Учебно-опытный участок как средство организации внеурочной деятельности по биологии
Внеурочная деятельность по биологии – это и проекты, и объединения по интересам, проведение предметных недель, олимпиад, участие в конкурсах, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке.
Учебно-опытному участку отводится важное место в познании природы. Это естественная лаборатория под открытым небом, в которой проводятся практические занятия и осуществляется внеурочная деятельность. Организация работы на участке нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растений, экологическое воспитание.
Организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:
Совершенствованию биологических и экологических знаний и умений;
формированию практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями;
формированию интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающие среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
развитию интереса учащихся к изучению растений;
формированию у учащихся ответственного отношения к труду, окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению;
развитию интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за ними.
На базе школы функционирует учебно-опытный участок площадью 0,18 га и служит базой для проведения уроков, сельскохозяйственных и практических работ связанных с выполнением программ по биологии и технологии. В процессе работы на УОУ расширяются и углубляются знания, полученные на уроках биологии и других сопутствующих школьных предметах. В нем присутствуют все основные отделы согласно положению о школьных УОУ.
С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию цветочно-декоративных и овощных культур. На предмете окружающий мир получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества. Экскурсии на пришкольный участок имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке во время летней учебной практики.
В основной школе на учебно-опытном участке проводятся уроки биологии, уроки сельскохозяйственных трудов, занятия внеурочной деятельности, летняя учебная практика.
Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опытном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий, исследовательская работа.
Учащиеся сами проводят все сезонные работы: подготовку почвы, посев, посадку рассады, уход за растениями, уборку и сбор семян, заготавливают гербарный раздаточный материал для уроков биологии.
Формы работы на пришкольном учебно-опытном участке могут быть самыми разнообразными, но опытническая работа была и остается главной формой деятельности учащихся. Содержание опытнической работы в школе вытекает из учебных программ и может дополняться в зависимости от интересов учащихся, задач, которые ставят организаторы, от условий почвенно-климатической зоны и особенностей местного хозяйства. Опытническую работу выполняют все классы. После проделанной работы делаются выводы и работы оформляются в виде папок и презентаций. Наиболее успешные работы внедряются при выращивании культур на пришкольном участке.
Важное место в работе сельской школы занимает летняя практика учащихся на УОУ. В этот период у школьников появляется реальная возможность применить теоретические биологические и сельскохозяйственные знания, отработать большинство агротехнических приемов выращивания культурных растений, перевести теоретические знания в умения и навыки. Важно, чтобы проводя опытническую работу, учащиеся видели результаты своего труда.
В целях повышения значимости УОУ в образовательном процессе, ежегодно участвуем в районных и областных конкурсах. Организуем выставки цветов и овощей. Принимаем активное участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Школа с 2017 года занимает 3 место в областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков.
Таким образом, учебно-опытный дает возможность широко применять полученные знания, умения и навыки на практике, способствует развитию самостоятельности школьников к проявлению ими инициативы, прививает любовь к родной природе, сельскому хозяйству, повышать интерес к науке.