СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» по теме «Имя существительное в латинском языке» включает в себя все компоненты освоения данной темы: лекция, практические задания, задания для самостоятельной работы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский медицинский колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
по теме
«Имя существительное в латинском языке»
Составитель: Губская Т.В.,
преподаватель иностранных языков
Орск, 2020
Содержание
Пояснительная записка 3
Лекционный материал 4
Задания для самоподготовки по теме 12
Семинарско-практические задания и задания для самостоятельного изучения 13
Используемая литература 22
Приложение 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка основана на Рабочей программе (ФГОС, специальности 34.02.01 Сестринское дело), по которой на изучение темы «Имя существительное» отводится 8 часов практических занятий. В рамках темы рассматриваются грамматические категории имени существительного, словарная форма имен существительных, пять склонений существительных, существительные пяти склонения.
Тема «Имя существительное» является одной из центральных и основных тем при освоении основ латинского языка. Лексико-грамматический материал данной темы встречается на нескольких этапах изучения латинского языка. Специфической особенностью этого материала, является механизм его накопления – по принципу «снежного кома».
Содержание учебного материала включает в себя изучение грамматических категорий латинских существительных (род, число, падеж), изменение существительных первого склонения по падежам, правила образования и перевода грамматических конструкций, изучение словарной формы существительных, определение типа склонения и рода существительных. В этом же разделе изучаются предлоги винительного и творительного падежей.
Представленная методическая разработка является вариантом начального вводного этапа при овладении темы «Имя существительное». Она содержит разнообразные по виду и характеру упражнения и задания, направленные на развитие навыков чтения и письма на латинском языке. На основе подобранных упражнений отрабатываются навыки заполнения рецептов, использование терминоэлементов. Формируются устойчивые знания и умения, способствующие дальнейшему развитию и совершенствованию навыка использования основ латинского языка в медицинской терминологии.
Лекция по теме «Имя существительное»
Категории имени существительного.
Склонение имени существительного.
Словарная форма имен существительных.
Существительные 1-го склонения
Существительные 2-го склонения
Существительные 3-тьего склонения
Существительные 4-го и 5-ого склонения
Категории имени существительного
Латинское имя существительное характеризуется с помощью следующих понятий:
Род (genus) (не путать с genus - залогом глагола):
masculinum - мужской (обозначается буквой m)
femininum - женский (обозначается буквой f)
neutrum - средний (обозначается буквой n)
В принадлежности существительных на -а к женскому роду и существительных на -um, -on, -en, -u – к среднему можно не сомневаться.
Что же касается существительных на -us, то ответ не может быть однозначным без привлечения дополнительных данных и прежде всего сведений о склонении слова.
Все существительные на -us, если они относятся ко II (за исключением bolus и названий лекарственных деревьев и кустарников) или IV склонению, обязательно мужского рода, например:
lobus, i; nodus, i; sulcus, i;
ductus, us; arcus, us; meatus, us, m – мужской род.
Если существительное на -us относится к III склонению, то его принадлежность к определенному роду должна быть уточнена с помощью такого дополнительного показателя, как конечный согласный основы в род. п.; если конечный согласный основы -r, то существительное относится к среднему роду, а если конечный согласный другой (-t или -d),– то к женскому роду.
Например:
tempus, or-is; crus, crur-is;
corpus, or-is – средний род, juventus, ut-is – женский род.
Число (numurus)
singularis - единственное,
pluralis - множественное;
В латинском языке имеются слова категории pluralia tantum, то есть такие, у которых нет форм единственного числа. Например:
arma, ōrum (n.) оружие
castra, ōrum (n.) лагерь
libĕri, liberōrum (m.) дети
orgia, ōrum (n.) священнодействие
Падеж (casus)
В латыни 6 падежей:
падеж | Сокращеные формы | Русские соответствия | Падежные вопросы | предлоги | |
Vocativus* | Voc/V | Звательный | кто, что |
| |
Nominativus | Nom/N | Именительный | кто, что |
| |
Genetivus | Gen/G | Родительный | кого, чего |
| |
Dativus* | Dat/D | Дательный | кому, чему |
| |
Accusativus | Acc/Acc | Винительный | кого, что, куда, во что | ad-к, для, до, при, в per-через | |
Ablativus | Abl/Abl | Творительный | кем, чем, где, в чём | cum - с ex- из pro –для | |
*Vocativus и Dativus в рецептурных целях не используются | in- в Acc. sub –под Abl. |
Значение латинского аблатива включает в себя значение русского творительного предложного падежа, а также, отчасти, родительного. Характеризуя существительное в форме аблатива, нужно называть падеж именно "аблатив", а не пытаться дать русский аналог.
Звательный падеж употребляется при обращении к кому-либо. В современном русском языке вокатив утрачен, но в древнерусском он имелся; остатки его сохранились в виде слов Отче! Боже! Господи! и др.
По форме vocativus почти у всех слов совпадает с формой nominativus (исключение составляют слова II скл. на -us), поэтому необходимо их различать: filia cantat - дочь поёт, и Filia mea! О моя дочь!
Склонение имени существительного.
В латинском языке 5 типов склонений (Declinatio), каждое из которых имеет свою парадигму (совокупность словоформ).
Практическим средством различения склонения (определения типа склонения) служит в латинском языке родительный падеж единственного числа. Формы род. п. ед. ч. во всех склонениях различны.
Признак типа склонения существительного – окончание род. п. ед. ч., поэтому в словарях форма род. п. ед. ч. указывается наряду с формой им. п. ед. ч. И их надо заучивать только вместе.
Распределение существительных по типам склонения в зависимости от окончания род. п. ед. ч.
склонение | род | окончание N, Sg | окончание G, Sg | Мнемическая «запоминалка» |
1 | f | -a | -ae | Э, |
2 | m n | -us, -er - um | -i | И |
3 | f, m, n | разные | -is | ис |
4 | m n | -us -u | -us | ус |
5 | f | -es | -ei | ей! |
Для запонимания данных форм издревле существует мнемическая подсказка
Э, И-ис-ус-ей! Э, Иисусей!
Следует обратить внимание на еще особенность латинских склонений, а именно на распределение родов в них. Они распределены по принципу «зеркальности». Первое и пятое – женский род, второе и четвёртое – мужской и средний, третье – все три рода.
Словарная форма имен существительных.
Существительные приводятся в словаре и заучиваются в словарной форме, которая содержит три компонента:
1) форму слова в им. п. ед. ч.;
2) окончание род. п. ед. ч.;
3) обозначение рода – мужского, женского или среднего (сокращенно одной буквой: m, f, n).
Например: lamina, ae (f), sutura, ae (f), sulcus, i (m); ligamentum, i (n); pars, is (f), margo, is (m); os, is (n); articulatio, is (f), canalis, is (m); ductus, us (m); arcus, us (m), cornu, us, (n); facies, ei (f).
Определение практической основы
У некоторых существительных III склонения перед окончанием род. п. ед. ч. -is приписана и конечная часть основы. Это необходимо, если основа слова в род. п. ед. ч. не совпадает с основой им. п. ед. ч.:
Полную форму род. п. ед. ч. У таких существительных находят следующим образом: corpus, =oris (= corpor – is); foramen, -inis (= foramin – is).
У таких существительных практическая основа определяется только из формы слова в род. п. ед. ч. путем отбрасывания его окончания. Если основы в им. п. ед. ч. И в род. п. ед. ч. совпадают, то в словарной форме указывается только окончание род. п., а практическая основа в таких случаях может быть определена из им. п. ед. ч. без окончания.
Практической основой называется основа, к которой при cловоизменении (склонении) прибавляются окончания косвенных падежей; она может не совпадать с так называемой исторической основой.
У односложных существительных с изменяющейся основой в словарной форме указывается целиком словоформа род. п.
Например pars, partis; crus, cruris; os, oris; cor, cordis.
Существительные 1-ого склонения.
В латинском языке склонений существительных к I склонению относятся имена существительные, оканчивающиеся в форме nominativus singularis на -a. Это:
- существительные женского рода: Tinctura настойка;
- существительные мужского рода со значением лиц мужского пола (в т.ч. имена): nauta моряк.
NB: род латинского существительного и соответствующего ему русского может не совпадать! (это характерно для всех склонений): silva (f) – лес (мужской род).
Падежи | Единственное число f | Множественное число f |
Nom. | Tinctura | Tincturae |
Gen. | Tincturae | Tincturarum |
Acc. | Tincturam | Tincturas |
Abl. | Tinctura | Tincturis |
Существительные 2-ого склонения
Ко II склонению относятся:
слова среднего рода, оканчивающиеся в N. sg на -um: bellum война.
слово мужского рода на –us -er vir муж, мужчина, человек.
Исключения:
Названия деревьев, стран, городов, островов (полуостровов), относящихся ко II скл. и оканчивающиеся в N. sing на -us, имеют женский род: laurus (f) лавр, Corynthus (f) Коринф (название греческого города), Aegyptus (f) Египет.
Слова humus почва, земля и bolus глиина; большая пилюла - женского рода.
Слово vulgus чернь, толпа - среднего рода.
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
m | n | m | n | |
Nom. | Musculus | Decoctum | Musculi | Decocta |
Gen. | Musculi | Decocti | Musculorum | Decoctorum |
Acc. | Musculum | Decoctum | Musculos | Decocta |
Abl . | Musculo | Decocto | Musculis | Decoctis |
Правило среднего рода: Формы N и Acc. у слов среднего рода (в любом склонении) совпадают. |
Большинство существительных II скл. на -er имеют беглый гласный -е: в косвенных падежах он исчезает: N. sing. ager - G. sing. agri (ср. рус. ветер - ветра). Однако существует небольшая группа слов, в которых -e при склонении сохраняется (ср. рус. вечер - вечера): это слова
puer (G. sing. pu_ri) - мальчик
socer (G. sing. soc_ri) - тесть
vesper (G. sing. vesp_ri) - вечер
gener (G. sing. gen_ri) - зять
NB: -e краткое, поэтому ударение в косвенных падежах ставится на 3 слоге от конца: pueri, puero и т.д. (кроме puerorum).
Признак имен существительных второго склонения
Принадлежность латинского существительного ко второму склонению определяют по форме genetīvus singulāris (родительный падеж единственного числа; сокращенно — gen.sg.), а именно по окончанию -i в этой форме.
Что касается формы именительного падежа (nominatīvus singulāris; сокращенно — nom.sg.) существительных второго склонения, то она оканчивается на:
-us: такие слова чаще всего — мужского рода, редко — женского;
-um: такие слова всегда — среднего рода;
-er: такие слова всегда — мужского рода;
-ir: единственное такое слово — мужского рода.
Примечание
Окончания -us и -um являются окончаниями в грамматическом смысле, то есть флексиями; в ходе формообразования они заменяются на другие падежные окончания. Окончания -er и -ir являются окончаниями в обыденном смысле: это - не флексии, а то, на что слово оканчивается в форме именительного падежа единственного числа. Эти элементы слова принадлежат его основе, а флексия при этом – нулевая.
Словарная запись латинского существительного второго склонения
asĭnus, i (m.) осел
bellum, i (n.) война
puer, ĕri (m.) мальчик
vir, viri (m.) муж, мужчина
Aegyptus, i (f.) Египет
6. Существительные 3-тьего склонения
К III склонению относятся существительные всех трех родов, оканчивающиеся в Gen.Sg. на -is (признак III склонения).
В Nom.Sg. слова не только разных родов, но даже одного и того же рода имеют различные окончания, свойственные определенному роду; например, в мужском роде -os, -or, -о, -еr, -еx, -еs.
У большинства существительных III склонения основы в N. и в G. не совпадают.
У таких существительных практическая основа определяется не по N., а по G. путем отбрасывания окончания -is.
Если в словарной форме какого-либо существительного перед окончанием Gen.Sg. . -is приписан конец основы, значит у такого слова основа определяется по род. п.:
Основа cortic-.
Если в словарной форме перед окончанием Gen.Sg. -is нет приписки, значит, у такого слова основу можно определить и N.Sg., отбросив окончание N.
pubes, is
Основа pub-.
Существительные III склонения в зависимости от совпадения или несовпадения числа слогов в N. и Gen.Sg. бывают равносложные и неравносложные, что определяет род в ряде случаев.
Равносложные
Nom. pubes canalis rete
Gen. pubis canalis retis.
Неравносложные
Nom. pes paries pars
Gen. pedis parietis partis
У односложных существительных в словарной форме в G. слово пишется полностью:
vas, vasis;
os, ossis.
Tребования к определению грамматического рода в III склонении
Род определяется по окончаниям N.Sg. Чтобы определить род существительного III склонения, надо учитывать три момента:
1) знать, что данное слово относится именно к III склонению, а не к какому-нибудь другому;
2) знать, какие окончания в N.Sg. свойственны тому или иному роду III склонения;
3) в некоторых случаях учитывать также характер основы данного слова.
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
m,f | n | m,f | n | |
Nom. | Разные Solutio | Разные Semen | Solutiones | Semina |
Gen. | Solutionis | Seminis | Solutionum | Seminum |
Acc. | Solutionem | =Nom Semen | Solutiones | Semina |
Abl. | Solutione | Semine | Solutionibus | Seminibus |
Существительные 4-ого и 5-ого склонениий
К 4-ому склонению относятя существительные м.р. на –us и с.р. на –u.
Исключения: manus f. – кисть, Quercus f. – дуб.
Падежи | Единственное число | Множественное число | |||
m | n | m | n |
| |
Nom. | Fructus | Cornu | Fructus | Cornua |
|
Gen. | Fructus | Cornus | Fructuum | Cornuum |
|
Acc. | Fructum | Cornu | Fructus | Cornua |
|
Abl. | Fructu | Cornu | Fructibus | Cornibus |
|
К 5-ому склонению относятя существительные ж.р. на –es в И.п. и –ei в Р.п.
Падежи | Единственное число | Множественное число |
f | f | |
Nom | Facies | Facies |
Gen | Faciei | Facierum |
Acc | Faciem | Facies |
Abl | Facie | Faciebus |
Семинарско-практические задания
Задания для самоподготовки по теме
Вопросы для самоподготовки | Истоки | Литература | Установочная инструкция | Вопросы для самоконтроля |
Изменение существительного по числам. Изменение существительного по родам и их латинские названия. Основа имени существительного. Изменение существительного по падежам Сколько склонений имеет имя существительное.
| Русский язык Тема «Имя существительное в русском языке. Изменение по родам, падежам и числам».
Анатомия «Анатомические термины латинского происхождения»
Фармакология «Лекарственные растения. Лекарственные препараты и их формы»
Терапия «Наименование болезней и патологических процессов» | Учебник. Методическое пособие. | Назвать грамматические категории имени существительного 2. Назвать два числа имен существительных и их латинские названия. 3. Назвать три рода имен существительных и их латинские названия. 4. Перечислить 6 падежей существительных 3. Рассказать о пяти склонениях имени существительного и из признаках. | 1. Принципы склонения латинских существительных такие же, как и русских? 2. Одинаковое ли количество падежей в латинском и русском языках? 3. Латинское и русское значение существительного относится к одному и тому же роду? |
Практическое занятие по теме «Имя существительное 1-ого и 2-ого склонения»
Задание 1. Дополните предложения.
1. Склонение существительных происходит по ___________, ___________ и _____________________.
2. Склонение существительного определяется по окончанию ___________________________ падежа.
3. Окончание существительных 1 склонения в родительном падеже единственного числа _________.
4. Окончание существительных 2 склонения в родительном падеже единственного числа _________.
5. Окончание существительных 1 склонения в родительном падеже множественном числа _________.
6. Окончание существительных 2 склонения в родительном падеже множественного числа _________.
7. В каком падеже окончание существительного 1 склонения совпадает с окончанием именительного падежа единственного числа __________________________________.
8. Какие существительные 1 склонения относятся к разряду NB! _________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Допишите окончания существительных в Nom.sg., обращая внимание на окончание Gen.sing.
Conch…. , ae, f; sept……, i, n; fibul…, ae, f; ligament…, i, n; canc…, cri, m; retin…, ae, f; gangli…, i, n; lingu…, ae, f; duoden…, i, n; chart…, ae, f; medic…, i, m; perioste…, i, n; numer…, i, m; maxill…, ae, f; ram…, i, m; acid…, i, n; morb…, i, m; scapul…, ae, f; burs…, ae, f; trunc…, i, m; unguent…, i, n.
Задание 3. Найдите «лишнее» слово и запишите его.
Lingua, ae, f; сosta, ae, f; musculus, i, m; scapula, ae,f; oesophagus, i, m; arteria, ae, f; aorta, ae, f; nasus, i, m; fractura, ae, f; nervus, i, m; tibia, ae, f; bronchus, i, m; fossa, ae, f; vagina, ae, f; systema, atis, n, ileum, i, n; ovarium, i, n; mucosa, ae, f; urethra, ae, f; colon, i, n; crassum, i, n; fundus, i, m; flexura, ae f; plica, ae, f.
Верный ответ: ________________________________
Задание 4. Найдите эквивалент латинского названия к русскому слову и отметьте соответствующей цифрой в клетках.
железа vesica
ребро gutta
пузырь sutura
шов glandula
ямка medulla
сетчатка costa
мозг scapula
капля fractura
перелом fossa
лопатка retina
Задание 5. Выпишите в первый столбик анатомические термины, во второй столбик – фармацевтические.
Oleum, oculus, lumbus, unguentum, intestinum, butyrum, infusum, ligamentum, cerebrum, sirupus, medulla, decoctum, tabuletta, dorsum, succus, digitus, nasus, ventriculus, olla, charta.
Задание 6. Просклоняйте существительные vertebra, lingua, alveolus, septum.
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | vertebra | lingua |
|
|
Gen. |
|
|
|
|
Acc. |
|
|
|
|
Abl. |
|
|
|
|
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | alveolus | septum |
|
|
Gen. |
|
|
|
|
Acc. |
|
|
|
|
Abl. |
|
|
|
|
Задание 7. Исправьте ошибки.
1 2
3
4
5
6
7
nasus cranium lingua ampulla vertebra folium digitus
Верные ответы:
1. _________________
2. _________________
3. _________________
4. _________________
5. _________________
6. _________________
7. _________________
Задание 8. Прочитайте загадки, отгадки впишите на латинском языке.
1. Какой мышечный орган, из-за особенности расположения волокон, никогда не устает?
|
|
|
|
|
|
2. В каком органе человеческого организма есть сетчатка?
|
|
|
|
|
|
3. Как называется плоская, треугольной формы кость в верхней части спины?
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие существительные относятся к первому склонению?
2. Какие существительные являются исключением?
3. Какие падежные окончания имеют существительные 1 склонения?
4. Какие греческие слова относятся к существительным 1 склонения?
5. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
6. Какие исключения второго склонения?
7. Какие падежные окончания второго склонения?
8. Какие особенности склонения среднего рода?
9. Какие особенности склонения существительных на «er»?
Практическое занятие по теме «3-тье склонение сушествительных»
Задание 1. Дополните предложения.
1. Характерный признак существительных 3 склонения ______________________________________
2. Равносложные существительные – это __________________________________________________ ________________________________________________________________________
3. Неравносложные существительные – это _________________________________________________ ________________________________________________________________________
4. Особенность словарной формы существительных 3 склонения ______________________________ ________________________________________________________________________
5. Особенность существительных 3 склонения при сравнении формы Nom. и Gen.sing. ____________ __________________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите эквивалент латинского названия к русскому слову и отметьте соответствующей цифрой в клетках.
тело pectus
висок viscus
грудь tempus
ножка, голень foramen
клубок caput
внутренности crus
отверстие occiput
голова cortex
кора glomus
затылок corpus
Задание 3. Допишите окончание существительных в Gen. sing.
Corpus, ______, n; abdomen, ______, m; tempus, ______, n; basis, ______, f; tuber, ______, n; pectus, ______, n; canalis, ______, m; crus, _________, n; contusio, ________, f; glomus, ______, n; cutis, ____, f; viscus, _______, n; coccyx, ________, m; vox, _________, f; ulcus, _______, n; caput, _______, n; os (рот), ________, n; dens, __________, m; gaster, ________, f; vas, _________, n; articulatio, _________, f.
Задание 4. Допишите род существительных, обращая внимание на окончание Nom.sing.
Caput, atis, …..; pulmo, onis, …..; foramen, inis, …..; basis, is, …..; apex, icis, …..; tumor, oris, …..; flos, floris, …..; cutis, is, …..; cortex, icis, …..; mel, mellis, …..; tendo, inis, …..; abductor, oris, …..; herpes, ĕtis, …..; mens, mentis, …..; occiput, it is, …..; auris, is, …..; vas, vasis, ….. .
Задание 5. Выберите и подчеркните существительные, у которых в словарной форме надо написать конечную часть основы.
Foramen, foramĭnis, n; ala, alae, f; articulatio, articulatiōnis, f; pubes, pubis, f; septum, septi, n; nasus, nasi, m; pectus, pectoris, n; tuber, tuběris, n; ramus, rami, m; vena, venae, f; facies, faciēi, f; meātus, meatus, m; femur, femŏris, n; tempus, tempŏris, n; occĭput, occipĭtis, n.
Задание 6. Определите основу существительных.
Оs, ossis n; os, oris n; foramen, inis n; canalis, is m; regio, onis f; dens, dentis m; cutis, is f; radix, icis f; aponeurosis, is f; terminatio, onis f; tuber, eris n; tuberositas, atis f; cor, cordis n; axis, is m; vas, vasis n; pars, partis f; mors, mortis f; auris, is f; viscus, eris n; incus, udis f; crus, cruris n.
Задание 7. Найдите «лишнее» слово и запишите его.
Cortex, ureter, cor, vas, pelvis, cavitas, cutis, febris, sanguis, genu, tendo, abdomen, ren, femur, corpus, caput, hepar, foramen, auris, curatio, thorax, larynx, paralysis, crisis, pulmo, os, tumor, abductor, rubor, apex, margo.
Верный ответ: __________________
Задание 8. Подчеркните равносложные имена существительные.
Аpex, icis; os, oris; tuber, eris; cutis, is; pulvis, eris; os,ossis; tumor, oris; auris, is; cor, cordis; cortex, icis; radis, icis; canalis, is; carbo, onis; flos, floris; caput, it is; lien, lienis; basis, is; pelvis, is; vas, vasis.
Задание 9. Просклоняйте существительные pulmo, pelvis, radix, abdomen.
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | pulmo | pelvis |
|
|
Gen. |
|
|
|
|
Acc. |
|
|
|
|
Abl. |
|
|
|
|
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | radix | abdomen |
|
|
Gen. |
|
|
|
|
Acc. |
|
|
|
|
Abl. |
|
|
|
|
Задание 10. Прочитайте загадки, отгадки впишите на латинском языке.
1. Жидкой составляющей какого вещества в организме является плазма?
|
|
|
|
|
|
|
2. Зубное хранилище человека – это…
|
|
3. Не только часть тела, в которой располагаются органы пищеварения, но и слово «жизнь» на языке наших предков.
|
|
|
|
|
|
|
Задание 11. Исправьте ошибки.
1 2
3
4
5
6
dens auris pes pulmo sanguis gastris
Верный ответ:
1. _________________
2. _________________
3. _________________
4. _________________
5. _________________
6. _________________
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие существительные относятся к 3 склонению?
2. Какие существительные 3 склонения относятся к равносложным?
3. Какие существительные 3 склонения относятся к неравносложным?
4. На какие типы делятся существительные 3 склонения?
5. Какие падежные окончания имеют существительные 3 склонения?
Практическое занятие по теме «4-ое и 5-ое Склонение существительных»
Задание 1. Дополните предложения.
1. К 4 склонению относятся существительные _________________ и _________________ рода.
2. К 5 склонению относятся существительные _____________________ рода.
3. Напишите слова 4 склонения, являющиеся исключениями по роду ________________________ ________________________________________________________________________.
4. Существительные 4 склонения в Gen. sing. имеют окончание _______________.
5. Существительные 5 склонения в Nom.sing. имеют окончание _______________.
6. Что нужно знать про слово «species»? _________________________________________________ ________________________________________________________________________.
Задание 2. Найдите «лишнее» слово и запишите его.
Res, ei, f; textus, us, m; usus, us, m; cornu, us, n; scabies, ei, f; prolapsus, us, m; plexus, us, m; facies, ei, f; arcus, us, m; manus, us, f; vulnus, ĕris, n; ductus, us, m; caries, ei, f; defectus, us, m; status, us, m; genu, us, n; abscessus, us, m; rabies, ei, f; habitus, us, m; cornu, us, n; partus, us, m; vomitus, us, m; tractus, us, m.
Верный ответ: ______________________________
Задание 3. Найдите эквивалент латинского названия к русскому слову и отметьте соответствующей цифрой в клетках.
синус, пазуха cornu
щель, расщелина hiatus
углубление, карман species
проток tractus
рог, рожок processus
дуга sinus
сбор plexus
путь, ход ductus
отросток arcus
сплетение recessus
Задание 4. Распределите данные существительные мужского рода в соответствующий столбик таблицы.
Ductus, oculus, nasus, textus, corpus, oesophagus, pectus, musculus, crus, plexus, viscus, ulcus, processus, nervus, uterus, vulnus, arcus, meatus, carpus, bronchus, nodus, manus, genus, digitus, truncus, tempus, status, sinus, fundus, tarsus, infarctus, usus, pulsus, sirupus, abscessus, exitus, globulus, vomitus, partus.
2 склонение | 3 склонение | 4 склонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. Запишите слова в 5 столбиков, распределив их по склонениям.
Maxilla, labium, sulcus, meatus, series, brachium, bucca, rima, ductus, cornu, abscessus, canaliculus, depositum, facies, saliva, septum, fundus, sinus, dorsum, aeger, cellula, plexus, oculus, genu, abdomen, paries, auris, crus, zygoma, cortex, basis, incus, os, frons, tuber, radix, dosis, caput, pharynx, pelvis, dens, costa.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | 4 склонение | 5 склонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 6. Подчеркните слова, относящиеся к теме «Внутренние органы человека»
Arteria, cellula, costa, clavicula, ventriculus, musculus, glandula, uterus, cor, ovarium, pulmo, hepar, lien, ren, oesophagus, cutis, vena, vagina, pancreas, rectum, oculus, digitus, ureter, pes, intestinum, caecum, labium.
Задание 7. Образуйте от глаголов имена существительные 4 склонения и запишите их.
1. audire – (слушать) _____________________ (слух)
2. efficere – (делать) _____________________ (действие)
3. gustare – (вкушать) ____________________ (вкус)
4. pellere – (толкать) _____________________ (пульс)
5. parere – (рожать) ______________________ (роды)
6. stare – (стоять) ________________________ (состояние)
7. videre – (видеть) ______________________ (зрение)
8. sentire – (чувствовать) ______________________ (чувство)
9. habere – (иметь) ______________________ (внешний вид)
Задание 8. Просклоняйте существительные arcus, genu, caries, dies.
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | arcus | genu |
|
|
Gen. |
|
|
|
|
Acc. |
|
|
|
|
Abl. |
|
|
|
|
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | caries | dies |
|
|
Gen. |
|
|
|
|
Acc. |
|
|
|
|
Abl. |
|
|
|
|
Задание 9. Прочитайте загадки, отгадки впишите на латинском языке.
1. Не загадка это даже, сразу назовем, если только кто-то скажет - желуди на нем!
|
|
|
|
|
|
|
2. Что означает старое русское слово «жилобой»?
|
|
|
|
|
|
3. Не только мышечная, но и костная.
|
|
|
|
|
|
Задание 10. Исправьте ошибки.
1 2
3
4
5
6
caries genu abscessus facies textus manus
Верный ответ:
1. _________________
2. _________________
3. _________________
4. _________________
5. _________________
6. _________________
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие существительные относятся к четвертому склонению?
2. Какие слова исключения относятся к существительным четвертого склонения?
3. Какие падежные окончания четвертого склонения?
4. Как согласуются существительные четвертого склонения с прилагательными первой и второй группы?
5. Какие существительные относятся к пятому склонению?
6. Какие падежные окончания имеют существительные пятого склонения?
7. Какие особенности существительного species?
8. Как согласуются существительные пятого склонения с прилагательными 1 и 2 группы?
Используемая литература
Городкова Ю.И. Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. – М. : Медицина, 2013. – 274 с. Допущен Департаментом научно-исследовательских и образовательных учреждений Мин. здравоохранения Российской Федерации для учащихся медицинских и фарм. училищ и колледжей.
Авксентьева А.Г. «Латинский язык и основы медицинской терминологии», Р-н-Д «Феникс» 2013
Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии – М.: «А Н Т И», 2012. – 345 с. Рекомендовано Департаментом научно-исследовательских и образовательных учреждений Министерства здравоохранения РФ в качестве учебного пособия для студентов медицинских колледжей и училищ.
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Швырев А.А., Муранова М.И. «Словарь медицинских и общемедицинских терминов» Р-н-Д «Феникс» 2011
Ингерлейб М.Б. «Полный лекарственный справочник медсестры», Р-н-Д «Феникс» 2008
Таблица «Падежные окончания склонений существительных»
Индивидуальные карточки-задания
Индивидуальные комплекты лексических минимумов
Задания для самостоятельной работы на занятии
Приложение А
Лексический минимум по теме
1. suppositorium, i - свеча
2. officina, ae - аптека
3. solutio, ionis - раствор
4. sirupus, i - сироп
5. spiritus, us - спирт
6. cortex, icis - кора
7. cornu, us - рог, рожок
8. herba, ae - трава
9. fructus, us - плод
10. pulvis, eris - порошок
11. unguentum, i - мазь
12. Calendula, ae - календула
13. genu, us - колено
14. scabies, ei - чесотка
15. tinctura, ae - настойка
16. dosis, is - доза
17. succus, i - сок
18. Glycerinum, i - глицерин
19. dies, ei - день
20. Piper, eris – перец
"СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ I И V скл."
Althaea, ае, f - алтей
ampulla -ампула
aqua -вода
Belladonna - белладонна, красавка
Calendula - календула
Camphora - камфора
capsula - капсула
Chamomilla - ромашка
charta - бумага
Соnvallaria -ландыш
gutta - капля
herba - трава
massa pilularum - пилюльная масса
Mentha - мята
mixtura - микстура
oblata - облатка
pastа - паста
pilula - пилюля
Rosa - роза. шиповник
Salvia - шалфей
tabuletta - таблетка
tinctura - настойка.
Valeriana - валерьяна
Betula - береза
Farfara – мать-и-мачеха
Frangula - крушина
Ipecacuanha - ипекакуана, рвотный корень
Leuzea - левзея
officina - аптека
Schizandra - лимонник
Senna - сенна
Thea - чай
Urtica – крапива
V склонение
facies, ei, f - лицо, поверхность
caries - кариес, гниение
rabies - бешенство
scabies - чесотка
dies - день
Лексический минимум по теме
"СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ II и IV скл."
numerus, i, m - число
sirupus - сироп
Strophanthus - строфант
acidum, i, n - кислота
Amidopyrinum - амидопирин
amylum - крахмал
Analginum - анальгин
antidotum - противоядие
Codeinum - кодеин
Coffeinum - кофеин
decoctum - отвар
emulsum - эмульсия
folium - лист
Glucosum - глюкоза
Glycerinum - глицерин
infusum - настой
Laevomycetinum - левомецитин
linimentum - линимент (жидкая мазь)
Mentholum - ментол
Morphinum - морфин
oleum - масло
saccharum - сахар
suppositorium - свеча
unguentum - мазь
vaselinum - вазелин
vitaminum- витамин
Retinolum - витамин А
Thiaminum - витамин В1
Riboflavinum - витамин В2
Pyridoxynum - витамин В6
Cyanocobalaminum - вит. В12
Сalciferolum - вит D
vitrum - склянка
Leonurus - пустырник
succus - cок
emplastrum - пластырь
Hypericum - зверобой
oleum Ricini - касторовое масло
oleum Terebinthinae - скипидар
Uva ursi - толокнянка
bacillus - палочка
Eleutherococcus - элеутерококк
acetum - уксус
Anisum - анис
Chelidonium - чистотел
medicamentum – лекарствo
Millefolium - тысячелистник
Stramonium – дурман
IV склонение
cornu, us, n - рог, рожок
fructus, us, m - плод
Quercus, us , f - дуб (искл.)
spiritus - спирт
usus -употребление
Лексический минимум по теме
Существительные III скл.
aether, eris, m – эфир
cortex, icis, m - кора
flos, floris, m - цветок
liquor, oris, m - жидкость
liquor Ammonii anisatus - нашатырно-анисовые капли
Bursa pastoris - пастушья сумка
Papaver, eris, n - мак
Piper, eris, n - перец
Adonis, idis, f - адонис, горицвет
Digitalis, is, f - наперстянка
dosis, is, f - доза
injectio, onis, f - инъекция
mucilago, inis, f - cлизь
narcosis, is, f - наркоз
pars, partis, f - часть
pulvis, eris, m – порошок
radix, icis, f - корень
solutio, onis, f - раствор
Thermopsis, idis, f - термопсис
pix, picis, f - смола
pix liquida - деготь
ars, artis, f - искусство
lege artis - no закону искусства
Plantago, inis, f - подорожник
solutio Ammonii caustici - нашатырный спирт
suspensio, onis, f - суспензия
semen, inis, n - семя
rhizoma, atis, n - корневище
albumen, inis, n - белок
elexir, iris, n -элексир
genus, eris, n -род
lac, lactis, n - молоко
mel, mellis, n - мед
tempus, oris, n -время
ex tempore – по мере надобности
pro dosi - разовая доза
pro narcosi - для наркоза
per os -через рот
per rectum - через прямую кишку
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ “МАЛЫМИ ГРУППАМИ” СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ ПО ТЕМЕ “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”
Определить у заданных существительных:
1. Принадлежность к склонению.
2. Род слова.
3. Родительный падеж.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ I , V СКЛОНЕНИЙ”
Сущ. 1 и 5 Карточка № 1 1. Словарная форма имени существительного. 2. Перевести: 1. пилюля 2. аптека 3. лимонник 4. гниение 5. разовая доза 6. Belladonna 7. herba 8. massa pilularum 9. scabies 10. tabuletta 11. Rosa 12. aqua 13. oblata 14. Farfara 15 Leuzea | Cущ. 1 и 5 Карточка № 2 1. Определение основы имени существительного. 2. Перевести: 1. Salvia 2. Thea 3. pasta 4. gutta 5. ampula 6. dies 7. rabies 8. Mentha 9. charta 10. Betula 11. Senna 12. суточная доза 13. крапива 14. поверхность 15. пилюля |
Сущ. 1 и 5 Карточка № 3 1. Существительные 1 склонения. 2. Перевести: 1. ромашка 2. алтей 3. микстура 4. чай 5. сбор 6. часотка 7. пилюльная масса 8. календула 9. левзея 10. аптека 11. Farfara 12. Schizandra 13. oblata 14. Convallaria 15. ampulla | Cущ. 1 и 5 Карточка № 4 1. Существительные 5 склонения. 2. Перевести: 1. Camphora 2. herba 3. dosis letalis 4. Ipecacuanha 5. Urtica 6. species 7. rabies 8. tinctura 9. Valeriana 10. capsula 11. мать - и - мачеха 12. левзея 13. чай 14. разовая доза 15. крушина |
Сущ. 1 и 5 Карточка № 5 1. Словарная форма имени существительного. 2. Перевести: 1. сенна 2. день 3. сбор 4. микстура 5. мята 6. пилюльная масса 7. облатка 8. береза 9. шалфей 10. алтей 11. tinctura 12. tabuletta 13. ampulla 14. gutta 15. pasta | Сущ. 1 и 5 Карточка № 6 1. Определение основы имени существительного. 2. Перевести: 1. pro dosi 2. aqua 3. Convallaria 4. Althaea 5. Frangula 6. officina 7. Thea 8. mixtura 9. capsula 10. Camphora 11. бумага 12. рвотный корень 13. пилюля 14. бешенство 15. гниение |
Сущ. 1 и 5 Карточка № 7 1. Существительные 1 склонения. 2. Перевести: 1. пилюльная масса 2. трава 3. ландыш 4. мать-и-мачеха 5. лимонник 6. настойка 7. шалфей 8. капсула 9. вода 10. лицо 11. pilula 12. Rosa 13. charta 14. dosis letalis 15. Urtica | Сущ. 1 и 5 Карточка № 8 1. Существительные 5 склонения. 2. Перевести: 1. Valeriana 2. ampulla 3. Farfara 4. tabuletta 5. officina 6. Thea 7. caries 8. species 9. Althaea 10. Leuzea 11. день 12. суточная доза 13. рвотный корень 14. паста 15. облатка |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ II , IV СКЛОНЕНИЙ”
Сущ. II и IV Карточка № 1 1. Существительные II склонения. 2. Перевести: 1. крахмал 2. свеча 3. глицерин 4. витамин Д 5.палочка 6. пустырник 7. дурман 8. рожок 9. вазелин 10. плод 11. emulsum 12. Strophanthus 13. linimentum 14. Anisum 15. Uva ursi | Сущ. II и IV Карточка № 2 1. Существительные IV склонения. 2. Перевести: 1. oleum Ricini 2. Eleutherococcus 3. decoctum 4. Thiaminum 5. Mentholum 6. antidotum 7. Quercus 8. vitrum 9. acetum 10. Codeinum 11. витамин В2 12. левомицетин 13. морфин 14. масло 15. зверобой |
Сущ. II и IV Карточка № 3 1. Существительные II склонения. 2. Перевести: 1. число 2. скипидар 3. пустырник 4. витамин А 5. сахар 6. настой 7. кислота 8. употребление 9. кодеин 10. анис 11. bacillus 12. spiritus 13. vitrum 14. Glucosum 15. Chelidonium | Сущ. II и IV Карточка ¹ 4 1. Существительные IV склонения. 2. Перевести: 1. folium 2. sirupus 3. usus 4. Glycerinum 5. bacillus 6. oleum Terebinthinae 7. vitaminum 8. Pyridoxynum 9. Hypericum 10. Morphinum 11. витамин В2 12. элеутерококк 13. лекарство 14. рог 15. пластырь |
Сущ. II и IV Карточка № 5 1. Существительные II склонения. 2. Перевести: 1. строфант 2.сок 3. мазь 4. витамин В6 5. зверобой 6. тысячелистник 7. касторовое масло 8. лист 9. уксус 10. морфин 11. usus 12. linimentum 13. Calciferolum 14. Uva ursi 15. Anisum | Сущ. II и IV Карточка № 6 1. Существительные IV склонения. 2. Перевести: 1. Mentholum 2. Retinolum 3. vitrum 4. bacillus 5. usus 6. Stramonium 7. oleum Terebinthinae 8. Hypericum 9. fructus 10. succus 11. лекарство 12. сахар 13. витамин В6 14. пластырь 15. левомицетин |
Сущ. II и IV Карточка № 7 1. Существительные II склонения. 2. Перевести: 1. настой 2. дуб 3. чистотел 4. витамин В12 5. элеутерококк 6. масло 7. пустырник 8. ментол 9. анальгин 10. противоядие 11. acidum 12. decoctum 13. Calciferolum 14. Glycerinum 15. folium | Сущ. II и IV Карточка № 8 1. Существительные IV склонения. 2. Перевести: 1. suppositorium 2. oleum Ricini 3. spiritus 4. Millefolium 5. Anisum 6. Cyanocobalaminum 7. Coffeinum 8. numerus 9. succus 10. Thiaminum 11. зверобой 12.склянка 13.скипидар 14.настой 15.лист сссссспустырник ппппустырник |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ III СКЛОНЕНИЯ”
Сущ. III Карточка № 1 1. Существительные I склонения. 2. Перевести: 1. Papaver 2. lac 3. aether 4. liquor 5. pulvis 6. rhizoma 7. mel 8. ex tempore 9. radix 10. Digitalis 11. доза 12. смола 13. для наркоза 14. белок 15. слизь | Сущ. III Карточка № 2 1. Существительные II склонения. 2. Перевести: 1. нашатырно-анисовые капли 2. суспензия 3. элексир 4. время 5. семя 6.наркоз 7.мак 8. пастушья сумка 9.молоко 10. через рот 11.dosis 12.aether 13. Plantago 14. pro dosi 15. flos |
Сущ. III Карточка № 3 1. Существительные III склонения. 2. Перевести: 1. Solutio Ammonii caustici 2. pars 3. mucilago 4. radix 5. ex tempore 6. per os 7. Adonis 8. Piper 9. albumen 10. tempus 11. эликсир 12. термопсис 13. смола 14. род 15. мед | Сущ. III Карточка № 4 1. Существительные IV склонения. 2. Перевести: 1. ин”екция 2 .семя 3. через прямую кишку 4. перец 5. белок 6. для наркоза 7. пастушья сумка 8. жидкость 9. время 10. искусство 11. Thermopsis 12. Digitalis 13. pix liquida 14. Plantago 15. cortex |
Сущ. III Карточка № 5 1. Существительные V склонения. 2. Перевести: 1. dosis 2. lac 3. per rectum 4. liquor Ammonii anisatus 5. Papaver 6. albumen 7. genus 8. ex tempore 9. suspensio 10. pix 11. по закону искусства 12. семя 13. раствор 14. часть 15. мед | Сущ. III Карточка № 6 1. Существительные II склонения. 2. Перевести: 1. термопсис 2. нашатырный спирт 3. корневище 4. по мере надобности 5. через рот 6. наркоз 7. подорожник 8. доза 9. мак 10. эфир 11. Digitalis 12. pro dosi 13. ars 14. mucilago 15. rhizoma |
Сущ. III Карточка № 7 1. Существительные IV склонения. 2. Перевести: 1. Piper 2. albumen 3. per rectum 4. elexir 5. semen 6. Solutio Ammonii caustici 7. pix 8. pulvis 9. mel 10. tempus 11. для наркоза 12. ин”екция 13. подорожник 14. суспензия 15. род | Сущ. III Карточка № 8 1. Существительные III склонения. 2. Перевести: 1. адонис 2. корень 3. по мере надобности 4. смола 5. деготь 6. белок 7. через рот 8. кора 9. жидкость 10. искусство 11. liquor Ammonii anisatus 12. injectio 13. pars 14. lege artis 15. Bursa pastoris |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Пример творческого задания
Задание №1.
Посмотрите на рисунки и впишите названия внутренних органов на латинском языке в клеточки.
1.
| | |
2.
| | | | | | | |
3.
| | | | | |
4.
| | | | | | |
5.
| | | | | | | |
6.
| | | | | | | | |
7.
| | | | | | | | |
8.
| | | | | | |
9.
| | | | | |
10.
| | | |
11.
| | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Задание №2.
Написать перевод, затем заглавную букву каждого слова по порядку прочитать по вертикали. Впишите то, что у вас получилось в клеточки, расположенные внизу. Если вы сделали все правильно, то у вас получится латинская поговорка. Переведите ее.
1. Нос.
| | | | |
2. Сустав.
| | | | | | | | | | |
3. Большеберцовая кость.
| | | | |
4. Мазь.
| | | | | | | | |
5. Почка.
| | |
6. Предсердие.
| | | | | |
7. Кровь.
| | | | | | |
8. Аорта.
| | | | |
9. Нерв.
| | | | | |
10. Аппендикс.
| | | | | | | |
11. Таблетка.
| | | | | | | | |
12. Молочная железа.
| | | | |
13. Эндокард.
| | | | | | | | | | |
14. Отвар.
| | | | | | | |
15. Настой.
| | | | | | |
16. Клетка.
| | | | |
17. Локтевая кость.
| | | |
18. Крестец.
| | | | | |
19. Ключица.
| | | | | | | | |
20. Мочеточник.
| | | | | |
21. Прямая кишка.
| | | | | |
22. Ухо.
| | | | |
23. Сухожилие.
| | | | |
24. Рука.
| | | |
25. Глаз.
| | | | | |
26. Рецепт.
| | | | | | | |
27. Плечо.
| | | | | | | |
28. Масло.
| | | | |
29. Селезенка.
| | | | |
Латинская поговорка
| | | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
| 1 |
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| 4 |
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
| 7 |
|
|
| 9 |
|
| 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
| 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
| 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23 |
|
|
| 25 |
|
|
|
|
| 10 |
| 14 |
| 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: | По вертикали: |
2. бугор 4. щель, расщелина 6. тело 8. проход, ход 11. сплетение 14. рог 15. проток 16. часть, сторона 17. основание 21. толстая кишка 22. доля 23. ветвь 24. ствол, туловище | 1. колено 3. край 5. поверхность, лицо 7. шов (на мягких тканях) 9. узел 10. отросток 12. голова, головка 13. ткань 14. канал 18. углубление, карман 19. кость 20. скелет 21. большой головной мозг 25. синус, пазуха |
| 1g |
|
|
|
|
|
| 5f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| e |
|
| 3m |
| 4h | i | a | t | u | s |
| 12c |
|
|
|
|
|
|
| n |
|
| a |
|
|
| c |
|
|
|
| a |
|
| 19o |
|
|
|
2t | u | b | e | r |
| 7r |
| i |
| 9n |
|
| 16p | a | r | s |
|
|
|
|
|
|
| g |
| a |
| e |
| o |
|
| u |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6c | o | r | p | u | s |
| 15d | u | c | t | u | s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| h |
|
|
| u |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8m | e | a | 13t | u | s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| e |
|
|
| 21c | o | l | o | n |
|
|
|
|
|
|
|
| 11p | l | e | x | u | 20s |
| e |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| t |
| k |
| 23r | a | m | u | 25s |
|
|
|
|
| 10p |
| 14c | o | 18r | n | u |
| e |
| e |
|
|
| i |
|
|
|
|
| r |
| a |
| e |
| s |
| 22l | o | b | u | s |
| n |
|
|
|
|
| o |
| n |
| c |
|
|
| e |
| r |
|
|
| u |
|
|
|
|
| c |
| a |
| e |
|
|
| 24t | r | u | n | c | u | s |
|
|
|
|
| e |
| l |
| s |
|
|
| o |
| m |
|
|
|
|
|
|
|
|
| s |
| i |
| s |
|
|
| n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17b | a | s | i | s |
| u |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| u |
|
|
| s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕШЕНИЮ КРОССВОРДА
Кроссворд решается традиционным способом – заполнением пустых клеток в сетке кроссворда по вертикали и горизонтали.
Задания предполагают перевод анатомических терминов (существительных) с русского языка на латинский.