СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал, программа кружка "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Главная цель изучения программы  в современной школе – воспитание патриота, малой Родины, осознающего свою идентичность как гражданина, члена локальной и региональной общности, этнической и религиозной группы, семьи; образование, развитие и воспитание личности обучающегося

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал, программа кружка "Юный краевед"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарско-Шмалакская средняя школа













«Ульяновская область в XXI веке»


дополнительная общеобразовательная программа

первого года обучения


для учащихся 7-10 классов







Составитель:

педагог дополнительного образования

Абузярова Р.Р.,

первая квалификационная категория
















2018 г.

Пояснительная записка


Главная цель изучения программы «Ульяновская область в XXI веке» в современной школе – воспитание патриота, малой Родины, осознающего свою идентичность как гражданина, члена локальной и региональной общности, этнической и религиозной группы, семьи; образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой родины, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности.


Цели изучения:

  • освоение систематизированных знаний о современном состоянии, процессах и тенденциях развития Ульяновской области;

  • формирование аналитического мышления, способности рассматривать современные социальные события и процессы с точки зрения их причинной обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современного развития нашего региона;

  • формирование взвешенного подхода к раскрытию достижений и проблемных явлений, и процессов в развитии современной Ульяновской области;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей как базы для осознания взаимосвязей социальных общностей, для жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном сообществе.


Задачи:

  • овладение элементарными методами познания, умениями работать с раз- личными источниками актуальной информации; формирование умения извлекать необходимую информацию, пользоваться справочной и краеведческой литературой, материалами СМИ, добывать информацию в общении;

  • формирование познавательного интереса, навыков самостоятельного анализа современного состояния Ульяновской области, привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;

  • демонстрация на конкретном актуальном фактическом материале возможностей экономики области, образовательных перспектив и последующего трудоустройства на предприятиях нашего региона;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями современной Ульяновской области;

  • умение связывать теоретический курс истории и обществознания с современными процессами в различных сферах жизни на примерах характеристик современного развития Ульяновской области;

  • формирование метапредметных умений: работа с понятиями, анализ графической информации различного вида (диаграмм, схем, таблиц, иллюстраций), анализ актуального текстового материала (выдержки из газет, новостных блоков Интернет-источников), постановка и решение проблем.


Общая характеристика курса

Общество — необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Уровень социального знания существенно влияет на направление преобразований.

Краеведческое образование играет важную роль с точки зрения социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное местное сообщество. В процессе освоения материала у учащихся складывается представление об экономическом, культурном, политическом, социальном развитии Ульяновской области, что важно для понимания современных общественных тенденций, ориентации в динамично развивающемся социальном пространстве.

Объектом изучения являются комплексное исследование современного со- стояния локальных структурных сфер и общностей, особенностей их взаимодействия.

Посредством программы реализуются три основные функции исторического краеведения:

-образовательно-воспитательная функция, заключающаяся в формировании патриотического сознания, гражданской и этнокультурной идентичности молодого поколения ульяновцев на основе представлений о современных тенденциях развития нашего региона;

познавательно-развивающая функция, обеспечивающая освоение универсальных учебных действий на основе материала программы;

мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний конкретных фактов, процессов и явлений.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Концептуальным подходом, объединяющим все темы в единое целое, является представление о социальном развитии как о многовариантном, альтернативном, многофакторном процессе. В основу концепции программы положена философия ФГОС второго поколения – концепция гражданской идентичности и поликультурного плюрализма


Содержание курса конструируется на основе принципов:

  • историзма (все факты, явления и события изучаются в динамике, во взаимосвязи и взаимообусловленности);

  • объективности (любое явление, процесс исследуются многогранно, с учѐ- том анализа комплекса фактов, без их искажения и формализации);

  • социального подхода (процессы и явления рассматриваются с учѐтом с учѐтом социальных интересов различных групп и слоѐв населения и различных форм их проявления в обществе);

  • альтернативности (предположение вероятностного осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей, перспективных путей развития).

Содержание программы соответствует традиционным принципам научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Соблюдение и сочетание всех принципов обеспечат научность и достоверность в изучении материала программы.


На занятиях предполагается использование личностно-ориентированных технологий, информационных технологий, проектной технологии.


Формы занятий: уроки-практикумы, экскурсии, конференции, работа с документами, исследовательская деятельность.


Методы работы:

  • Групповая

  • Парная

  • Индивидуальная


В системе педагогического мониторинга используются: устный опрос, выступление на семинарах и конференциях, участие в дискуссиях, краеведческих викторинах, олимпиадах, выполнение проблемных заданий, подготовка сообщений и презентаций, реализация исследовательских проектов.


Формы контроля результатов:

- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.


- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).


- Итоговый контроль - отслеживание результатов участия в различных конкурсах.

Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.


Обоснование выбора УМК

УМК включает учебное пособие и программу, соответствует современному уровню исторической науки.


Методическое обеспечение программы:

Качкина Т.Б. Ульяновская область в XXI веке: учебное пособие. Ульяновск, 2014

Качкина Т.Б.Ульяновская область в XXI веке: программа. – Ульяновск, 2015.


Программа разработана на 1 год обучения для детей 7-10 классов, которая включает в себя 144 часа (4 часа в неделю, 2 раза по 2 часа в неделю).


Ожидаемые результаты


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечивает овладение учащимися универсальными учебными действиями, способствует социализации, мировоззренческому и духовному развитию учащихся, позволяет им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.


К личностным результатам изучения развития современной Ульяновской области относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как жителя Ульяновской области, члена этнической и религиозной группы, локальной и общности;

эмоционально положительное принятие своей гражданской и этнической идентичности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей народов Симбирского/Ульяновского Поволжья, уважительное отношение к символам Ульяновской области (города, района, села) и к традициям народов, еѐ населяющих;

  • участие в общественно-политической жизни, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении;

  • готовность к самообразованию, стремление узнать больше о прошлом и настоящем своей малой родины;

  • готовность к осознанному выбору профессии на основе сформированных представлений об основных тенденциях развития экономики и рынка труда в Ульяновской области;

  • понимание культурного многообразия Ульяновской области, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека и гражданина;

  • осмысление социально-нравственного опыта современного поколения ульяновцев, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • формирование устойчивого познавательного интереса к современным процессам и в развитии родного края.

Метапредметные результаты изучения развития современной Ульяновской области выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и другие;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, касающейся современного развития Ульяновской области (находить информацию, структурировать ее, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, работать со схемами и диаграммами, раскрывать необходимые понятия и так далее), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проект, сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления современных реалий;

  • формирование основ социально-критического мышления, умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • активное применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты изучения развития современной Ульяновской области включают:

  • овладение целостными представлениями об основных тенденциях экономического, политического, социального и культурного развития современной Ульяновской области;

  • знание ключевых событий в развитии современной Ульяновской области

  • знание важнейших достижений, понимание проблем развития нашего региона в XXI веке.

  • владение необходимыми терминами и понятиями и способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий и явлений современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • знание символов Ульяновской области;

  • готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Ульяновской области;

  • Для развития УУД можно использовать: проблемные задания, творческие работы, предусматривающие сбор и обработку информации, подготовку презентаций, выступления на научно-практической конференции, написание эссе, создание видеоклипов, проведение социологического опроса, реализацию проектов.


Список литературы

  • Т.абарданова Т.Б. «Историческое креведение» (Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Ульяновск. 2000.

  • Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.

  • Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

  • Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

  • Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

  • Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

  • Край прелестный – это ты: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000 – 256 с.

  • Родное слово: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001 – 224 с.

  • Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2007







Содержание программы

1. Введение (2 часа).

2. Ульяновская область – субъект Российской Федерации (6 часов).

Место Ульяновской области среди других субъектов Российской федерации. Административно-территориальное деление Ульяновской области. Из истории губернского управления в России. Появление Симбирской губернии, еѐ символы. Образование Ульяновской области. Современные символы Ульяновской области и Ульяновска.

Понятия: субъект РФ, муниципалитет, губерния, губернатор, герб, геральдика.

Практические работы: «Гербы и символы городов и районов Ульяновской

области», «Значение геральдических символов», «Мой земляк – Почетный гражданин Ульяновской области». Подготовка презентации. Написание сочинения-эссе.

Практикум 1. «Место, где я живу. Конкурс проектов». Подготовка выступления на градостроительном совете с концепцией развития городского микрорайона (сельского поселения, села).


3. Политическое развитие Ульяновской области в XXI веке (8 часов).

Разделение властей. Три ветви власти в РФ. Структура власти в Ульяновской области. Законодательная власть в ульяновской области и еѐ функции. Исполнительная власть в Ульяновской области и еѐ функции. Правительство Ульяновской области и его функции. Судебная власть в Ульяновской области и еѐ функции. Участие граждан в работе власти. Общественные палаты и их деятельность. Местное самоуправление в Ульяновской области.

Понятия: демократия, разделение властей, парламентаризм, политическая партия, фракция, депутат, избирательное право, гражданское общество, местное самоуправление.

Практические задания: информационный проект, выполнение проблемных заданий.


Практикум 2. Выборы и избирательные системы. Информационный проект «Наш депутат». Исследовательский проект «Почему мы так голосуем». Решение тестовых заданий по теме «Политическое развитие».

Понятия: избирательная система, избирательное право, выборы, загради- тельный барьер, кандидат, мандат, электорат.

Практические задания: выполнение тестовых заданий.


4. Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке (14 часов).

Анализ географического положения, природно-ресурсного потенциала, транспортной инфраструктуры, кадрового потенциала и структуры промышленности современной Ульяновской области. Промышленные зоны и индустриальные парки как инструменты развития Ульяновской области. Приоритеты стратегии развития ульяновской области до 2020 г.

Понятия: конкуренция, конкурентное преимущество, инфраструктура, инновация, индустриальные парки, промышленные зоны.

Практические задания: поиск информации о промышленных зонах Ульяновской области, подготовка сообщения «Характеристика экономического развития моего района в XXI веке».



5. Инвестиционный климат и инвестиционная политика (10 часов).

Благоприятный инвестиционный климат и факторы, его определяющие. Инвестиционная деятельность Ульяновской области. Система государственной поддержки инвестиционных и инновационных проектов и развитие инвестиционной политики в Ульяновской области в XXI веке. Совершенствование подготовки молодых специалистов как залог привлечения инвестиций в регион. Движение WorldSkills International. Связь между эффективной борьбой с коррупцией и инвестиционной привлекательности региона.


Понятия: инвестиции, благоприятный инвестиционный климат.

Практические задания: разработка проекта по повышению инвестиционной привлекательности района (города, области в целом); подготовка выступления на Международном экономическом форуме с рекламой продукции предприятий и фирм Ульяновской области; разработка информационного проекта о вложении инвестиций в конкретном муниципальном образовании. Анализ схемы. Анализ текста документа.


6. Промышленный и энергетический комплекс современной Ульяновской области (14 часов).

Предприятия машиностроения и приборостроения. Предприятия полиграфической, лѐгкой и пищевой промышленности. Добывающая и перерабатывающая промышленность, электроэнергетика.

Понятия: авионика.

Практические задания: подготовка сообщения о ведущем предприятии района, о его проблемах и перспективах; поиск информации на сайтах промышленных предприятий Ульяновской области о вакансиях и анализ потребностей региона в трудовых кадрах. Работа с текстом документа.


Практикум 3. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования

Формируется представление о бюджетном федерализме, государственном бюджете, его структуре, основных источниках доходов и статьях расходов. Поднимается проблема государственного долга как инструмента развития.

Понятия: государственный бюджет, государственный долг, дефицит бюджета, профицит бюджета, сбалансированный бюджет, структура бюджета, источники финансирования государственного бюджета, основные статьи расхода.

Практические задания: выполнение тестовых заданий.


7. Транспортная инфраструктура Ульяновской области: проблемы и перспективы развития (14 часов).

Роль транспортной инфраструктуры в развитии экономики. Характеристика Ульяновска как транспортного узла. Мультимодальный терминально-логистический комплекс. Автомобильное, железнодорожное сообщение, воздушный транспорт Ульяновской области. Проблемы развития речного транспорта на современном этапе.

Понятия: логистика, терминально-логистический комплекс.

Практические задания: подготовка сообщения о строительстве «Президентского моста» через Волгу; составление проблемных вопросов к тексту.


8. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (8 часов).

Общая характеристика развития сельского хозяйства и динамика его развития за последнее десятилетие. Агропромышленный комплекс Ульяновской области. Агропромпарк: структура и направления деятельности. Политика руководства Ульяновской области по поддержке производителей сельхозпродукции.



Понятия: агропромышленный комплекс, инструменты государственного регулирования экономики.

Практические задания: подготовка сообщения о наиболее развитых отраслях сельского хозяйства по районам. Анализ проблем сельскохозяйственного производства вследствие вступления России в ВТО. Поиск информации об областных целевых программах поддержки фермерских хозяйств.


Практикум 4. Проект «Как открыть своѐ дело. Бизнес-план»

Разработка и защита мини-проекта «Как открыть своѐ дело. Бизнес-план» на примерах развития агропромышленного комплекса в конкретном районе Ульяновской области.






Учебный план


блоков и занятий

Тема занятий

Количество учебных часов

Всего

Теорети

ческие

Практи

ческие

Комби

ниро

ванные


1.

Вводное занятие

2

-

-

2

2.

Ульяновская область – субъект Российской Федерации

6

2

2

10

3.

Политическое развитие Ульяновской области в XXI веке

8

4

2

14

4.

Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке

14

4

2

20

5.

Инвестиционный климат и инвестиционная политика

10

10

-

20







6.

Промышленный и энергетический комплекс современной Улья- новской области

14

10

2

26

7

Транспортная инфраструктура Ульяновской области: проблемы и перспективы развития

14

6

-

20

8

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс

8

8

-

16


Досуговые часы




6


Резервные часы




10


Итого:

76

44

8

144













Календарно - тематический план


блоков

№ занятий

Дата занятий

Наименование блока,

темы занятия

Количество учебных часов

Всего

Теорети

ческие

Практи

ческие


1.

1


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения, ознакомление с планом работы объединения

2

-

2

2.

2 - 6


Первый блок – «Ульяновская область – субъект Российской Федерации»

6

4

10

2.1.



Административно-территориальное деление Ульяновской области.

2

-

2

2.2.



Появление Симбирской губернии

2

2

4

2.3.



Образование Ульяновской области.

2

2

4

3.

7 - 13


Второй блок – «Политическое развитие Ульяновской области в XXI веке»

8

6

14

3.1.



Структура власти в Ульяновской области

4

4

8

3.2.



Местное самоуправление в Ульяновской области

4

2

6

4.

14 - 23


Третий блок «Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке»

14

6

20

4.1.



Географическое положение современной Ульяновской области

6

2

8

4.2.



Промышленные зоны и индустриальные парки Ульяновской области.

8

4

12

5.

24 - 33


Четвертый блок - «Инвестиционный климат и инвестиционная политика»

10

10

20

5.1



Инвестиционная деятельность Ульяновской области

4

2

6

5.2.



Движение WorldSkills International.

2

2

4

5.3.



Разработка проекта по повышению инвестиционной привлекательности района (города, области в целом)

4

6

10

6.

34 - 46


Пятый блок - «Промышленный и энергетический комплекс современной Ульяновской области»

14

12

26

6.1



Промышленный комплекс современной Ульяновской области


8

6

14

6.2.



Энергетический комплекс современной Ульяновской области


6

6

12

7.

47 - 56


Шестой блок - «Транспортная инфраструктура Ульяновской области»

14

6

20

7.1.



Транспортная инфраструктура Ульяновской области

6

2

8

7.2.



Автомобильное, железнодорожное сообщение, воздушный, речной транспорт Ульяновской области

8

4

12

8.

57 - 64


Седьмой блок - «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

8

8

16

8.1.



Динамика развития сельского хозяйства Ульяновской области

4

2

6

8.2.



Агропромышленный комплекс Ульяновской области

4

6

10




Досуговые


6




Резервные


10




Итого:


144