Сентябрь | 1 | Диагностика | |
2 | Диагностика | |
3 | Во саду ли, в огороде | Мы репку сажали, (пальцами как - будто роем ямку на ладошке) Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода) Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук) Хороша и крепка! (Ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.) А вытянуть не можем! Кто нам поможет? Тянем - потянем, тянем - потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями) |
4 | Лесная кладовая | Ягоды – это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. (указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой) Запомнил ягоды я, наконец. Что это значит? (приподнимают плечи, удивляются) Я – молодец! (большой палец вытягивают вперед) |
Октябрь | 1 | У меня готов ответ: кем работает мой папа, мама, бабушка и дед. | Много есть профессий знатных, (соединять пальцы правой руки с большим) И полезных, и приятных (соединять пальцы левой руки с большим) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (загибают по одному пальчику, начиная с большого) Сразу всех не называю, (сжимать и разжимать кулачки) Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх) |
2 | В здоровом теле – здоровый дух. (ЗОЖ) | Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. Десять пальцев — как отряд, И костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются. 1–2 строчки — растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу 3–4 строчки — повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы 5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем, действия выполняем обеими руками одновременно. |
3 | Город, в котором ты живешь | Город – это улицы, проспекты и дома, (ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу) Площади, музеи, парков тишина, (ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу) Блеск огромных стекол, Праздничных витрин, (разводить пальцы в стороны и соединят.) Быстрое движенье (круговые движения руками, согнутыми в локтя.) Прохожих и машин. (указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак) |
4 | Это все мой край родной | Здравствуй, Солнце золотое! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончика) Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! |
Ноябрь | 1 | Каникулы | |
2 | Нужные вещи (дом, мебель). Наши помощники (бытовые приборы) | Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики по одному) Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики) А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Много мебели в квартире. |
3 | На чем люди ездят? (транспорт, ПДД) | Би - би - би - гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками) - Едем, едем, едем, едем, - Он так громко говорит. (ритмично потопывают ногами) Шины трутся о дорогу. Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони) Быстро катятся колеса. Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками) |
4 | Кому, что нужно? (одежда, обувь) | Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь мы считать: (загибают по очереди пальцы на руке) Раз – туфли, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять Ножкам надо отдыхать. |
Декабрь | 1 | Здравствуй – гостья зима! (зима, зимние забавы) | Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева) И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки) Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим) Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики») Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад) Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад) И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе) Мчатся наперегонки. |
2 | «Птичкина столовая» (зимующие птицы) | Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев 4р.) Сала дам синичке, («режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга) Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой) Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь) Ешьте макароны! («катая из хлеба макароны») |
3 | Здравствуй, Дедушка Мороз! (Новогодний праздник) | Наступает Новый год! | (хлопаем в ладоши) | Дети водят хоровод. | (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) | Висят на елке шарики, | (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) | Светятся фонарики. | (делаем «фонарики») | Вот сверкают льдинки, | (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди) | Кружатся снежинки. | (легко и плавно двигать кистями) | В гости дед Мороз идет, | (пальцы шагают по коленям или по столу) | Всем подарки он несет. | (трем друг об друга ладони) | Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: | (хлопаем по коленям или по столу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) | 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. | (по очереди массажируем каждый палец) |
|
4 | Каникулы |
|
Январь | 1 | В гости к Умке (животные Севера) | На Севере белый мишутка живет, Но только, как бурый, он мёд не сосёт. Наш Умка пытается рыбку ловить, Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить. (загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог)
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно) Звери необычные, к холоду привычные. («замок», меняя положение пальцев) Вот песец из норки смотрит, (соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки») Белый мишка важно ходит, (пальчики «шагают») Ну, а морж, как капитан, Покоряет океан (ладони «лодочкой» двигаются вперед) Гордый северный олень (кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты) Грузы возит целый день. (растирание ладоней движениями вверх, вниз) |
2 | «Лесные жители» (дикие животные) | Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики) Пришли белки поиграть. (выставляют пять пальцев) Одна куда-то подевалась, (прячут ручку за спину) Четыре белочки осталось. (выставляют четыре пальца) А теперь скорей смотри: (прячут ручку за спину) Их уже осталось три. (выставляют три пальца) Ну и ну, какая жалость, (прячут ручку за спину) Только две у нас осталось. (выставляют два пальца) Эта новость так грустна, (прячут ручку за спину) Осталась белочка одна. (выставляют один палец) Пока мы с тобою считали, Белочки от нас сбежали. (пальчики убегают по столу) |
3 | «Наши меньшие друзья» (домашние животные) | Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку – на донышке. (показывают, как доят корову) Ждут меня котятки, малые ребятки. (делают «мордочки» из пальчиков) Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. (загибают по одному пальчику на обеих руках) Всем дает здоровье молоко коровье. (снова доят) |
4 | «На птичьем дворе» (домашние птицы) | Вышла курочка гулять, (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки) Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки, бегут всеми пальцами обеих рук) Желтые цыплятки. - Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши) Не ходите далеко. (грозят пальцем ведущей руки) Лапками гребите, (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола) Зернышки ищите. (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.). |
Февраль | 1 | «Что нужно повару?» (посуда, продукты питания) | Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики) Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога) Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки) А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения) И кокосовой крошкой Присыпаем пирог немножко, ( имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук) А потом и чай заварим, (как - будто помешиваем чай) Пирогами вас одарим. (слаживаем пальцы в кулачки) |
2 | «Солдатские машины» (военная техника) | Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв) По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, (проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук) Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, сами волны, (потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе выпрямленными ладонями с пальцами) Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. (прижатыми друг к другу изобразить рыбок) И, объездив чудо - страны, Посмотрев на океаны, (плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде) Путешественник-герой, К маме я вернусь домой. |
3 | «Как солдаты наши…» (военные профессии) | Лётчик, моряк, пехотинец, танкист (последовательно соединять пальцы на обеих руках с большим) Артиллерист, пограничник, связист - Славные воины нашей страны, Мир и покой охраняют они. (хлопаем в ладоши) |
4 | «В магазине игрушек» (игрушки) | На столе моем игрушки Притаились в тишине. Пять подарков в день рожденья Принесли ребята мне. Раз — мохнатый, мягкий мишка, Два — зеленый крокодил, Три — зайчишка-шалунишка, А четыре — конь один, Пять — огромная машина С желтым кузовом большим. Я в него свои подарки Утром рано положил. 1–4 строчки — круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой. 5–9 строчки — указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику. 10–12 строчки — соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием. |
Март | 1 | Мамин день – 8 марта! | (кончики пальцев обеих рук соединены, ладони на некотором расстоянии друг от друга). Мамочка-мама (на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются) Милая моя (то же — безымянные пальцы) Мамочка-мама (подушечки средних пальцев производят те же движения) Я люблю тебя (указательные пальцы соединяются и разъединяются; при соприкосновении подушечек больших пальцев дети губами имитируют поцелуй) |
2 | «Матрешки и свистульки» (народная игрушка) «Город мастеров» (народные промыслы) | У матрешки нашей Мани Пять девчоночек в кармане. Маню раскрываем, Зину вынимаем. Вот раскрыли Зину, Вытащили Нину. А из Нины мы достали Чернобровую Наталью. А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли, Выпустили Лилю. Все девчонки из кармана Вышли в красных сарафанах. 1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки. 3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки. 13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах. |
3 | «К нам весна шагает, быстрыми шагами» (весна) | Иди, весна, иди, красна, («шагают» пальчиками обеих рук по столу) Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца) |
4 | Каникулы |
|
Апрель | 1 | «Ласточка с весною в сени к нам летит» (птицы, прилетающие на участок) | Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? - За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну - красну. (на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного пальца на правой руке, потом на левой) |
2 | «Зоопарк» | Вот обжора черепашка, (сжимаем кулачок, отставляем большой палец) Панцирь – вот её рубашка. (закрываем кулачок другой ладошкой) Может лазить по горам, (поднимаем руку вверх) Может плавать по волнам. (совершаем ладонью волнообразные движения) Поплывет и цапнет рыбку, (водим большим пальчиком из стороны в сторону) Съест с довольною улыбкой (ладонью изображаем пасть) Отдохнет она немножко, (спрятать большой палец под «панцирь») На обед поймает мошку (сделать хватательное движение) Если ужинать пора – Цап! И схватит комара (ещё одно хватательное движение) Но еды ей не хватило, Цап! Меня за нос схватила! (хватаем себя за нос) |
3 | «Рыбка, рыбка где ты спишь?» | Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка) Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком) Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка) Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут») |
4 | «Растения уголка природы» (комнатные растения) | На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки) Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца) А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – Мы все названья помним! (раскрывают ладошку) Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами) Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком»,поднимают над головой и раскрывают «цветком») |
Май | 1 | «Прадедушкин праздник» (День Победы) | Паровозик едет в гору, В гости к дедушке Егору. А в вагончиках сидят Девять маленьких ребят: Катя, Маша и Марина, Коля, Ванечка, Ирина, Петя, Слава и Матвей, С ними вместе Котофей. У него закрыты глазки, Он мурлычет детям сказки. 1–4 строчки — сомкнутые пальцы одной руки перемещаем по внутренней стороне другой руки от ладони до локтевого сгиба. 5–7 строчки — называем имена и при этом подушечкой указательного пальца поочередно касаемся кончиков пальцев другой руки. 8 строчка — массируем большой палец правой руки, который исполняет роль Котофея. 9–10 строчки — закрываем глаза, обеими руками гладим себя по голове. |
2 | «Ты руками их не трогай, пусть спешат своей дорогой» (насекомые) «Вот и лето пришло» (лето, цветы) | - Жу - жу - жу, - жужжит пчела: - Я лечу издалека. (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками») - Зу - зу - зу, - комар пищит. (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед) - Уф - уф - уф, - как паровоз Шмель пыхтит, пыльцу повез. (ритмично притоптывают ногами) Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, Я любого разбужу» (ритмично хлопают в ладоши) |
3 | Диагностика |
|
4 | Диагностика |
|