Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татарско-Шмалакская средняя школа
«Ульяновская область в XXI веке»
дополнительная общеобразовательная программа
первого года обучения
для учащихся 7-10 классов
Составитель:
педагог дополнительного образования
Абузярова Р.Р.,
первая квалификационная категория
2018 г.
Пояснительная записка
Главная цель изучения программы «Ульяновская область в XXI веке» в современной школе – воспитание патриота, малой Родины, осознающего свою идентичность как гражданина, члена локальной и региональной общности, этнической и религиозной группы, семьи; образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой родины, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности.
Цели изучения:
освоение систематизированных знаний о современном состоянии, процессах и тенденциях развития Ульяновской области;
формирование аналитического мышления, способности рассматривать современные социальные события и процессы с точки зрения их причинной обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современного развития нашего региона;
формирование взвешенного подхода к раскрытию достижений и проблемных явлений, и процессов в развитии современной Ульяновской области;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей как базы для осознания взаимосвязей социальных общностей, для жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном сообществе.
Задачи:
овладение элементарными методами познания, умениями работать с раз- личными источниками актуальной информации; формирование умения извлекать необходимую информацию, пользоваться справочной и краеведческой литературой, материалами СМИ, добывать информацию в общении;
формирование познавательного интереса, навыков самостоятельного анализа современного состояния Ульяновской области, привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
демонстрация на конкретном актуальном фактическом материале возможностей экономики области, образовательных перспектив и последующего трудоустройства на предприятиях нашего региона;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями современной Ульяновской области;
умение связывать теоретический курс истории и обществознания с современными процессами в различных сферах жизни на примерах характеристик современного развития Ульяновской области;
формирование метапредметных умений: работа с понятиями, анализ графической информации различного вида (диаграмм, схем, таблиц, иллюстраций), анализ актуального текстового материала (выдержки из газет, новостных блоков Интернет-источников), постановка и решение проблем.
Общая характеристика курса
Общество — необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Уровень социального знания существенно влияет на направление преобразований.
Краеведческое образование играет важную роль с точки зрения социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное местное сообщество. В процессе освоения материала у учащихся складывается представление об экономическом, культурном, политическом, социальном развитии Ульяновской области, что важно для понимания современных общественных тенденций, ориентации в динамично развивающемся социальном пространстве.
Объектом изучения являются комплексное исследование современного со- стояния локальных структурных сфер и общностей, особенностей их взаимодействия.
Посредством программы реализуются три основные функции исторического краеведения:
-образовательно-воспитательная функция, заключающаяся в формировании патриотического сознания, гражданской и этнокультурной идентичности молодого поколения ульяновцев на основе представлений о современных тенденциях развития нашего региона;
познавательно-развивающая функция, обеспечивающая освоение универсальных учебных действий на основе материала программы;
мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний конкретных фактов, процессов и явлений.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
Концептуальным подходом, объединяющим все темы в единое целое, является представление о социальном развитии как о многовариантном, альтернативном, многофакторном процессе. В основу концепции программы положена философия ФГОС второго поколения – концепция гражданской идентичности и поликультурного плюрализма
Содержание курса конструируется на основе принципов:
историзма (все факты, явления и события изучаются в динамике, во взаимосвязи и взаимообусловленности);
объективности (любое явление, процесс исследуются многогранно, с учѐ- том анализа комплекса фактов, без их искажения и формализации);
социального подхода (процессы и явления рассматриваются с учѐтом с учѐтом социальных интересов различных групп и слоѐв населения и различных форм их проявления в обществе);
альтернативности (предположение вероятностного осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей, перспективных путей развития).
Содержание программы соответствует традиционным принципам научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Соблюдение и сочетание всех принципов обеспечат научность и достоверность в изучении материала программы.
На занятиях предполагается использование личностно-ориентированных технологий, информационных технологий, проектной технологии.
Формы занятий: уроки-практикумы, экскурсии, конференции, работа с документами, исследовательская деятельность.
Методы работы:
Групповая
Парная
Индивидуальная
В системе педагогического мониторинга используются: устный опрос, выступление на семинарах и конференциях, участие в дискуссиях, краеведческих викторинах, олимпиадах, выполнение проблемных заданий, подготовка сообщений и презентаций, реализация исследовательских проектов.
Формы контроля результатов:
- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.
- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).
- Итоговый контроль - отслеживание результатов участия в различных конкурсах.
Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.
Обоснование выбора УМК
УМК включает учебное пособие и программу, соответствует современному уровню исторической науки.
Методическое обеспечение программы:
Качкина Т.Б. Ульяновская область в XXI веке: учебное пособие. Ульяновск, 2014
Качкина Т.Б.Ульяновская область в XXI веке: программа. – Ульяновск, 2015.
Программа разработана на 1 год обучения для детей 7-10 классов, которая включает в себя 144 часа (4 часа в неделю, 2 раза по 2 часа в неделю).
Ожидаемые результаты
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечивает овладение учащимися универсальными учебными действиями, способствует социализации, мировоззренческому и духовному развитию учащихся, позволяет им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
К личностным результатам изучения развития современной Ульяновской области относятся следующие убеждения и качества:
эмоционально положительное принятие своей гражданской и этнической идентичности;
освоение гуманистических традиций и ценностей народов Симбирского/Ульяновского Поволжья, уважительное отношение к символам Ульяновской области (города, района, села) и к традициям народов, еѐ населяющих;
участие в общественно-политической жизни, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении;
готовность к самообразованию, стремление узнать больше о прошлом и настоящем своей малой родины;
готовность к осознанному выбору профессии на основе сформированных представлений об основных тенденциях развития экономики и рынка труда в Ульяновской области;
понимание культурного многообразия Ульяновской области, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека и гражданина;
осмысление социально-нравственного опыта современного поколения ульяновцев, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
формирование устойчивого познавательного интереса к современным процессам и в развитии родного края.
Метапредметные результаты изучения развития современной Ульяновской области выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и другие;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, касающейся современного развития Ульяновской области (находить информацию, структурировать ее, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, работать со схемами и диаграммами, раскрывать необходимые понятия и так далее), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проект, сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления современных реалий;
формирование основ социально-критического мышления, умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
активное применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
-
Предметные результаты изучения развития современной Ульяновской области включают:
овладение целостными представлениями об основных тенденциях экономического, политического, социального и культурного развития современной Ульяновской области;
знание ключевых событий в развитии современной Ульяновской области
знание важнейших достижений, понимание проблем развития нашего региона в XXI веке.
владение необходимыми терминами и понятиями и способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий и явлений современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
знание символов Ульяновской области;
готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Ульяновской области;
Для развития УУД можно использовать: проблемные задания, творческие работы, предусматривающие сбор и обработку информации, подготовку презентаций, выступления на научно-практической конференции, написание эссе, создание видеоклипов, проведение социологического опроса, реализацию проектов.
Список литературы
Т.абарданова Т.Б. «Историческое креведение» (Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Ульяновск. 2000.
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.
Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.
Край прелестный – это ты: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000 – 256 с.
Родное слово: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001 – 224 с.
Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2007
Содержание программы
1. Введение (2 часа).
2. Ульяновская область – субъект Российской Федерации (6 часов).
Место Ульяновской области среди других субъектов Российской федерации. Административно-территориальное деление Ульяновской области. Из истории губернского управления в России. Появление Симбирской губернии, еѐ символы. Образование Ульяновской области. Современные символы Ульяновской области и Ульяновска.
Понятия: субъект РФ, муниципалитет, губерния, губернатор, герб, геральдика.
Практические работы: «Гербы и символы городов и районов Ульяновской
области», «Значение геральдических символов», «Мой земляк – Почетный гражданин Ульяновской области». Подготовка презентации. Написание сочинения-эссе.
Практикум 1. «Место, где я живу. Конкурс проектов». Подготовка выступления на градостроительном совете с концепцией развития городского микрорайона (сельского поселения, села).
3. Политическое развитие Ульяновской области в XXI веке (8 часов).
Разделение властей. Три ветви власти в РФ. Структура власти в Ульяновской области. Законодательная власть в ульяновской области и еѐ функции. Исполнительная власть в Ульяновской области и еѐ функции. Правительство Ульяновской области и его функции. Судебная власть в Ульяновской области и еѐ функции. Участие граждан в работе власти. Общественные палаты и их деятельность. Местное самоуправление в Ульяновской области.
Понятия: демократия, разделение властей, парламентаризм, политическая партия, фракция, депутат, избирательное право, гражданское общество, местное самоуправление.
Практические задания: информационный проект, выполнение проблемных заданий.
Практикум 2. Выборы и избирательные системы. Информационный проект «Наш депутат». Исследовательский проект «Почему мы так голосуем». Решение тестовых заданий по теме «Политическое развитие».
Понятия: избирательная система, избирательное право, выборы, загради- тельный барьер, кандидат, мандат, электорат.
Практические задания: выполнение тестовых заданий.
4. Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке (14 часов).
Анализ географического положения, природно-ресурсного потенциала, транспортной инфраструктуры, кадрового потенциала и структуры промышленности современной Ульяновской области. Промышленные зоны и индустриальные парки как инструменты развития Ульяновской области. Приоритеты стратегии развития ульяновской области до 2020 г.
Понятия: конкуренция, конкурентное преимущество, инфраструктура, инновация, индустриальные парки, промышленные зоны.
Практические задания: поиск информации о промышленных зонах Ульяновской области, подготовка сообщения «Характеристика экономического развития моего района в XXI веке».
5. Инвестиционный климат и инвестиционная политика (10 часов).
Благоприятный инвестиционный климат и факторы, его определяющие. Инвестиционная деятельность Ульяновской области. Система государственной поддержки инвестиционных и инновационных проектов и развитие инвестиционной политики в Ульяновской области в XXI веке. Совершенствование подготовки молодых специалистов как залог привлечения инвестиций в регион. Движение WorldSkills International. Связь между эффективной борьбой с коррупцией и инвестиционной привлекательности региона.
Понятия: инвестиции, благоприятный инвестиционный климат.
Практические задания: разработка проекта по повышению инвестиционной привлекательности района (города, области в целом); подготовка выступления на Международном экономическом форуме с рекламой продукции предприятий и фирм Ульяновской области; разработка информационного проекта о вложении инвестиций в конкретном муниципальном образовании. Анализ схемы. Анализ текста документа.
6. Промышленный и энергетический комплекс современной Ульяновской области (14 часов).
Предприятия машиностроения и приборостроения. Предприятия полиграфической, лѐгкой и пищевой промышленности. Добывающая и перерабатывающая промышленность, электроэнергетика.
Понятия: авионика.
Практические задания: подготовка сообщения о ведущем предприятии района, о его проблемах и перспективах; поиск информации на сайтах промышленных предприятий Ульяновской области о вакансиях и анализ потребностей региона в трудовых кадрах. Работа с текстом документа.
Практикум 3. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
Формируется представление о бюджетном федерализме, государственном бюджете, его структуре, основных источниках доходов и статьях расходов. Поднимается проблема государственного долга как инструмента развития.
Понятия: государственный бюджет, государственный долг, дефицит бюджета, профицит бюджета, сбалансированный бюджет, структура бюджета, источники финансирования государственного бюджета, основные статьи расхода.
Практические задания: выполнение тестовых заданий.
7. Транспортная инфраструктура Ульяновской области: проблемы и перспективы развития (14 часов).
Роль транспортной инфраструктуры в развитии экономики. Характеристика Ульяновска как транспортного узла. Мультимодальный терминально-логистический комплекс. Автомобильное, железнодорожное сообщение, воздушный транспорт Ульяновской области. Проблемы развития речного транспорта на современном этапе.
Понятия: логистика, терминально-логистический комплекс.
Практические задания: подготовка сообщения о строительстве «Президентского моста» через Волгу; составление проблемных вопросов к тексту.
8. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (8 часов).
Общая характеристика развития сельского хозяйства и динамика его развития за последнее десятилетие. Агропромышленный комплекс Ульяновской области. Агропромпарк: структура и направления деятельности. Политика руководства Ульяновской области по поддержке производителей сельхозпродукции.
Понятия: агропромышленный комплекс, инструменты государственного регулирования экономики.
Практические задания: подготовка сообщения о наиболее развитых отраслях сельского хозяйства по районам. Анализ проблем сельскохозяйственного производства вследствие вступления России в ВТО. Поиск информации об областных целевых программах поддержки фермерских хозяйств.
Практикум 4. Проект «Как открыть своѐ дело. Бизнес-план»
Разработка и защита мини-проекта «Как открыть своѐ дело. Бизнес-план» на примерах развития агропромышленного комплекса в конкретном районе Ульяновской области.
Учебный план
№ блоков и занятий | Тема занятий | Количество учебных часов | Всего |
Теорети ческие | Практи ческие | Комби ниро ванные | |
1. | Вводное занятие | 2 | - | - | 2 |
2. | Ульяновская область – субъект Российской Федерации | 6 | 2 | 2 | 10 |
3. | Политическое развитие Ульяновской области в XXI веке | 8 | 4 | 2 | 14 |
4. | Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке | 14 | 4 | 2 | 20 |
5. | Инвестиционный климат и инвестиционная политика | 10 | 10 | - | 20 |
| | | | | |
6. | Промышленный и энергетический комплекс современной Улья- новской области | 14 | 10 | 2 | 26 |
7 | Транспортная инфраструктура Ульяновской области: проблемы и перспективы развития | 14 | 6 | - | 20 |
8 | Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс | 8 | 8 | - | 16 |
| Досуговые часы | | | | 6 |
| Резервные часы | | | | 10 |
| Итого: | 76 | 44 | 8 | 144 |
Календарно - тематический план
№ блоков | № занятий | Дата занятий | Наименование блока, темы занятия | Количество учебных часов | Всего |
Теорети ческие | Практи ческие | |
1. | 1 | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения, ознакомление с планом работы объединения | 2 | - | 2 |
2. | 2 - 6 | | Первый блок – «Ульяновская область – субъект Российской Федерации» | 6 | 4 | 10 |
2.1. | | | Административно-территориальное деление Ульяновской области. | 2 | - | 2 |
2.2. | | | Появление Симбирской губернии | 2 | 2 | 4 |
2.3. | | | Образование Ульяновской области. | 2 | 2 | 4 |
3. | 7 - 13 | | Второй блок – «Политическое развитие Ульяновской области в XXI веке» | 8 | 6 | 14 |
3.1. | | | Структура власти в Ульяновской области | 4 | 4 | 8 |
3.2. | | | Местное самоуправление в Ульяновской области | 4 | 2 | 6 |
4. | 14 - 23 | | Третий блок «Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке» | 14 | 6 | 20 |
4.1. | | | Географическое положение современной Ульяновской области | 6 | 2 | 8 |
4.2. | | | Промышленные зоны и индустриальные парки Ульяновской области. | 8 | 4 | 12 |
5. | 24 - 33 | | Четвертый блок - «Инвестиционный климат и инвестиционная политика» | 10 | 10 | 20 |
5.1 | | | Инвестиционная деятельность Ульяновской области | 4 | 2 | 6 |
5.2. | | | Движение WorldSkills International. | 2 | 2 | 4 |
5.3. | | | Разработка проекта по повышению инвестиционной привлекательности района (города, области в целом) | 4 | 6 | 10 |
6. | 34 - 46 | | Пятый блок - «Промышленный и энергетический комплекс современной Ульяновской области» | 14 | 12 | 26 |
6.1 | | | Промышленный комплекс современной Ульяновской области | 8 | 6 | 14 |
6.2. | | | Энергетический комплекс современной Ульяновской области | 6 | 6 | 12 |
7. | 47 - 56 | | Шестой блок - «Транспортная инфраструктура Ульяновской области» | 14 | 6 | 20 |
7.1. | | | Транспортная инфраструктура Ульяновской области | 6 | 2 | 8 |
7.2. | | | Автомобильное, железнодорожное сообщение, воздушный, речной транспорт Ульяновской области | 8 | 4 | 12 |
8. | 57 - 64 | | Седьмой блок - «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | 8 | 8 | 16 |
8.1. | | | Динамика развития сельского хозяйства Ульяновской области | 4 | 2 | 6 |
8.2. | | | Агропромышленный комплекс Ульяновской области | 4 | 6 | 10 |
| | | Досуговые | | | 6 |
| | | Резервные | | | 10 |
| | | Итого: | | | 144 |