СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие «СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена проблеме организации процесса духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении (далее ОУ). В работе представлены фрагменты конспектов занятий по духовно - нравственному воспитанию студентов среднего профессионального образования (далее СПО) в рамках проведения внеклассных уроков духовности «СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни» на базе Адыгейского педагогического колледжа им.Х. Андрухаева.

В учебно - методическом пособие даны практические рекомендации по организации работы по духовно- нравственному воспитанию студентов.

Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам, работникам сферы образования.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни»»

Учебно-методическое пособие

«СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни»

Работа посвящена проблеме организации процесса духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении (далее ОУ). В работе представлены фрагменты конспектов занятий по духовно - нравственному воспитанию студентов среднего профессионального образования (далее СПО) в рамках проведения внеклассных уроков духовности «СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни» на базе Адыгейского педагогического колледжа им.Х. Андрухаева.

В учебно - методическом пособие даны практические рекомендации по организации работы по духовно- нравственному воспитанию студентов.

Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам, работникам сферы образования.

Актуальность работы: Современная эпоха требует от людей придерживаться законов общества, стереотипного мышления толпы, все человечество кричит, что «следует брать от жизни все - и даже больше»; достигать своих целей, невзирая на окружение, т.е. «идти по головам»; уважение, понимание, принятие чужого мнения, внимание и любовь к друг другу постепенно стираются «ластиком современности». Для того, чтобы люди нашего времени соответствовали высокому званию ЧЕЛОВЕК, за две тысячи лет до Рождества Христова, Господь Бог подарил людям правила человеческой жизни. Эти правила знаменуются - 10 заповедей Божьих или Законом Божиим.

Данные заповеди жизни следует знать и соблюдать, для того чтобы почувствовать эту жизнь, наполненную Божьим светом, любовью близких, взаимопониманием и удовлетворенностью от своего существования на этой земле. Чтобы такие слова, как высокая красота, польза, совершенство, сила духа, мудрость, смелость, справедливость характеризовали человека как личность.


Уроки духовности

«СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни»

Занятие 1: Вводная часть.

Цель: Дать учащимся представление о десяти заповедях духовного закона; ознакомить с правилами поведения по отношению к Богу и друг другу.

Задачи:

  1. Сформировать духовно- нравственные ценности жизни у студентов;

  2. Ознакомить учащихся с Русской Православной Церковью;

  3. Возродить национальное и духовное сознание;

  4. Воспитать достойного гражданина и патриота страны;

  5. Развить творческие способности у студентов.

Формы работы:

Беседы, творческие занятия, экскурсии, введения рабочей тетради - духовное самопознание «СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни».

Основные термины:

  1. Бог воспринимается как бестелесный и невидимый Дух. На страницах Ветхого Завета есть свидетельство о том, что человеку не дано видеть Бога и остаться при этом живым. Подобно тому, как лучи солнца, согревающие всё земное, способны ослепить того, кто дерзнёт поднять свой взор к сияющему диску, так и великая святость Божества недоступна для человеческого созерцания.

  2. Заповедь - в переводе это слово обозначает: «поведение», «требование».

  3. Благочестие - соблюдение правил веры, соединение с добрым и хорошим поведением.

  4. Молитва – это разговор человека с Богом.

  5. Кумир - предмет или вещь, которым поклонятся, слово Богу.

  6. Скрижали - каменные доски, на которых были начертаны Заповеди Божии.

  7. Грех - действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога).


Краткое содержание лекции

«Десять заповедей Божьих»

Апостол и евангелист Иоанн Богослов определил, что «Грех – это преступление против Закона». Человеческими законами являются: конституция, федеральные, местные, ведомственные и прочие. Апостол же говорил о законе Духовном - о Законе Божием. Закон Божий это всего десять простых предложений - заповедей, которые наизусть может запомнить ребенок и взрослый, и ученый, и неграмотный, и здоровый, и больной человек.

Закон Божий диктует человеку, как существовать в неизведанной нам жизни, как быть в безопасности, как не причинить вред другим людям, животным, птицам, деревьям, всей земле и окружающему нас миру. Показывает человеку, как правильно развиваться, быть здоровым и счастливым на протяжении всей своей жизни, чтобы у детей, внуков и правнуков все было хорошо.

Закон Божий так же называют духовно-нравственным. Так как первые четыре заповеди духовные - говорят о правильных отношениях человека с Богом и с Миром духовным. Остальные шесть заповедей нравственные - о правильных нравственных взаимоотношениях людей друг с другом.

Бог пообещал людям, кто соблюдает эти правила жизни, то для такого человека Он будет особым помощником, советчиком и защитником «Я буду Ваш Бог, а вы будете мои люди». Не все в жизни зависит от человека. Невозможно справиться со сложными обстоятельствами самому. Близкие и родные люди, друзья, деньги могут не помочь справиться с трудностями. В такие моменты следует обратиться за Божьей помощью. Такая поддержка всегда необходима не только когда все плохо, и тогда, когда радостно. Кроме того, соблюдение заповедей Божиих помогает защитить и сберечь человеческую душу в жизни вечной.

Вопросы, активизирующие мышление студентов:

Кто дал людям Заповеди? Что нужно делать каждому человеку, чтобы получить помощь от Бога? О чем говориться в Заповедях Божьих? Почему Заповеди были написаны на двух скрижалях?


Занятие 2 - Основная часть.

Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Цель: Дать доступное понятие о Боге, о духовном мире, о человеке как творении Божием.

Бог един, и нет других Богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Заповедь говорит о том, что любой человек, живущий на земле должен быть верующим, знающим своего Бога, творца мира, помощника и покровителя людей. Настоящего, живого, реально существующего, а не придуманного. Если человек знает настоящего Бога, то он будет иметь и правильные понятия о духовном мире, о человеческой душе, об истине и грехе. А для незнающего Бога реальностью становится лишь то, что он видит глазами и слышит ушами. Для такого человека самое главное это еда, питье и материальные удовольствия. Ведь нет для него вечной жизни, ответственности за свое будущее, за других людей, за окружающий мир. Только собственное «Я», а на других все равно. Так человек разрушается сам

и разрушает все вокруг себя.

Мы знаем о Боге из окружающего нас мира, из священного писания и священного предания. Сам Сын Божий Иисус Христос поведал нам о Боге. Бог един. Мы зовем его Святая Троица, или Отец и Сын и Святой Дух. Не три отдельных бога, а именно один, который одновременно по разному показывает себя человеку, то, как Отец, то, как Сын, то, как Дух Святой. Называя Бога Отцом мы вспоминаем, что Он создал вселенную, космос, землю, моря и водопады, горы и пустыни, рыб, птиц, животных и людей, все живые существа, все атомы и молекулы, природу и пустоту, время и пространство, все виды энергий. И еще другие миры духовные с многообразными духовными существами, ангелами, демонами и различными духами. При этом Он один каждый миг следит и помогает каждому существу Им созданному, задает им правила жизни, помогает, исцеляет. Человек не может Бога охватить своим разумом, поэтому для познания Бога нужна вера и поступки по вере.

Практическое задание 1: Напишите в рабочую тетрадь «Духовное самопознание», какие чудеса Божии случались в вашей жизни?


Занятие 3.

Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Цель: Рассмотреть с учащимися понятие о кумирах, почитание которых приводит к заблуждению, ошибкам, обману, суевериям.

Слово «кумир» с древнегреческого переводится на русский язык как сотворенные Богом предметы, существа, энергии, ошибочно принимаемые за Самого Бога. Душа человека всегда стремится к своему Творцу, к Его гармонии, любви, вечности, справедливости. Но если человек Бога не знает, то ищет его там, где его нет. Духовный мир является творением Божиим. Когда человек Бога не знает, а хочет приобщиться к чему-то светлому, сверхъестественному, пытается установить связь с ангелами, различными энергиями, для этого изучает чуждые философии, религии, «тайные знания». Иногда случается, что он вдруг начинает видеть, или домысливать то, что человек в обычном состоянии не видит и не ощущает, иногда даже может появиться какая - нибудь сверхспособность. Вскоре после этого возникает истощение душевных сил, потеря здоровья или разума, или здоровья своих близких, преследует чувства страха и уныния. Причина в том, что когда грешный человек, не знающий Бога, пытается общаться со светлыми духами, почти всегда, заблуждается и на самом деле встречает демонов. Из Священного писания известно, что Ангелы общаются с людьми, только в одном случае, если это велит им Сам Бог, а не по желанию человека, и только с людьми подобными себе - святыми с чистыми светлыми душами.

Не ищи себе кумира на земле. Земля - это тоже творение Божие.

Земля это мир материальный - природа, почва, вода, воздух, вулканы и водопады, рыбы и птицы, природные стихии, космос и человек. Когда мы не

знаем Бога, то чаще всего ищем Его любви, справедливости, гармонии в природном мире. А ближе всех к себе - я сам, я и есть Истина. Это заблуждение называется гордыней. В этом случае человек использует все и всех для своей личной выгоды. Страшно общество из таких людей, где каждый сам за себя, где каждый готов продать и предать другого. В кругу ближних своих человек находится как в стане врагов. Кумиром могут быть звезды, в этом случае мы верим и надеемся в основном на них, слушаем астрологов, забывая о том, что одна молитва Богу изменяет любые предсказания. Кумиром могут быть и деньги, в том случае, когда человек обожествляет их, когда уже не деньги обслуживают человека, а он их. Денег становится больше, но искренности, мира, жизненного смысла меньше.

Не сотвори себе кумира под землей низу - в мире духовном, который находится ниже материального мира. Смысл заповеди: не вызывай демонов из их мира в наш мир - мир природы, не будь их проводником. С Богом ты гораздо сильнее любых темных сил и обстоятельств.

Практическое задание 2 : Запиши в рабочую тетрадь «Духовное самопознание» о том, почему нельзя покланяться выдуманным кумирам?


Занятие 4.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно».

Цель: Изучить понятия об именах Божьих, о молитве домашней и церковной. Дать понятие о том, почему нельзя употреблять имена Божии понапрасну.

Произносить имя Божие всуе значит - напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди. Имя Божие - святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Имена Божие: Отец, Сын, Дух Святый, Иисус Христос, Саваоф, Яхве, есть и другие имена, которые написаны в Новом и Ветхом заветах. А также имена святых. Запрещается произносить имена в пословицах, в поговорках, в ругательствах и сплетнях. Как советуют святые отцы, молитву к Богу нужно исполнять особенно, с любовью, с сердечным теплом. От состояния сердца зависит, кому обращена молитва, кого ты называешь Богом. Почитайте Ветхий Завет, и увидите, какое существо впервые возгордилось, объявило себя Богом и что после этого с ним произошло; это Денница бывший ангел света, а теперь люди его называют дьяволом, сатаной. Произносить имена Божии правильно следует в сердечных молитвах с любовью к Богу, к людям, к миру, о которых молишься и при необходимости, для воспитания, исцеления, миротворчества, защиты или обучения и т.д.

Экскурсия в православный храм.

Цель: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам и иконам.


Занятие 5.

Четвертая заповедь о людях и о Боге: «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему».

Цель: Рассмотреть понятия о труде и лени. Проанализировать, как люди посвящают свое личное время Богу.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда вспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане ходят на Божественную литургию, причащаются Святых Христовых Таин. День воскресный человек посвящает молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, следует помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. В этот день благодарят Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь. Заповедь напоминает, что время идет. Не откладывай свои дела на потом.

Практическое задание 3: Проследи за собой в течение трех дней, на что тратишь свое время (смотришь телевизор, листаешь ленту в instagram, разговариваешь по телефону и т.д. или выполняешь полезные дела - отвел сестренку в детский сад, сходил за покупками, почитал духовную литературу и т.д.) запиши свои наблюдения рабочую тетрадь «Духовное самопознание».


Занятие 6.

Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Цель: Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение родителей и детей через совместную познавательную деятельность. Сформировать осознание о важности родительского слова, почитание и уважение взрослых.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей - значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти - о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, - воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Бог источник жизни, источник любви с первых дней жизни человека изливается через родителей на ребенка. Отец, мать, бабушка, дедушка любят ребенка. Внешне их любовь проявляется во взгляде, в заботе, во всем. Божественная любовь заполняет, укрепляет ребенка, делает его более живым, устойчивым духовно, морально, физически к испытаниям этого мира. В духовном смысле родители с первых дней жизни являются как бы проводниками между Богом и человеком. И пока ребенок не оторвался от родителей, он часто испытывает божественное присутствие, ощущая гармонию, защищенность, мир и любовь - счастье. А в тех случаях, когда родители о нем забывают, сердятся на него, в эти мгновения прекращается поток Божественной любви и ребенок глубоко и искренне переживает душевную пустоту и душевную боль. Наступает возраст, когда ребенок взрослеет, знакомится с окружающим его миром, учится самостоятельности и постепенно отходит от родителей. Начинает грубить, не уважать родителей закрываться от них. Тем самым он сам прерывает духовную связь с Богом. У него происходит душевное опустошение, и он не понимает почему. Особенно если родители не воспитали его в вере. Он начинает интуитивно искать Бога там, где Его нет в мирских развлечениях, в друзьях, в деньгах и так далее, со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, в обществе, человеку, не почитающему родителей, трудно вести себя положительно. Ведь если он не уважает мать и отца, то естественно не уважает старших братьев и сестер, командиров, начальников. Там где много таких людей дисциплины и коллективных успехов нет. Уговоры и объяснения на такого человека не действуют. Только страх или личная выгода заставляет такого трудиться. Там же, где коллективы людей почитающих своих родителей, там большее взаимопонимание и поддержка, там успехи, и победа.

В воспитании ребенка нужно помнить, что он инстинктивно подражает родителям и со временем, как правило, становится таким же, как они. Если Родители только словами учат ребенка уважать родителей, а сами, оказывая внимание к ребенку, не совершают красивых поступков по отношению к собственным родителям, то когда ребенок вырастет таким же. Старость таких родителей одинокая, без поддержки детей.

Практическое задание 4: В рабочую тетрадь запишите ласковые, добрые слова, которыми вы называете своих родных и близких: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, друг, подруга и т.д.


Занятие 7.

Шестая заповедь: «Не убивай».

Цель: Сформировать ценности человеческой жизни.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов. Самоубийство - страшное духовное преступление. Это - бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно.

Люди с вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, непрощение обид - все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), - говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство - духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

К сожалению сегодня, люди, не придающие значения духовному свойству слова, совершают этот грех даже в отношении самых близких людей. Кстати, некоторые матерные слова изначально являются проклятиями. Но, чем ближе человек приближается к Богу, тем больше он следит за своей речью, за помыслами, за своим душевным состоянием. Больше благословляет, а не проклинает. Вокруг такого человека и внутри его умиротворение и порядок.

Практическое задание 5: Напишите эссе на тему «Словом можно убить, словом можно спасти».


Занятие 8.

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».

Цель: Сформировать правильное понимание о любви, верности, долге, уважении во взаимоотношениях.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). У людей существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, - тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди. Бог - любовь, гармония, чистота во взаимоотношениях мужчины и женщины. Семейные ценности - любовь, верность, ответственность. Диавол в семье - ложь, ненависть, себялюбие, блуд, неверность.

Практическое задание 6: В рабочую тетрадь «Духовное самопознание» запишите ценности вашей жизни. Проанализируйте, находятся ли ваши ценности в балансе? Какой ценности вы отдаете предпочтение? На каком месте стоит ценность - «Духовное развитие»?

Занятие 9.

Восьмая заповедь: «Не кради».

Цель: Дать представление о том, что воровство - это тяжкий грех. Присвоение себе чужого это преступление.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности - как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно. К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (Ин 12, 6). Воровство это несправедливость по отношению к честным людям. Воровство наказывается людьми и Богом. Воровство влечет за собой ложь и другие преступления. Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Практическое задание 7: Находясь в полной тишине и покое, подумай и запиши свои рассуждения и чувства в рабочую тетрадь по следующим ситуациям: 1. Если у человека украли дорогую и любимую ему вещь, что при этом он почувствует? 2. Если у меня похитили самое ценное в моей жизни, какие мысли и чувства я испытываю?

Занятие 10.

Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Цель: Закрепить понимание учащихся, что ложь, вранье, сплетни, наговоры на другого человека происходят от завести и зла.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой - враг мой», - говорят в народе, и действительно язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешат против девятой заповеди не только тогда, когда возводят клевету на ближнего, но и когда соглашаются со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), - предупреждает Спаситель. Осуждать - значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Практическое задание 8: В рабочей тетради напишите 10 положительных и 10 отрицательных характеристик своего друга/подруги. Что получилось написать быстрее: хорошее или плохое?

Занятие 11.

Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Цель: Проанализировать слова, поступки, дела, мысли, которые зарождаются в душе человека.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он - семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога -залог человеческого счастья.

Данная заповедь говорит о том, что человек обязан контролировать свои желания. Желания разрушить чужое счастье ради своего, желание поработить своих друзей, родственников, коллег, использовать их в целях наживы, желание отнять, завладеть чужим имуществом, деньгами, вещами, правами - эти желания явно не от человека и не от Бога. Они разрушают мир вокруг человека и самого его изнутри. «Из доброго сердца исходит только доброе, а из злого только злое» - это слова Спасителя. Сначала возникает желание, потом мысль потом слово и действие. Слова и поступки обычно люди контролируют, хотя часто с большим трудом. Как же проконтролировать желания и не принять зла в сердце? Церковь Божия помогает научиться этому. Есть различные средства, общие для всех и индивидуальные для каждого. С Божией помощью все легко и возможно.

Практическое задание 9: Поразмышляйте над словами Св. Луки «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», свои размышления запишите в рабочую тетрадь «Духовное самопознание».





Перечень мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию студентов СПО:

1.Беседы с настоятелями храмов г. Майкопа. Тема: «Чистота помыслов, как основа нравственной жизни»;

2. Круглый стол. Тема: «Актуальность заповедей жизни в настоящее время»;

3. Просмотр видео-уроков «Христианские символы»; фильмы «О блаженной Ксении Петербургской»; мультфильм: «Необыкновенное путешествие Серафимы» и т.д.

4.Выставка книг «Духовное чтение»;

5. Творческая мастерская: рисунки, поделки, постройки, фотографии.

6. Акция « Добрые сердца» (посещение детского сада, школы, проведение бесед о Боге с детьми дошкольного возраста и школьниками; чтение детской библии).

7. Эстафета «Полезные дела»: ремонт книг, полив растений, игры с детьми «Доброе словечко», «Скажи ласково» и т.д.

8. Экскурсия «Дорога к храму»;

9. Виртуальная экскурсия «Храмы России»;

10. Мероприятие с участием родителей учащихся «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в современный инновационный век».







Рабочая тетрадь

Духовное самопознание

к курсу занятий:

«Сердцем к небу»

Ф,И,






«СЕРДЦЕМ К НЕБУ-

10 заповедей жизни»


1.Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

4.Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6.Не убивай.

7.Не прелюбодействуй.

8.Не кради.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.










Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Верите ли вы в Бога?

2.Кроме веры и молитвы, что нужно вам для того чтобы получать помощь от Бога?

3.Кто из ваших близких верит в Бога и посещает храм?

4.Что вы знаете о Боге?

5. Кто такой Господь?

6.Умеешь ли ты молиться, знаешь молитвы (какие)?

7 .Как и почему нужно почитать истинного Бога?

8 . Что обозначают христианские символы?

Р ыба - Ίχθύς

Добрый пастырь

Птицы

Животные

Р астения

К орабль и якорь

К рест



Задание 2: Напишите, какие чудеса Божии

случались в вашей жизни?

Задание 3: Порассуждайте и запишите и о том, почему нельзя покланяться выдуманным кумирам?




Задание 4: Запиши свои наблюдения за собой, какие полезные и отрицательные дела, поступки, мысли накопились за несколько дней в нижеприведенную таблицу.


Добрые, полезные дела и мысли

Отрицательные поступки, помыслы

поход в храм на воскресную

службу

н акричал на младшую сестру

п омогла маме убраться

по дому

р азозлился на друга

















Задание 5: Вспомните и запишите ласковые, добрые слова, которыми вы называете своих родных и близких.

Мама - мамочка, любимая, красивая……

Задание 6: Напишите эссе на тему «Словом можно убить, словом можно спасти».


Задание 7: Поставьте баллы от 0 до 10, где находятся ваши ценности жизни. Находятся ли ваши ценности в балансе? Какой ценности вы отдаете предпочтение? На каком месте стоит ценность «Духовное развитие»?




















Устраивает ли вас такое распределение жизненных приоритетов и ценностей или хочется что-то поменять, если «Да», то запишите, что именно, и что для этого следует предпринять?


Задание 8: Находясь в полной тишине и покое, подумай и запиши свои рассуждения и чувства по следующим ситуациям:



1.Если у человека украли дорогую и любимую ему вещь, что при этом он почувствует?










2. Если у меня похитили самое ценное в моей жизни, какие мысли и чувства я испытываю?












Задание 9: Напишите 10 положительных и 10 отрицательных характеристик своего друга/подруги. Что получилось

написать быстрее: хорошее или плохое?


Положительные качества

Отрицательные качества

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10


Поразмышляйте, почему приходят такие мысли?

Учение Оптинских старцев: «Гордость мешает нам признавать себя хуже других, мешает принять смирение, в котором гаснут недовольство, раздражительность, гневливость и другие греховные наклонности. Гордый человек отягощен постоянными помыслами осуждения других, он мысленно и вслух ругает других, полагая себя во всем более осведомленным. Если человек не закоснел в гордости, т.е. не утратил способность замечать ее в себе и сожалеть об этом, то он рано или поздно захочет смириться. Смиряющимся старец советует помнить о том, что самые лучшие наши дела и самая исправная жизнь всего лишь капля в неизмеримом море добра, которое заключают в себе заповеди Божии. Ощущение этой разности масштабов, несоизмеримости того, что делаем мы, и того, что подразумевают заповеди, и смиряет нас». Преп. Амвросий






Задание 10: Поразмышляйте над словами Св. Луки «Как

хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте

с ними».

ЦИТАТЫ ИЗ БИБЛИИ


Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то,

ч то выходит из уст, оскверняет человека… (Мф.15.11,16-19)



Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 

(Мф. 6. 19-21)





Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…

 (Мф. 7. 7-9)





Какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

( Мк. 4. 24-25)



Уроки духовности

«СЕРДЦЕМ К НЕБУ- 10 заповедей жизни»

М ероприятие для детей дошкольного возраста - «День национальных культур». Я патриот своей страны! Воспитание духовно- нравственных ценностей ребенка.

















Беседа о добре и зле с детьми

дошкольного возраста














Игры на сплочение коллектива





Акция « Добрые сердца» (посещение детского сада, школы, проведение бесед о Боге с детьми дошкольного возраста и школьниками; чтение детской библии).







Поэзия для души

Все жалуются на свою жизнь

И не ценят ее не капли

Мы все куда-то спешим

И забыли о состраданье.

Все говорят: «Жизнь трудна!»

Но в чем заключается трудность?

Испив свою чашу до дна,

Мы просто ждем свою участь

В нашей жизни есть два главных дня.

Многие скажут: « Всего?»

Но это дни, когда ты родился

И осознал для чего!

Как прекрасна жизнь, посмотри!

А мы ведь ее не ценим…

Счастлив тот, кто умеет любить,

А не тот, у кого много денег!

В мире столько прекрасных вещей,

А мы их не замечаем.

Мы все время куда-то спешим

И не о том постоянно мечтаем.

Не замечаем тех, кто рядом,

Оставляя их на потом

Не понимая, что в них наше счастье

И рядом с ними наш дом.

Люди, цените жизнь!

И тех, кто всегда с вами рядом!

Студентка АПК

Соловьева Татьяна, 4 Б.

Мир призадумался, хватит мечтать!

Стоит реальности правду узнать

Есть одна правда и истина есть,

Нету в ней лжи , не присутствует лесть…

Бог - твоя истина, Бог-это жизнь.

Только лицом ты к нему повернись,

Сердце открой, будь ко встрече готов,

Любит и ждет сам Спаситель Христос!

Студентка АПК

Мурзина Руфь, 1 Б.

Э кскурсия «Дорога к храму»









































Фото православных храмов Росси

М олчанова Ангелина, март 2020.