: она часто является иллюстрацией к тому или иному параграфу учебника.
Каждая учебная историческая картина должна быть художественной, но не каждая художественная картина может быть использована в качестве учебной в узком смысле слова. Это можно пронаблюдать на примере. На одной выставке были экспонированы две картины на одну и ту же тему – «Победа. Берлин 1945г.» - художников П.А. Кривоногова и Д.К. Мочальского. Первого из них была отмечена государственной наградой и действительно обладает рядом художественных достоинств. У подножия здания рейхстага изображена ликующая масса советских бойцов. Настроение подъёма победившего народа художник передал с большим мастерством. Эта картина по силе идейно-политического и эстетического воздействия на учащихся достойна стать учебным наглядным пособием. Однако в учебно-познавательном отношении более содержательной является картина художника Мочальского. Перед нами разбитое снарядами здание рейхстага, увенчанное красным флагом. Бетонированный купол дота, следы упорных боев. Здесь же бойцы Советской Армии, боевая техника.
При отборе оригинала для наглядного пособия по данной теме вторая картина была признана наиболее пригодной применения на уроке, так как она давала ряд познавательных образов, связанных с характеристикой тяжёлых боёв и героических подвигов советских людей во время войны.
В ряде случаев к картине как произведению мы подводим учеников дважды: первый раз – при изучении её содержания в качестве иллюстрации или источника знаний по конкретной теме, второй раз – при изучении культурно-исторического материала программы для характеристики творчества художника. Так, картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» мы используем в 8 классе при изучении развития капитализма в пореформенной России и при изучении культуры России второй половины XIXв. для характеристики освободительных идей и высокого мастерства русского искусства.
Учебная историческая картина по содержанию должна удовлетворять следующим требованиям: она должна отвечать школьной программе; должна характеризовать типичные явления общественной жизни и в то же время показывать единичные исторические события на фоне общих черт эпохе; она должна давать динамические образы и др.
Наряду с указанными общими требованиями учебная историческая картина должна удовлетворять педагогическим требованиям. Памятники материальной культуры, составляющие исторический пейзаж, фон, на котором развёртывается действие, и фигуры людей должны быть достаточно крупными, контуры – чёткими, краски – светлыми, для того чтобы картина в целом была доступна для рассмотрения издали, по возможности с последних парт.
Методика работы с учебной исторической картиной
Подготовка учащихся к восприятию картины имеет большое значение. Отсутствие такой подготовки ведёт к отрицательным последствиям. Представленные самим себе, учащиеся могут дать неправильное истолкование содержания картины.
В методических руководствах к сериям картин по истории видное место отводится обычно вступительному очерку к картине. Назначение его состоит в том, чтобы дать учителю материалу, вводящий в содержание картины. Так объяснение картины «Жакерия» начинается с напоминания о времени и причинах столетней войны, о неудачах французов в битвах при Креси и Пуатье, о разорении крестьянского хозяйства бродячими рыцарскими отрядами, об усилении налогов и пр. Далее говорится о том как крестьяне сами организовали защиту от английских и французских рыцарей и в области Бовези уничтожили одну из рыцарских банд, что и послужило сигналом к для выступления крестьян в Пикардии.
Работа непосредственно с картиной проходит три стадии.
Первичное восприятие картины в целом.
В методическом руководстве к картинам по истории средних веков внимание учителя привлекается к толпе крестьян у стен замка. Наш взор привлекают замок, донжон, жилые и служебные помещения, обслуживающие бытовые и военные потребности феодала. Дальше переходим к деталям: замок окружают высокие стены с башнями, наполненный водой ров с обрывистыми берегами, частокол. Часть моста поднята вверх и служит защитой для ворот, окованных железом.
Общее ознакомление завершено.
От общего переходим к осмыслению сюжета по таким ступеням:
А) Жители ближайшего селения подверглись набегу бродячего отряда. Их дома и мельницы сожжены, имущество разграблено. Обращаем внимание на группу людей вокруг убитого крестьянина. Б) От этой группы переходим к рассмотрению массового движения. Разбойничьи отряды разбежались, а феодал скрылся в замке. Теперь злоба крестьян перекинулась на феодала. Вооружённые палками, вилами и ножами крестьяне идут на штурм замка. Рассказ подошел к кульминации. Рассматриваем оружие восставших, возы с сеном, с камнями и разной рухлядью, предназначенные для завала рва и поджога строений, лестницы.
Рассматриваем отдельные персонажи и группы: пеших крестьян и всадников, несчастного калеку и др.
В) На втором плане видим сцену боя на мосту. Из ворот выступил отряд рыцарей. За ними был поднят мост. Воспользовавшись ослаблением гарнизона восстали согнанные в замок крестьяне и челядь феодала. Пожар послужил сигналом к восстанию.
3. Теперь модно вести учащихся к выводу. По звуку боевой трубы всё новые потоки восставших стекались к замку, чтобы « истребить всех знатных людей». Показан стихийный характер восстания, его массовость и размах. Теперь следует отметить слабость движения. Следует отметить тот факт, что на знамёнах восставших изображена королевская лилия.
После убийства Гильома Каля крестьянские отряды, лишившись предводителя, были разбиты. Началась расправа с крестьянами.
О значении восстания в истории Франции сообщается учащимися после рассмотрения картины и закрепляется чтением соответствующего текста из учебника.
Указанные общие принципы работы с картиной могут и должны видоизменятся в зависимости от конкретных условий и от целей использования наглядного пособия. Картина может служить средством иллюстрации при устном изложении учебного материала учителем, он она быть источником знаний учащихся и, наконец, средством закрепления знаний.
Учебная историческая картина как источник знаний учащихся
Обычно такой цели служит типологическая картина. По руководством учителя ученики рассматривают картину В. В. Домогацского « В мастерской средневеково оружейника». Она является исходным материалом для беседы. Рассмотреть картину это только начало работы.
Картина рассказывает о том, как были вооружены рыцари, как создавалось оружие и снаряжение и др.
Рыцарское вооружение. Здесь необходимо остановиться на следующих моментах: а)дороговизна железного снаряжения.
б) Рыцарские доспехи: шлем с забралом, кольчуга, позднее панцирь -нагрудник, налокотники, поножи, оружие.
в) Феодальное войско.
Мастерская оружейника .а) Внешний вид мастерской. Ручные инструменты. б)Долголетняя выучка ремесленному мастерству. в) цеховая организация ремесленников. г) состав мастерской: мастер, подмастерья, ученики.
Рассматривая картину, мы анализируем её содержание, сопоставляем мастера и заказчика, выясняем взаимоотношения мастера и подмастерьев, синтезируем отдельные образы в целостную картину средневековой мастерской.
Экспериментальные исследования показали превосходство беседы по картине перед монологическим рассказом учителя, так как последний лишает учащихся полной интеллектуальной нагрузки и не содействует в достаточной степени развитию познавательных способностей.
Различные варианты работы с исторической картиной
Указанные выше приёмы не исчерпывают других возможных вариантов, таких как чтение при работе с картиной отрывков из произведений классиков марксизма и художественной литературы, вычерчивание планов и схем на классной доске, показ на карте.
В руководстве по картинам по истории средних веков в объяснительный текст включён ряд документальных отрывков, органически связанных с содержанием картины. Например для характеристики средневекового натурального хозяйства приводится отрывок из статьи Ф. Энгельса «О разложении феодализма и возникновении национальных государств».
Документы привлекаемые для работы с картиной могут быть самыми разными – актовые документы(«Русская правда»), хроники и летописи («Жакерия»), мемуары(«Записки Герберштейна» ) и др.
Работа с картиной как с произведением искусства
При изучении ряда культурно- исторических тем в курсе истории отечества перед преподавателем возникает вопрос о работе с картиной как с художественным произведением(например русское искусство XIXв).
При анализе картины как произведения искусства на уроке учитель сообщает биографию художника, рассказывает о его эпохе, разбирает сюжет картины и те изобразительные средства, которыми пользуется художник.
Возьмем, к примеру, методику разбора творчества П.А. Федотова.
Перед нами картина «Свежий кавалер». Написана она в 1846г. На ней изображён обнаглевший чиновник, считающий себя столпом николаевского режима. Детали картины красноречиво подчёркивают вконец опошлившуюся жизнь этого человека.
С комичным величием он показывает приколотый к халату только что полученный орден. Ноги босые. Прислуга с насмешкой показывает ему стоптанные сапоги с развалившимися подмётками. Вокруг следы ночного кутежа. Под столом фигура пьяного полицейского. На столе газета «Ведомости полиции».
В этой картине Федотов показал царство корыстолюбия, взяточничества, разврата, «торжества бесстыдной и наглой посредственности, бездарности», о котором писал Белинский Гоголю.
Применение условно-графической наглядности
Самодельные наглядные пособия предполагают личное участие учителя и учеников в их создании. К числу таких пособий относятся карты, схемы, таблицы, рисунки, объёмные наглядные пособия. Уже само название данной группы говорит о том, что они способствуют активизации учебной работы, и поэтому применение их в школе следует рекомендовать.
Рисунки на классной доске мы понимаем очень широко: учитель на доске, а ученики в тетрадях по ходу урока делают рисунки, чертят планы, схемы, диаграммы ,графики и пр.
Для разъяснения трудных и сложных понятий схематический рисунок учителя бывает подчас абсолютно необходим. Кроме того, изображая ряд условных знаков и символов, учитель не только разъясняет учебный материал, но и прочно закрепляет его в памяти учащихся.
Схемы и графики на уроках истории нашли широкое применение в силу того, что, с одной стороны, они являются наглядным изображением обобщённых представлений, ведущих к формированию понятий, а с другой - дают возможность учителю привлечь моторные образы наряду со слуховыми и зрительными.
Схемы помогают учащимся конкретнее представить себе связи и взаимозависимость между явлениями. Упрощая действительность, схема помогает выделить существенное и подвести ученика к овладению понятиями.
Аппликации
Аппликации являются средствами помогающими заинтересовать учащихся, закрепить в их памяти фактический материал, раскрыть те или иные понятия, подвести к обобщениям и выводам.
Под аппликациями в методике понимают обычно рисунки, напечатанные на бумаге или нарисованные от руки, вырезанные по контуру, которые сопровождают схематический меловой чертёж учителя на доске. По существу аппликации заменяют, рисунок учителя, который не умеет достаточно грамотно рисовать и ограничивается чертежом, схемой. Их назначение – иллюстрировать конкретными зрительными образами схему, оживить сухой графический материал.
Аппликации служат средством воссоздания картины, сопровождающей рассказ учителя. По ходу рассказа он чертит на доске схему и пластилином налепляет соответствующие фигурки.
Для использования аппликаций необходимо оборудовать исторический кабинет железным листом, покрытым нитроэмалевой краской, что даёт возможность использовать такую доску для м елового рисунка и для аппликаций, прикрепляемых магнитиками.
Размер аппликаций определяется условиями перспективы: фигуры, ближе стоящие к зрителю, делаются крупнее, ближе к горизонту – мельче.
Так разработан план Марафонского сражения: на фоне гор Аттики, намеченных на доске мелом, крупным планом показываются персидские корабли, пешие и конные персы. Фаланга греков изображена три раза – мелкого, среднего и крупного масштаба. Рассказывая о стремительном беге греческих гоплитов, учитель прикрепляет по склону гор одну за другой греческие фаланги, создавая впечатление приближения их к персам.
Использование аппликаций даёт возможность разъяснить учащимся 5 класса такие трудные для возраста понятия, как разложение первобытнообщинного строя и возникновение рабства, происхождение греческого полиса и вообще государства.
При этом одна конкретная фигура символизирует общее понятие: фигура крестьянина обозначает демос, фигура эвпатрида – рабовладельцев, камень на полоске земли крестьянина обозначает зависимость крестьян от эвпатридов.
Словом, аппликации, как и рисование на доске, рассчитаны на динамику, на показ процесса.
Выше сказанное естественно не даёт исчерпывающей информации по применению наглядных пособий на уроке истории в школе. Существует множество вариаций и методик работы в данном направлении. Во многом работа с наглядными пособиями зависит от фантазии и творческих способностей учителя, но последние должны быть пронизаны методическим профессионализмом. Именно это определит эффективность проводимой работы.