СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическое пособие по музыкальной литература

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе»

Муниципальное казенное учреждение Дополнительного образования

«Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.»



Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе



















Автор-составитель:

Колякина Анна Владимировна

преподаватель высшей

квалификационной категории



г.Лагань, 2024

Пояснительная записка. Данное пособие предназначено для преподавателей ДМШ и ДШИ по курсу музыкальной литературы. Известно, что в последнее десятилетие интерес учащихся к теоретическим дисциплинам постоянно снижается. Считаем, что это, прежде всего, обусловлено большим объемом изучаемого материала, недостаточным кругозором знаний у основного контингента учащихся, а также традиционной формой контроля знаний. В большинстве своем наши ученики не планируют выбрать музыку своей профессией. Поэтому считаем, что методика контроля и аттестация знаний должны быть приближены к уже существующей в общеобразовательных школах. Настоящее пособие является действительным средством учета и контроля знаний учащихся. В самом начале пособия представлен примерный тематический план, в котором указано количество часов, отводимых на изучение той или иной темы. Общее количество часов в каждой четверти определено с достаточной точностью. Но любой педагог знает, что необходимо иметь резервный урок на случай совпадения праздничного дня (1мая,8 марта,23 февраля и т.п.) с проводимым уроком. Общее количество недель в учебном году-34, что соответствует числу уроков в году. Поэтому каждый учитель должен на основе примерного плана составлять каждый год свой календарно-тематический план, чтобы в полном объеме изучать предмет "музыкальная литература". Тематическое планирование представляет собой лишь примерный вариант, где возможна корректировка в каждом отдельном случае. В пособии представлены многочисленные тесты. Они расположены в соответствии с тематическим планом. Форма их использования может быть разнообразна. Тесты помогают более рационально использовать время урока, охватить больший объем контролируемого материала, а также задействовать всех обучаемых детей в группе. Опыт работы подсказывает, что тестирование служит хорошим подспорьем к традиционной форме контроля знаний, разнообразит процесс обучения музыкальной литературы. Систематизация расположения тестов по четвертям очень удобна, так как помогает в нужный момент отыскать тот или иной раздел музыкальной литературы. Данные тесты предполагается использовать и на контрольных уроках в конце каждой четверти, и на итоговых экзаменах по окончании курса обучения. Используя дифференцированный подход преподавания, учитель может компоновать по-своему тесты для "сильных" и "слабых" учеников, формируя собственную подборку из данного материала. В тестах в большей степени использовался материал 4-х учебников по музыкальной литературе М. Шорниковой, хотя некоторые сведения почерпаны из других изданий (см. список использованной литературы). По окончании курса музыкальной литературы авторы предлагают использовать следующую форму аттестации выпускников, состоящую из 2-х разделов. Первый - это итоговое тестирование и второй - музыкальная викторина. Для итогового тестирования представлены несколько вариантов, чтобы исключить возможность списывания ответов. Музыкальная викторина может состоять из 15 номеров. Из них 12-13 - это наиболее яркие, хорошо узнаваемые фрагменты изученных музыкальных произведений. А оставшиеся 2-3 фрагмента представляют собой "сюрпризные моменты": произведения, не изучаемые по программе, но относящиеся к так называемой популярной классической музыке, часто звучащей в музыкальном эфире. Например: Л. Бетховен "К Элизе", П.И. Чайковский "Танец маленьких лебедей" из балета «Лебединое озеро» и т.д. (примерные варианты викторин представлены на электронном носителе). Исходя из опыта работы, утверждаем, что предлагать музыкальную викторину на итоговой аттестации по курсу музыкальной литературы можно лишь в том случае, если такая форма контроля знаний использовалась неоднократно в процессе обучения. В противном случае оценка уровня знаний учащихся не отразит реальной картины обученности детей и возможно, создаст дополнительный стрессовый момент на экзамене. Примерный тематический план Первый год обучения


№№

тем

Наименование тем

Количество уроков


I четверть


Музыка и мы

1

Выразительные средства музыки

2

Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты

1

Деревянные духовые инструменты

1

Медные духовые инструменты

1

Ударные инструменты

1

Клавишные инструменты

1

Контрольный урок

1


Всего

9 уроков


II четверть


1.

История развития оркестра

1

2.

Виды оркестра

1

3.

Певческие голоса

1

4.

Программная музыка

3

5.

Контрольный урок

1


Всего

7 уроков


III четверть


1.

Музыкальные жанры. Марш

1

2.

Танец в музыке

1

3.

Народная песня и композитор

1

4.

Народные инструменты

1

5.

Музыкальная форма. Двухчастная форма

1

6.

Трехчастная форма. Рондо

1

7.

Сюита

1

8.

Фуга

1

9.

Соната

1

10.

Контрольный урок

1


Всего

10 уроков


IV четверть


1.

Музыка в кино и в театре

2

2.

Опера

2

3.

Балет

2

4.

Контрольный урок

1

5.

Итоговое занятие

1


Всего

8 уроков

Второй год обучения

№№

тем

Наименование тем

Количество уроков


I четверть


1.

Введение

1

2.

Искусство барокко

1

3.

И.С. Бах. Жизненный путь композитора

2

4.

Полифонические произведения И.С. Баха

1

5.

Сюиты И.С. Баха

1

6.

Органные произведения И.С. Баха

1

7.

Й. Гайдн. Жизненный путь композитора

1

8.

Контрольный урок

1


Всего

9 уроков


II четверть


1.

Симфоническое творчество Й. Гайдна

1

2.

Фортепианные сонаты Й. Гайдна

1

3.

В.А. Моцарт. Жизненный путь композитора

1

4.

Творчество В.А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор

1

5.

Сонаты В.А. Моцарта. Реквием

1

6.

Опера «Свадьба Фигаро»

1

7.

Контрольный урок

1


Всего

7 уроков


III четверть


1.

Л. Бетховен. Жизненный путь композитора

2

2.

Фортепианная музыка Л. Бетховена

1

3.

Симфоническое творчество Л. Бетховена

1

4.

Увертюры Л. Бетховена

1

5.

Ф. Шуберт. Жизненный путь композитора

1

6.

Вокальное творчество Ф. Шуберта.

1

7.

Фортепианные произведения Ф. Шуберта

1

8.

Симфония № 8 си минор «Неоконченная»

1

9.

Контрольный урок

1


Всего

10 уроков


IV четверть


1.

Ф. Шопен. Жизненный путь композитора

1

2.

Творчество Ф. Шопена

2

3.

Фортепианная музыка композиторов-романтиков

1

4.

Развитие оперы в XIX веке

1

5.

Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX – начале XX веков

1

6.

Контрольный урок

1

7.

Итоговое занятие

1


Всего

8 уроков

Третий год обучения

№№

тем

Наименование тем

Количество уроков


I четверть


1.

Древнерусская музыка

1

2.

Русская музыка XVIII века

1

3.

М.И. Глинка. Жизненный путь композитора

2

4.

Опера «Иван Сусанин»

2

5.

Симфоническое творчество М.И. Глинки

1

6.

Романсы М.И. Глинки

1

7.

Контрольный урок

1


Всего

9 уроков


II четверть


1.

А.С. Даргомыжский. Жизненный путь композитора

1

2.

Романсы и песни А.С. Даргомыжского

1

3.

Опера «Русалка»

1

4.

Русская музыка второй половины XIX века

1

5.

А.П. Бородин. Жизненный путь композитора

1

6.

Симфония № 2 си минор «Богатырская»

1

7.

Контрольный урок

1


Всего

7 уроков


III четверть


1.

Опера «Князь Игорь»

2

2.

Романсы А.П. Бородина

1

3.

М.П. Мусоргский Жизненный путь композитора

2

4.

Оперное творчество М.П. Мусоргского. «Борис Годунов»

2

5.

Романсы и песни М.П. Мусоргского

1

6.

Фортепианное творчество П.П. Мусоргского. «Картинки с выставки»

1

7.

Контрольный урок

1


Всего

10 уроков


IV четверть


1.

Н.А. Римский-Корсаков. Жизненный путь композитора

2

2.

Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова. «Шехеразада»

1

3.

Опера «Снегурочка»

2

4.

Повторение материала

1

5.

Контрольный урок

1

6.

Итоговое занятие

1


Всего

8 уроков




Четвертый год обучения

№№

тем

Наименование тем

Количество уроков


I четверть


1.

П.И. Чайковский. Жизненный путь композитора

2

2.

Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»

1

3.

Оперное творчество П.И. Чайковского. «Евгений Онегин»

1

4.

Музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века

3

5.

Повторение материала

1

6.

Контрольный урок

1


Всего

9 уроков


II четверть


1.

Обзор русской музыкальной культуры XX века

1

2.

С.С. Прокофьев. Жизненный путь композитора

1

3.

Симфония № 7 до диез минор

1

4.

Кантата «Александр Невский»

1

5.

Балет «Ромео и Джульетта»

1

6.

Д.Д. Шостакович. Жизненный путь композитора

1

7.

Контрольный урок

1


Всего

7 уроков


III четверть


1.

Симфония № 7 До мажор «Ленинградская»

1

2.

Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича

1

3.

А.И. Хачатурян. Жизненный путь композитора

1

4.

Творчество А.И. Хачатуряна

1

5.

Русские композиторы второй половины ХХ века

1

6.

Представители российского музыкального авангарда

1

7.

Искусство джаза

1

8.

Музыкальная культура Калмыкии

2

9.

Контрольный урок

1


Всего

10 уроков


IV четверть



Подготовка к выпускному экзамену

















Тесты для контрольных уроков

Первый год обучения

1 четверть

1.Одноголосно выраженная музыкальная мысль, основа музыкального произведения.

а) Гармония

б) Ритм

в) Мелодия

2.Чередование звуков различной длительности (длинных, коротких).

а) Лад

б) Ритм

в) Гармония

3.Взаимосвязь звуков между собой, их согласованность.

а) Мелодия

б) Тембр

в) Лад

4.Последовательность аккордов, сопровождающих мелодию.

а) Гармония

б) Ритм

в) Мелодия

5.Зона звучания музыки, разные отрезки диапазона.

а) Регистр

б) Ритм

в) Динамика

6.Скорость исполнения музыкального произведения.

а) Ритм

б) Темп

в) Регистр

7.Окраска звука, его отличительная особенность.

а) Темп

б) Тембр

в) Лад

8.Распевная, широкая, свободно льющаяся мелодия.

а) Кантилена

б) Тембр

в) Лад

9.Род вокальной музыки, приближенный к разговорной речи.

а) Мелодия

б) Речитатив

в) Кантилена

10.Расстояние от самого низкого до самого высокого звука голоса или инструмента (звуковой объем).

а) Тембр

б) Регистр

в) Диапазон

11.Сила звучания музыки.

а) Динамика

б) Темп

в) Речитатив

12.Самый низкий по звучанию инструмент деревянно-духовой группы.

а) Флейта

б) Гобой

в) Фагот

13.Сколько струн у струнно-смычковых инструментов (скрипки, альта...).

а) 2

б) 4

в) 3

14.Медный духовой инструмент (выберите правильный ответ).

а) Кларнет

б) Ксилофон

в) Туба

15.Медно-духовой инструмент, имеющий выдвигающую трубку-кулису.

а) Тромбон

б) Труба

в) Валторна

16.Название этого инструмента переводится как "лесной рог".

а) Труба

б) Флейта

в) Валторна

17.Прием игры "пиццикато".

а) Смычком

б) Пальцем

в) Медиатором

18.Назовите клавишно-духовой инструмент.

а) Фортепиано

б) Клавесин

в) Орган

19.Кто изобрел фортепиано?

а) В.А. Моцарт

б) Б. Кристофори

в) Л. Бетховен

20.Инструмент, являющийся эмблемой музыкального искусства.

а) Арфа

б) Лира

в) Скрипка

















2 четверть


1.В каком государстве впервые возникло слово "оркестр"?

а) Древний Египет

б) Древняя Греция

в) Месопотамия

2.Кто руководит оркестром?

а) Органист

б) Контрабасист

в) Дирижёр

3.Какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра?

а) Туба

б) Балалайка

в) Кларнет

4.В оркестровой яме находится.

а) Оперный оркестр

б) Концертный

5.Какие инструменты не входят в состав джазового оркестра?

а) Банджо

б) Контрабас

в) Арфа

6.Инструменты, входящие в состав духового оркестра?

а) Тромбон

б) Гобой

в) Скрипка

7.Сколько групп музыкальных инструментов насчитывается в симфоническом оркестре?

а) 2

б) 3

в) 4

8.Согласны ли вы с тем, что до дирижёрской палочки применяли жезл, батуту, свёрнутые в рулон ноты и даже носовой платок?

а) Да

б) Нет

9.Заблаговременный жест дирижёра для вступления оркестру.

а) Затакт

б) Ауфтакт

в) Такт

10.В состав какого оркестра чаще всего входит саксофон?

а) Симфонического

б) Народных инструментов

в) Эстрадного

11.В каком веке возник симфонический оркестр?

а) XVI

б) XVII

в) XVIII

12.Мужской голос, отличающийся светлым, звонким и мягким тембром.

а) Тенор

б) Бас

в) Баритон

13.Высокий женский голос.

а) Альт

б) Сопрано

в) Тенор

14.Самый низкий женский певческий голос.

а) Меццо-сопрано

б) Контральто

в) Альт

15.Певческий голос знаменитого на весь мир Федора Ивановича Шаляпина.

а) Тенор

б) Баритон

в) Бас

16.Высокий голос в хоре мальчиков.

а) Альт

б) Дискант

в) Сопрано

17.Сопрано, которое поражает легкостью, необыкновенной подвижностью голоса, свободным звучанием высокого регистра.

а) Драматическое

б) Колоратурное

в) Лирическое

18.Инструментальная музыка, которая имеет какой-то конкретный сюжет или образ, раскрывающий её содержание.

а) Симфоническая

б) Программная

в) Маршевая

19.Какое произведение можно отнести к программной музыке?

а) "Избушка на курьих ножках" М.П. Мусорского

б) "Кикимора" А. К. Лядова

в) Сюита Г. Генделя

20.Укажите автора симфонической сказки "Петя и волк".

а) С. С. Прокофьев

б) А. К. Лядов

в) П.И. Чайковский


















3 четверть


1.Жанр музыки, в переводе с французского означает "ходьба".

а) Песня

б) Марш

в) Танец

2.Какой оркестр обычно исполняет военные марши?

а) Духовой

б) Симфонический

в) Эстрадный

3.Трепак – это...

а) танец народов Кавказа

б) русская пляска мужчин

в) украинский танец

4.Польский народный танец.

а) Полонез

б) Краковяк

в) Халлинг

5.Полька – это...

а) чешский народный танец

б) венгерский народный танец

в) польский народный танец

6.Танцы, появившиеся в XX веке.

а) Вальс

б) Рок-н-ролл

в) Танго

7.Народное творчество - песни, танцы, былины, одним словом называется...

а) музыка

б) симфония

в) фольклор

8.На каком инструменте играл народный сказитель былин Баян и былинный герой Садко?

а) Баян

б) Гусли

в) Домра

9.Сколько струн у балалайки?

а) 2

б) 3

в) 4

10.Какую форму часто используют композиторы, делая инструментальную обработку народных песен?

а) Трехчастную

б) Сонатную

в) Вариационную

11.Наименьшое музыкальное построение.

а) Фраза

б) Мотив

в) Предложение

12.Повторяющаяся тема в форме рондо.

а) Эпизод

б) Рефрен

в) Мотив

13.Формула формы рондо.

а) АВАСА

б) А, А1, А2, А3, А4

в) А, В, А

14.Сколько основных танцев в старинной сюите?

а) 2

б) 3

в) 4

15.Переведите слово "фуга".

а) Бег

б) Подражание

в) Повторение

16.Кто написал 48 прелюдий и фуг?

а) П.И. Чайковский

б) В.А. Моцарт

в) И.С. Бах

17.Как называется заключительный танец сюиты?

а) Жига

б) Аллеманда

в) Сарабанда

18.Сколько частей в классической сонате?

а) 4

б) 3

в) 2

19.Раздел сонаты, в котором происходит развитие тем.

а) Разработка

б) Реприза

в) Экспозиция

20.Инструментальный цикл, состоящий из старинных танцев, расположенных в определенном порядке.

а) Соната

б) Сюита

в) Фуга


















4 четверть


1.Норвежский драматург, автор драмы "Пер Гюнт".

а) Г. Ибсен

б) А.С. Пушкин

в) Э. Гофман

2.Как называли человека, сопровождавшего музыкой немые фильмы?

а) Концертмейстер

б) Аккомпаниатор

в) Тапер

3.Краткое содержание оперы или балета, перевод которого с латинского языка означает "книжечка".

а) Либретто

б) Речитатив

в) Ария

4.Оркестровое вступление в опере.

а) Антракт

б) Увертюра

в) Действие

5.Назвать музыкальный спектакль, в котором главное выразительное средство – пение.

а) Балет

б) Опера

в) Кино

6.Ансамбль из четырех участников.

а) Квартет

б) Квинтет

в) Терцет

7.Совокупность всех партий музыкального произведения.

а) Либретто

б) Тема

в) Партитура

8.Персонаж оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила".

а) Фея

б) Святозар

в) Маша

9.Какой персонаж оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

10.Сколько действий в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"?

а) 5

б) 6

в) 7

11.Небольшая ария свободного построения.

а) Каватина

б) Ариозо

в) Кант


12."Есть пустынный край" начальные строчки...

а) 1-й песни Баяна

б) арии Руслана

в) 2-й песни Баяна

13.В каком городе находится музыкальный театр Ла Скала?

а) Милан

б) Париж

в) Лондон

14.Перерыв между действиями в спектакле.

а) Увертюра

б) Либретто

в) Антракт

15.Спектакль, в котором главным является танец.

а) Опера

б) Балет

в) Сюита

16.Назовите жанр произведения П.И. Чайковского "Лебединое озеро".

а) Опера

б) Балет

в) Сюита

17."Танец феи Драже" исполняет...

а) клавесин

б) ксилофон

в) челеста

18.Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" написан на сюжет сказки...

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) Э. Гофмана

19.Игра актеров, основанная на выразительных жестах, мимике.

а) Пантомима

б) Увертюра

в) Фуга

20.Большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах балета.

а) Кордебалет

б) Адажио

в) Па-де-де
















Второй год обучения


1 четверть


1.Родина жанра оперы.

а) Франция

б) Италия

в) Германия

2.Буквальный перевод слова "барокко".

а) Образцовый, достойный подражания

б) Причудливый, странный

в) Архаичный

3.Многочастное музыкальное произведение, сопровождающее католическое богослужение.

а) Псалмодия

б) Мотет

в) Месса

4.Творчество Баха относится к стилю...

а) рококо

б) барокко

в) классицизм

5.Родина И.С. Баха – немецкий город...

а) Лейпциг

б) Бонн

в) Эйзенах

6.Сколько лет прожил И.С. Бах?

а) 65

б) 75

в) 36

7.В переводе на русский язык слово "Бах" означает...

а) море

б) океан

в) ручей

8.Высказывание музыкального критика А.Н. Серова: "Для такого гения, как И.С. Бах, самым приличным, самым родным инструментом" был...

а) клавесин

б) орган

в) клавикорд

9.Произведение, которое не принадлежит И.С. Баху.

а) "Страсти по Матфею"

б) Инвенции

в) Опера "Орфей и Эвридика"

10.Прелюдии и фуги в "ХТК" расположены...

а) по тонам

б) по хроматизмам

в) по тональностям квинтового круга

11.Концерты И.С. Баха для оркестра.

а) Кончерто гроссо

б) "Брандербургские концерты"

в) "Музыкальное приношение"

12.В творчестве И.С. Баха преобладал...

а) полифонический склад музыки

б) гомофонно-гармонический склад музыки

в) монодический склад музыки

13.Концерт И.С. Баха для клавира соло.

а) Французский концерт

б) Итальянский концерт

в) Английский концерт

14.При жизни И.С. Бах был более известен как исполнитель-импровизатор и педагог, чем как композитор?

а) Да

б) Нет

15.Сложное полифоническое произведение в переводе с латинского "бег".

а) Прелюдия

б) Инвенция

в) Фуга

16.Произведение, написанное И.С. Бахом для органа.

а) Токката и фуга ре минор

б) "Страсти по Иоанну"

в) Хроматическая фантазия и фуга

17.Хоровое песнопение католической церкви, основанное на интонациях народных немецких мелодий.

а) Тропарь

б) Хорал

в) Песня

18.Раздел фуги, где нет проведения темы.

а) Интермедия

б) Ответ

в) Противосложение

19.Обязательный танец в старинной сюите.

а) Менуэт

б) Гавот

в) Аллеманда

20.Английский танец, завершающий старинную сюиту.

а) Сарабанда

б) Жига

в) Куранта

















2 четверть

1.Й. Гайдн – основоположник жанра...

а) симфонии

б) оперы

в) оратории

2.Й. Гайдн, наряду с В.А. Моцартом и Л. Бетховеном является представителем Венского...

а) романтизма

б) классицизма

в) барокко

3.Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну.

а) "Прощальная"

б) "С тремоло литавр"

в) "Героическая"

4.Обычно Й. Гайдна считают композитором XVIII века, но он несколько лет прожил и в XVII веке. Сколько именно лет?

а) 5 лет

б) 18 лет

в) 9 лет

5.Где родился Й. Гайдн?

а) Зальцбург

б) Рорау

в) Вена

6.Встечался ли Й. Гайдн с В.А. Моцартом?

а) Да

б) Нет

7.Встречался ли Й. Гайдн с Л. Бетховеном?

а) Да

б) Нет

8.Й. Гайдн – автор...

а) 12 Лондонских симфоний

б) 6 французских сюит

в) 6 русских квартетов

9."Сотворение мира" и "Времена года" Й. Гайдна написаны в жанре...

а) концерта

б) цикла фортепианных пьес

в) оратории

10.В какой форме написана вторая часть симфонии №103 Й. Гайдна?

а) В сонатной форме

б) В форме двойных вариаций

в) В сложной 3-х частной форме

11.Назовите мецената Й. Гайдна, у которого он проработал 30 лет.

а) Николло Порпора

б) Граф Моруин

в) Князь Эстергази

12.Й. Гайдн-автор свыше 30 опер?

а) Да

б) Нет

13.В своих симфониях Й. Гайдн в качестве 3 части использовал...

а) гавот

б) менуэт

в) скерцо

14.Количество симфоний в творческом наследии В.А. Моцарта.

а) 104

б) Более 40

в) 9

15.Сочинение В.А. Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы.

а) Месса

б) Хорал

в) Реквием

16.Кто из перечисленных героев не является персонажем оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро"?

а) Папагено

б) Керубино

в) граф Альмавива

17.Основная тональность симфонии №40 В.А. Моцарта.

а) до минор

б) соль минор

в) ля минор

18.Действующие лица оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро".

а) Сюзанна

б) Розина

в) Лепорелло

19.Сколько опер написал В.А. Моцарт?

а) 2

б) 60

в) 17

20.Произведение В.А. Моцарта,3 частью которого является "Рондо в турецком стиле".

а) Симфония№40

б) Соната №11

в) Маленькая ночная серенада


















3 четверть

1.Где родился Людвиг ван Бетховен?

а) Зальцбург

б) Бонн

в) Эйзенах

2.Историческое событие, оказавшее влияние на творческое мировоззрение Л. Бетховена.

а) Лионское восстание

б) Французская буржуазная революция

в) Война 1812 года

3.Кто сказал о юном Л. Бетховене: "Обратите на него внимание. Он всех заставит говорить о себе!"

а) В.А. Моцарт

б) И.С. Бах

в) Й. Гайдн

4.Сколько сонат написано Л. Бетховеном?

а) 52

б) 32

в) 12

5.Название фортепианной сонаты №8.

а) "Аврора"

б) "Патетическая"

в) "Героическая"

6.Автор трагедии "Эгмонт", к которой Л. Бетховен написал музыку.

а) И. Гете

б) У. Шекспир

в) Д. Байрон

7.Сколько симфоний написал Л. Бетховен?

а) 2

б) 5

в) 9

8.Одночастное симфоническое произведение, часто имеющее свою программу.

а) Увертюра

б) Соната

в) Опера

9.В какой симфонии Л. Бетховена участвует хор, который исполняет "Оду радости" Ф. Шиллера?

а) № 5

б) № 9

в) № 3

10.Как называется симфония №3 Л. Бетховена?

а) "Пасторальная"

б) "Военная"

в) "Героическая"

11.Количество увертюр, написанных Л. Бетховеном.

а) 11

б) 1

в) 9

12.Работал ли Л. Бетховен в оперном жанре?

а) Да

б) Нет

13.Художественное направление, к которому принадлежит творчество Ф. Шуберта.

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

14.Ф. Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале – предместье...

а) Берлина

б) Вены

в) Варшавы

15.Ф. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение...

а) "Зимний путь"

б) "Маргарита за прялкой"

в) "Лесной царь"

16.Количество частей в "Неоконченной симфонии"

а) 2 части

б) 3части

в) 4 части

17.Писал ли Ф. Шуберт фортепианные сонаты?

а) Да

б) Нет

18.Песня Ф. Шуберта, в которой звучат слова: "Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной..."

а) "Спокойной ночи"

б) "Колыбельная ручья"

в) "Серенада"

19.Друг Ф. Шуберта, прекрасный исполнитель его песен.

а) М. Швинд

б) И. Фогль

в) И. Зенн

20.Вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" открывается песней...

а) "Шарманщик"

б) "В путь"

в) "Форель"



















4 четверть


1.Ф. Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил...

а) в Париже

б) в Лондоне

в) в Риме

2. Юзеф Эльснер – это...

а) друг Ф. Шопена

б) учитель Ф. Шопена

в) исполнитель музыки Ф. Шопена

3.Ф. Шопен – основоположник жанра...

а) фортепианного концерта

б) вокального цикла

в) инструментальной баллады

4.Жанры, в которых не работал Ф. Шопен.

а) Соната

б) Симфония

в) Опера

5.Знаменитый этюд до минор Ф. Шопена носит название...

а) "Революционный

б) "Пламенный"

в) "Героический"

6.Польский друг Ф. Шопена...

а) Г. Гейне

б) А. Мицкевич

в) И. Гёте

7.Польские народные танцы, характерные черты которых использовал в своем творчестве Ф. Шопен.

а) Полонез

б) Мазур

в) Чардаш

8.Вальс №7 Ф. Шопена написан в тональности...

а) си минор

б) до диез минор

в) ре минор

9.Под псевдонимом Жорж Санд печатались романы близкого друга Ф. Шопена...

а) Войцеха Живного

б) Марии Шимановской

в) Авроры Дюдеван

10.В международный конкурс имени Ф. Шопена проводится...

а) в Вене

б) в Варшаве

в) в Париже

11.Кто является автором цикла "Карнавал"?

а) Э. Григ

б) Ф. Лист

в) Р. Шуман

12.Где родился Р. Шуман?

а) Желязова Воля

б) Цвиккау

в) Берген

13.Кто из композиторов принял сан аббата?

а) Ф. Лист

б) Ф. Шопен

в) Э. Григ

14.Был ли Э. Григ знаком с П. И. Чайковским?

а) Да

б) Нет

15.Как звали Вагнера?

а) Роберт

б) Рихард

в) Ференц

16.Был ли Д. Верди в России?

а) Да

б) Нет

17.Кто написал оперы "Дон Прокопио", "Искатели жемчуга", "Кармен"?

а) Р. Вагнер

б) Д. Верди

в) Ж. Бизе

18.В каком виде искусства зародился импрессионизм?

а) Музыка

б) Живопись

в) Архитектура

19.Кто был основоположником музыкального импрессионизма?

а) К. Моне

б) К. Дебюсси

в) Т. Равель

20.Назовите автора знаменитого "Болеро".

а) К. Дебюсси

б) М. Равель

в) Д. Пуччини





















Третий год обучения

1 четверть

1.Знаки для записи церковной музыки на Руси.

а) Ноты

б) Крюки

в) Точки

2.Бродячие музыканты, певцы, танцоры, актеры на Руси.

а) Аэды

б) Миннезингеры

в) Скоморохи

3.Трехголосная песня, прославляющая Родину, природу, храбрых воинов и т.д.

а) Романс

б) Кант

в) Ария

4.Классик русской хоровой музыки конца XVIII- начала XIX века.

а) И. Е. Хандошкин

б) М.А. Матинский

в) Д.С. Бортнянский

5.Сколько лет прожил М.И. Глинка?

а) 36

б) 53

в) 63

6.Высказывание музыкального критика В.В. Стасова: "Во многих отношениях М.И. Глинка имеет в русской музыке такое значение как:

а) М.В. Ломоносов

б) М.Ю. Лермонтов

в) А.С. Пушкин

в русской поэзии".

7.М.И. Глинка родился в ...

а) с. Карево Псковской губернии

б) г. Санкт-Петербург

в) с. Новоспасское Смоленской губернии

8.М.И. Глинка написал...

а) одну оперу

б) две оперы

в) три оперы

9.Опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила" написана на сюжет сказки...

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) П.П. Бажова

10.Исполнитель партии Вани в опере М.И. Глинки "Иван Сусанин" поет...

а) басом

б) контральто

в) тенором

11.Музыкальноя форма, в которой написана симфоническая фантазия "Камаринская".

а) Рондо

б) Двойные вариации

в) Двухчастная

12.Увертюра для симфонического оркестра "Арагонская хота" написана под впечатлением от путешествия по...

а) Италии

б) Франции

в) Испании

13.Романс, написанный М.И. Глинкой на стихи А.С. Пушкина.

а) "Жаворонок"

б) "Я помню чудное мгновенье..."

в) "Попутная песня"

14.Один из танцев, используемых М.И. Глинкой во 2 действии оперы "Иван Сусанин".

а) Полька

б) Краковяк

в) Лезгинка

15."Ты взойдешь, моя заря!

Над миром свет прольешь!" – это текст из...

а) арии Б. Собинина

б) песни М.И. Глинки

в) арии И. Сусанина

16.Автор романса "Жаворонок"

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.В. Кукольник

в) В.А. Жуковский

17.Согласны ли вы с тем, что великий певец Федор Шаляпин любил исполнять партию Черномора в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"?

а) Да

б) Нет

18.Разновидность русского церковного песнопения.

а) Мотет

б) Песня

в) Тропарь

19.Назовите жанр "Вальса-фантазии" М.И. Глинки.

а) Соната

б) Симфоническая фантазия

в) Романс

20.Кому посвящен романс М. Глинки "Я помню чудное мгновение"?

а) Н.Ф. Мекк

б) А.П. Керн

в) Е.Е. Керн













2 четверть


1.В каком жанре не работал А.С. Даргомыжский?

а) Опера

б) Симфония

в) Романс

2.В творчестве А.С. Даргомыжского, как и в творчестве Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, художника П.А. Федотова утверждалось направление...

а) классицизма

б) романтизма

в) критического реализма

3.Назовите первое произведение композитора А.С. Даргомыжского в оперном жанре.

а) "Эсмеральда"

б) "Русалка"

в) "Торжество Вакха"

4.Назовите автора строк: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды".

а) А.С. Даргомыжский

б) В.В. Стасов

в) М.И. Глинка

5.Назовите тембр голоса оперного персонажа Мельник.

а) Бас

б) Тенор

в) Контральто

6.Автор романса "Шестнадцать лет".

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.И. Глинка

7.Жанр оперы А.С. Даргомыжского "Русалка"

а) Героическая народная музыкальная драма

б) Сказочно-эпическая

в) Психологическая бытовая музыкальная драма

8.Какой персонаж не является действующим лицом оперы "Русалка"?

а) Князь

б) Фарлаф

в) Мельник

9.Сколько романсов написано А.С. Даргомыжским?

а) более 50

б) более 10

в) более 100

10.Согласны ли вы с тем, что великая балерина Майя Плисецкая в детстве выступала в роли Русалочки в опере А.С. Даргомыжского "Русалка" на сцене Большого театра?

а) Да

б) Нет

11.Произведение А. С. Даргомыжского, написанное на стихи французского поэта П. Беранже.

а) "Титулярный советник"

б) "Мельник"

в) "Старый капрал"

12.На склоне лет А.С. Даргомыжский воскликнул: "Опять Тезка! Что делать, не могу шагнуть без него!" Кого композитор имел в виду?

а) А.С. Пушкин

б) А.С. Грибоедов

13.Оперы А.С. Даргомыжского, написанные на сюжеты А.С. Пушкина.

а) "Эсмеральда"

б) "Русалка"

в) "Каменный гость"

14.Романс А.С. Даргомыжского "Мне грустно" написан на стихи...

а) А.С. Пушкина

б) М.Ю. Лермонтова

в) Н. В. Кукольника

15.Композитор, давший название содружеству "Могучая кучка".

а) М.А. Балакирев

б) В.В. Стасов

в) А.П. Бородин

16.А.П. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным и литературным дарованием, но и огромным талантом ученого...

а) физика

б) химика

в) биолога

17.Поход князя Игоря против половцев состоялся в ...

в) XVII веке

б) XIV веке

в) XII веке

18.Кто из крупнейших музыкантов мира сказал А.П. Бородину: "Следуйте своим путем"

а) Ф. Шопен

б) Ф. Шуберт

в) Ф. Лист

19.А.П. Бородин – основоположник _________ симфонизма. Какого?

а) жанрово-бытового

б) эпического

в) лирико-психологического

20.Назовите фамилию композитора, не входившего в содружество "Могучая кучка"

а) А.П. Бородин б) А. С. Даргомыжский в) Н.А. Римский-Корсаков



















3 четверть


1.Годы жизни М.П. Мусоргского.

а) 1844-1908

б) 1839-1881

в) 1804-1857

2.Годы жизни А. П. Бородина.

а) 1804-1857

б) 1833-1887

в) 1844-1908

3.Кто написал симфоническую картину "В Средней Азии"?

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.П. Мусоргский

4.Действующие лица опера А.П. Бородина "Князь Игорь".

а) Колчак

б) Галицкий

в) Юродивый

5.Как называется симфония №2 А.П. Бородина?

а) "Классическая"

б) "Богатырская"

в) "Прощальная"

6.На чьи стихи написан романс А.П. Бородина "Спящая княжна"?

а) А.П. Бородин

б) И. Гёте

в) А.С. Пушкин

7.По мотивам какого произведения написана опера А.П. Бородина "Князь Игорь"?

а) "Слово о полку Игореве"

б) "Повесть огненных лет"

в) "Летопись"

8.Кто из персонажей не является действующим лицом оперы "Князь Игорь".

а) Ярославна

б) Шуйский

в) Кончак

9.Где родился М.П. Мусоргский.

а) с. Карево Псковской губернии

б) с. Новоспасское Смоленской губернии

в) г. Петербург

10.Какое учебное заведение закончил М.П. Мусоргский.

а) Училище правоведения

б) Школа гвардейских подпрапорщиков

в) Музыкальное училище

11.Сколько пьес в фортепианном цикле "Картинки с выставки"?

а) 10

б) 8

в) 9

12.Кому посвящен фортепианный цикл "Картинки с выставки"?

а) В.А. Гартману

б) Н.В. Кукольнику

в) Ц.А. Кюи

13.В какой форме написана пьеса М. П. Мусоргского "Избушка на курьих ножках"?

а) 3-частной

б) Рондо

в) Вариационной

14.Чье произведение положено в основу оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов"?

а) М.Ю. Лермонтова

б) А.С. Пушкина

в) У. Шекспира

15.Сколько действий в опере "Борис Годунов"?

а) 3

б) 4

в) 5

16.Песня, написанная М. П. Мусоргским.

а) "Попутная"

б) "Сиротка"

в) "Жаворонок"

17."Месяц едет, котенок плачет…" – кто из персонажей оперы "Борис Годунов" исполняет эту песню?

а) Царь Борис

б) Юродивый

в) Князь Шуйский

18.Действующие лица оперы "Борис Годунов".

а) Пимен

б) Ксения

в) Галицкий

19."Улетай на крыльях ветра…" – в опере А.П. Бородина "Князь Игорь" – это…

а) хор народа

б) хор крестьян

в) хор невольниц

20.В каком жанре написана опера "Борис Годунов"?

а) Лирическая

б) Психологическая

в) Народная музыкальная драма


















4 четверть


  1. Даты жизни Н.А. Римского-Корсакова.

а) 1804-1857

б) 1840-1893

в) 1844-1908

  1. С 1856 по 1862 год Н.А. Римский-Корсаков учился…

а) в консерватории

б) в морском кадетском корпусе

в) в училище правоведения

3. Количество опер в творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова.

а) 15 б) 10 в) 12

4. Первая опера Н.А. Римского-Корсакова.

а) «Снегурочка»

б) «Псковитянка»

в) «Садко»

5. Верите ли вы, что Н.А. Римский-Корсаков после окончания Морского корпуса отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз», которое длилось 3 года?

а) Да

б) Нет

  1. Симфоническое произведение Н.А. Римского-Корсакова, вторая часть которого имеет название «Рассказ царевича Календера».

а) «Испанское каприччио» б) «Сказка» в) «Шехеразада»

7.Опера Н.А. Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1882 году.

а) «Снегурочка»

б) «Царская невеста»

в) «Сказка о царе Салтане»

8.Верно ли утверждение, что Н.А. Римский-Корсаков воспитал более 200 композиторов музыкальных деятелей, в числе которых А.С. Аренский, А.К. Глазунов, А.Т. Гречанинов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев?

а) Да б) Нет

9.Тему Шехеразады в одноименной симфонической сюите исполняет…

а) флейта б) скрипка в) челеста

10. Последняя опера Н.А. Римского-Корсакова.

а) «Пан Воевода» б) «Золотой петушок» в) «Майская ночь»

11. «Полна, полна чудес могучая природа…» кому из персонажей оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» принадлежат эти слова.

а) Лель

б) Снегурочка

в) Берендей

  1. Писал ли Н.А. Римский-Корсаков романсы?

а) Да

б)Нет

13. Кто был первым серьезным учителем музыки для Н.А. Римского-Корсакова? а) М.А. Балакирев б) Ф.А. Канилле в) его мать 14. Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы «Снегурочка»? а) Мизгирь

б) Берендей

в) Галицкий

15.. На сюжеты какого писателя написаны оперы Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Ночь перед рождеством»?

а) А.С. Пушкина

б) М.Ю. Лермонтова

в) Н.В. Гоголя

16. И опера, и симфоническая картина.

а) «Садко»

б) «Млада»

в) «Антар»

17. Где родился Н.А. Римский-Корсаков?

а) г. Петербург

б) г. Тихвин Новгородской губернии

в) с. Новоспасское Смоленской губернии

18. Жанр оперы «Снегурочка».

а) Сказочно-лирическая

б) Героическая

в) Комическая

19. Выступал ли Н.А. Римский-Корсаков как дирижер в Русских симфонических концертах, организованных С.П. Дягилевым в Париже.

а) Да

б) Нет

20. Жанр симфонического произведения Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

а) Увертюра

б) Сюита

в) Симфония

















Четвертый год обучения

1 четверть.

1.Город, в котором родился П.И. Чайковский.

а) Клин

б) Москва

в) Воткинск

2.Был ли жив А.С. Пушкин, когда родился П.И. Чайковский?

а) Да

б) Нет

3.Где П.И. Чайковский получил первое образование?

а) Училище правоведения

б) Морской корпус

в) Школа гвардейских подпрапорщиков

4.Любимый зарубежный композитор П.И. Чайковского.

а) И.С. Бах

б) В.А. Моцарт

в) Л. Бетховен

5.Программное название 1-ой симфонии П.И. Чайковского.

а) "Буря"

б) "Манфред"

в) "Зимние грезы"

6.Назовите фортепианный цикл, созданный П.И. Чайковским.

а) "Картинки с выставки"

б) "Времена года"

в) "Карнавал животных"

7.Жанр произведения "Спящая красавица", написанного П.И. Чайковским.

а) Романс

б) Опера

в) Балет

8.В финале какой симфонии, посвященной Надежде фон Мекк звучит русская народная песня "Во поле березка стояла"?

а) 4

б) 6

в) 1

9.Сколько симфоний написал П.И. Чайковский?

а) 5

б) 6

в) 7

10.Был ли П.И. Чайковский в гастрольной поездке в США?

а) Да

б) Нет

11. П.И. Чайковский написал три балета на сюжеты...

а) исторические

б) сказочные

в) произведений У. Шекспира

12.Сколько картин (действий) в опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин"?

а) 5

б) 6

в) 7

13.Кто не является героем оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин"?

а) Владимир

б) Евгений

в) Герман

14."Что день грядущий мне готовит? "Кому принадлежит текст из оперы "Евгений Онегин"?

а) Гремин

б) Ленский

в) Онегин

15."Милые, умные и удивительно ласковые письма" все больше и больше располагали П.И. Чайковского к этой, по его словам "непостижимой женщине"? О ком эти строки?

а) А.П. Керн

б) Н. фон Мекк

в) Ф. Дюрбах

16.Где прожил свои последние годы П.И. Чайковский?

а) г. Алапаевск

б) г. Москва

в) г. Клин

17.Меценат, организатор целой серии Русских симфонических концертов и Русских камерных вечеров.

а) М.П. Беляев

б) С.И. Мамонтов

в) С.П. Дягилев

18.Меценат, основатель Частного оперного театра в Москве, на сцене которого были осуществлены постановки опер Русалка", "Снегурочка", "Псковитянка", "Садко".

а) С.В. Рахманинов

б) П.И. Чайковский

в) А.К. Лядов

19.Назовите жанр произведения "Кикимора" А.К. Лядова.

а) Балет

б) Сказочная симфоническая картина

в) Симфония

20.Кто написал оперы "Алеко", "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини"?

а) С.В. Рахманинов

б) П.И. Чайковский

в) А.К. Лядов
















2 четверть.

1.Когда начался период развития русской музыки, именуемый советским или отечественным: после...

а) 1941года

б) 1905года

в) 1917года

2.С.С. Прокофьев родился в селе...

а) Переделкино

б) Сонцовка

в) Николина гора

3.Сколько симфоний написано С.С. Прокофьевым?

а) 15

б) 9

в) 7

4.Первая симфония С.С. Прокофьева называется...

а) "Романтическая"

б) "Юношеская"

в) "Классическая"

5.Свою первую оперу С.С. Прокофьев написал в...

а) 16 лет

б) 9 лет

в) 22 года

6.Балеты С.С. Прокофьева:

а) "Золушка"

б) "Спящая красавица"

в) "Ромео и Джульетта"

7.Назовите хобби С.С. Прокофьева.

а) Шахматы

б) Танцы

в) Автомобили

8.Жанры фортепианной музыки, которые впервые возникли в творчестве С.С. Прокофьева.

а) Экспромты

б) Мимолетности

в) Сарказмы

9.Фортепианный цикл, написанный С.С. Прокофьевым.

а) "Времена года"

б) "Сказки старой бабушки"

в) "Карнавал животных"

10.Как называлась первая опера С.С. Прокофьева?

а) "Гигант"

б) "Великан"

в) "Дядя Степа"

11.Сколько частей в кантате С.С. Прокофьева "Александр Невский"?

а) 7

б) 6

в) 5

12.Вторая часть симфонии №7 С.С. Прокофьева написана в жанре танца. Какого?

а) Менуэт

б) Вальс

в) Галоп

13. 4-я часть кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский" называется...

а) "Ледовое побоище"

б) "Мертвое поле"

в) "Вставайте, люди русские"

14.Балет С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" написан на сюжет...

а) Трагедия У. Шекспира

б) Драмы А.С. Пушкина

в) Поэмы М.Ю. Лермонтова

15.В альбоме фотографов многие знаменитости и знакомые С.С. Прокофьева отвечали на его вопрос...

а) "Что вы думаете обо мне?"

б) "Что вы думаете о солнце?"

в) "Что вы думаете об искусстве?"

16.С.С. Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в день смерти крупнейшего политика СССР...

а) Сталина

б) Брежнева

в) Ленина

17.Где Д.Д. Шостакович получил музыкальное образование?

а) Московская консерватория

б) Петербургская консерватория

в) Институт имени Гнесиных

18.Ведущий жанр творчества Д.Д. Шостаковича.

а) Опера

б) Симфония

в) Романс

19.Жанр произведения Д.Д. Шостаковича "Золотой век".

а) Балет

б) Опера

в) Оперетта

20.Хобби Д.Д. Шостаковича.

а) Охота

б) Фотография

в) Футбол


















3 четверть

1.Д.Д. Шостакович написал свою Первую симфонию, прославившую его имя на весь мир...

а) в 15 лет

б) в 19 лет

в) в 25 лет

2.Оперу "Леди Макбет Мценского уезда" во 2 редакции Д.Д. Шостакович назвал...

а) "Нос"

б) "Игроки"

в) "Катерина Измайлова"

3.Сочинение для фортепиано, написанное Д.Д. Шостаковичем по образцу "Хорошо темперированного клавира" И. Баха.

а) 24 прелюдии

б) 24 прелюдии и фуги

в) "Детская тетрадь"

4.Симфония №7 Д.Д. Шостаковича, написанная в годы Великой Отечественной войны называется...

а) "Ленинградская"

б) "Военная"

в) "Блокадная"

5."Эпизод нашествия" из симфонии № 7 Д.Д. Шостаковича написан в форме...

а) рондо

б) 3-х частной

в) вариаций

6.Сколько симфоний написал Д.Д. Шостакович?

а) 15

б) 10

в) 5

7.В каком веке жил А.И. Хачатурян?

а) XIX

б) XX

в) XXI

8.В столице какого государства родился А.И. Хачатурян?

а) России

б) Грузии

в) Армении

9.Согласны ли вы, что Микаэл Таривердиев был учеником Арама Хачатуряна?

а) Да

б) Нет

10.Балет А.И. Хачатуряна, в котором звучит знаменитый "Танец с саблями".

а) "Спартак"

б) "Гаянэ"

в) "Счастье"

11.Жанр произведения "Метель" Г.В. Свиридова.

а) Кантата

б) Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина

в) Музыка к кинофильму

12.Ведущие жанры Г.В. Свиридова.

а) Симфонии

б) Квартеты

в) Кантаты и оратории

г) Песни и вокальные циклы

13.Балет, в котором Р.К. Щедрин использовал музыку французского композитора Ж. Бизе.

а) "Дама с собачкой"

б) "Кармен-сюита"

в) "Конек-Горбунок"

14.Условное название различных направлений в искусстве XX века.

а) Авангардизм

б) Неоклассицизм

в) Импрессионизм

15.Является ли С.А. Губайдуллина автором музыки к кинофильмам "Вертикаль", "Чучело", "Смерч"?

а) Да

б) Нет

16.Современный композитор, автор произведения "Реквием".

а) Э.В. Денисов

б) С.А. Губайдуллина

в) А.Г. Шнитке

17.Место рождения А.Г. Шнитке.

а) г. Москва

б) г. Энгельс (Поволжье)

в) г. Вена

18.Оркестровые группы, из которых состоит биг-бенд (большой оркестр).

а) Медная группа

б) Струнная группа

в) Группа саксофонов и кларнетов

г) Ритм-секция

19.Назовите жанр произведения П.О. Чонкушова "Джангар".

а) Вокально-симфоническая сюита

б) Опера-балет

в) Музыка к кинофильму

20.Калмыцкий композитор, написавший гимн Калмыкии.

а) П.О. Чонкушов

б) В.А. Чернявский

в) А.Н. Манджиев





Тесты для выпускного экзамена

Вариант 1

1. Где родился Н.А. Римский-Корсаков?

а) г. Петербург

б) г. Тихвин Новгородской губернии

в) с. Новоспасское Смоленской губернии

2.Оркестровые группы, из которых состоит биг-бенд (большой оркестр).

а) Медная группа

б) Струнная группа

в) Группа саксофонов и кларнетов

г) Ритм-секция

3.Годы жизни А.П. Бородина.

а) 1804-1857

б) 1833-1887

в) 1844-1908

4.Сколько струн у балалайки?

а) Две

б) Три

в) Четыре

5.Жанр симфонического произведения Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

а) Увертюра

б) Сюита

в) Симфония

6. Формула формы рондо.

а) АВАСА

б) А1, А2, А3, А4

в) А, В, А

7.Кто написал оперу «Нос»?

а) С.С. Прокофьев

б) Д.Д. Шостакович

в) А.И. Хачатурян

8.Писал ли Н.А. Римский-Корсаков романсы.

а) Да б)Нет

9.Песня, написанная М.П. Мусоргским?

а) «Попутная»

б) «Сиротка»

в) «Жаворонок»

10.Где родился Л. Бетховен?

а) г. Зальцбург

б) г. Бонн

в) г. Эйзенах

11.Раздел сонаты, в котором происходит развитие тем.

а) Разработка

б) Реприза

в) Экспозиция

12.Историческое событие, оказавшее влияние на творческое мировоззрение Л. Бетховена.

а) Лионское восстание

б) Французская буржуазная революция

в) Война 1812 года

13.Граница между музыкальными построениями называется…

а) цезура

б) каданс

в) реприза

14.Кто сказал о юном Л. Бетховене: «Обратите на него внимание. Он всех заставит говорить о себе!»

а) В.А. Моцарт

б) И.С. Бах

в) Й. Гайдн

15.Полька – это…

а) чешский народный танец

б) венгерский народный танец

в) польский народный танец

16.Кто написал 48 прелюдий и фуг?

а) П.И. Чайковский

б) В.А. Моцарт

в) И.С. Бах

17.И опера, и симфоническая картина.

а) «Садко»

б) «Млада»

в) «Антар»

18.Как называется заключительный танец сюиты?

а) Жига

б) Аллеманда

в) Сарабанда

19.Автор трагедии «Эгмонт», к которой Л. Бетховен написал музыку.

а) И. Гёте

б) У. Шекспир

в) Д. Байрон

20.Сколько симфоний написал Л. Бетховен?

а) 2

б) 5

в) 9

21. Одночастное симфоническое произведение, часто имеющее свою программу.

а) Увертюра

б) Соната

в) Опера

22.Наименьшее музыкальное построение.

а) Фраза

б) Мотив

в) Предложение

23.В какой симфонии Л. Бетховена участвует хор, исполняющий «Оду радости» Ф. Шиллера?

а) № 5

б) № 9

в) № 3

24.Повторяющаяся тема в форме рондо.

а) Эпизод

б) Рефрен

в) Мотив

25.Жанр симфонического произведения Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

а) Увертюра

б) Сюита

в) Симфония

26.С 1856 по 1862 год Н.А. Римский-Корсаков учился…

а) в консерватории

б) в морском кадетском корпусе

в) в училище правоведения

27.В каком веке жил А.И. Хачатурян?

а) XIX

б) XX

в) XXI

28.Жанр музыки в переводе с французского означает «ходьба».

а) Песня

б) Марш

в) Танец

29.Какой оркестр обычно исполняет военные марши?

а) Духовой

б) Симфонический

в) Эстрадный

30.Кто был первым серьезным учителем музыки для Н.А. Римского-Корсакова?

а) М.А. Балакирев б) Ф.А. Канилле в) Его мать




























Вариант 2


1.«Эпизод нашествия» из симфонии № 7 Д.Д. Шостаковича написан в форме…

а) рондо

б) трехчастной

в) вариации

2.Действующие лица оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

а) Кончак

б) Галицкий

в) Юродивый

3.Композитор, написавший гимн Республики Калмыкия.

а) П.О. Чонкушов

б) В.А. Чернявский

в) А.Н. Манджиев

4.Народное творчество – песни, танцы, былины одним словом называются…

а) музыка

б) симфония

в) фольклор

5.Хобби Д.Д. Шостаковича.

а) Охота

б) Фотография

в) Футбол

6.Жанр оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

а) Сказочно-эпическая

б) Героическая

в) Комическая

7.Основная тональность симфонии № 5 Л. Бетховена?

а) фа минор

б) до минор

в) соль минор

8.Работал ли Л. Бетховен в оперном жанре?

а) Да

б) Нет

9.Опера Н.А. Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1882 году.

а) «Снегурочка»

б) «Царская невеста»

в) «Сказка о царе Салтане»

10.Согласны ли Вы с тем, что Л. Бетховен написал знаменитую пьесу для фортепиано «К Элизе»?

а) Да

б) Нет

11.В столице какого государства родился А.И. Хачатурян?

а) России

б) Грузии

в) Армении

12.По мотивам какого произведения написана опера А.П. Бородина «Князь Игорь»?

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Повесть огненных лет»

в) «Летопись»

13.Согласны ли Вы, что Микаэл Таривердиев был учеником Арама Хачатуряна?

а) Да

б) Нет

14.Балеты, написанные А.И. Хачатуряном.

а) «Гаянэ»

б) «Ромео и Джульетта»

в) «Спартак»

15.Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»?

а) Мизгирь

б) Берендей

в) Галицкий

16.«Улетай на крыльях ветра…» - в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» - это…

а) хор народа

б) хор крестьян

в) хор невольниц

17.Назовите жанр произведения А.К. Лядова «Кикимора»

а) Балет

б) Сказочно-симфоническая картина

в) Симфония

18.В каком жанре написана опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»?

а) Лирическая

б) Психологическая

в) Народная музыкальная драма

19. Танцы, появившиеся в XX веке.

а) Вальс

б) Рок-н-ролл

в) Танго

20. На чьи стихи написан романс А.П. Бородина «Спящая княжна»?

а) А.П. Бородин

б) И. Гёте

в) А.С. Пушкин

21. «Танец феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» исполняет…

а) клавесин

б) ксилофон

в) челеста

22. Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро»?

а) Папагено

б) Керубино

в) граф Альмавива

23.Какой персонаж оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

24. Первая опера Н.А. Римского-Корсакова

а) «Снегурочка»

б) «Псковитянка»

в) «Садко»

25. Слово, перевод которого с греческого языка означает «созвучие».

а) Симфония

б) Соната

в) Фуга

26.Верите ли вы, что Н.А. Римский-Корсаков после окончания Морского корпуса отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз», которое длилось 3 года?

а) Да

б) Нет

27.Балет А.И. Хачатуряна, в котором звучит знаменитый «Танец с саблями».

а) «Спартак»

б) «Гаянэ»

в) «Счастье»

28.Симфоническое произведение Н.А. Римского-Корсакова, вторая часть которого имеет название «Рассказ царевича Календера».

а) «Испанское каприччио» б) «Сказка» в) «Шехеразада»

29.Сколько частей в классической сонате?

а) 4

б) 3

в) 2

30.На сюжеты произведений какого писателя написаны оперы Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».

а) А.С. Пушкина

б) М.Ю. Лермонтова

в) Н.В. Гоголя



























Вариант 3

1. Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича, написанная в годы Великой Отечественной войны называется…

а) «Ленинградская»

б) «Военная»

в) «Блокадная»

2. Какой персонаж оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

3. Ф. Шопен – основоположник жанра…

а) фортепианного концерта

б) вокального цикла

в) инструментальной баллады

4. Знаки для записи церковной музыки на Руси.

а) Ноты

б) Крюки

в) Точки

5. Небольшая ария свободного построения.

а) Каватина

б) Ариозо

в) Кант

6.Был ли жив А.С. Пушкин, когда родился П.И. Чайковский?

а) Да

б) Нет

7. «Есть пустынный край» - начальные строчки…

а) 1-й песни баяна

б) арии Руслана

в) 2-й песни Баяна

8. Бродячие музыканты, певцы, танцоры, актеры на Руси.

а) Аэды

б) Миннезингеры

в) Скоморохи

9.Город, в котором родился П.И. Чайковский?

а) Клин

б) Москва

в) Воткинск

10.Где родился Л. Бетховен?

а) г. Зальцбург

б) г. Бонн

в) г. Эйзенах

11.Слово, которое в переводе с итальянского языка означает «танец».

а) Хор

б) Опера

в) Ария

12.Назовите фортепианный цикл, созданный П.И. Чайковским.

а) «Картинки с выставки»

б) «Времена года»

в) «Карнавал животных»

13.Основной прием в полифонической музыке (повторение мелодии).

а) Вариации

б) Разработка

в) Имитация

14.Художественное направление, к которому относится творчество Ф. Шуберта.

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

15.Игра актеров, основанная на выразительных жестах героев.

а) Пантомима

б) Увертюра

в) Фуга

16.Друг Ф. Шуберта, прекрасный исполнитель его песен.

а) М. Швинд

б) И. Фогль

в) И. Зенн

17.М.И. Глинка написал…

а) одну оперу

б) две оперы

в) три оперы

18.Заблаговременный жест дирижера для вступления оркестру.

а) Затакт

б) Ауфтакт

в) Такт

19.Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» написана на сюжет сказки…

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) П.П. Бажова

20.Инструментальная музыка, которая имеет какой-то конкретный сюжет или образ, раскрывающий ее содержание.

а) Программная

б) Симфоническая

в) Маршевая

21.Музыкальная форма, в которой написана симфоническая фантазия «Камаринская» М. И. Глинки.

а) Рондо

б) Двойные вариации

в) Двухчастная

22.Певческий голос знаменитого на весь мир Ф. И. Шаляпина.

а) Тенор

б) Баритон

в) Бас

23.Й. Гайдн – основоположник жанра…

а) симфонии

б) оперы

в) оратории

24.Высокий голос в хоре мальчиков.

а) Альт

б) Дискант

в) Сопрано

25.Й. Гайдн – автор свыше 30 опер.

а) Да

б) Нет

26.Кто не является героем оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»?

а) Владимир

б) Евгений

в) Герман

27.Где родился Й. Гайдн?

а) Зальцбург

б) Рорау

в) Вена

28.Инструмент, являющийся эмблемой музыкального искусства.

а) Лира

б) Арфа

в) Скрипка

29.Кто изобрел фортепиано?

а) В.А. Моцарт

б) Б. Кристофори

в) Л. Бетховен

30.Название этого инструмента переводится как «лесной рог».

а) Труба

б) Флейта

в) Валторна





























Вариант 4

1. Прием игры «пиццикато».

а) Смычком

б) Пальцем

в) Медиатором

2. «Что день грядущий мне готовит?» Кому принадлежит текст из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»?

а) Гремину

б) Ленскому

в) Онегину

3. Назвать клавишно–духовой инструмент.

а) Фортепиано

б) Клавесин

в) Орган

4. Был ли П.И. Чайковский в гастрольной поездке в США?

а) Да

б) Нет

5. В какой форме написана 2 часть симфонии № 103 Й. Гайдна?

а) В сонатной форме

б) В форме двойных вариаций

в) В сложной 3-х частной форме

6. Окраска звука.

а) Темп

б) Тембр

в) Лад

7.Как называется средний раздел менуэта в сонатно-симфоническом цикле?

а) Разработка

б) Трио

в) Интермедия

8. Как называется первая опера С.С. Прокофьева?

а) «Гигант»

б) «Великан»

в) «Дядя Степа»

9. Сочинение для фортепиано, написанное Д.Д. Шостаковичем по образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.

а) 24 прелюдии

б) 24 прелюдии и фуги

в) «Детская тетрадь»

10. Скорость исполнения мелодии.

а) Ритм

б) Темп

в) Регистр

11.Сколько частей в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский»?

а) 7

б) 6

в) 5

12.Одноголосно выраженная музыкальная мысль, основа музыкального произведения.

а) Гармония

б) Ритм

в) Мелодия

13.Кому посвящен фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусорского?

а) В.А. Гартману

б) Н.В. Кукольнику

в) Ц.А. Кюи

14. Й. Гайдн, наряду с В.А. Моцартом и Л. Бетховеном является представителем Венского…

а) романтизма

б) классицизма

в) барокко

15.Автор романса «Шестнадцать лет».

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.И. Глинка

16.Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну.

а) «Прощальная»

б) «С тремоло литавр»

в) «Героическая»

17. Первая симфония С.С. Прокофьева называется…

а) «Романтическая»

б) «Юношеская»

в) «Классическая»

18.А.П. Бородин – основоположник-----------------симфонизма. Какого?

а) жанрово-бытового

б) эпического

в) лирико-психологического

19.Мужской голос, отличающийся светлым, звонким и мягким тембром.

а) Тенор

б) Бас

в) Баритон

20.Высокий женский голос.

а) Альт

б) Сопрано

в) Тенор

21.Количество симфоний в творческом наследии В.А. Моцарта.

а) 104

б) Более 40

в) 9

22.Назовите хобби С.С. Прокофьева.

а) Танцы

б) Шахматы

в) Автомобили

23.Сколько групп музыкальных инструментов насчитывается в симфоническом оркестре?

а) 2

б) 3

в) 4

24.Сколько сонат написано Л. Бетховеном?

а) 52

б) 32

в) 12

25.В оркестровой яме находится…

а) оперный оркестр

б) концертный

26.Когда начался период развития русской музыки, именуемый советским или отечественным? Позже…

а) 1941 года

б) 1905 года

в) 1917 года

27.В каком жанре не работал А.С. Даргомыжский?

а) Опера

б) Симфония

в) Романс

28.Сколько опер написал В.А. Моцарт?

а) 2

б) 60

в) 17

29.Исполнитель партии Вани в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» поет…

а) басом

б) контральто

в) тенором

30.Сколько струн у струнно-смычковых инструментов (скрипки, альта).

а) 2

б) 3

в) 4





















Викторины по музыкальной литературе

Для выпускного экзамена.


Вариант А

  1. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «В пещере горного короля».

  2. И. Брамс. Венгерский танец № 5 фа диез минор.

  3. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро», 4 действие. «Танец маленьких лебедей».

  4. В.А. Моцарт. Соната № 11 Ля мажор, 3 часть «Турецкое рондо».

  5. К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». «Лебедь».

  6. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик», 1 действие. Марш.

  7. Л. Бетховен. Симфония № 5 до минор, 1 часть, «мотив судьбы» и главная партия.

  8. И.С. Бах. Токката и фуга ре минор, токката.

  9. П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 5 картина. Сцена дуэли. Ария «Что день грядущий мне готовит?»

  10. Д.Д. Шостакович. Симфония № 7 До мажор, «Ленинградская», 1 часть. Эпизод нашествия.

  11. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь», 1 действие, 2 картина. Хор бояр «Мужайся, княгиня».

  12. Ф. Мендельсон. Музыка к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Свадебный марш».

  13. А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка», 1 действие. Ария Мельника.

  14. Ф. Шопен. Вальс до диез минор, соч. 64 № 2, первая и вторая темы.

  15. А.И. Хачатурян. Балет «Гаянэ», 3 действие. «Танец с саблями».

Вариант B

  1. Л. Бетховен. «К Элизе».

  2. Э. Григ. Норвежский танец № 2 Ля мажор.

  3. Ф. Шуберт. «Аvе Маria».

  4. Л. Бетховен. Соната № 8 до минор, «Патетическая», 3 часть.

  5. В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», 1 действие. Ария Фигаро «Мальчик резвый…»

  6. М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра.

  7. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог, 2 картина. Ариозо Бориса «Скорбит душа».

  8. П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» 4 картина. Вальс на балу у Лариных.

  9. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь», 2 действие. Половецкие пляски.

  10. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик», 2 действие. «Танец Феи Драже».

  11. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 часть. Вступление. Тема Шехеразады.

  12. Ф. Шуберт. Симфония № 8 си минор, «Патетическая», 1 часть, главная партия.

  13. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Песня Сольвейг»

  14. С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта», 1 действие. «Танец рыцарей».

  15. Ф. Шопен. Полонез № 1 Ля мажор.









Список используемой литературы:

  1. Шорникова М. Музыкальная литература. Первый год обучения. Ростов-на-Дону, 2003.

  2. Шорникова М. Музыкальная литература. Второй год обучения. Ростов-на-Дону, 2003.

  3. Шорникова М. Музыкальная литература. Третий год обучения. Ростов-на-Дону, 2003.

  4. Шорникова М. Музыкальная литература. Четвертый год обучения. Ростов-на-Дону, 2003.

  5. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М., 1996.

  6. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Для 4 класса ДМШ. М., 1984.

  7. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5 класса ДМШ. М., 1990.

  8. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов ДМШ. М., 1983.

  9. Прохорова И. Советская музыкальная литература. Для 7 класса ДМШ. М., 1989.

  10. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители В. Владимиров, А. Лагутин. М., 1987.

  11. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Для 5 класса ДМШ. Составитель И. Прохорова. М., 1990.

  12. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. Для 6-7 классов ДШИ. Составители Э. Смирнова, А. Самонов. М., 1993.

  13. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода. Для 7 класса ДШИ. Составил и переложил для фортепиано А. Самонов. М., 1993.

  14. Золотницкий Д. История музыки. С-П., 2001.

  15. Энциклопедический музыкальный словарь. Составитель Барановская. Ростов-на-Дону, 1998.

  16. Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск I. М; 2001г.

  17. Калинина Г. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск II. М; 2001г.

  18. Калинина Г. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Выпуск III. М; 2001г.

  19. Калинина Г., Егорова Л. Музыкальная литература. Тесты по отечественной музыке XX века. Выпуск IV. М; 2001г.

  20. Кутушова К. Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2001г.