СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по разделу «Электромагнитные явления»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по разделу «Электромагнитные явления»»

 Учебно-методический комплекс  по разделу «Электромагнитные явления»   Учитель физики МАОУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» Чернышова Елена Александровна  

Учебно-методический комплекс по разделу «Электромагнитные явления»

 

Учитель физики МАОУ «Лицей № 1

г. Орска Оренбургской области»

Чернышова Елена Александровна

 

Содержание образовательной программы  Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования. Настоящая рабочая программа разработана на основе нормативных документов: компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; примерные программы по физике. М.: Дрофа, 2010; учебник Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская – М.: Дрофа, 2012 г, для 9 класса; региональный базисный учебный план основного общего образования по физике; учебный план МАОУ «Лицей № 1 г. Орска» .

Содержание образовательной программы

Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования. Настоящая рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

  • компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
  • примерные программы по физике. М.: Дрофа, 2010;
  • учебник Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская – М.: Дрофа, 2012 г, для 9 класса;
  • региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;
  • учебный план МАОУ «Лицей № 1 г. Орска» .

Состав УМК «Физика» для 7-9 классов: - Учебник + электронное приложение (на сайте издательства). 7, 8, 9 классы. Авторы: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (7, 8 классы); Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. (9 класс). - Рабочая тетрадь. 7, 8, 9 классы. Авторы: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (7, 8 классы); Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. (9 класс). - Проверочные и контрольные работы. 7, 8 классы. Авторы: Пурышева Н.С., Лебедева О.В., Важеевская Н.Е. (7 класс); Пурышева Н.С., Лебедева О.В. (8 класс). - Методическое пособие. 7, 8, 9 классы. Авторы: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (7, 8 классы); Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. (9 класс).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М. : Просвещение, 2008 .
  • Дидактические материалы, 9 класс / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. : Просвещение, 2010.
  • Контрольные работы по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. : Просвещение, 2007.
  • Сборник тестов ГИА , физика, тренировочные задания. / Н. И. Зорин. М. : Издательство «Эксмо», 2010.
  • ФИПИ, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. / Н. С. Пурышева и др. М. : Издательство «Интеллект-центр». 2010.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ   Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 2 ч в неделю с 7 по 9 класс. Изучение курса физики в 7-9 классах структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа по физике для 9 класса рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 2 ч в неделю с 7 по 9 класс. Изучение курса физики в 7-9 классах структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления.

Рабочая программа по физике для 9 класса рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

На раздел “электромагнитные явления ” в 9 классе по программе рассчитано 9 часов.   1. Магнитное поле. ЛР № 4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов» 2. Магнитное поле электрического тока.  ЛР № 5 «Сборка электромагнита и испытание его действия» 3. Действие магнитного поля на проводник с током.  ЛР № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» 4. Электродвигатель постоянного тока. 5. Явление электромагнитной индукции (ЭМИ). Опыты Фарадея. ЛР № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»  ЛР № 8 «Изучение явления ЭМИ» 6. Направление индукционного тока. Правило Ленца. 7. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Переменный электрический ток. 8. Трансформатор. Передача электроэнергии. 9. КР № 5 «Электромагнитные явления»

На раздел “электромагнитные явления ” в 9 классе по программе рассчитано 9 часов.

1. Магнитное поле. ЛР № 4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов»

2. Магнитное поле электрического тока.

ЛР № 5 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

3. Действие магнитного поля на проводник с током.

ЛР № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

4. Электродвигатель постоянного тока.

5. Явление электромагнитной индукции (ЭМИ). Опыты Фарадея.

ЛР № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

ЛР № 8 «Изучение явления ЭМИ»

6. Направление индукционного тока.

Правило Ленца.

7. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Переменный электрический ток.

8. Трансформатор. Передача электроэнергии.

9. КР № 5 «Электромагнитные явления»

Цели и задачи   Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе электромагнитных явлений; наиболее важных открытиях в области электродинамики, оказавших влияние на развитие техники и технологии. Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; практического использования физических знаний. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по данному разделу с использованием различных источников информации и современных информационных технологий. Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики в разделе “Электродинамика” на благо развития человеческой цивилизации. Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Цели и задачи

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе электромагнитных явлений; наиболее важных открытиях в области электродинамики, оказавших влияние на развитие техники и технологии.
  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; практического использования физических знаний.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по данному разделу с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
  • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики в разделе “Электродинамика” на благо развития человеческой цивилизации.
  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Особенности подачи материала на уроках физики Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Теоретическое усвоение материала через лекционно-семинарские занятия. Повторная проработка материала через групповые и индивидуальные формы работы. Использование промежуточного контроля в форме тестовых опросов, программированных заданий. Итоговый индивидуальный контроль. Анализ усвоенного материала и корректировка знаний.

Особенности подачи материала на уроках физики

  • Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
  • Теоретическое усвоение материала через лекционно-семинарские занятия.
  • Повторная проработка материала через групповые и индивидуальные формы работы. Использование промежуточного контроля в форме тестовых опросов, программированных заданий.
  • Итоговый индивидуальный контроль.
  • Анализ усвоенного материала и корректировка знаний.

урока

Тема урока

Элементы основного содержания (дид. ед. в соотв. с прим. программой)

теория

л/р и опыты

Элементы дополнительного содержания

демонтрации

Требования

к уровню подготовки

28

Магнитное поле. ЛР № 4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов»

29

Магнитное поле электрического тока. ЛР № 5 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

30

Изуч-ие магн. поля постоянных магнитов. Исследование явления намагничивания железа

Действие магнитного поля на проводник с током. ЛР № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит .

31

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера .

Линии магнитной индукции постоянных магнитов.

Электродвигатель постоянного тока.

Сборка эл.магнита и испытание его действия. Изуч-ие принципа действия эл.магнит. реле .

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Графическое изображение магнитного поля

ЛР № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

Исслед-ие магнитного поля прямого проводника и катушки с током. Изучение действия магн. поля на проводник с током

Электродвигатель . Электромагнитное реле.

Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Знать понятие «Магнитное поле»

Действие магнитного поля на проводник с током.

Понимать структуру магнитного поля, Уметь объ-ть на прим. рис. и граф.

Действие магнитного поля на проводник с током. Принцип действия громкоговорителя.

Устройство электродвигателя

Знать опыт Эрстеда, правило правого винта Знать применение эл.магн. в технике, Уметь приводить примеры, объ-ть принцип работы

Знать силу Ампера, применение действия магнитного поля на проводник с током в технике

Знать применение эл.двигателей в технике, Уметь приводить прим., объяснять принцип работы

32

33

Явление электромагнитной индукции (ЭМИ). Опыты Фарадея. ЛР № 8 «Изучение явления ЭМИ»

Направление индукционного тока.

34

Электромагнитная индукция . Опыты Фарадея .

Правило Ленца.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Правило Ленца.

Самоиндукция. Индуктивность катушки. Переменный электрический ток.

35

Электромагнитная индукция. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Самоиндукция. Переменный ток . Электрогенератор.

36

Трансформатор. Передача электроэнергии.

Магнитный поток. Генератор постоянного тока.

Правило Ленца

КР № 5 «Электромагнитные явления» (полугод.)

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Самоиндукция. Получение перем. тока при вращ. витка в магн. поле. Ус-во ген-ра пост.тока. Устр-во ген-ра перем. тока.

Знать понятия: ЭМИ, магнитный поток;

Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Изучение принципа действия трансформатора.

Основные характеристики механич. колебаний и волн, ф-лы связи м\у ними. Св-ва магн. поля. Закон ЭМИ, правило Ленца, связь напр-ий тока и магн. поля, ф-лы для расчёта тр-ров

Получение переменного электрического тока

Знать способы получения тока; уметь объяснить

Уметь написать ф-лу и объяснить

Устройство трансформатора. Передача электрической энергии.

Знать понятия: самоиндукция, индуктивность

Понимать принцип работы генератора

Знать : устройство и принцип работы тр-ра. Уметь объяснить передачу и преобр-ие тока

Уметь:

оп-ть и объ-ть физ. явл; решать з\чи на применение изуч. физ. З-нов

Демонстрационный эксперимент Демонстрация силовых линий магнитного поля. При демонстрации силовых линий магнитного поля прямого проводника с током, кругового витка с током или соленоида, целесообразно воспользоваться проецирующим на экран устройством, например документ-камерой.

Демонстрационный эксперимент

Демонстрация силовых линий магнитного поля.

При демонстрации силовых линий магнитного поля прямого проводника с током, кругового витка с током или соленоида, целесообразно воспользоваться проецирующим на экран устройством, например документ-камерой.

Демонстрация силовых линий магнитного поля.

Демонстрация силовых линий магнитного поля.

Демонстрация силовых линий магнитного поля.

Демонстрация силовых линий магнитного поля.

Демонстрация действия проводника с током на намагниченную стрелку.

Демонстрация действия проводника с током на намагниченную стрелку.

Демонстрация правила буравчика.

Демонстрация правила буравчика.

Демонстрация действия магнитного поля на ток.

Демонстрация действия магнитного поля на ток.

Демонстрация явления электромагнитной индукции.

Демонстрация явления электромагнитной индукции.

Демонстрация правила Ленца.

Демонстрация правила Ленца.

Демонстрация генератора переменного тока.

Демонстрация генератора переменного тока.

Демонстрация устройства и принципа работы трансформатора.

Демонстрация устройства и принципа работы трансформатора.

Применение явления электромагнитной индукции.

Применение явления электромагнитной индукции.

Применение явления электромагнитной индукции.

Применение явления электромагнитной индукции.

Тесты Микротест: В металлическое кольцо в течении первых 2 с вдвигают магнит, в течение следующих 3с магнит оставляют неподвижным, а в течении последних 4 с магнит вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток? 0 – 2 с; 0 – 2 с и 5 – 9 с; 0 – 9 с; 2 – 9 с.

Тесты

Микротест:

В металлическое кольцо в течении первых 2 с вдвигают магнит, в течение следующих 3с магнит оставляют неподвижным, а в течении последних 4 с магнит вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?

  • 0 – 2 с;
  • 0 – 2 с и 5 – 9 с;
  • 0 – 9 с;
  • 2 – 9 с.
Тесты Микротест: Магнитный поток через замкнутую рамку, помещенную в однородное поле, зависит: только от модуля вектора магнитной индукции; только от площади витка и угла между вектором магнитной индукции и плоскостью рамки; только от площади рамки; от всех факторов, перечисленных в пунктах 1-3.

Тесты

Микротест:

Магнитный поток через замкнутую рамку, помещенную в однородное поле, зависит:

  • только от модуля вектора магнитной индукции;
  • только от площади витка и угла между вектором магнитной индукции и плоскостью рамки;
  • только от площади рамки;
  • от всех факторов, перечисленных в пунктах 1-3.
Тесты Задание 1 Вопрос: В замкнутом проводящем контуре течёт индукционный ток так, как показано на рисунке. Приближают или удаляют соленоид от данного контура? Запишите ответ: __________________________________________   Задание 2 Вопрос: В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?   Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) влево 2) вправо 3) к наблюдателю 4) от наблюдателя

Тесты

Задание 1

Вопрос:

В замкнутом проводящем контуре течёт индукционный ток так, как показано на рисунке. Приближают или удаляют соленоид от данного контура?

Запишите ответ:

__________________________________________

  Задание 2

Вопрос:

В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) влево

2) вправо

3) к наблюдателю

4) от наблюдателя

Тесты Каким из перечисленных ниже выражений определяется магнитный поток?  а) BS cos ά б) ΔФ/Δt в) qVB sin ά г) qVBI д) IBl sin ά

Тесты

Каким из перечисленных ниже выражений определяется магнитный поток?

а) BS cos ά

б) ΔФ/Δt

в) qVB sin ά

г) qVBI

д) IBl sin ά

Тесты   Вариант 7   Вариант 8     Убедиться в присутствии магнитного поля можно с помощью… Правило буравчика состоит в том, что… Сила Ампера действует на… Сила тока направлена →, сила Ампера ↑, Куда направлены магнитные линии ? Сделайте чертеж. Определить знак частицы. Правило правой руки состоит в том, что… Магнитное поле возникает вокруг… Одноименные полюсы магнитов… Магнитные линии направлены ↓, сила Ампера ←. Куда направлена сила тока? Сделайте чертеж. Определить направление силы Лоренца.     х х х х  Ο Ο Ο Ο Ο    V х х х х  Ο Ο Ο Ο Ο  V х х х х  Ο Ο Ο Ο Ο   х х F х х        

Тесты

 

Вариант 7

 

Вариант 8

 

 

  • Убедиться в присутствии магнитного поля можно с помощью…
  • Правило буравчика состоит в том, что…
  • Сила Ампера действует на…
  • Сила тока направлена →, сила Ампера ↑, Куда направлены магнитные линии ? Сделайте чертеж.
  • Определить знак частицы.
  • Правило правой руки состоит в том, что…
  • Магнитное поле возникает вокруг…
  • Одноименные полюсы магнитов…
  • Магнитные линии направлены ↓, сила Ампера ←. Куда направлена сила тока? Сделайте чертеж.
  • Определить направление силы Лоренца.

 

 

х х х х

Ο Ο Ο Ο Ο

 

V

х х х х

Ο Ο Ο Ο Ο

V

х х х х

Ο Ο Ο Ο Ο

 

х х F х х

 

 

 

 

Задачи

Задачи

Урок обобщения Электромагнитные явления  урок. ppt

Урок обобщения

  • Электромагнитные явления урок. ppt

Примерная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» для 9 класса.

  •  

Уровень А

1. На рисунке изображен проволочный прямоугольник, направление тока в нем показано стрелками. Перечертите рисунок в тетрадь и, пользуясь правилом буравчика, начертите вокруг каждой из его сторон по одной магнитной линии, указав стрелкой ее направление.

 

2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.

3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает рядом с ним, но мимо. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна. Ток в кольце возникает

1) в обоих случаях 3) только в первом случае

2) ни в одном из случаев 4) только во втором случае

4. При неизменной ориентации рамки индукцию магнитного поля увеличили в 2 раза, а площадь рамки уменьшили в 4 раза. Как изменится магнитный поток сквозь рамку?

1) уменьшится в 2 раза 3) уменьшится в 4 раза

2) увеличится в 2 раза 4) увеличится в 4 раза

5. Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения магнитных волн с=3·10 8 м/ с.

6. Расположите в порядке возрастания длины волн электромагнитные влны различной природы: 1) инфракрасное излучение; 2) рентгеновское излучение; 3) радиоволны; 4) γ-волны.

1) 4, 1, 3, 2 2) 3, 1, 4, 2 3) 4, 2, 1, 3 4) 1, 3, 2, 4

Примерная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» для 9 класса. Уровень В 7. Установите соответствие между научными открытиями и учёными, которым эти открытия принадлежат. НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЁНЫЕ А) Создал теорию электромагнитного поля 1) Т. Юнг Б) Зарегистрировал электромагнитные волны 2) М. Фарадей В) Получил интерференцию света 3) Д. Максвелл  4) Б. Якоби  5) Г. Герц  А   Б В    

Примерная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» для 9 класса.

Уровень В

7. Установите соответствие между научными открытиями и учёными, которым эти открытия принадлежат.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЁНЫЕ

А) Создал теорию электромагнитного поля 1) Т. Юнг

Б) Зарегистрировал электромагнитные волны 2) М. Фарадей

В) Получил интерференцию света 3) Д. Максвелл

4) Б. Якоби

5) Г. Герц

А

 

Б

В

 

 

Примерная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» для 9 класса. Уровень С 8. Прямолинейный проводник длиной 0,5 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,4 Тл. Сила тока в проводнике равна 0,5 А. Проводник перпендикулярен линиям магнитной индукции. Найдите модуль силы, действующей на проводник. 9. В 1897 году выдающийся русский физик П.Н.Лебедев получил электромагнитные волны длиной 6 мм. Вычислите период и частоту таких волн.

Примерная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» для 9 класса.

Уровень С

8. Прямолинейный проводник длиной 0,5 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,4 Тл. Сила тока в проводнике равна 0,5 А. Проводник перпендикулярен линиям магнитной индукции. Найдите модуль силы, действующей на проводник.

9. В 1897 году выдающийся русский физик П.Н.Лебедев получил электромагнитные волны длиной 6 мм. Вычислите период и частоту таких волн.