СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 11. по теме: «Резка металла ножовкой и труборезом» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 11. по теме: «Резка металла ножовкой и труборезом» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 11.


Резка металла ножовкой и труборезом


Учебная цель: упражнения по установке ножовочного полотна в станок, освоить держание ножовоч­ного станка, резание пруткового, квадратного, полосового металла, труб и уголка по разметке и без поворота ножовочного станка.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам:

Детали в сечении должны иметь форму:

а) круга диаметром 10 мм; квадра­та со сторонами от 15 до 25 мм;

в) полосы шириной до 40 мм;

г) трубы диаметром до 20 мм;

д) уголки со сторонами до 30 мм.

Материал: сталь конструкцион­ная.

Б. Примеры работ: заготовки про­изводства; производственные детали; кольца для ручек напильников; заго­товки из угловой стали: 25×25 мм; 30×30 мм.

Оборудование и приспо­собления: тиски параллельные;

трубные прижимы; труборезы; плос­кие деревянные бруски; деревянные колодки.

Инструменты и материалы: напильники трёхгранные; мел; масло.


Упражнение 1. Подготовка ножовочного станка
(рис. 34, а)


Выбор ножовочного полотна:

а) для разрезания мягкого металла применять ножовочные полотна с крупным шагом s (16 – 18 зубьев на 1 дюйм); для разрезания тонкого полосового металла – ножовочные полотна с мелкими зубьями (22 – 23 зуба на 1 дюйм), а для разрезания самого тонкого листового металла – 24 – 32 зуба на 1 дюйм;

б) для слесарных работ пользуются преимущественно ножовочным по­лотном с шагом s = l,5 мм, при кото­ром на длине 25 мм насчитывается примерно 17 зубьев;

в) при длинном пропиливании брать ножовочные полотна с крупным шагом, а при коротком — с мелким шагом;

г) ножовочные полотна выпуска­ются с углом заострения 43—60°. Для разрезания более твёрдого металла применять полотна, у которых угол заострения больше, а для разрезания мягких металлов — меньше. Полотна с большим углом заострения более износоустойчивы.

Установка ножовочного полотна в прорези головки:

а) вставить ножовочное полотно в прорези головки станка так, чтобы зубья были направлены от ручки (рис. 34, в), а не к ручке;

б) отверстия в ножовочном полот­не установить точно против отверстий в головке ножовочного станка;

в) передний хвостовик 4 должен выходить из головки 3 на 10 —12 мм для возможности натяжки полотна;

г) штифт 2 должен входить в про­резь головки 3 (рис. 34, б);

д) в отверстие головки и полотна вставить штифты 2, диаметр которых должен соответствовать диаметру от­верстий.

Натяжка ножовочного полотна:

а) натяжку ножовочного полотна производить вручную без больших усилий (запрещается применение плоскогубцев, ручных тисочков) лёгким вращением барашка 5;

б) степень натяжки проверить лёгким нажатием пальца на полотно сбо­ку: если полотно не прогибается, то натяжка достаточная (рис. 34, г).

Примечание. Ни в коем случае не допускать очень сильной или очень слабой на­тяжки полотна, так как это приведёт к его поломке, поэтому собранную ножовку обяза­тельно нужно проверить. При натяжке полотна из-за опасности раз­рыва полотна надо держать ножовку на неко­тором расстоянии от лица.

Упражнение 2. Освоение рабочего положения при резке ножовкой

Рабочая поза при резке метал­ла:

а) установить высоту тисков по росту: правая рука с ножовкой, уста­новленная на губки тисков (в исход­ное положение), согнутая в локте, должна образовать прямой угол (90°) между плечом и локтевой частью руки;

б) встать перед тисками свободно и устойчиво, вполоборота по отноше­нию к губкам тисков или к оси разре­заемого предмета;

в) корпус развернуть влево от тис­ков под углом 45° (рис. 35, а);

г) левую ногу несколько выставить вперёд, примерно по линии разреза­емого предмета и на неё опирать корпус;

д) правая нога должна быть повёрнута по отношению к левой на угол 60—70°, при этом расстояние между пятками должно быть 200—300 мм (рис. 35, а).

Положение рук (хватка) работа­ющего:

а) рукоятку ножовки захватывают пальцами правой руки (большой па­лец накладывают сверху, остальные пальцы поддерживают рукоятку сни­зу), конец ручки упирают в ладонь (рис. 35, б). Не следует вытягивать указательный палец вдоль ручки и глубоко захватывать рукоятку, так как конец ее будет выходить из кисти, что может привести при работе к травме руки;

б) левой рукой держать рамку но­жовки, как показано на рис. 35, в. Четырьмя пальцами охватывать бара­шек и натяжной болт, а не одну толь­ко рамку; если делать иначе, будет тяжело устранить покачивание ножов­ки во время работы.

Упражнение 3. Резка круглого металла

А. Резка металла без по­ворота ножовочного полотна

а) нанести мелом разметочную риску места разреза;

б) закрепить деталь в тиски в го­ризонтальном положении так, чтобы отрезаемая часть находилась справа или слева от тисков. Линия резки дол­жна находиться в 15—20 мм от губок тисков;

в) трёхгранным напильником по разметочной риске сделать в месте разрезания небольшой (1,5—2 мм) пропил, чтобы ножовочное полотно в начале резания не скользило, а вреза­лось в деталь.

Для правильного начала резки на неразмеченной детали у места реза ставят ногтём большой палец левой руки и полотно ножовки прижимают вплотную к ногтю (рис. 36, о), ножов­ку держат только правой рукой. Ука­зательный палец этой руки вытягива­ют вдоль руки сбоку. Это обеспечива­ет устойчивое положение ножовки во время начала реза;

г) при резании соблюдать следую­щие правила: в работе должно участ­вовать не менее 3/4 ножовочного по­лотна; делать 40—50 рабочих движе­ний в минуту; нажим на ножовку де­лать только при движении вперёд; заканчивая разрезание, поддерживать отрезаемый кусок рукой.


Упражнение 4. Резка полосового и квадратного металла


Закрепить заготовку в тисках так, чтобы она выступала над губками тисков на 15—20 мм и линия реза бы­ла перпендикулярна губкам тисков.

Трёхгранным напильником в месте реза сделать неглубокий пропил для лучшего направления ножовки.

В начале реза ножовку накло­нить немного в сторону от себя (или на себя). По мере врезания наклон постепенно уменьшать до тех пор, пока рез не дойдёт до противополож­ной кромки заготовки. Затем осуще­ствлять резку при горизонтальном по­ложении ножовки (рис. 36, б).

Резать металл не по ширине, а по узкой стороне; это, однако, можно допустить только в том случае, когда ширина стороны больше, чем 2,5 ша­га зубьев полотна.

Примечание. Ножовкой можно резать полосовой материал только в том случае, если его толщина больше расстояния трёх зубь­ев ножовочного полотна. Более тонкий материал зажимают в тиски между двумя де­ревянными брусками и разрезают.


Упражнение 5. Резка тонкого листового металла

Подготовить деревянные бруски (плоские).

Зажать между плоскими дере­вянными брусками по одной или не­сколько штук заготовок.

Установить бруски вместе с за­готовками в слесарных тисках.

Резать заготовки вместе с брус­ками (рис. 36, в).


Упражнение 6. Резка труб ножовкой

Отметить линию разрезания мелом.

Зажать трубу в тисках в дере­вянной колодке (рис. 36, г) или в спе­циальных зажимах (рис. 36, д) так, чтобы не смять трубу.

Резку осуществлять ножовочным полотном с мелким зубом.

В начале резки ножовку дер­жать горизонтально. После того как зубья полотна войдут в металл, но­жовку следует наклонить на себя и, время от времени повёртывая заготов­ку на угол 45—90° от себя, продол­жать резку.

Число двойных ходов должно составлять 35—45 в минуту.


Упражнение 7. Резка труб труборезом


На конец зажатой в прижиме трубы надеть труборез 6.

Вращая рукоятку 5 трубореза вокруг своей оси по часовой стрелке, подвести подвижный ролик 4 до со­прикосновения со стенками трубы.

Сделать один оборот труборезом трубы и проверить линию реза. Если она одинарная и замкнутая, следова­тельно, ролики установлены пра­вильно.

Делать рукояткой 5 движения не полоборота в ту и другую сторону. После каждого движения винт трубо­реза 5 поворачивать на ¼ оборота до полного отрезания трубы.

Место реза смазывать маслом для охлаждения режущих кромок роликов.

Следить за перпендикулярностью рукоятки трубореза и трубы.

В конце разрезания следить за тем, чтобы отрезаемый кусок трубы не упал на ноги.

Резка металла с поворо­том ножовочного полотна

Ножовкой с полотном, повёрнутым на угол 90°, производят резку в том случае, когда глубина прореза превы­шает расстояние от полотна до рамки ножовочного станка (рис. 37, а), т. е. при глубоких прорезах.

Сборка ножовочного станка с поворотом полотна на 90°:

а) отпустить барашек и вынуть полотно из станка;

б ) вставить полотно в прорези хво­стовика так, чтобы в рабочем положе­нии рамка ножовочного полотна рас­полагалась горизонтально (рис. 37, б, в);

в) вставить штифты и натянуть полотно барашком.

Резание металла:

а) место прореза располагать сбо­ку или сверху от губок тисков в зави­симости от конфигурации детали;

б) соблюдать все правила резания, указанные выше.

Рис. 37. Резка металла с поворотом ножовоч­ного полотна:


а — без поворота полотна, б — с повёрнутым на 90° полотном, в — работа в замкнутом контуре












Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.